Информация о великом педагоге Антоне Семёновиче Макаренко
проект

В документе рассказывается о великом педагоге А. С. Макаренко. Из него вы узнаете о его работе в области педагогики, немного о его личной жизни, образовании и его педагогическом и творческом пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_24_isaeva.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги, уважаемые студенты, разрешите представить работу по теме: Методика воспитательной работы

А. С. Макаренко

С точки зрения современного состояния российской педагогики, стандартов образования и исторического развития нашей страны, педагоги должны ставить акцент в обучении и воспитании не на самом опыте, а на тех знаниях, которые приобретаются посредством практической деятельности. Учитель всегда выполняет роль воспитателя, потому что воспитание приоритетно и бесценно, как бесценны знания. А.С. Макаренко целиком посвятил себя исследованию воспитания и успешно делал то, что по-настоящему не осознано даже в современных условиях: расширял предмет педагогики и сферу воспитания, отчётливо видел их роль в процессе развития человека и общества. Это и является актуальностью нашего исследования.

Цель исследования:

Осмысление педагогического наследия А.С. Макаренко. Которая заключается в следующих задачах. Они представлены на экране, разрешите их не зачитывать.

Задачи исследования:

- описать этапы жизни и деятельности великого педагога-соотечественника А.С. Макаренко;

- уточнить представление об А.С. Макаренко, как создателе педагогической системы, авторе уникального педагогического эксперимента;

- познакомиться с творчеством А.С. Макаренко-писателя, сумевшего в яркой и увлекательной форме обобщить практический опыт педагогической работы.

Нужен ли Макаренко сегодня? Современны ли его идеи? Такими вопросами мы задались при подготовке к конференции. Нами было проведено выборочное анкетирование среди студентов третьего и второго курса. В опросе участвовало 42 студента. На предложение назвать педагогов-классиков, большинство студентов назвали фамилии Макаренко, Сухомлинского, Корчака, Ушинского и др.

Все 42 опрошенных студента совершенно справедливо считают, что А. С. Макаренко добился впечатляющих результатов именно в педагогике.

Но, к сожалению, с деятельностью А.С. Макаренко многие мало знакомы. Например, на вопрос могут ли быть полезны сегодня педагогические идеи Макаренко отвечали односложно и только 2 чел., что составляет около 5% от числа опрошенных, вспомнили о теории развития коллектива и учении о «завтрашней радости».

Также мало знакомы студенты и с литературной деятельностью Макаренко – из его произведений студенты вспомнили «Педагогическую поэму» - 22 чел., (52%), «Флаги на башнях» - 4 чел., (9,5%), книгу для родителей назвали - 6 студентов (14%), 15 студентов (36%) не ответили на этот вопрос.

И, наконец, на вопрос: «Следует ли будущему педагогу знакомиться с наследием А.С. Макаренко и почему?», подавляющее большинство опрошенных отвечали утвердительно 40 чел. (96%), 1 чел. (2%) оставил вопрос без ответа, 1студент (2%) честно признался, что не знает.

И хотя на вторую часть вопроса отвечали по-разному: «Для общего развития», «Для накопления педагогического опыта», «Учитель должен знать историю педагогики», «Идеи Макаренко современны и сегодня» и др., можно сделать вывод, что студенты осознают: без знания хотя бы краткой биографии педагога трудно определить его уникальность.

Антон Семёнович Макаренко (1888–1939) родился в Харьковской губернии Российской империи в простой семье.

Получили начальное образование, окончил четырёхклассное городское училище (то есть среднюю школу), а после него — одногодичные педагогические курсы, и пошёл в железнодорожную школу преподавать.

В год начала Первой мировой войны Макаренко поступил в Полтавский учительский институт. В послереволюционные годы стал заведующим начальной школой в Полтаве.

Следствием Первой мировой войны, революции и Гражданской войны стало огромное количество беспризорных детей и подростков. Они объединялись в настоящие банды и превратились в серьёзную угрозу. В 1920 году власти приняли решение собирать беспризорников с улиц и определять в специальные воспитательные колонии под обидным названием «для морально дефективных детей» («Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним», — сформулирует потом Макаренко). Причём ресурсов — ни материальных, ни человеческих — на надлежащее укомплектование этих заведений, конечно, не хватало, так что предложение возглавить подобную колонию вряд ли можно было воспринять с восторгом как блестящую карьерную удачу.

