Рабочая программа ВД "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа

Науразбаева Акзада Аматильдиевна

Программа по предмету Основы финансовой грамотности» для 5 - 9 классов  общеобразовательных учреждений составлена на основе положений «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в РФ»,  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по   основам финансовой грамотности для основного общего образования и с учётом возможностей авторской программы «Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОИСК»

Принята на заседании

методического совета

«_» ________________

Протокол №4

Утверждаю:

Директор _________Степкина Л.И

Приказ №   от «_» _____________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Основы финансовой грамотности»

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Срок реализации: 5 лет

Автор-составитель:

Науразбаева А.А,

педагог дополнительного образования

г.Нефтеюганск, 2022г.

Пояснительная записка.

          Рабочая программа  по учебному предмету «Основы финансовой грамотности» разработана для обучающихся 5-9-х общеобразовательных  классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4

Программа по предмету Основы финансовой грамотности» для 5 - 9 классов  общеобразовательных учреждений составлена на основе положений «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в РФ»,  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по   основам финансовой грамотности для основного общего образования и с учётом возможностей авторской программы «Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-9 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС,  

Количество часов: 5 класс 34 часа, в неделю 1 час

                          6 класс 34 часа, в неделю 1 час

                          7 класс 34 часа, в неделю 1 час

                          8 класс 34 часа, в неделю 1 час

                          9 класс 34 часа, в неделю 1 час

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре; приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.08.2022 №10-П-1692 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 4.08.2022 года №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре».

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

        Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы 

         Общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы, что соответствует базовому уровню.

Направленность программы

«Финансовая грамотность» – общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности.

Актуальность программы 

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности современного человека. Актуальность обучения   школьников возрастает в связи с низкой осведомленностью детей в финансовых вопросах.  Школьники – это будущие участники финансового рынка, покупатели, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности  становится актуальным в современном мире. Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.

Новизна программы   в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к познавательному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу.

Цель программы

содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

 

Задачи программы

Предметные:

проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему  населению страны;

Личностные:

показать реальные возможности  по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;

Метапредметные

   способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;

Адресат программы

Возраст детей, приступающих к освоению общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» 11-15 лет. Программа разработана  в  соответствии  с  возрастными  психологическими способностями   школьников. 

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками. Дети стремятся утвердиться в новой социальной роли, стараются выйти за рамки школы в сферу, имеющую социальную значимость. В этом возрасте они формируются как потребители товаров и услуг, получают опыт обращения с  карманными деньгами, ставят цели и начинают копить на свои желания, формируют первые сбережения. Отсутствие финансовой грамотности у подростков может привести к зависимости от мира вещей, рекламы, дети могут стать жертвами финансовых мошенников.

В возрасте 15-17 лет ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и личностное общение со сверстниками. Именно в этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Таким, образом, подростковый период – время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания. Поэтому именно в этом возрасте необходимо сформировать финансовую культуру поведения будущего гражданина, как активного участника экономической жизни общества.

Условия реализации программы

Для реализации программы формируется группа от 7 до 30 человек. Возраст 11-15 лет (5-9 класс)

Форма обучения – очная с применением дистанционных технологий при проведении теоретических занятий.

Теоретический материал преподносится в форме интерактивных лекций, практические занятия проходят с использованием игровых технологий, предусматривают проектную и исследовательскую деятельность.

         Сроки реализации программы

срок реализации программы 18 месяцев (70 часов).

Режим занятий

занятия походят 1 раз в неделю по 1 академическому часу

Формы занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут.

         Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий, малыми группами (4-6 человек) и индивидуально.

Планируемые результаты 

  научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.

Личностные результаты изучения курса:

• сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному само-определению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий:

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;

• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия.

Предметные результаты

применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;

• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;

• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

• применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме анкетирования.

Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме тестирования.

Промежуточная аттестация качества определяет уровень усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы и проводится в форме конференции.

Итоговая аттестация определяет уровень достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме защиты проекта.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Оценка качества освоения программы производится при помощи:

тестирования (теория);

зачета творческой работы;

педагогических наблюдений;

карты самооценки.

Учебный план 5 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Количество лабораторных, практических контрольных работ,

экскурсий)

Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран.

2

Семья как потребитель.

2

Хозяйственная деятельность семьи.

2

Потребности человека и семьи.

2

Элементы семейного хозяйства.

2

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.

2

Что такое бюджет семьи.

2

Что кладут в потребительскую корзину.

