Статьи по педагогике.
статья

Исаева Екатерина Алексеевна

Проблемы и приоритеты современной российской педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 371

СИСТЕМА ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исаева Екатерина Алексеевна,

Студент-магистр ФГАОУ ВО

«Северо-Кавказский федеральный университет»

Аннотация: Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей, внедрение эффективных форм диагностики и стимулирования потенциала обучающихся, их интеллектуальных и творческих способностей. В связи с этим ведущим трендом образования XXI века признается персонификация образования, не являющаяся изоморфной ни одной из существующих концепций индивидуализации учебного процесса.

Ключевые слова: персонификация, образовательный процесс, активные методы, образовательная модель, одаренность, предпрофильная и профильная подготовка.

PERSONIFIED EDUCATION SYSTEM:

METHODS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIVITY

Isaeva Ekaterina Alekseevna

Abstract: The priority direction of the Federal State Educational Standard is to provide special conditions for the individual development of gifted children, the introduction of effective forms of diagnosis and stimulation of the potential of students, their intellectual and creative abilities. In this regard, the leading trend of education of the XXI century is the personification of education, which is not isomorphic to any of the existing concepts of individualization of the educational process.

Keywords: personification, educational process, active methods, educational model, giftedness, pre-profile and profile training.

Приоритетной задачей современного школьного образования является создание условий для максимального усвоения знаний, формирования компетенций и развития личности учащегося, что актуализирует необходимость содержательно-технологических изменений в образовании, внедрении личностно-ориентированных моделей в процесс обучения. Современная система образования должна выстраиваться вокруг учеников, каждый из которых обладает различными потребностями и способностями. И.А. Тагунова отмечает, что данный факт «отражает одну из основных тенденций развития образования в мире, а именно ориентацию на персонификацию» [1, с. 105].

В современной науке «персонификация» изучается достаточно активно, исследователи рассматривают данный феномен как: личностно-ориентированный процесс (И.Э. Унт, И.С. Казакова, Е.В. Болычева, М.С. Клевцова), особую форму организации образовательного процесса (Е.И. Огарев, Е.В. Болычева, М.С. Клевцова, Ш.М. Каланова), дидактический принцип (В.Г. Онушкин, Г.С. Сухобская, Т.В. Щадрина), фактор развития познавательной активности обучаемых (И.М. Осмоловская), средство построения индивидуального образовательного маршрута (В.Г. Ерыкова), образовательную модель (М. Б. Есаулова, Н. В. Щукина, В. М. Головко, Л. Н. Папенина).

Однако И.В. Гладкая и Н.В. Примчук отмечают, что только «предложение рассматривать данный процесс как модель, предполагает возможность конструирования данного процесса с учетом всех принципов целостности и системности» [2, с. 27].

Что предполагает данная модель в процессе обучения? С одной стороны, направленность на развитие у обучающихся поисково-творческой активности, личностное саморазвитие. С другой стороны, это прежде всего эффективная модель обучения одаренных обучающихся поскольку происходит: «формирование готовности принимать ответственные персональные решения, способности к самостоятельной деятельности инновационного характера, саморазвитию и непрерывному самообразованию» [3, с. 80]. Самостоятельная деятельность инновационного характера рассматривается как продуктивная, целенаправленная, а главное, творческая деятельность, предполагающая использование новых средств достижения цели. Е.А. Быкова и О.А. Самылова, отмечают, что в рамках такой деятельности учащийся «развивается как субъект инноваций, как инновационная личность» [4, с. 128]. Другими словами, инновационная деятельность напрямую зависит от инновационного потенциала обучающегося, поскольку её осуществление становится возможным лишь при высоком уровне личностного саморазвития. Исследователи подчеркивают инновация это прежде всего: «преобразования, изменения в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [5, с. 8].

