мастер-класс "Кубик Блума"
статья

Амелина Оксана Владимировна

мастер-класс "Кубик Блума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_chitat.gramotnost_2022-2023.docx68.52 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Кубик Блума»

Уважаемые коллеги! Начать наш мастер-класс мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.

 - «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

-  Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

 

  - Какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний/.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

В век информационных технологий существенно изменил роль чтения в жизни современного человека. Все реже можно увидеть людей разного возраста, читающих бумажную книгу на улице, в транспорте, на отдыхе. Вместе с тем число читающих информацию, пользуясь гаджетами, заметно возросло. Особенно это стало заметным при наблюдении за молодыми людьми и школьниками. Однако чтение с электронных носителей носит скорее развлекательный, чем познавательный характер. «Посты», «комменты», смайлы и эмодзи, ставшие частью современного общения, не позволяют научиться анализировать прочитанное, выделять главное и второстепенное, структурировать текст.

  Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть КИМы,  ОГЭ и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ним. Поэтому современный образовательный стандарт включает функциональную грамотность, которая состоит из различных компетенций. Многолетний педагогический опыт и анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что основы читательской грамотности закладываются в начальной школе и совершенствуются на уровне основного и среднего образования, при этом знания выступают не как совокупность информации, а как неотъемлемая часть разнообразной деятельности личности. К сожалению, приходится констатировать, что серьезной проблемой современных школьников является неумение правильно понять смысл текста, определить его главную идею, структурировать по определенным критериям.

 Тема  нашего мастер-класса звучит так: Кубик Блума как приём педагогической техники для формирования функциональной грамотности на уроках истории и изобразительного искусства

Понимание текста - это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе. В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, и художественные и учебные тексты. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения - словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность.

Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность - это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.

Требования современного образования, обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип "учить не науке, а учить учиться".

      Такую задачу ставит технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.  В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных   американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.  Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот прием называется "Ромашка  Блума" или «ромашка вопросов и ответов».  Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы.  Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?  Перефразируя высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» .

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает научить  детей задавать вопросы.  

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:                              

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

1) Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. (Назови определение понятия общество);

2) Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.   (Почему человек является биосоциальным существом)

3) Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. (Объясни, какие качества человека формируются только в обществе)

4) Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. (Предложи, что будет с человеком, которого воспитают животные)

5) Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.(Придумай, историю о ребенке, воспитанном животными)

6) Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. (Поделись, что ты чувствовал, когда читал сказку «Маугли».

Варианты использования "Ромашки  Блума" на уроках

Возможны два варианта:

•        Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

•        Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Практическое использование «кубика Блума» рассмотрим на примере урока истории России в седьмом классе по теме «Опричнина»:

Первая грань кубика со словом «Назови». Учащемуся предлагается просто назвать предмет, явление, термин и объяснить его значение (дать определение). Например, дайте определение термину опричнина?

Вторая грань кубика со словом «Почему». Эти вопросы позволяют сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с изучаемым предметом или явлением. Например, почему современник этих событий князь Андрей Курбский назвал время установления опричнины на Руси «пожаром лютости»?

Третья грань кубика со словом «Объясни». Это уточняющие вопросы, которые помогают учащемуся изложить свои взгляды (своё отношение) на данное событие (явление), используя полученные знания.

В помощь учащемуся предлагаются дополнительные фразы: ты действительно думаешь, что…, или, ты уверен, что… Например, ты действительно думаешь, что установление опричнины на Руси было необходимо?

Четвёртая грань кубика со словом «Предложи». Учащийся должен объяснить, как могли использовать заинтересованные лица (как физические (представители царской династии, бояре), так и юридические (другие страны) эти явления (или события ими порождаемые) на практике, для решения конкретных ситуаций. Например, предложи, какие цели мог преследовать Иван IV Грозный учреждая Опричнину?

Пятая грань кубика со словом «Придумай». Эти вопросы содержат в себе предположение, учащемуся предлагается, используя полученные на уроке знания, изложить своё мнение о развитии событий при отсутствии изучаемого явления или предшествующего события (причины, предпосылки). Например, придумай, что могло бы быть, если бы Иван IV Грозный не распустил в 1560 году Избранную раду?

Шестая грань кубика со словом «Поделись». Эти вопросы учат учащихся анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значение полученных знаний. Желательно сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны изучаемой темой. Например, поделись, своим отношением к поступку Ивана IV Грозного по отношению к своему двоюродному брату, князю Владимиру Андреевичу Старицкому?

Практическая часть

- работа групп с текстом «Сталинградская битва». Задание: составить по 3 вопроса, используя грани кубика «Блума».

(Карпухина)

Использование интерактивного приёма «Кубик Блума» возможно и на уроках изобразительного искусства

Однако, на уроках изо, логично трансформировать названия граней. В процессе занятия, были выявлены такие проблемы у школьников как, низкая запоминаемость основных направлений в искусстве, обучающиеся часто путают стили в живописи, сложно воспринимают теоретический материал, связанный с творчеством художника, скульптора и тд.