Тем не менее Антон Макаренко не сдавался. Он «перелопатил» огромную часть доступной на тот момент «педагогической» литературы, он получал опыт, систематизировал его, подмечал закономерности. При таком подходе, не умея контролировать всех детей (скорее всего), он завоевал любовь многих из них. Он искренне старался помочь им, искренне жил их жизнью и разделял быт. Достоверно известно, что он участвовал во многих играх детей, за что подвергался нападкам уже со стороны своих коллег. Легко допустить, что в тот момент он вышел на уровень, который сейчас доступен очень немногим педагогам – уровень честной любви к детскому обществу и желания жить детской жизнью. При этом он не переставал быть искателем, ученным, наращивал усилия в этом направлении.

Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:

а) Метод «атака в лоб», применялся только к лидерам, сильным личностям коллектива.

б) Метод «обходного движения», воспитание коллективом.

в) Важным средством считал речь, основы ораторства.

г) Выявил особенности понятия педагогической техники.

д) А. С. Макаренко выступал против шаблонов.

Также решительно выступал против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.

Макаренко выступал за единство всех форм воспитания: эстетики, труда, нравственности необходимо в комплексе воспитывать положительные качества в личности школьника.

Основными положениями педагогики Макаренко являются:

  • открытость образовательного процесса.
  • личностная рефлексия деятельности учащихся и педагогов,
  • межвозрастное партнёрство учащихся разных классов,
  • проектирование перспективы личных достижений учащихся и педагогов.

Макаренко руководил тремя детскими колониями-коммунами и работал с самыми обездоленными подростками. Являясь их наставником, он открыто провозгласил и осуществил идею воспитания "нового человека".

Все личные дела, которые поступали вместе с воспитанниками в колонию, тут же сжигались на их глазах вместе со старой одеждой. Макаренко не интересовало прошлое, он выдавал подросткам форму колониста и авансировал их шансом начать жизнь с чистого листа. И первым делом отправлял в баню. В колониях, где руководил Макаренко, не было ни охраны, ни заборов. Никто не убегал, а если даже кто-то и уходил, то все равно возвращался.

Принципы системы Макаренко

Антон Семенович считал, что работа педагога должна быть основана на следующих основополагающих правилах.

Принцип гуманизма. Он проходил красной нитью через систему обучения Макаренко своих воспитанников жизни и труду. Выдающийся педагог призывал отказаться от муштры, от подавления личности ребенка, от призывов к слепому повиновению. Необходимо, напротив, развивать творческую активность личности, основывать воспитание «на опыте поведения».

Отрицание «свободного воспитания», отказ от слащавого, идеалистического отношения к ребенку, от сентиментального любования им. Это развивает у детей лень, эгоизм, избалованность, барство и расхлябанность. В обращении с маленьким человеком Макаренко отвергал заласкивание, объятия и поцелуи. Он призывал к строгости, к чувству меры в любви. В отношении к детям необходима «требовательная любовь»: чем больше уважаешь человека, тем больше нужно от него требовать.

Оптимизм. В каждом воспитаннике необходимо видеть положительные силы, находить в нем лучшее, более интересное и более сильное.

Обобщение практического опыта. Таковой и являлась педагогическая система Макаренко. Он подвергал критике метафизические теории, которые были выстроены на основе умозрительных заключений.

Применение технологий воспитывающего воздействия. Антон Семенович считал, что педагогика ошибочно строится на логике моральной проповеди, тогда как ее нужно строить по логике технологической. Ведь между процессом материального производства и воспитанием наблюдается большое сходство. И к человеческой личности, со всем ее богатством, красотой и сложностью, нужно подходить с измерителями более сложными, с большей наукой и с большей ответственностью.

Взаимопомощь, уважение, труд и отношения внутри коллектива — вот, что было важно для Макаренко. Опираясь на эти основы, он сделал невозможное: воспитал честных и порядочных людей из тех, кто когда-то был связан с преступным миром.

Антон Семенович в своих трудах о воспитании ребенка делает акцент на важности роли полноценной семьи, а также поведении родителей. Даже в утробе матери начинается формирование личности. Если младенец почувствует, что он нежеланный или услышит резкие крики и ругань, то уже, будучи взрослым, он станет раздражительным, пугливым и закрытым.

В своих трудах А. С. Макаренко акцентировал внимание на творческое начало, на понятии гордости за свой успех именно это было основным мотивом работы и занятий трудом. Макаренко говорил о большом значении организации. Он считал умение организовать самого себя важным фактором развития личности: «...развивать умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда».