Данные утверждения подчеркивают эффективность применения персонификации как модели обучения одаренных обучающихся, поскольку инновационность в сфере деятельности наравне с нестандартностью мышления, предрасположенностью к интенсивному интеллектуальному труду, мотивацией к познанию является одной из форм проявления интеллектуальной одаренности. Более того, признавая высшим типом одаренности – личностный, т.е. такой тип одаренности, при котором происходит формирование человека как личности, способной, прежде всего, к творческой деятельности, необходимо подчеркнуть, что творчество «органично связано с инновациями, можно даже сказать, что инновационная деятельность и есть проявление креативности» [6, с. 17]. Образовательный процесс в связи с этим должен выстраиваться по индивидуальной траектории, реализовывая идеи специализированной подготовки. Поскольку одаренность обнаруживается в конкретных видах деятельности, определяется в отношении отдельных областей, многими исследователями подчёркивается необходимость осуществления предпрофильной и профильной подготовки, создающих условия для успешного и многостороннего изучения отдельных предметов, а в дальнейшем и формирования у учащихся исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.

Как этого достичь? Образование должно создаваться на основе «синтеза учебного и научно-исследовательского процессов» [6, с. 52]. В особенности это приобретает значение на ступени полного общего образования, то есть при работе со старшеклассниками, поскольку содержание учебных дисциплин на данном этапе формируется прежде всего на научной основе.

Например, по мнению В. А. Кохановой, изучение литературы в девятом классе имеет прочную структурно-содержательную основу и решает «задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладывает основы систематического изучения историко-литературного курса» [7, с. 34-35]. Касаясь вопроса работы с одаренными старшеклассниками на ступени полного общего образования, В.А. Коханова считает, что изучение литературы должно осуществляться на предпрофильном и профильном уровне, рассчитанных: «на учащихся, заинтересованных в углубленном изучении русской классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах» [7, с. 35]. Профильное изучение литературы в школе при работе с одаренными старшеклассниками должно подготовить к последующей профессиональной деятельности в рамках данной гуманитарной области, с одной стороны, способствуя овладению основами литературоведческой деятельности, а, с другой, обеспечивая преемственность ступеней образования.

Именно поэтому для реализации принципов персонифицированного образования в условиях профильного обучения огромное значение приобретает сопряжённость учебной, внеурочной и внеучебной деятельности, взаимодополняемость их содержательных элементов, создание средствами общего и дополнительного образования условий, обеспечивающих:

  • углубление профильных образовательных предметов;
  • реализацию практико-ориентированной деятельности;
  • возможность самореализации и самоопределения обучающихся.

Так, А.Г. Юрова отмечает, что интеграция общего и дополнительного образования «позволяет поставить в центр работы индивидуальное развитие ребенка и успешно осуществлять подготовку учащихся к выбору любого типа и уровня дальнейшего образования» [8, с.154]. Что полностью отвечает главной задачи персонификации – обучение ребёнка самостоятельному управлению образовательной траекторией. Акцент смещается на учение как процесс активизации самостоятельной деятельности: поисковой, читательской, исследовательской.

Обучающийся должен быть ориентирован на решение уникальных задач, на ведение нестандартной, творческой работы.

Это, в свою очередь, становится возможным только при применении активных методов, форм и технологий обучения, обеспечивающих рост творческих возможностей и познавательных мотивов:

  • Преобладание диалоговых форм освоения знаний, построенных на основе активного взаимодействия субъектов образования за счет многосторонней коммуникации.
  • Востребованность проблемного метода, направленного на создание под руководством педагога проблемных ситуаций и их дальнейшего самостоятельного разрешения. Цель активизации состоит в обучении учащегося системе умственных действий для решения нестереотипных задач.
  • Необходимость организации образовательного процесса с использованием учебно-исследовательской и проектной деятельности, выступающих элементами творческой среды.
  • Применение имитационных и неимитационных методов, предполагающих обучение профессиональным умениям и навыкам через моделирование профессиональной деятельности.
  • Сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения, обеспечивающих возможность выбора оптимальных форматов работы.
  • Возможность самоорганизации личности в образовательном пространстве.
  • Разработка и внедрение в практику экспериментальных форм обучения.

Таким образом, можно констатировать, что только посредством внедрение эффективных форм диагностики и стимулирования потенциала обучающегося возможна реализация персонифицированного образования.

