Доклад: «Особенности эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кочнева Надежда Викторовна

Доклад для заседания методического объединения "Особенности эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Селенгинская СКОШИ»

Доклад на методическом объединении

Тема: «Особенности эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы»

                                                                                       Подготовила:

Кочнева Н.В.

Пгт.Селенгинск

                                                                   

Эмоции – чувства (от франц волнение) - переживание человеком своего отношения к действительности, к фактам социальной и личной жизни.

Разновидностями эмоций по силе, длительности  и обобщенности являются аффекты (сильные, внезапно охватывающие весь организм и бурно протекающие переживания), и настроения (переживания, вызванные первоначально одним объектом и распространяющиеся на все другие объекты  более или менее длительно)

По содержанию эмоции разделяются на интеллектуальные, моральные, эстетические, в зависимости от области, в которой они проявляются.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. Следует отметить, что эмоциональная сфера у учащихся с ОВЗ достаточна своеобразна.

Негативные изменения в эмоциональной сфере предполагают вторичное недоразвитие некоторых познавательных процессов, провоцируют возникновение у учащихся  с ОВЗ черт дурного характера (упрямство, вредность, безынициативность, мрачность), неадекватные формы поведения (агрессия, капризность, медлительность, излишняя подвижность и суетливость; преобладание внешне обвиняющих реакций с эмоциями гнева, раздражения в форме активного сопротивления или негативизма; быстрая смена настроений; неадекватное переживание неудач и замечаний – от полного равнодушия и игнорирования до повышенной раздражительности и чувства страха). Неадекватное и неадаптивное поведение детей влечёт за собой вереницу трудностей психического плана (трудности в общении со сверстниками и взрослыми, внутриличностные конфликты, проблемы в семье, слабую успеваемость). Поэтому  изучение эмоциональной сферы учащихся с ОВЗ, ее целенаправленное, своевременное  развитие и коррекция  имеют важное  значение для учителя.

Проявления эмоций зависят от принадлежности детей к различным клиническим группам.

1 группа – характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Безразличность к воздействующим на них раздражителям.

2 группа – реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев - неадекватные.

3 группа -  не прослеживается грубых нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки.

Однако всем учащимся  с ОВЗ свойственны  общие проявления нарушений  эмоциональной сферы:

- эмоциональная незрелость

- недостаточная  дифференцированность и нестабильность чувств

- ограниченность диапазона переживаний

- крайний характер проявления радости, огорчения, веселья

Чувства детей  с ОВЗ долгое время недостаточно дифференцированны. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Их переживания однообразны, неустойчивы, более примитивны, они испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.

Такие дети часто бывают, неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (такие встречаются гораздо чаще)  наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам.  

  Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Такой ребенок может понять, что причинивший ему огорчение учитель вовсе не хотел его обидеть, однако доводы рассудка не помогают ему подавить в себе чувство обиды.

 Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. У них слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.

Проявлением незрелости личности ребенка с ОВЗ  является также и большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни — хорошо то, что приятно.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит также к тому, что у учащихся коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности,  самоотверженности и т. д. Формирование высших чувств предполагает  слияние чувств и мысли. Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств. Лишь своевременная настойчивая работа учителя и родных, направленная на развитие интеллекта и формирование высших духовных потребностей, способствует формированию высших чувств и обеспечивает этим чувствам ведущую роль. Пока не воспитаны высшие чувства, по мере роста ребенка стихийно все большее место занимают элементарные потребности и, следовательно, эмоции.

Изучения эмоциональной сферы учащихся с ОВЗ с трудностями поведения показало, что основной причиной таких состояний является болезненное переживание чувства собственной неполноценности, нередко осложняемое инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами. Учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления и часто даже не пытаются этого делать.

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у детей с ОВЗ можно иногда отметить некоторые болезненные проявления чувств, о которых нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку. Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся в том, что в состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.

У многих детей, наблюдаются дисфории. Дисфориями называются эпизодические расстройства настроения. Они наступают вне связи с реальными обстоятельствами, в отсутствие каких-либо неблагоприятных внешних воздействий. Дисфории у учащихся коррекционных школ проявляются следующим образом. Ученик, который на протяжении длительного времени был спокоен, послушен, добродушно, сердечно относился к товарищам и учителю, вдруг приходит в класс в угнетенном, мрачном состоянии и со злобой реагирует на замечания учителя, на невинные шалости сверстников. Спустя день или два такое расстройство настроения бесследно проходит само по себе. Если учитель, не зная, что у данного ученика наступил приступ дисфории, начнет выяснять причину плохого настроения, а тем более порицать за него, могут появиться слезы или какие-либо неожиданные выходки. Если же учитель понял, что у данного ребенка наступил период дисфории, его лучше всего не расспрашивать.

Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышенного настроения. Такое ничем не мотивированное повышенное настроение носит название эйфории. В отличие от обычной жизнерадостности, которая не мешает очень чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувствительными к объективной реальности. Они продолжают смеяться, веселиться, чувствовать себя счастливыми даже после получения «двойки», после удаления из класса и т. п. В тех случаях, когда состояние эйфории принимает выраженный характер, учитель должен с тревогой отнестись к этому болезненному явлению. Эйфория может быть признаком начинающегося обострения заболевания.

Предвестником приближающегося заболевания является также и другое нарушение эмоциональной жизни — апатия. Иногда учащиеся высказывают мысли и обнаруживают настроения, совершенно не свойственные детскому возрасту: безразличие к жизни, к людям, нежелание двигаться, действовать, утеря всяких детских интересов и привязанностей. Такая апатия должна рассматриваться учителем как признак болезни и заставить его немедленно показать ребенка врачу — психоневрологу.

Коррекции эмоциональных состояний учащихся с ОВЗ.

1. Соблюдение учителем на уроках принципа психологической комфортности. Создание отношений эмпатии, взаимного доверия и принятия.

2. Создание на уроках ситуации успеха (я могу!) для каждого ученика. Такая ситуация формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

3. Оказание помощи учащимся в развитии их  положительных эмоций, в формировании оптимистического отношения к миру, к другим людям, к своим возможностям и перспективам (экскурсии, встречи с интересными людьми, проведение тренингов – общения, формирования жизненных навыков, развития толерантности и др.)

4. Использование игровых методов. Игра - это психотерапевтическое средство снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний. В игре содержаться все необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся с нарушением интеллекта.

5. Использование методов арт-терапии. Это естественные и бережные методы исцеления и развития души через художественное творчество. Они способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также  творческому самовыражению – с другой. Снимают накопленное психическое напряжение, помогают успокоиться и сосредоточится. (виды арттерапии: изотерапия, музыкотерапия, танцетерапия , сказкотерапия, библиотерапия, оригамиигровая терапия почти нет.

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоциональной сферы учащихся, её нарушения.

Как указывают М. Купер, Д. Мэтью, цвет – основа эмоционального состояния человека. Предпочитаемый цвет дает представление о внутреннем состоянии личности, что позволяет считать цветовосприятие о...

Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».

“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...

Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...