2

Доходы и расходы семьи.

2

Бюджет семьи.

2

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

2

Банковская карта Виды банковских карт.

2

Как умно управлять своими деньгами.

2

Как сделать сбережения.

1

1

Кредиты. Виды кредитов.

2

Налоги.

2

Социальные пособия.

2

Учебный план 6 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Количество лабораторных, практических контрольных работ,

экскурсий)

            1.

Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России

2

2.

Ресурсосбережение  основа финансового благополучия.

2

3.

Финансовое благополучие семьи.

2

4.

Бюджет семьи.

2

5.

Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?

2

6.

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

2

7.

Купля – продажа. Товары и услуги.

2

8.

Виды торговли. Типы магазинов.

2

9.

Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик?

2

10.

Виды торговли.

2

11.

Дисконтные карты. Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги.

2

12.

Пластиковые карты. Правила пользования.

2

13.

Банковский вклад. Виды банковских вкладов.

2

14.

Что такое пенсия.

2

15.

Услуги службы занятости населению.

2

16.

Налоговая система РФ

2

17.

Что такое финансовое мошенничество. Страховой рынок России.

2

Учебный план 7 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Количество лабораторных, практических контрольных работ,

экскурсий)

            1.

Вводный урок

1

2.

Личное финансирование

9

3.

Депозит

6

4.

Кредит

11

5.

Налоги

4

6.

Обобщение

3

Учебный план 8 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Количество лабораторных, практических контрольных работ,

экскурсий)

            1.

Вводный урок

1

2.

Управление денежными средствами семьи

10

3.

Способы повышения семейного благосостояния

9

4.

Риски в мире денег

14

9 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Количество лабораторных, практических контрольных работ,

экскурсий)

1

Современные деньги России и других стран.

1

2-3

Практическая работа. Деньги. Тест.

2

4

Структура доходов семьи.

1

5

Зарплата как источник дохода.

1

6

Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России.

1

7

Структура семейных расходов.

1

8

Контроль семейных расходов.

1

9

Практическая работа.  Контроль семейных расходов.

1

10

Что такое семейный бюджет.

1

11

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

1

12

Составление, семейного бюджета.

1

13-14

Практическая работа. Составление, семейного бюджета.

2

15

Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт.

1

16

Что такое финансовое мошенничество.

1

17

Фальшивые деньги. Тест.

1

18

Что такое пенсия.

1

19

Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии.

1

20

Банки и их функции.

1

21-22

Договор банковского вклада и банковского счёта.

2

23

Банковский кредит и условия его предоставления.

1

24

Банковские карты. Виды банковских карт.

1

25-26

Практическая работа. Банковские карты.

2

27

Практическая работа. Банковские карты.  Зачет.

1

28

Налог. Какие налоги вам предстоит платить.

1

29

Практическая работа. Налог. Тест.

1

30

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

31

Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила похода в магазин.

1

32

Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги.

1

33

Что нужно знать при оформлении на работу.

1

34

Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт.

1

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Корректировка/причины

план

факт

Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран.

2

6.09

13.09

Семья как потребитель.

2

20.09

27.09

Хозяйственная деятельность семьи.

2

4.10

11.10

Потребности человека и семьи.

2

18.10

25.10

Элементы семейного хозяйства.

2

8.11

15.11

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.

2

22.11

29.11

Что такое бюджет семьи.

2

6.12

13.12

Что кладут в потребительскую корзину.

2

20.12

27.12

Доходы и расходы семьи.

2

10.01

17.01

Бюджет семьи.

2

24.01

31.01

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

2

7.02

14.02

Банковская карта Виды банковских карт.

2

21.02

28.02

Как умно управлять своими деньгами.

2

7.03

14.03

Как сделать сбережения.

2

21.03

4.04

Кредиты. Виды кредитов.

2

11.04

18.04

Налоги.

2

25.04

16.05

Социальные пособия.

2

23.05

6 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Корректировка/причины

план

факт

1

Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России

2

6.09

13.09

2

Ресурсосбережение  основа финансового благополучия.

2

20.09

27.09

3

Финансовое благополучие семьи.

2

4.10

11.10

4

Бюджет семьи.

2

18.10

25.10

5

Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?

2

8.11

15.11

6

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

2

22.11

29.11

7

Купля – продажа. Товары и услуги.

2

6.12

13.12

8

Виды торговли. Типы магазинов.

2

20.12

27.12

9

Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик?

2

10.01

17.01

10

Виды торговли.

2

24.01

31.01

11

Дисконтные карты. Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги.

