Таксономия уровней познания Бенджамина Блума
методическая разработка (алгебра, 8 класс) по теме

В разработке описан вариант использования Таксономии уровней познания в работе учителя.

Таксономия является системой классификации предметов, принципов или фактов в соответствии с их существенными и логическими взаимосвязями.

Цель обучения – развивать потребность учащихся думать, стимулировать обдумывание и анализ того, как они учатся; развивать ответственность самих учащихся за собственное образование.

Методика Б. Блума содержит 6 основных разделов: знание, понимание, применение, анализ, синтез, сравнительная оценка. В каждом из этих разделов нужно уметь задавать правильные вопросы для полного раскрытия получаемой информации.

В размещаемом материале приведена таблица с описанием каждого раздела и методика построения вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taksonomiya_urovney_poznaniya_bendzhamina_bluma.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Таксономия уровней познания Бенджамина Блума

        Обучение – это не работа зрителя, пассивного наблюдателя. Цель обучения – развивать потребность учащихся думать, стимулировать обдумывание и анализ того, как они учатся; развивать ответственность самих учащихся за собственное образование.

        Люди не учатся, просто сидя в классах и слушая учителя, вспоминая подготовленные задания и выдавая готовые ответы. Они должны говорить о том, что они изучают и чему научились, писать об этом, связывать это с прошлым опытом и применять изученное в повседневной жизни.

        И, хотя эта мысль не нова, на каждом новом этапе развития общества она вновь выходит на первый план.

        Еще в середине 50-х годов ХХ века американский ученый Бенджамин Блум наиболее интересное открытие сделал в результате интервью с известными музыкантами, математиками, пловцами-олимпийцами. Оно заключалось в весьма активной помощи и поддержке семьи. Он утверждает, что никто из них не добился бы выдающихся результатов самостоятельно. Блум писал: “Вопрос о том, кто из них гений, можно долго обсуждать, но выражение “гений себя проявит независимо от обстоятельств” не нашел подтверждения в данном конкретном исследовании”.

        Блум обследовал выдающихся людей и на основе данных, полученных в результате этой работы, он описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию их талантов.

        Модель Блума ориентирована на сферу познавательных функций и названа была “Таксономия уровней познания Бенджамина Блума”.

        Определение понятия таксономии в 1968 г. предложил американский ученый Плаумен:

        “Таксономия является системой классификации предметов, принципов или фактов в соответствии с их существенными и логическими взаимосвязями”.

        В 1956 г. группа американских ученых Блум, Энгельхарт, Фурст и Картволь предложили несколько вариантов использования “Таксономии целей обучения” в работе учителя.

        Эти ученые утверждают, что при составлении учебного плана учителям следует наметить широкий диапазон возможных целей или результатов в познавательной сфере.

        Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, учителя могут определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план.

        Блум и его коллеги считают, что таксономия может оказать значительно помощь в определении целей, что в конечном итоге облегчает планирование учебного процесса и способствует выработке методики и процедур оценки.

        Короче говоря, таксономия является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач.

        Выдвинутые Блумом идеи и методы подробно изложены им в руководстве “Таксономия целей обучения”.

        В этой работе имеется 6 основных разделов: знание, понимание, применении, анализ, синтез и оценки. Эти разделы отражают иерархический порядок различных целей обучения.

        Следует подчеркнуть, однако, что таксономия Блума требует серьезного и тщательного изучения, а ее применение в педагогической практике – специальной подготовки.

        Однако элементы этой системы можно использовать в нашей повседневной работе.


Знание

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Сравнительная оценка

Определение

Запоминание специфической информации

Понимание заданного материала независимо от другого материала

Использование методов, концепций, принципов и теорий в новых ситуациях

Расчленение информации на составляющие элементы

Составление целого из отдельных частей

Определение ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты и критерии

Что делает ученик

Реагирует, воспринимает, вспоминает, узнает

Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует

Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний, конструирует

Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает

Комбинирует, составляет, придумывает, творит

Оценивает, обсуждает

Построение вопросов и заданий

Назови

Перечисли

Вспомни

Найди

Опиши

Расскажи кому-то другому…

Перечисли основных персонажей…

Назови как можно больше…

Что является наиболее важным в…

Составь список…

Переформулируй

Объясни

Приведи примеры

Нарисуй схему

Структурируй

Что, по твоему мнению, происходит в…

Что это может означать?

