Научно - популярная статья по педагогике «Причины и способы устранения конфликтных ситуаций в школе»
статья по теме

Попова Татьяна Николаевна

 

Научно -  популярная  статья  по  педагогике                                                                                  
   «Причины  и  способы  устранения конфликтных  ситуаций  в  школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ  СОШ  № 16  города  Балашова  Саратовской  области

Научно -  популярная  статья  по  педагогике                                                                                      «Причины  и  способы  устранения конфликтных  ситуаций  в  школе»

   АВТОР :  ПОПОВА  ТАТЬЯНА  НИКОЛАЕВНА,

 УЧИТЕЛЬ  РУССКОГО  ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ

 ПЕРВОЙ  КВАЛИФИКАЦИОННОЙ  КАТЕГОРИИ

  МОУ  СОШ  № 16  города  Балашова  Саратовской  области  

2013г

        АННОТАЦИЯ:  Конфликт — это пересечение интересов. Виноватых нет. Есть только причины  и  необходимость  их  устранить…

        Конфликтные ситуации случаются в жизни каждого человека.   Но если взрослый человек уже имеет навыки противостоять различным выпадам в свою сторону, то дети не всегда могут с этим справиться,  а   конфликтные ситуации в школе все дети переживают особенно  остро.

        Конфликтные ситуации в школе могут начаться с самых первых дней пребывания  ребенка в учебном заведении. В начальной школе очень остро стоят конфликты между учениками. И этому есть несколько причин. Уже с ранних лет дети хорошо чувствуют социальную разницу между сверстниками. Ребенок из бедной семьи будет обязательно конфликтовать с другими детьми, которые слушаются одноклассника, получающего от мамы и папы деньги на различные дорогие игрушки и сладости. Также конфликты в начальной школе могут быть вызваны гендерным аспектом. Дело в том, что  в начальной школе девочки всегда намного лучше учатся, чем мальчики.  По причине того, что кто-то учится лучше, а кто-то хуже, также возникают различные конфликты между учениками.

       Очень часто в школе можно наблюдать конфликт между учителем и учеником. Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок приносит плохие оценки в дневнике, хотя  он хорошо подготовился к уроку. Причиной таких ситуаций часто становятся конфликты, которые возникают между учителем и ребенком. Причины таких конфликтных ситуаций в школе следует искать как в самом ученике, так и в учителе. Учителя часто предъявляют завышенные требования к ученикам, ставя их всех под одну мерку. Вместо того, чтобы помочь ученику и понять, почему он не смог усвоить материал, учителя просто не вникают в подробности и ставят неудовлетворительные оценки. Также учителя очень часто используют оценки в качестве наказания за плохое поведение на уроке и срыв занятий. Неумелое разрешение конфликтных ситуаций учителем приводит к возникновению новых проблем, в которые могут включаться и другие ученики.                                                                                                                                                       Любой конфликт можно рассматривать с двух позиций: деструктивной и конструктивной.

       Конфликт деструктивен, если он уводит в сторону от более важных проблем и дел; разрушает состояние духа, укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс; разделяет   группы  людей и ужесточает позиции внутри групп.

       Конфликт конструктивен, если он открывает для всех острую проблему; приводит к столкновению с реальной проблемой; расширяет вовлечение людей в решение проблемы; вызывает реальное общение; дает выход скопившимся эмоциям, тревогам, стрессу.

       Любой конфликт   учителю  можно проанализировать по определенному алгоритму. При этом можно накопить опыт решения  различных  сложных  ситуаций  в  школе и суметь спокойнее и точнее разбираться в конфликтах.

Алгоритм анализа конфликтной ситуации:

1. Описание ситуации, ее участники.

2. Природа и суть ситуации.

3. Поведение одной стороны.

4. Поведение другой стороны.

5. Момент, позволявший предупредить перерастание проблемы в конфликт.

6. Что помешало этому (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, другое).

7. Каким был выход из конфликта.

8. Какие приемы взаимодействия с конфликтующими  мог использовать  учитель; как  он  их использовал.

9. Анализ  поведения   учителя  в данной ситуации: правильно - ошибочно.

10. Варианты поведения после конфликта.

11. Что делать, чтобы избежать аналогичных конфликтов.

      Распространены мнения, что конфликты – это нечто опасное, что следует любой ценой их избегать. К сожалению, в результате приходиться платить немалую цену за  уход   от  попыток справиться с конфликтами – неразрешенные проблемы суммируются и откладываются в нашем индивидуальном опыте. Даже, если удается избежать внешних проявлений конфликта, постепенно возрастает груз обид,  разочарований, претензий, что затрудняет взаимоотношения.

Процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Избежать их невозможно, можно только решить их.

      Нам часто кажется, что невозможно решить проблему так, чтобы решение удовлетворило бы интересы обеих сторон  конфликта.

      В разрешении конфликтов  в школе многое зависит от самого педагога. Решая конфликт,  следует прибегнуть к самоанализу своих действий и поступков. Признание своих ошибок смягчает негативное отношение к личности оппонента.  Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на неправильное   поведение ученика.  Необходимо контролировать свои негативные эмоции и   стараться  не оскорблять личность ученика. Не пытаться за каждым  неуместным   поступком видеть отрицательные мотивы.

      Между учителем и учеником возникают конфликты по поводу успеваемости. Чаще они происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Педагогу с такими детьми необходимо стараться создавать ситуацию успеха, корректировать уровень трудности материала, стараться повысить  интерес  к предмету с помощью активных методов обучения.

     Деятельность педагога невозможна без оценивания результатов деятельности учеников.  Ведь  именно  из-за неправильной оценки, несправедливого наказания возникают конфликтные ситуации. При оценивании необходимо обращать внимание сначала на то, что удалось сделать ученику, только потом сказать о   его  недостатках. Давая глобальную отрицательную оценку, можно подорвать у школьника веру в себя, вызвать негативное отношение к предмету, учителю. А глобальная положительная оценка может снизить требовательность к себе, вызвать чувство непогрешимости.

Целесообразно   применять  следующие правила оценки:  

1. Парциальная положительная оценка – учащийся гордится своими достижениями в одном конкретном деле, но,  вместе с тем, понимает, что успех не дает основания для бездействия;

2.  Парциальная отрицательная оценка – ученик понимает, что в конкретном случае совершил ошибки, которые можно исправить, так как он имеет достаточно для этого способностей и сил.

    В школах часты групповые конфликты в классных коллективах. Здесь  совместная деятельность, общее дело может сблизить, сплотить коллектив.

    Новые образовательные стандарты предполагают развитие коммуникативных способностей учащихся и основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей, умении слушать, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение, анализировать свою деятельность и деятельность товарищей. Исходя из этого, на уроках целесообразно применять формы совместной деятельности учащихся, например, работа в группах,  деятельность поискового и исследовательского характера. Такие задания требуют от учащихся объединения усилий,  а разделение обязанностей на пути к цели будет рождать отношение взаимной ответственности.  Введение форм коллективной учебной деятельности способствует развитию взаимопомощи, доброжелательности у учащихся, что ведет к налаживанию отношений между конфликтующими  сторонами.

В общении педагога с учениками большую  роль   играет   стиль общения. Отношения сотрудничества, соучастия в делах, интерес друг к другу, оптимизм, взаимное доверие являются профилактическим средством по предупреждению конфликтов  в  школе.  

    Порой  педагогу для решения какого-либо вопроса проще потребовать то, что нужно сделать, легче приказать, наказать виновного и т.п. Но ведь для ученика прямое воздействие с раздражением со стороны учителя вызывает ответное противодействие. В итоге возникают напряженные отношения.      Более  эффективный способ -  это  воздействия на ученика через побуждение его интересов, потребностей. Такой способ называется опосредованным  способом воздействия, он дает , как правило, положительный эффект. Учитель теряет авторитет, если полагается  только на запреты, давление, приказ,  авторитарный  тон.

Не бывает абсолютно плохих и  абсолютно хороших людей , в каждом есть что-то положительное, на это,  порой,  и нужно опереться при разрешении конфликта.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:

                                                                                                                                                                                           1 . Скотт Д. Г. «. Конфликты. Пути их преодоления» , Киев, 1991.

2.  Б.  А.  Шевчук  «  Всё  о  конфликтных  ситуациях»  М.,  2010      3.Гиппенрейтер Ю. Б  « Общаться с ребенком, как?», Москва: ЧеРо,2007     4.Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения.                    Практикум.;Москва:Совершенство,2009

 5.Чернышев А. С. «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций»- Москва:  Пед .общество России,2008

Самим же детям не следует стесняться просить помощи у взрослых. Любые конфликтные ситуации в школе между учениками можно решить с помощью классного руководителя, директора школы и родителей на родительском собрании. Чаще всего помогают простые разговоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

Формирование научного типа мышления, владение научной терминалогией, ключевыми понятиями, методами и приёмами

Данная статья посвящена владению учащимися прочными основами и методами научного познания в школьном курсе физики....

Научно-практическая конференция "Научная Одиссея"

II место в открытой научно-практической конференции...

Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020