Список источников

  1. Тагунова, И. А. Мировые тенденции развития школьного образования [Текст] / И. А. Тагунова // Педагогика. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Педагогика», 2019. – № 6. – С. 106-114.
  2. Гладкая, И. В. Современное понимание персонифицированной подготовки в высшей школе / И. В. Гладкая, Н. В. Примчук // Научное мнение. – СПб: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2020. – № 6. – С. 26-32.
  3. Крылова, Н.Б. Как обеспечить индивидуальное образование [Текст]/ Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова // Народное образование. – М.: Издательский дом «Народное образование», 2002. – № 9. – С. 73-82.
  4. Быкова, Е.А. Психологические аспекты формирования инновационной деятельности учащихся [Текст] / Быкова Е.А., Самылова О.А. // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – Шадринск: ШГПУ, 2016. – №3. – С. 127-133.
  5. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. – М.: Наука, 1997. – 223 с.
  6. Головко, В.М. Образование интеллектуально одарённых детей: инновационная парадигма [Текст] / В.М. Головко. – М.: Издательство «Флинта», 2017. –121 с.
  7. Коханова, В.А. Технологии и методики обучения литературе [Текст] / В.А. Коханова. – М.: Флинта, 2016. 249 с.
  8. Юрова, А. Г. Интеграция общего и дополнительного образования как ресурс развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в гимназии [Текст] / А. Г. Юрова // Отечественная и зарубежная педагогика. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. – № 5. – С. 153-160.



Предварительный просмотр:

УДК 371

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Исаева Екатерина Алексеевна,

Студент ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Аннотация: Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта оказывается невозможной без применения современных педагогических технологий в практической деятельности. Эффективной образовательной технологией, позволяющей продуктивно использовать учебной время и добиться и высоких результатов обученности учащихся, признается технология игрового обучения.

Ключевые слова: образование, образовательные технологии, игровая технология, игра.

GAME LEARNING TECHNOLOGY:

ORIGIN AND ESSENCE

Isaeva Ekaterina Alekseevna

Abstract: The implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard is impossible without the use of modern pedagogical technologies in practice. The technology of game learning is recognized as an effective educational technology that makes it possible to use school time productively and achieve high learning outcomes for students.

Keywords: education, educational technologies, game technology, game.

На сегодняшний день важнейшей составляющей образовательного процесса признается инновационная деятельность педагога, направленная на применение потенциалов современной педагогической науки с целью повышения эффективности обучения независимо от особенностей учебной программы. В педагогической и психологической литературе всё чаще и настойчивее обосновывается идея реализации в образовании инновационных систем, моделей, подходов, методов и технологий, рассматриваемых в качестве универсальных методических оболочек.

Понятие «педагогическая технология» или «образовательная технология» получило распространение в западной педагогике в середине XX в. (в англоязычной научной литературе активно используется термин «educational technology»), но долгое время относилось к вопросам применения технических средств обучения и внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Окончательное закрепление понятия «educational technology» произойдет в 1979 г., когда будет предложено новое определение, демонстрирующее изменение ракурса рассмотрения в сторону его универсализации: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблемы и планирования, обеспечения, оценивания и управления решения проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний…» [1, с.125].

В отечественной педагогической науке термин «технология» оказывается применимым к сфере образования с 80-х годов XX века, но до их пор не является общепризнанным. С одной стороны, понятие «технология» подвергается критике (согласно точке зрения В.В. Краевского деятельность учителя сложнее, поэтому воспитание и обучение не должно сводится к усредненным методическим нормам). С другой стороны, категория приобретает универсальное значение (Д.Г. Левитас отмечал технологический характер любой прикладной дисциплины). С.Д. Поляков указывает, что «…для одних учителей технологии это нечто серое, твёрдое, машинное, мёртвое – превращение людей в роботов. Для других технология – символ упорядоченности, логичности, целенаправленности…» [2, с.125].

Не однозначно и рассмотрение термина, в педагогической науке существуют большие расхождения в дефиниции, образовательная технология рассматривается в качестве: техники реализации процесса обучения (В.П. Беспалько), инструментария педагогического процесса (Б.Т. Лихачев), описания учебного процесса (И.П. Волков), процессуальной части дидактики (М.Чошанов), модели педагогической деятельности (В.М. Монахов), совокупности средств для достижения воспитательных и образовательных целей (М.В. Кларин).

Следовательно, общим является включение в область педагогической технологии специальных способов, приёмов и методов обучения, конкретных мероприятий, форм и средств воспитания, нацеленных на достижение прогнозируемых результатов. Критериями их разработанности являются: системность, воспроизводимость, транслируемость и результативность. Данным критериям соответствуют следующие педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения, технология обучения в сотрудничестве, технология интерактивного обучения, технология развивающего обучения и многие другие. Согласно классификации Н.В. Бордовской и А.А. Реан современные педагогические технологии подразделяются на следующие группы: структурно-логические, компьютерные, игровые, тренинговые, диалоговые [3, с. 98].