Таким образом, практикуя данный прием в процессе обучения были внедрены новые названия граней:

«Автор и его основные работы», «Индивидуальный стиль», «Отношение к творчеству», «Используемые материалы», «Семья», «Интересные факты».

Для работы над гранями кубика класс может быть разделен на 5-6 групп, каждая из которых получает задание или вопрос. Таким образом, в классе с небольшим количеством школьников дети работают в парах или в группах по 3-5 человека, что позволяет задействовать в работу каждого обучающегося. Сначала выбирается художник, скульптор или другой деятель искусства, которому посвящена тема урока.

Группа, получившая задание «Основные работы», перечисляет на листе бумаги слова, связанные с работами данного автора. Группа с заданием «Индивидуальный стиль» должна описать стиль художника, манеру его исполнения. Задание «Отношение к творчеству» ищут в печатных или цифровых источниках, высказывания или цитаты, подходящие к заданию. Здесь обучающиеся могут составить сравнительную таблицу, описать высказывания самого автора и цитаты коллег о его творчестве. Группа, получившая задание «Используемые материалы», может оценить по работам автора, какие материалы чаще использовались им в профессиональной деятельности. Задание «Семья» требует от обучающихся сообщить о его семейной биографии, личностных характеристиках. Группа, имеющая задание «Интересные факты», рассказывает остальным группам, о его скрытых талантах, увлечениях и тд.

В конечном итоге, обучающимися формируется вывод о том, что они узнали нового, попробуют ли они создать творческую работу в стиле изученного художника, куда возможно применить знания, полученные на данном уроке.

Практическая часть

Работа с текстом. Художник М.И. Самсонов – один из создателей первой советской панорамы «Сталинградская битва» в г. Волгограде

Работа с видео (аудиогид) «Музей-панорама «Сталинградская битва» в г. Волгограде, «История создания панорамы «Сталинградская битва»

Таким образом, данный прием способствует развитию устной и письменной речи, активизирует использование пройденного материала на уроке, а также дает возможность обучающимся проявить свое творчество. Кроме того, обучающиеся в процессе выполнения заданий работают и над техникой владения художественными инструментами, создавая свои работы в духе деятеля искусства.

Рефлексия. Прием «Все в твоих руках».

Уважаемые коллеги, предлагаю вам интересный способ рефлексии: на листе бумаги

обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению. 

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

Мастер – класс мне хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить». Учить детей читать, мыслить остается актуальной задачей для нас педагогов. Мысль должна быть всегда самым универсальным инструментом познания для человека. Её нужно развивать, её нужно совершенствовать, её нужно формировать, как человек тренирует тело, потому что «Ты не можешь остаться в тени, если сам излучаешь свет». Я желаю, чтобы вы всегда оставались светом для окружающих, и чтобы ваши уроки стали очагом, согревшись у которого, ваши ученики стремились стать мыслителями.

Спасибо за работу!

Сталинградская битва (работа групп)

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к Волге и захватить Сталинград (ныне Волгоград). Вермахт планировал разрушить городские заводы, производившие вооружение для советской армии, а самое главное — получить выход к Волге. Выйти к Волге — означало разделить нашу страну на две части, оставить армию без подкрепления и нового оружия.

Перебросив на южное направление 90 дивизий, фашистские генералы в середине 1942 года прорвали оборону нашего Юго-Западного фронта и двинулись к Сталинграду.

Наступление на Сталинград началось с воздуха. Фашистские бомбардировщики накрыли город «ковром» из бомб. В городе, где жили 450 тысяч человек, не уцелело почти ни одного здания! На железной дороге вспыхнули цистерны с нефтью, которая полилась по улицам, а потом попала в Волгу. Страшное зрелище — горела даже сама река и пароходы у пристани! Тысячи простых горожан погибли от этого страшного удара с неба, и, казалось, что превращённый в руины город больше не сможет противостоять захватчикам.

Гитлер планировал взять Сталинград с первой же атаки. Ведь город уже превратился в дымящиеся руины, со стороны могло показаться, что в разрушенном Сталинграде уже не осталось никакой жизни. Но это было совсем не так. В городских развалинах именно наши меткие стрелки-снайперы наносили самый страшный урон врагу. Известно, что снайпер Василий Зайцев лично уничтожил 225 фашистов.

Бои в городе растянулись почти на полгода. Советские солдаты сражались за каждый дом и даже за каждый этаж! На знаменитом Сталинградском тракторном заводе фашисты уже врывались в цеха, но рабочие и под пулями не прекращали ремонтировать танки и даже сами бросались в бой, помогая нашим бойцам.

Лозунгом этой битвы стали слова снайпера Зайцева: «За Волгой для нас земли нет!»

Удивительные подвиги наших солдат можно перечислять бесконечно. Связист Матвей Путилов, будучи ранен в обе руки, несколько часов соединял оборванный кабель зубами. Он погиб, но восстановил связь, чтобы наши войска могли организовать контратаку.

