Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог
материал по теме

Сергей Анатольевич Бабынин

Разработка учебного занятия (внеклассного мероприятия) ко Дню Учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon a._s._makarenko.zip876.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Профессиональное училище №16

г. Строитель

Яковлевского района Белгородской области

 

Методическая разработка учебного занятия

ко Дню Учителя.

/05. 09. 2011г./

 

«Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог».

                             Разработал:

                             Бабынин С.А. – преподаватель истории

       и обществознания ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель

                             Белгородской области.

 

 

 

2011г.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (05.10.2011г.)

                       

по предмету: История.

Тема учебной программы: 

 Россия в 20е – 30е гг.

Тема учебного занятия:

Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог.

Цели:

 1. Познакомить учащихся с биографией и деятельностью великого  русского писателя и педагога.

2. На примере великой исторической личности воспитывать у учащихся такие качества, как целеустремлённость, беззаветное служение своему долгу, добросердечность и порядочность.

3. Способствовать развитию умений и навыков ценностно-ориентировочной деятельности, дающей осмысление социальных и общечеловеческих ценностей.

 

Формы проведения учебного занятия:

Тематическая беседа.

Материальное обеспечение учебного занятия:

ПК. Презентация.

Дидактический материал.

Литература:

1. Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В двух частях. Часть 2: М — Я. — М.: Просвещение, 1998. — С. 6—8. —                                           ISBN 5-09-006995-6

2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983—1986. — Т. 1-8.

3. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: Историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). — Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. — ISBN 5-85152-546-0

Эпиграф:

« Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

                                                                                                     /А.С. Макаренко/                                                                                          

План проведения:                                                                                                           1. Вступительное слово учителя.                                                                                                2. Страницы биографии.                                                                                                      3. Педагогическая деятельность.                                                                                               4. А.С. Макаренко – писатель.                                                                                               5. Всеобщее признание.

Ход учебного занятия:

1. Вступительное слово учителя:

                                                         «Земля!

Когда б таких людей ты не посылала миру –

                     Заглохла б нива жизни».

/Н.А. Некрасов/

  Человечество подарило миру бесчисленное множество талантливых, просто гениальных людей – писателей, художников, политических и общественных деятелей, педагогов.

  Одним из таких людей был Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939) – великий русский писатель и педагог.

Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это – Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.  

2. Страницы биографии:

   Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый офицер, который надолго пережил брата и оставил о нём ценные воспоминания.

  1. В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.
  2. В 1901 году с семьёй переехал в посёлок Крюков, пригород Кременчуга.
  3. В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905).
  4. В 1905 году работал учителем в железнодорожном училище в посёлке Крюков, затем на станции Долинская.
  5. 19141917 гг. — учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма «щекотливой» — «Кризис современной педагогики».
  6. В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.
  7. В 19171919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.
  8. В 1919 г. переехал в Полтаву.

3. Педагогическая деятельность:

   Как только стихли бои на фронтах Гражданской войны, одним из первых вопросов, вставших перед советской властью, был вопрос о детях.

По инициативе Ф.Э. Дзержинского Президиум ВЦИК на заседании 27 января 1921 года постановил организовать при ВЦИК комиссию по улучшению жизни детей. Официально Комиссия по улучшению жизни детей была образована 10 февраля 1921 года. Председателем Комиссии стал Ф.Э. Дзержинский. Его заместителем ВЦИК утвердил командующего войсками ВЧК начальника милиции республики В.С. Корнева. В состав Комиссии вошли пять членов — по одному представителю от наркомата продовольствия, наркомата здравоохранения, наркомата просвещения, рабоче-крестьянской инспекции и ВЦСПС.
В письме Дзержинского, направленном всем местным органам ВЧК говорилось, что работа сотрудников ЧК должна состоять не в том, чтобы вмешиваться в деятельность учреждений, которым поручена охрана детей, а в том, чтобы оказывать им практическую помощь.
   По поручению Полтавского губернского отдела народного образования А.С. Макаренко организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе
Ковалёвка, близ Полтавы. В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, а в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (19201928), с октября 1927 года руководил трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых на практике применял разработанную им педагогическую систему.                                                                                         С лета 1935 года работал в Киеве на должности заместителя начальника трудовых колоний НКВД УССР. По совместительству некоторое время руководил трудовой колонией № 5 в Броварах.                                                                                                                                   Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.                                     Макаренко подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив, старался "проектировать лучшее в человеке", стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы, требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в  идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся.                                 

4. А.С. Макаренко – писатель:

   Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях "Педагогическая поэма", "Марш 30-го года", "Флаги на башнях", художественно-теоретической "Книге для родителей", в публицистических статьях "Воля, мужество и целеустремлённость", "О коммунистической этике" и других произведениях.                                                                                       В 1934г. А.С. Макаренко стал  членом Союза советских писателей.

В 1937 году г. Антон Семёнович  переехал в Москву, где занимался в основном литературной, общественной и научной деятельностью.                        В начале 1939 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени.                             А.С. Макаренко скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939г. И был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

5. Всеобщее признание:

Человечество по достоинству оценило труд и творчество А.С. Макаренко. Были открыты и учреждены:

  1. Педагогический музей А.С.Макаренко, 121170, Москва,                        Поклонная ул. 16
  2. Сайт, посвящённый А.С.Макаренко; электронный архив произведений А.С.Макаренко
  3. Центр образования №656 им. А.С.Макаренко г. Москвы
  4. Орден им. А.С. Макаренко
  5. Сумской Государственный Педагогический университет имени                       А.С. Макаренко (г. Сумы, Украина)
  6. Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» (Нижегородский Государственный Педагогический университет)
  7. Институт педагогики им. А.С.Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване,  республика Куба)
  8. Центральная библиотека им. А.С.Макаренко, г. Новосибирск
  9. Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде
  10. Школа № 1 им. А.С.Макаренко (с. Базаркурган, республика Киргизия),
  11. Учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей» № 3,                             им. А.С.Макаренко (г. Симферополь)
  12. Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол),
  13. Улица Макаренко (в г. Сочи),
  14. Улица Макаренко (Москва),
  15. Переулок Макаренко (Санкт-Петербург)
  16. Переулок Макаренко (Санкт-Петербург), улица Макаренко (Пермь), улица Макаренко (Северодвинск), улица Макаренко (Тула), улица Макаренко (Новочеркасск),
  17. Исправительно-трудовая колония общего режима им. Макаренко (Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки.

6. Этап контроля и самоконтроля:

- Выводы и замечания по ходу занятия.

- Оценка работы учащихся на занятии.

7. Этап рефлексии:

Я приду на следующий урок, потому что…

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...

Антон Семёнович Макаренко "Флаги на башнях"

Данная презентация об одном людей, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке - Антоне Семёновиче Макаренко и его повести "Флаги на башнях"....

Урок-размышление «Подвижничество Антона Семёновича Макаренко»

Урок-размышление "Подвижничество Антона Семёновича Макаренко" - один из заключительных этапов большого проекта "Секреты педагогики А.С.Макаренко", посвящённом жизни и деятельности ...

Подвижничество Антона Семёновича Макаренко

Подвижничество Антона Семёновича Макаренко...

Читаем книги Антона Макаренко

Обзор книг  А.Макаренко для родителей /в помощь классным руководителям/...

Информация о великом педагоге Антоне Семёновиче Макаренко

В документе рассказывается о великом педагоге А. С. Макаренко. Из него вы узнаете о его работе в области педагогики, немного о его личной жизни, образовании и его педагогическом и творческом пути....