Широкое применение в последние годы получили игровые технологии, что, с одной стороны, непосредственно связано с изменениями в сфере образования, с развитием педагогической теории и практики: переход к компетентностной модели обучения, практика личностно-ориентированного образования, распространение проблемного обучения. С другой стороны, вызвано социальными потребностями формирования всесторонне развитой активной личности. Технология обучающих игр отвечает данным задачам, поскольку имеет отчетливо выраженную функциональную направленность и обладает возможностью создания имитационных ситуаций: «…предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, карьерой, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями» [4, с.381].

Применение игровых технологий является актуальной проблемой практической педагогики, нацеленной на конструирование эффективного и совершенного учебно-воспитательного процесса. Игровые технологии включают в себя особые методы и приёмы организации процесса обучения, представленные в форме различных обучающих игр. Представляя собой единство функций, такие приёмы и методы могут применяться на разных этапах процесса обучения (при его планировании, организации и проведении) и реализовываться как: способ построения учебного занятия; способ изучения отдельного курса, предмета, раздела, темы, понятия; способ организации внеклассной деятельности.

Важность игры в развитии ребёнка, отмечали многие известные учёные в области педагогики и психологии. Так, К.Д. Ушинский, основоположник теории игры, отстаивал идею использования игры как действенного средства воспитания, отмечая, что: «…игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу» [5, с. 516]. Дальнейшая разработка теория игры связана с именами таких исследователей, как Л.Н. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Определяя методологические основы теории, ученые касались вопросов социальной природы игры. Игра, в целом, является одним из основных видов деятельности человека, инстинктивным способом усвоения и воссоздания социального опыта. Потребность в игре присуща человеку имманентно, поскольку: «эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [6, с. 14]. Обучающая или педагогическая игра отличается нацеленностью на конкретный результат, целенаправленностью, т.е. её значение невозможно исчерпать только рекреативными возможностями.

Перерастая в обучение, игра выполняет множество функций, имеющих практическую значимость:

  1. Коммуникативная функция, нацеленная на формирование общих коммуникативных навыков: способность выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности, умение выстраивать речевую деятельность в соответствии с целями и ситуациями общения, понимание чужого речевого поведения, развитие эмоциональной сферы.
  2. Терапевтическая функция, ориентированная на преодоление учащимися поведенческих и коммуникативных трудностей, проблем, возникающих в процессе обучения.
  3. Диагностическая функция, представляющая возможность раскрыть творческие, эмоциональные, интеллектуальные проявления обучающихся.
  4. Мотивирующая функция, связанная с формированием высокой мотивации к обучению, являющейся основополагающим способом улучшения процесса обучения и усвоения материла.
  5. Коррекционная функция, направленная на корригирование личностных показателей развития обучающихся: организационно-волевых, поведенческих, ориентационных.
  6. Функция социализации, обеспечивающая формирование и обогащение социального опыта, освоения социальных норм и правил поведения, освоение социальных ролей, развитие социально значимых качеств в процессе обучения, выстраивании социальных отношений.
  7. Функция самореализации, способствующая реализация творческого и интеллектуального потенциала обучающихся.

Технология игрового обучения является средством поддержания образовательного интереса, активизации познавательной деятельности и вовлечения в устную коммуникацию учащихся, тех составляющих, без которых невозможна эффективная организация учебного процесса. Шапиева А.С. и Магомедова П.К. говоря об игровых технологиях также акцентируют внимание на их преимуществах: «обладают мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением» [4, с. 71]. Как способ организации учебного занятия игровые технологии используются по следующим направлениям: выполнение дидактического задания как игровой результат, целеполагание как реализация игровой формы, соревнование как форма организации совместной деятельности.

Главными структурные компонентами любой педагогической игры является: субъекты (педагог-организатор), объекты (обучающиеся), цель (учебно-воспитательная), объект моделирования (имитационная ситуация, требующая разрешения), сценарий (план проведения), игровые механизмы (вхождение в игру и освоение роли), игровая обстановка (совокупность условий и обстоятельств).

