Мультипликационная педагогика как метод работы с текстом на уроках литературы
методическая разработка (5 класс)

Фаламеева Елена Владимировна

Данная статья посвящена интерактивной работе учащихся на уроках литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы работы:

Фаламеева Елена Владимировна – учитель русского языка и литературы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Золотая Долина Партизанского муниципального района;

Никитина Ольга Владимировна – учитель технологии и ИЗО Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Золотая Долина Партизанского муниципального района.

Мультипликационная педагогика как метод работы с текстом на уроках литературы

Введение

В современном мире мультфильмы оказывают огромное влияние на развитие детей. Мультипликация выполняет ряд функций: познавательная, которая заключается в том, что каждый мультфильм несет определенную информацию, дает новые сведения об окружающих предметах; развлекательная направлена на получение положительных эмоций во время просмотра мультфильма, на проведение свободного времени и досуга; эмоциональная тесно связана с развлекательной, только здесь важным моментом выступает эмоциональный эффект, который в мультипликации обеспечивается языком создания художественных образов (яркость, динамичность, юмор, эмоциональная насыщенность, условность и символичность); воспитательная, когда происходит транслирование поведения персонажей мультфильмов – дети часто подражают поведению героев мультфильмов так же, как копируют поведение взрослых, для освоения правил поведения в обществе. Мультипликация позволяет развивать образность, предметность, метафоричность, символичность, увлеченность. В процессе восприятия мультфильмов ребенок познает мир культуры, общественных ценностей и смыслов, художественных образов, усваивает правила социализации личности и способы творческого самовыражения.

Личностные результаты по обновленному ФГОС предполагают стремление учащегося к самовыражению в разных видах искусства (эстетическое воспитание), поэтому  различные исследования в области образования направлены  на поиск эффективных  технологий и методов, соответствующих современным условиям и задачам образовательного процесса, среди которых художественно-творческое развитие личности. Информационно-коммуникационные технологии стремительно развиваются в современном мире, поэтому одна из задач современного образования подготовить учащихся к безопасному использованию данных технологий. Изучив эти аспекты, мы считаем, что одной из современных технологий является мультипликация, которая оказывает в настоящий момент огромное влияние на подрастающее поколение. Таким образом,  актуальность данного исследования  заключается в том, что мультипликация может эффективно решать современные задачи образования.

Задачи исследования:

определить понятие мультипликационной педагогики и раскрыть его сущность;

определить возможности мультипликационной педагогики для их решения в рамках общеобразовательной школы;

Методы исследования: компаративный анализ и обобщение. герменевтический метод.

Теоретическая  база  исследования:  мультипликационную педагогику не выделяют в отдельное направление, а рассматривают ее как часть медиаобразования. Таким образом,  в своем исследовании мы опираемся на работы:   Д. Бааке (Baacke, 1997), О. А. Баранов (2002), Л. М. Баженова (2004), Л. С. Зазнобина (1999), Н. Б. Кириллова (2005), А. В. Федоров (2004), В. Е. Беленко (2008), М. Ю. Красная (Красный, Красная, Курдюкова, 2021), Ю. Е. Красный (2006; Красный, Курдюкова, 1990) и Л. И. Курдюкова (Красный, Курдюкова, 1990; Красный, Красная, Курдюкова, 2021).

Практическая значимость исследования заключается в том, что мультипликационная педагогика может быть использована в образовательном и в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Понятие «мультипликационная педагогика» и его сущность

В современном мире огромное разнообразие мультипликационной продукции, в следствие чего у каждого ребенка формируются свои предпочтения. Мультипликация выполняет различные функции: обучающая, развлекательная, познавательная, воспитательная.  

На основе представленных данных можно сформулировать определение мультипликационной педагогики. Это отрасль педагогической науки, предметом которой является изучение мультипликации как средства художественно-творческого комплексного развития личности, включающая в себя восприятие, понимание, оценку анимационных произведений. Также мультипликационная педагогика обогащает творческий опыт в процессе самостоятельного создания мультфильмов [4]. Таким образом, мы можем говорить о том, что мультипликационная педагогика направлена на комплексное и всестороннее развитие личности ребенка, что соответствует ФГОС.

Аниматор и телепродюссер обучающих программ Эрлинг Эриксон [10] предлагает мультипликацию использовать в психолого-педагогических целях, т.к. считает, что она способствует удовлетворению основных потребностей личности ребенка и считает, что мультипликацию можно использовать в образовательных целях. Современные мультфильмы, кроме развлекательной функции выполняют еще обучающую и воспитывающую: дети усваивают понятия добра и зла, узнают об устройстве мира, знакомятся с понятием «героизм», слушают грамотную речь. [11]. Ю.Е. Красный и Л.И. Курдюкова говорят об универсальности художественно-образного языка, позволяющего комплексно и всесторонне развивать личность разных возрастов [7]

Анимация и ребенок - важные содержательные компоненты мультипликационной педагогики. Благодаря анимации статичное изображение становится подвижным. Движение выступает сутью анимации, что является главным фактором существования и развития предметов и явлений окружающей действительности. Именно движение обеспечивает развитие и формирование всего живого и неживого в мире, особое значение имеет для становления личности [8].

