Исследовательская деятельность во внеурочной деятельности по биологии
материал

выступление на РМО учителей химии и биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Каракульская СОШ»

Кызыма Н.С.

Выступление на РМО учителей химии и биологии

учитель химии и биологии МОУ «Каракульская СОШ»

Кызыма Наталья Сергеевна

Тема: Исследовательская деятельность во внеурочной работе по биологии

Современный социальный заказ системе образования направлен на саморазвитие личности ребенка. Конечным результатом обучения выпускника школы должны стать: готовность к самоопределению, способность к рефлексии результатов своего труда, а также умение находить решение, выход из различных ситуаций. В связи с этим изменились требования к труду учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно – ориентированного, исследовательского, проектного подходов. Труд учителя виден в расширении форм социальных и культурных практик на основе идеи креативного потенциала личности ребенка, предоставив ему возможность выбора. А мастерство учителя проявляется в умении возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения, а также в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Я в своей работе считаю наиболее эффективным и приемлемым применение проектно-исследовательских технологий в процессе обучения биологии и во внеклассной работе. Суть этой технологии: стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем, умению практически применять полученные знания. Необходимость внедрения этой технологии, на мой взгляд, заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса.Это технология творческой деятельности. Реализация проектной технологии начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела, или конкретной деятельности. Дети распределяются в группы по интересам, намечают цели и задачи будущей учебной или исследовательской деятельности. Таким образом, становятся подлинными субъектами образовательной деятельности. Каждому находиться задание по интересам: кто–то становиться лидером–организатором, кто-то составляет план работы, кто-то работает художником-оформителем, кто-то ведет исследовательскую работу, проводит опыты. Вот поэтому на этом этапе я практикую технику чтения пометками на полях. Знак «+» означает, что материал знаю, «?» -не знаю, придется проработать, «!» - интересный материал, нужно поискать дополнительную информацию.. Это техника вдумчивого чтения и аналитического мышления. На этом этапе роль педагога резко меняется – перестает быть центральной, он лишь регулирует, определяет общее направление, контролирует время, дает консультации, помогает. Лично я превращаюсь для детей в старшего советника и друга. В моих уроках всегда царствуют демократические отношения, полное понимание и разумная свобода. Мы с учениками разработали большое количество урочных и исследовательских проектов. Также с ребятами разработали два социальных проекта по благоустройству школьного двора.

Работая в малых группах учащиеся разговаривают, размышляют, анализируют и делают выводы. У них развивается коммуникативное мышление. Использую технику критического мышления, которая помогает разделять изучаемый материал на блоки, выявлять самые главные моменты. С лидерами проще работать: они всегда целенаправлены, имеют интерес к изучаемому объекту, ведут за собой других. А вот со слабенькими учениками посложнее, их труднее заинтересовать и мотивировать. Я стараюсь им уделять самое главное - внимание и дать посильную работу. Никогда они не сидят без дела и их работа всегда оценивается. Некоторые слабоуспевающие ученики показывают себя с хорошей стороны при внедрении практических проектов по благоустройству территории.

Ребята на уроках биологии разработали творческие проекты, которые не имеют детально проработанной структуры. Они только намечаются и далее развиваются, подчиняются интересам участников проекта. А информационные проекты, которые мы разрабатываем, направлены на сбор информации о каком – то объекте: «Заповедные территории Карачаево-Черкесской Республики», «Лекарственные растения вокруг нас», «Проблема чистой воды в деревне», «Эволюционное учение». Проектная деятельность имеет практическую направленность и социальную значимость, и отличается четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участниками проекта. К таким проектам можно отнести «Благоустроенный школьный двор». Практический результат очевиден: это благоустроенный школьный двор; чистая и зеленая деревня; дети, ведущие здоровый образ жизни. Таким образом, использование проектно – исследовательской технологии – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

В условиях сокращенных учебных часов, методы, приемы, формы организации процесса обучения идут по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивают планируемые результаты.

В этих условиях внедрение в практику учебно-исследовательской технологии является своевременным. Учебно-исследовательская деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.

Метод учебно-исследовательских задач позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Учебно-исследовательская деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.

Перед тем, как начинать со старшеклассниками исследования, необходимо четко поставить цели и задачи. Главная цель всегда должна быть одна. Потому как человек не может стремиться к двум целям одновременно, так же, как невозможно одновременно идти по двум дорогам в двух различных направлениях. Поэтому очень опасно ставить еще какую-либо цель, в этом случае часто происходит подмена цели истинной целью ложной, причем сам человек этого может не заметить. Вообще отличительная черта любой ложной цели та, что ее можно достичь довольно быстро, тогда как цель истинная – узнать новое, остается всегда, каких бы успехов не достиг ученик. Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу, - иначе исследование, главный смысл которого – в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов .

Ключевой фразой является «относительно самостоятельное изучение», потому что, как бы старшеклассник ни старался изучать, исследовать проблему самостоятельно, его всегда курировать будет учитель, направлять в нужное русло, подсказывать, но не решать за него вопросы и задачи, что является очень существенным фактором.

Успех реализации любого начинания зависит, прежде всего, от учителя, а поэтому он должен раздвинуть границы самостоятельности. Старшеклассникам необходимо дать возможность самим находить решение к трудноразрешимым задачам, в частности – решить исследовательскую задачу.Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:

- мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

- информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

- контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе.

Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.

Проблема исследования связана с преодолением противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности, развития исследовательских наклонностей школьника, его познавательного интереса к изучению биологии и преобладанием анатомо-морфологического материала в содержании школьного курса биологии.

Еще Сухомлинский отмечал: « Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».

Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.

В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

) Задания с натуральными объектами формируют практические навыки и умения, которые необходимы для практических, лабораторных и исследовательских работ. Живые растения, гербарии, коллекции и др. являются фактически обязательным элементом учебного процесса. Такие задания очень активизируют деятельность ребят на уроке, т. к. они предполагают практическое применение знаний, сопоставление теоретических представлении с настоящими примерами. Эти задания чрезвычайно важны на всех этапах изучения, они помогают выявить способности детей к полевым исследованиям. Тематика использования очень разнообразна, особенно в курсах биологии растений и биологии животных. Самодельные наглядные пособия такого типа могут быть выполнены с участием детей. В этом плане широко использую отчетные экскурсионные материалы. Собранные и гербаризированные материалы, коллекции тщательно разбираю, привлекая по возможности детей. Обычно такие возможности предоставляют занятия на кружке. Результатом такой аналитической работы является комплекс дидактических материалов для выполнения лабораторных работ по биологии растений.

Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно.

Домашние задания также могут носить исследовательский характер:

1. Описание растений и животных по плану

Задание: Охарактеризуйте шиповник по следующему плану.


1. Жизненная форма растения

2. Продолжительность жизни растения.

3. Цветковое или нецветковое.

4. Высшее или низшее.

5. Имеет вегетативный подземный орган (какой?)

6. Орган полового размножения, заключенный в плод.

7. Осевой вегетативный орган, несущий на себе листья и почки.

8. Генеративный орган, в котором развивается семя.


2. Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)

3. Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)

4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).

Например: Выработка условного рефлекса у рыб.

При проведении опыта учащиеся пользуются инструктивной карточкой.

Инструктивная карточка

Тема: «Нервная система рыб»

Цель: Изучить особенности формирования условных рефлексов у рыб»

Оборудование: аквариум с рыбами, бусинка на нитке, рыбий корм.

Ход работы:

1. Подойдите к аквариуму с рыбами и осторожно опустите в него бусинку, подвешенную на нитке. Наблюдайте за поведением рыб.

2. Повторите данные действия несколько раз.

3. Во время опускания бусинки в воду дайте рыбам корм.

4. Повторите данные действия 3-4 дня.

5. Опустите в аквариум бусинку, не давая корма. Наблюдайте за поведением рыб в аквариуме.

6. Сделайте вывод по результатам данного опыта..

Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь

(Древнекитайская мудрость)

Литература


1. И.Д. Корцева, Л.С. Шубкина. Хрестоматия по методике преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1984 г.

2. А.Н. Мягкова, В.А. Орлов. Дифференциация обучения биологии в школе. – С. 22. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1990 г.

3. Н.В. Ерхова. Интегрированные уроки в малочисленной школе. – С. 27. Журнал “Биология в школе”. № 8, 2001 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектно – исследовательских технологий во внеурочной деятельности школьников

Рассматриваются вопросы личностно – ориентированного образования при организации исследовательской и проектной деятельности школьников. В основе педагогической деятельности лежит психолого &nda...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Использование элементов исследовательского подхода во внеурочной деятельности по географии и краеведению

Из опыта работы учителя географии по использованию элементов исследовательского подхода в учебно-воспитательном процессе....

Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальных классах

Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальных классах...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Использование исследовательской технологии во внеурочной деятельности учащихся

В статье приведены основные этапы формирования у учащихся приемов исследовательской деятельности.Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного ...

Статья "Организация учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся"

В статье рассказывается об организации учебно-исследовательской деятельности. Указаны цели, которые эта деятельность преследует, советы, как выбрать тему, форма выполнения, где можно выступить со свое...