С точки зрения организации труда, Макаренко считал, что для организации и полноценного функционирования учебно-воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи. общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта - а это работа отдельных людей.

Руководствуясь в воспитательной работе с детьми своим основным и широко известным ныне принципом: «как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему», —Макаренко начал формировать коллектив с создания актива. Шаг за шагом, ставя перед колонистами новые и новые задачи и добиваясь их непременного решения, Макаренко постепенно вовлекает в дела колонии всех ее обитателей.

Успешной организации труда колонистов как нельзя лучше способствовала тщательно продуманная структура её коллектива. Весь состав колонии делился на 28 постоянных отрядов, по 7—15 человек в каждом. Во главе каждого отряда стоял командир.

Ядром колонии, ее активом, состоящим из лучших колонистов — командиров постоянных отрядов, был совет командиров. Здесь очень оперативно решались многочисленные вопросы хозяйственной, бытовой, культурной жизни колонии. Обязательным было общее собрание колонистов, которое прекрасно воспитывало чувство ответственности за принятое на нем решение, вырабатывая вместе с тем общественное мнение большого коллектива колонистов.

При формировании коллектива воспитанников Макаренко использовал важнейший принцип - социальный гуманизм: «Коллектив - это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения». Основная функция, которую выполняет коллектив - воспитывающая.

И еще Макаренко приходит к важному выводу: «Не может быть допущена остановка в жизни коллектива... Так рождается одна из плодотворнейших идей макаренковской педагогики — учение о «завтрашней радости», о близких и далеких перспективах как о необходимых стимулах движения. Вот почему, когда горьковцы получили неожиданное предложение переселиться на территорию бывшего Куряжского монастыря вблизи Харькова, где в то время размещалась крайне запущенная и в хозяйственном и в педагогическом отношении колония из двух с лишним сотен правонарушителей, Макаренко после недолгих колебаний дает свое согласие. Возможность борьбы за переделку Куряжа и его обитателей и стала той необходимой перспективой, достижение которой требовало преодоления целого ряда серьезных трудностей. Все 120 колонистов с энтузиазмом поддержали своего руководителя и переселились на необжитую территорию.

Таким образом, новаторство педагогической теории и практики Макаренко в первую очередь сводилось к тому, что колонист не был простым потребителем материальных благ, заботливо предоставляемых ему государством, не был неподвижным объектом воспитания. Он был активным членом коллектива, растущего вместе с ним, хозяином, заинтересованным в успехе общего дела.

Литературная деятельность педагога посвящена, в основном, представлению своих взглядов, относящихся к методике воспитательного процесса. В 1925 году он начал писать книгу, которой суждено было стать его «главной книгой»,— «Педагогическую поэму».

В конце 1930 года Макаренко заканчивает книгу, которая стала его настоящим литературным дебютом. Это цикл очерков о коммуне имени Дзержинского — «Марш тридцатого года». В трех первых главах книги дана краткая история коммуны. В следующих главах автор знакомит читателя с той или иной стороной жизни коммуны.

Вопросам семейного воспитания он посвятил «Книгу для родителей».

Последняя крупная вещь писателя, «Флаги на башнях», была написана в первой половине 1938 года и в том же году напечатана. Вышла в свет она уже после смерти писателя. Новая книга Макаренко по своему содержанию органически связана с «Педагогической поэмой», с «Маршем тридцатого года».

Замечательные книги Макаренко учат нас самому главному — человечности.

Значимость наследия А.С. Макаренко не только в провозглашении, но, прежде всего в реализации идеи гармоничного воспитания. Пусть не все стороны его педагогической системы разработаны Макаренко с одинаковой полнотой, но то, что им сделано, достойно называться «педагогикой завтрашнего дня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог

Разработка учебного занятия (внеклассного мероприятия) ко Дню Учителя....

Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...

Антон Семёнович Макаренко "Флаги на башнях"

Данная презентация об одном людей, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке - Антоне Семёновиче Макаренко и его повести "Флаги на башнях"....

Урок-размышление «Подвижничество Антона Семёновича Макаренко»

Урок-размышление "Подвижничество Антона Семёновича Макаренко" - один из заключительных этапов большого проекта "Секреты педагогики А.С.Макаренко", посвящённом жизни и деятельности ...

Подвижничество Антона Семёновича Макаренко

Подвижничество Антона Семёновича Макаренко...