2

7.02

14.02

12

Пластиковые карты. Правила пользования.

2

21.02

28.02

13

Банковский вклад. Виды банковских вкладов.

2

7.03

14.03

14

Что такое пенсия.

2

21.03

4.04

15

Услуги службы занятости населению.

2

11.04

18.04

16

Налоговая система РФ

2

25.04

16.05

17

Что такое финансовое мошенничество. Страховой рынок России.

2

23.05

 7 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Корректировка/причины

план

факт

1

Вводный урок

1

07.09

Тема раздела: Личное финансирование

10

2-3.

Человеческий капитал

Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов.

2

14.09

21.09

4-5

Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет.

Структура, способы составления и планирования личного бюджета.

2

28.09

05.10

6-7.

Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения

2

12.10

19.10

8-9-10

Деловой практикум.

Составляем личный финансовый план и бюджет.

3

26.10

09.11

16.11

Тема раздела: Депозит

6

11.

Банк и банковские депозиты.

1

23.11

12.

Влияние инфляции на стоимость активов

1

30.11

13.

Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах

1

07.12

14.

Как читать и заключать договор с банком.

1

14.12

15.

Управление рисками по депозиту

21.12

16.

Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»

28.12

Тема раздела: Кредит

11

17

18

19

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц.

Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность)

1

18.01

25.01

01.02

20.

Из чего складывается плата за кредит.

1

0802

21.

Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах

1

15.02

22-23

Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история.

22.02

29.02

24

Коллекторские агентства, их права и обязанности.

07.03

25

Кредит как часть личного финансового плана..

14.03

26

Типичные ошибки при использовании кредита

21.03

27

Практикум: кейс «Покупка машины»

04.04

28

Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»

11.04

Тема раздела: Налоги

4

29.

Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ.

1

18.04

30.

Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы

1

25.04

31.

Виды налогов для физических лиц.

1

02.05

32.

Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц.

09.05

Тема раздела: Итоговое обобщение

3

33-34.

 Деловая игра «Мой уровень финансовой грамотности»

1

16.05

23.05

Всего:

34

8 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Корректировка/причины

план

факт

        1

Вводный урок

1

06.09

Тема раздела: Управление денежными средствами семьи

10

2

Происхождение денег

1

13.09

3

Деньги: что это такое?

1

20.09

4

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

27.09

5

Какие бывают источники доходов

1

04.10

6

От чего зависят личные и семейные доходы

1

11.10

7.

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

18.10

8.

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

25.10

9

Как оптимизировать семейный бюджет

1

08.11

10-11.

Осуществление проектной работы, проведение контроля

2

15.11

22.11

Тема раздела:. Способы повышения семейного благосостояния

9

12.

Для чего нужны финансовые организации

1

29.11

13.

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

06.12

14

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

13.12

15-16

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

2

20.12

27.12

17-19

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему)

3

17.01

24.01

20

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

31.01

Тема раздела: Риски в мире денег

14

21.

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

07.02

22-23.

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

2

14.02

21.02

24.

Чем поможет страхование

1

28.02

25-26

Какие бывают финансовые риски

2

06.03

13.03

27-29.

Что такое финансовые пирамиды

3

20.03

03.04

10.04

30-32

Осуществление проектной работы

3

17.04

24.04

08.05

33-34

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

2

15.05

22.05

9 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Корректировка/причины

план

факт

1

Современные деньги России и других стран.

1

6.09

2-3

Практическая работа. Деньги. Тест.

2

13.09

4

Структура доходов семьи.

1

20.09

5

Зарплата как источник дохода.

1

27.09

6

Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России.

1

4.10

7

Структура семейных расходов.

1

11.10

8

Контроль семейных расходов.

1

18.10

9

Практическая работа.  Контроль семейных расходов.

1

25.10

10

Что такое семейный бюджет.

1

8.11

11

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

1

15.11

12

Составление, семейного бюджета.

1

22.11

13-14

Практическая работа. Составление, семейного бюджета.

2

29.11

6.12

15

Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт.

1

13.12

16

Что такое финансовое мошенничество.

1

20.12

17

Фальшивые деньги. Тест.

1

27.12

18

Что такое пенсия.

1

10.01

19

Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии.

1

17.01

20

Банки и их функции.

1

24.01

21-22

Договор банковского вклада и банковского счёта.

2

31.01

7.02

23

Банковский кредит и условия его предоставления.

1

14.02

24

Банковские карты. Виды банковских карт.

1

21.02

25-26

Практическая работа. Банковские карты.