Сократи предложенный текст, стараясь сохранить его основную мысль

Перечисли 5 основных идей текста и объясни, что они значат

Покажи

Основываясь на том, что ты знаешь…

Создай модель

Спланируй доклад по теме…

Какие детали являются наиболее важными для группы…

Как наилучшим образом показать твое понимание…

Изучи

Раздели на группы

Классифицируй

Найди сходства и различия

Собери разные мнения

Какая еще информация необходима, где можно найти такую информацию?

Приведи аргументы за и против

Раздели данные категории в зависимости от…

Создай

Составь

Разработай

Предскажи

Предложи определение для…

Представь, что…

Собери доказательства в пользу…

Напиши сочинение в стиле…

Разработай эффективный прибор для…

На основе анализа представленных данных, предложи решение…

Используя данные и свою интуицию, предскажи, какова вероятность…

Как может выглядеть несуществующий…

Оцени, насколько…

Проранжирую факты на основе критерия

Предложи критерии для оценки

Используя твои критические замечания по поводу…, что из… является наилучшим…

Какой из вариантов является наилучшим для… Почему? Приведи доводы

Ключевые слова

Отступая на минуту от…

Способ

Я хочу…

Связующей идеей является…

Это напомнило мне о…

Потому что

Если бы это было… я бы … или…

По-моему, это имеет отношение к…

Означает ли это…

По сравнению с …, по большей части…, с другой стороны…, интересен вопрос о …, отсюда логически следует…, является оборотной стороной…, подобным образом…, в отличие от…

Предположим, составим, вероятно, представь себе, наоборот (напротив), что если…, я предвижу…, что касается…

хотелось бы знать…

Как бы…

Почему…

Представляется неуместным

Согласно одной из точек зрения

Самое лучшее

Хуже всего

Если…то…иначе


Как задавать хорошие вопросы (некоторые подсказки)

  • Когда вы задаете вопрос, подумайте – зачем вы его задаете?
  • Какой ответ вы ожидаете получить на этот вопрос?
  • Получу ли я такой ответ, который хочу, задав этот вопрос?
  • Убедитесь в том, что вопросы построены поэтапно.
  • Начинайте с вопросов на понимание, и двигайтесь к вопросам, заставляющим детей анализировать, синтезировать.
  • Убедитесь в том, что есть поэтапность в развитии графических навыков.
  • Не начинайте с самого сложного вопроса!
  • Будьте точными и конкретными в ваших вопросах.
  • ФОКУСИРУЙТЕСЬ на тех данных, которые вы предоставили.
  • Не задавайте вопросы, которые не связаны с данными, которые вы предоставили. Это можно делать только в том случае, если вы тестируете творческие способности детей!
  • Не задавайте вопросы, основанные на общих знаниях детей – это нечестно!
  • Задавайте вопросы, которые поощряют детей находить личное применение данным, поиск конкретных действий.
  • Убедитесь в том, что у детей есть время, чтобы ответить на вопросы.
  • Будьте осторожны с “закрытыми вопросами”.
  • У вас должны быть вопросы, на которые дети должны ответить индивидуально, в группах, в парах, классом.

Вопросы по теме “Квадратные уравнения”

Знание

  1. Назови общий коэффициент квадратного уравнения
  2. Назови коэффициент квадратного уравнения 2х2 + 8х – 11 = 0
  3. Перечисли основные виды квадратных уравнений
  4. Запиши в общем виде приведенное квадратное уравнение
  5. Составь список формул, используемых при решении квадратных уравнений
  6. Найди корни уравнения: 3х2 = 4; -7х = 0; 5х2 -8х + 3 = 0; х2 -7х + 12 = 0

Понимание

  1. Приведи пример полного (неполного, приведенного) квадратного уравнения
  2. Объясни, как решается уравнение (2х + 1)(х + 2) – (х – 1)(3х + 1) = 1
  3. Выясни, имеет ли корни уравнение х2 + 1 = 0; 2х2 -7х – 4 = 0
  4. Перечисли несколько способов решения уравнения х2 – 2х – 3 = 0
  5. Докажи, что числа 2 и 3 являются корнями уравнения х2 – 5х + 6 = 0
  6. Догадайся, чему равны корни уравнения х2 + 7х + 12 = 0