Ребенок является активно развивающимся  созданием. Мультипликация отвечает возрастным особенностям  школьников, т.к.  дети проще взрослых воспринимают информацию в концентрированном виде, именно поэтому они могут подряд смотреть несколько  мультфильмов и не устать при этом.  В связи с этим мультипликация соответствует возрастным особенностям школьников и является эффективным путем формирования и развития личности.  Мы считаем, что использование основ мультипликации возможно использовать как в образовательном, так в воспитательном процессе школы.

Таким образом, мультипликационная педагогика представляет собой отрасль педагогической науки, предметом которой является изучение мультипликации как средства художественно-творческого комплексного развития личности. Она включает в себя восприятие, понимание, оценку художественных произведений, которые мы берем за основу анимации. Также в процессе самостоятельного создания мультфильмов дети развивают свой творческий потенциал, читательскую грамотность, а это положительно влияет на формирование и развитие личности в целом.  

Практическое занятие

Изучая мультипликационную педагогику, мы решили отработать навыки читательской грамотности на примере народной сказки «Царевна-лягушка».

Ученики 5 класса были поделены на 3 группы. Каждой группе для анализа был предложен отрывок из текста сказки. После прочтения текста учащиеся отвечали на вопросы, формирующие читательскую грамотность. Задания были составлены педагогами и представлены на индивидуальных карточках

Учащиеся назвали героев сказки, описали, как они выглядят.  Для оформления мультипликационного пространства, определили, где происходит действие, представили, что вокруг персонажей.

Затем ученикам было предложено поработать творчески, а именно, одной группе учащихся предложили нарисовать фон, где происходят события. Две остальные группы лепили персонажей из пластилина.

Следующий этап работы – это создание покадрового анимационного мультфильма с помощью программы Stop motion studio. Учащиеся совместно с педагогами по кадрам отсняли персонажей на фоне, нарисованном детьми. Затем объединили кадры и сформировали видео.

На следующем уроке ученики озвучили данный отрывок. В итоге получился маленький мультфильм, созданный учащимися.

Ученики 5 класса, анализируя уроки, рассказали, что создание мультфильма – очень интересный вид работы. Благодаря этому они смогли раскрыть свой творческий потенциал, научились слажено работать в группе, слышать и слушать одноклассников, смогли грамотно распределить обязанности между участниками группы. Особенно им понравился созданный мультфильм, который они смогли показать в социальных сетях.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы: на основе анализа литературы по проблеме исследования мы дали определение понятию мультипликационная педагогика как отрасль педагогической науки, предметом которой является изучение мультипликации как средства художественно-творческого комплексного развития личности, который включает в себя восприятие, понимание, анализ произведения. Применяя мультипликационную педагогику на уроках литературы, мы выяснили, что учащиеся с удовольствием включаются в данный процесс, развиваются творчески, учатся взаимодействовать в коллективе, а значит социализироваться, что очень важно в современном обществе.

Список литературы

  1. Баженова Л. М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Российской академии образования, 2004.
  2. Баранов О. А. Медиаобразование в школе и в вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002.
  3. Беленко В. Е. Новое информационное пространство: вызовы сложившимся представлениям // Медиаобразование: от теории - к практике: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» (г. Томск, 4-5 декабря 2008 г.) / сост. И. В. Жилавская; ред. кол.: И. В. Жилавская, Ю. Н. Кириленко (1 часть), Н. А. Тельцова (2 часть). Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008.
  4. Джафарова О. С. Значение мультипликационной педагогики в процессе подготовки будущих учителей начальных классов // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам XXV международной научно-практической конференции (г. Москва, 31 января 2018 г.) / под общ. ред. А. В. Туголукова. М.: ИП Туголуков А. В., 2018.
  5. Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе: как выжить в мире СМИ // Человек. 1999. № 1.

  6.Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005.

  1. Красный Ю. Е., Курдюкова Л. И. Мультфильм руками детей. М.: Просвещение, 1990.
  2. Красный Ю. Е., Красная М. Ю., Курдюкова Л. И. Анимационная педагогика // Искусство в школе. 2021. № 4.
  3. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. 2004. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 
  4. Эрикссон Э. Оживляй-ка поживей! М.: Книжная типография АБ, 2003.
  5. Gregorius R. M. Good Animation: Pedagogy and Learning Theory in the Design and Use of Multimedia. 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/286426518
  6. Baacke D. Medienpädagogik. Tübingen: Niemeyer Verlag, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

"Современные методы и приемы работы с текстом на уроках английского языка"Автор: Чирцева Наталья ВладимировнаМБОУ "СОШ №14" г.Братск.2014г. Как часто готовясь к уроку английского языка учитель...

Методы работы с текстом на уроках русского языка

Работая  с текстом  на уроках русского языка,  я опираюсь на различные  методы  технологии критического мышления. Почему именно эта технология? Сущность применения элементов т...

Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)

Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)...

Мероприятие, посвященное Неделе функциональной грамотности на тему «Приемы и методы работы с текстом на уроках английского языка»

Расширить познания в области создания обучающего пространства для формирования и совершенствования читательской грамотности, как важнейшего фактора успешности учебного занятия. Владеть разными видами ...