Морской пехотинец Михаил Паникаха был не просто ранен — пуля попала в бутылку с зажигательной смесью, которую он держал в руках, и боец превратился в горящий факел. Но у него хватило сил на последний подвиг: добравшись до фашистского танка, он бросился на него и уничтожил.

Особую известность среди защитников города получил знаменитый «Дом Павлова». Это здание оборонял совсем небольшой отряд под командованием сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева. Пытаясь взять дом штурмом, немцы потеряли больше бойцов, чем при взятии многих западноевропейских городов. А ведь защитников было не больше тридцати человек!

Перечислить всех героев той битвы просто невозможно. О подвигах многих мы, увы, никогда не узнаем. Но можно точно сказать: лишь благодаря их отваге в тех тяжелейших условиях наша армия смогла выстоять.

В середине сентября противник, получив свежие резервы, усилил атаки. Немецко-фашистским войскам удалось выйти к Мамаеву кургану, закрепившись на отдельных высотах. Немецкие генералы понимали, что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем окончательно захватить город. Командование Сталинградским фронтом из резерва Ставки выделило в помощь защитникам города 13-ю гвардейскую дивизию генерал-майора Родимцева. С воздуха гвардейцам помогали лётчики под командованием генералов Голованова и Руденко.

В какой-то момент казалось, что фашисты достигли цели — им удалось овладеть вершиной кургана. А по всем законам военной науки тот, кто владеет высотой, имеет огромное преимущество перед теми, кто оказался внизу, у подножия. Уничтожить врага с вершины холма или горы куда проще, чем находясь на ровной поверхности. Фашистам надо было лишь спуститься с холма к Волге. А там и до гибели русской армии недалеко (на то, что наши солдаты сдадутся в плен, фашисты даже не надеялись). Но на Мамаевом кургане случилось невероятное. Фашистам так и не удалось спуститься к его подножию. Выбить советских солдат из-за насыпи железной дороги, пролегавшей у кургана, оказалось невозможно. До Волги оставалось всего метров 700! Именно их и не смогли пройти фашисты.

В январе 1943 года гитлеровцы выглядели уже совсем не теми бравыми солдатами, какими были они летом прошлого года на подступах к Сталинграду. Теперь это были уставшие, грязные, голодные люди, замерзающие на лютом морозе и ледяном ветру. В развалинах захваченного ими города они больше напоминали погорельцев, а не победителей.

Но, самое главное, что гитлеровцы так увлеклись штурмом города, что не заметили, как наши войска обошли их сразу с двух сторон. Оказавшиеся в окружении фашисты страдали от холода, голода и болезней. Многие умирали уже вовсе не от пуль. Но выйти из окружения они уже не могли.

А Гитлер был непреклонен. Он требовал от своих командиров сражаться до последнего. В январе он неожиданно присвоил командующему окружённой армией Паулюсу высшее воинское звание — фельдмаршал. Казалось бы, битву-то Паулюс проиграл. Зачем присваивать звание и оказывать ему честь? Ответ кроется в «поздравительной» телеграмме, где Гитлер пишет: «Ещё ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен». Всё понятно: сражайся до конца или умри.

Но Паулюс не сделал ни того, ни другого. Уже на следующий день после присвоения ему высшего воинского звания он сдался в плен. Вместе с ним сложила оружие и его армия. Это была величайшая катастрофа, от которой ни Гитлер, ни его генералы так и не смогли оправиться до самого конца войны.

Сталинград для всего мира стал символом поражения фашизма. А также символом решающего сражения, способного определить всю будущую судьбу его участников.

А на Мамаевом кургане в 1967 году открылся мемориальный комплекс — в честь тех, кто отстоял здесь свободу не только нашей страны, но и всего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таксономия уровней познания Бенджамина Блума

В разработке описан вариант использования Таксономии уровней познания в работе учителя.Таксономия является системой классификации предметов, принципов или фактов в соответствии с их существенными...

Блум таксономиясымен құрылған сабақ жоспары: "Элементар электр заряды"

Бұл сабақ жоспары Блум таксономиясымен құрылған....

Обучение в современном понимании_Таксономия Блума

Обучение в современном понимании_Таксономия Блума...

Таксономия Блума

Таксономия Блума...

Применение технологии "Кубик Блума" к уроку по ГО "Защита населения от АХОВ" (8 класс)

Б.Блум считал, что самой главной задачей, которая стоит перед школой, является развитие умения решать проблемы, которые будут возникать перед учениками в будущей жизни, умению применять знания, получе...

Проектирование учебных заданий по таксономии Блума

Тасономия Блума позволяет разработать учебные задания по 6 уровням по любой теме любого предмета. в таблице приведены глаголы для формирования вопросов позволяющих оценивать компетентности учащихся и ...

мастер - класс "Ромашка Блума"

мастр-класс по теме " Технологии развития критического мыления" подробно представлена одна из технологий работы с текстом "Ромашка Блума"...