Применение

  1. Разложи, если возможно, квадратный трехчлен х2 – 5х – 6 на множители
  2. Используя связь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения, составь квадратное уравнение по его корням 1 и -3
  3. Реши задачу с помощью квадратного уравнения: Периметр земельного участка прямоугольной формы равен 60 м, а его площадь 200 м2 . Найти длины сторон участка.                    
  4. Сократи дробь: 24х2 – 38х + 15

                           12х2 – 16х + 5

  1. Сложи дробь: ______1_____ + ______1_____

                        27х2 – 15х – 2      18х2 -27х +10

  1. При каких значениях х определено выражение: __х – 5__

                                                                                  х2 – 6х – 7

  1. Спланируй доклад по теме “Квадратные уравнения”

Анализ

  1. Раздели предложенные уравнения на группы: х2 – 2х + 1 = 0; 3х2 – 12х – 40 = 0; 2х – 3 = 0;

(х – 2)(х + 3) – (х – 4)(х + 4) – 5= 0; х – 2 + х + 3 = 1 ; х – 3 + х = 5

                                                                х       х – 4             5       3

Найди сходства и различия в группах

  1. Найди сходства и различия в группах квадратных уравнений: х2 – 2х + 1 = 0; 5х2 – 8х + 3 = 0;

2 + 6х + 1 = 0; х2 – 12х + 20 = 0

  1. Найди сумму и произведение корней уравнения х2 - √2 х + 6 = 0
  2. Основываясь на том, что ты знаешь о квадратном уравнении, реши уравнение х4 – 5х2 + 6 = 0
  3. Нади дискриминант уравнения 2х2 + 3х – 1 = 0, не выполняя вычислений, если известно, что дискриминант уравнения х2 + 3х – 2 = 0 равен 17
  4. Определите знаки коней уравнения, если корни существуют: х2 - ½ х - ½ = 0; х2 – 17х + 72 = 0

Синтез

  1. Составь квадратное уравнение, если х1 и х2 – его корни, если х1 + х2 = 2, х1х2 = -3
  2. Создай полное квадратное уравнение с четным вторым коэффициентом, имеющее два различных корня
  3. В уравнении х2 + рх + 45 = 0 один из корней равен 15. Найдите второй корень и коэффициент р.
  4. Разработай алгоритм решения уравнения: _х_  + х_+_5 = __50__

                                                                       х – 5    х – 5      х2 – 25

  1. Используя свои знания и интуицию, предположи, как решить уравнение:

((х – 3)/х)2 – 3(х – 3)/х + 2 = 0

  1. Решить систему уравнений, составив вспомогательное уравнение: х + y = 4

                                                                                                                   хy = 3

Оценка

  1. Оцени, насколько рационально решено уравнение: (х – 2)2 – 10(х – 2) + 21 = 0; х2 – 4х + 4 – 10х + 20 + 21 = 0; х2 – 14х + 45 = 0; х1 = 9, х2 = 5.
  2. Используя твои критические замечания по поводу решения предыдущего уравнения, порекомендуй другой способ решения того же уравнения.
  3. Решая уравнение, х2 – 59х – 4386 = 0, ученик нашел его корни х1 = -43, х2 = 102

Верно ли решено уравнение?

  1. Не решая уравнения 4х2 – 7х – 11 = 0, ученик определил, что оно имеет два корня разных знаков. Прав ли он?

Список используемой литературы

  1. А.Н. Перре-Клермон

“Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей” Москва, Педагогика, 1991 г.

  1. “Одаренные дети”

Перевод с английского

Под общей редакцией Г.В. Бурменской, В.М, Слуцкого

Москва, Прогресс, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в современном понимании_Таксономия Блума

Обучение в современном понимании_Таксономия Блума...

Таксономия Блума

Таксономия Блума...

Проектирование учебных заданий по таксономии Блума

Тасономия Блума позволяет разработать учебные задания по 6 уровням по любой теме любого предмета. в таблице приведены глаголы для формирования вопросов позволяющих оценивать компетентности учащихся и ...

Таксономия Блума и ее разноаспектность в формировании математической компетенции

Таксономия Блума и ее разноаспектность в формировании математической компетенции...

Урок английского языка с использованием таксономии Бенджамина Блума

Данный урок английского языка по теме "Карьера: устройство на работу" построен на основе тахнологии Бенджамина Блума. В процессе урока учащиеся 7 класса изучают, анализируют, трансформируют ...

Уровни познания

План-конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме "Уровни познания"...