2

28.02

7.03

27

Практическая работа. Банковские карты.  Зачет.

1

14.03

28

Налог. Какие налоги вам предстоит платить.

1

21.03

29

Практическая работа. Налог. Тест.

1

4.04

30

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

11.04

31

Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила похода в магазин.

1

18.04

32

Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги.

1

25.04

33

Что нужно знать при оформлении на работу.

1

16.05

34

Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт.

23.05

Содержание учебного предмета « Основы финансовой грамотности»

Содержание программы, обращѐнное к подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Особого внимания требует использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчѐтливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Содержание курса

5 класс

Тема 1. Доходы и расходы семьи

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Тема 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Тема 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Тема 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Тема 5. Что такое финансовая грамотность

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

6 класс

Тема 1. Основная проблема экономики

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».

Тема 2. Без чего не может обойтись рынок

Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

Тема 3. Формы организации бизнеса

Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».

Тема 4. Знакомство с бизнес-планом

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

Тема 5. Ты – потребитель

Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Тема 6. Законы спроса и предложения

Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».

Тема 7. Рыночное равновесие

Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Тема 8. Возникновение банков

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».

Тема 9. Потребитель финансовых услуг

Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Тема 10. Профессии банковской сферы

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

Тема 11. Проектная деятельность

Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

7класс

Вводный урок. Содержание и назначение модуля «Финансовая грамотность». Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.

Тема 1. Личное финансирование. Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Тема 2. Депозит. Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депо зит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

Тема 3. Кредит. Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Тема 4. Налоги. Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

8 класс

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи. Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность де- нег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния. Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Раздел 3. Риски в мире денег.  Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

9 класс

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

Тема 1. Происхождение денег.

Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»

Тема 3. Контроль семейных расходов.

Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Тема 4. Построение семейного бюджета

Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

Раздел 3. Риски в мире денег

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»

Тема 8. Риски в мире денег.

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы. 

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»

Тема 10. Собственный бизнес.

Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»

Тема 11. Валюта в современном мире.

Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы. 

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Методическое обеспечение

        Для реализации программы используются следующие технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Технология проектного обучения предполагает работу индивидуальную, групповую над газетой и ее защита.

Здоровьесберегающие технологии - создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья обучающихся

Методы и приемы

словесные: рассказ, беседа, объяснение;

наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение;

аудио-   и   визуальные   (сочетание   словесных   и   наглядных методов);

практические: тренинги, тесты

метод игры;

методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.

Дидактическое  обеспечение

  • наглядно-дидактические пособия;
  • карточки-задания и другой раздаточный материал, необходимый для выполнения практических работ и проведения практических занятий;
  • ЭОР, ЦОР

Техническое обеспечение

 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: компьютер, принтер, проектор, колонки.

Список литературы

Основная литература

 Учебно-методический комплекс по финансовой грамотности для 5-9 классов общеобразовательной школы. Базовый УМК, предназначенный для использования в рамках вариативных и факультативных курсов общеобразовательной школы в

Дополнительная литература

  1. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
  2. Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
  3. Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
  4. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
  5. Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).
  6. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников.  М., 2009.
  7. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2009
  8. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/. – Дата обращения: 10.10.2015.
  9. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. – Дата обращения:10.10.2018.
  10. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143. – Дата обращения: 10.10.2018.
  11. Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.
  12. Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН- ХиГС, 2013. – 182 с.
  13. Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. –Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.

Интернет-ресурсы

www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.

www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.

www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.

www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.

www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».

www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.

www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.

www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.

www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.

www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.

http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.

www.cbr.ru - Центральный банк РФ.

www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.

www.wto.ru – Всемирная торговая организация.

www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.

www.imf.org – Международный валютный фонд.

Список литературы для обучающихся

  1. Биденко С. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка». М., 2010
  2. Годфри Дж. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами». М., 2006
  3. Гудвин М. «Экономикс». М., 2018
  4. Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги». М., 2012
  5. Кийосаки Р. «Богатый папа, бедный папа для подростков». М., 2018
  6. Савенок В. «Как составить личный финансовый план». М., 2011
  7. Шефер Б. «Мани или азбука денег». М., 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"

Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности"

Общеобразовательный курс, 10 класс, 34 часа...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности

Рабочая программа по основам финансовой грамотности...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности

Данная рабочая программа может быть использована как программа элективного занятия или может быть вставлена выборочно в обществознание в раздел "Экономика"...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс

Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"

Рабочая программа  по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"...

рабочая программа по Основам финансовой грамотности

Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию  и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...