На сегодняшний момент существует множество классификаций обучающих игр, в основе которых лежат различные параметры. Так, Г.К. Селевко учитывает: характер деятельности (трудовые, интеллектуальные, психологические, социальные, двигательные), характер педагогического процесса (контролирующие, обучающие, воспитательные, коммуникативные и др.), характер игровых действий (деловые, имитационные, ролевые, предметные и др.), характер предметной области (математические, литературные, производственные, спортивные, коммерческие и др.), характер игровой среды (настольные, комнатные, компьютерные, технические и др.) [8, с. 52-53].

В связи с развитием идеи формирования содержания образования от результата, интересна классификация Е.И. Добринской и Э.В. Соколова, рассматриваемые игровые методы обучения, классифицируются в первую очередь «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (творческие, физические, интеллектуальные, состязательные) [9, с. 23-28].

Стоит также отметить, что, используя, технологию игрового обучения необходимо правильно организовать учебный процесс. Уже на этапе планирования нужно рассмотреть учебный материал с использованием игровых технологий, подобрать игровые методы и приёмы, адекватные определенной теме учебного курса или предмета, сформировать планируемые результаты. Ваганова О.И. отмечает, что «не каждый педагог является мастером по созданию игр» [3, с. 71]. Успешному и безошибочному использованию игровых приемов обучения способствует ряд практических умений и навыков: знание методики организации игровой деятельности и общих принципов совместной работы в группе, понимание значимости коммуникативных и презентационных навыков в игровой деятельности.

Таким образом, при достаточной проработанности, технология игрового обучения, являющаяся разновидностью современных психо-педагогических технологий, имеет ряд практических преимуществ, связанных с эффективной организацией учебного процесса. Поиск оснований реализации данной категории и дальнейшее разностороннее рассмотрение проблемы являются важными задачами современной педагогической науки.

Список источников

  1. Абрамова С.Г. Феномен индивидуальности в образовании // Новые ценности в образовании: индивидуальность в образовании. – 2004. – Вып. 2 (17). – C. 13-44.
  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер. – 2006. – 304 с.
  3. Донцов А.В., Макарова О.С. Моделирование урока иностранного языка средствами современных информационных технологий В сборнике: Учитель в системе современного антропологического знания. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края, Ставропольский государственный педагогический институт; под редакцией Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. 2017. С. 320-324.
  4. Макарова О.С., Корманенко Н.В. Применение телекоммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку Modern Science. 2019. № 9-2. С. 195-198.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование. – 1998. – 256 с.
  6. Ушинский К. Д. Педагогические приложения к общепсихологической части // Собрание сочинений. – М.; Л.: Академ.пед.наук РСФСР. – 1950. – Т. 10. – 516 c.
  7. Шапиева, А. С. Применение игровых технологий в процессе обучения// Евразийский союз ученых. – 2015. – № 10-4(19). – С. 70-72.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию. – 2013. – 228 с.
  9. Якимович И. Г. Возможности использования игровых интерактивных технологий на практических занятиях в вузе // Вестник Брянского государственного университета. – 2016. – № 1(27). – С. 381-384.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья по педагогике «ИКТ и метод проектов на уроках биологии».

Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки, объединить все лучшее старой советской ...

Статья по педагогике:" Опросы в педагогических исследованиях"

Статья по педагогике на тему Опросы в педагогических исследованиях...

Статья по педагогике:"Ученик - родители - школа"

В статье рассматривается конфликт между семьёй и школой, в частности между родителем и учителем или  учеником и учителем, приводятся примеры из личного опыта....

Статьи по педагогике.

Здесь представленны статьи по направлению гендерная педагогика. Это одно из интереснейших направений по развитию междисципилинарныфх знаний в области биологии и педагогики. Я выкладываю и промежуточны...

Научно - популярная статья по педагогике «Причины и способы устранения конфликтных ситуаций в школе»

Научно -  популярная  статья  по  педагогике                                     ...

Статья "Шахматы – педагогика и психология"

В данной статье проанализирован опыт работы педагога-организатора Алварова Л.Р. по ведению шахматных занятий с точки зрения психологии....

статья по педагогике "Взаимосвязь родителей и классного руководителя как механизм развития личности"

Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся и могут помочь ребенку, поддержать его. А кто научит этому родителей?...