Р.М.Глиэр.
учебно-методический материал

Буймова Яна Владимировна

Р.М.Глиэр.Творческий путь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glier_reyngold_moritsevich.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Глиэр Рейнгольд Морицевич

Рейнгольд Морицевич Глиэр — биография: концерты Рейнгольда Морицевича Глиэра  в Москве, афиша 2024-2025, билеты

   

Глиэ́р Рейнго́льд Мо́рицевич  (11.01.1875,Киев – 23.06.1956, Москва], российский композитор, педагог, дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927), народный артист Азербайджанской ССР (1934), народный артист РСФСР (1935), народный артист Узбекской ССР (1937), народный артист СССР (1938).

Его отец Эрнст Мориц Глиер (Glier) (1834–1896), потомственный мастер духовых инструментов, родом из Саксонии, с 1854 г. жил в Варшаве, где работал подмастерьем на фабрике своего дяди; став мастером, обосновался в Киеве. Его мать Жозефина Викентьевна (Юзефа Фёкла, урождённая Корчак), из польских ремесленников.

С 1897 г. подданный России, с 1913 г. личный почётный гражданин.

С 11 лет учился играть на скрипке, к 14 годам относятся первые композиторские опыты. Учился в Киевской гимназии, с 1891 г. – в Музыкальном училище Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) по классу скрипки О. Шевчика (теорией композиции занимался у Е. А. Рыба), окончил в 1894 г. Под впечатлением от гастролей П. И. Чайковского, состоявшихся в Киеве в 1891 г., решил продолжать обучение в Москве. В 1894 г. поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского, затем перешёл к И. В. Гржимали, гармонию изучал у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, полифонию и музыкальную форму – у С. И. Танеева, в 1900 г. окончил консерваторию по классу сочинения М. М. Ипполитова-Иванова с золотой медалью.

Ещё в годы обучения в Киевском училище его близкими друзьями стали Л. В. НиколаевБ. Л. ЯворскийИ. И. Крыжановский. Переехав в Москву, стал посещать дом А. Б. Гольденвейзера (в 1902 брал у него уроки игры на фортепиано), общался с А. Н. СкрябинымС. В. РахманиновымК. С. Сараджевым. В 1900–1903 гг. участвовал в собраниях Беляевского кружка в Санкт-Петербурге, в 1901 г. М. П. Беляев начал публиковать его сочинения. В 1905 г. Глиэр получил свою первую Глинкинскую премию – за Первый секстет для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей c-moll op. 1, написанный в 1898 г. (посвящён С. И. Танееву, впервые исполнен в 1902 в Петербурге).

В 1904–1908 гг. дважды ездил за границу, посетил Чехию, Польшу, Италию, Германию, Францию, Швейцарию. Давал там уроки С. А. Кусевицкому, сам обучался дирижированию у О. Фрида.

В 1909 г. начал концертную деятельность, исполнял главным образом собственные сочинения (за всю жизнь он появлялся за дирижёрским пультом около 300 раз). Уже в 1910-е гг. пользовался известностью как дирижёр и композитор. В 1912 г., после кончины И. А. Саца, руководство Московского Художественного театра обратилось к Глиэру с просьбой доработать оставшиеся незаконченными его сочинения.

С 1913 г. профессор по классу композиции Киевской консерватории, в 1914–1919 гг. её директор.

С 1920 г. жил в основном в Москве.

В советское время активно занимался просветительской и общественной работой.

Дарование Глиэра-композитора – по преимуществу лирическое, тесно связано с традициями русской музыки. Он в совершенстве владел мастерством построения музыкальной формыинструментовкой; оставаясь в пределах классико-романтической гармонии, находил новые приёмы в обращении с фольклорным материалом.

Творческое наследие Глиэра обширно и разнообразно: 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 инструментальных концерта, музыка для духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерные ансамбли, инструментальные пьесы, фортепианные и вокальные сочинения для детей, музыка для театра и кино.

Особенно важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки советских республик — Украины, Азербайджана, Узбекистана. С детских лет он проявлял интерес к народной музыке различных национальностей: «эти образы и интонации были для меня наиболее естественным способом художественного выражения моих мыслей и чувств». Ранее всего состоялось его знакомство с украинской музыкой, которую он изучал в течение многих лет. Результатом этого явились симфоническая картина «Запорожцы» (1921), симфоническая поэма «Заповiт» (1941), балет «Тарас Бульба» (1952).

Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет «Красный мак». («Красный цветок»), поставленный в Большом театре в 1927 г. Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Другим значительным произведением в этом жанре стал балет «Медный всадник» по поэме А. Пушкина, поставленный в 1949 г. в Ленинграде. «Гимн великому городу», завершающий этот балет, сразу стал широко популярным.

Во второй половине 30-х гг. Глиэр впервые обратился к жанру концерта. В его концертах для арфы (1938), для виолончели (1946), для валторны (1951) широко трактуются лирические возможности солиста и вместе с тем сохраняется присущая жанру виртуозность и праздничное воодушевление.

Но истинным шедевром является Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром (1943) — самое искреннее и обаятельное сочинение композитора. Стихия концертности вообще была очень естественна для Глиэра, в течение многих десятилетий активно концертировавшего в качестве дирижера и пианиста. Выступления продолжались до конца жизни (последнее состоялось за 24 дня до кончины), при этом Глиэр предпочитал ездить в самые глухие уголки страны, воспринимая это как важную просветительскую миссию. «...Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед». Эти слова Глиэр написал в конце творческого пути. Ими он руководствовался свою жизнь.

Имя Р. М. Глиэра носят Киевское музыкальное училище (с 1956; ныне Киевская муниципальная академия музыки имени Р. М. Глиэра), Республиканский специализированный музыкальный академический лицей в Ташкенте (до 2001 Детская музыкальная школа имени Глиэра), детские музыкальные школы в Москве (с 1993; основана в 1933), Калининграде (с 1956; основана в 1946), Алма-Ате (Казахстан), Маркнойкирхене (Германия). Улица Глиэра есть в Донецке, Магнитогорске и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

065. Тема 19 Глиэр Биография Урок 30

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

066. Тема 19 Глиэр Концерт для голоса с оркестром Уроки 31-32

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Методическая разработка на тему "Преобразующая сила музыки Р.М. Глиэра"

Данный урок способствует активизации эмоционального отклика на музыку....

Методическая разработка занятий для обучающихся: «Эффективное развитие музыкальных и технических способностей учащихся в работе над произведениями Р.М. Глиэра»

Творчество любого композитора неразрывно связано с его личностью, его человеческими качествами. Творчество Р.М.Глиэра не оставляет равнодушными и современных педагогов. Его произведения – это хорошая ...

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ФОРМЫ У УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ НА ПРИМЕРЕ ФОРМЫ «РОНДО» В СРЕДНИХ КЛАССАХ (Р. ГЛИЭР рондо соч.43 №6, В. МОЦАРТ рондо из сонатины Ля- мажор)

ПЛАН:1.ВСТУПЛЕНИЕ: Значение работы над  музыкальной формой.2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Определение формы «рондо». Работа с  учащимися.3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Особенности работы с современными детьми .На ...

«Работа над кантиленной пьесой в классе фортепиано на примере произведения Р. Глиэра «Мелодия»

Тема урока:«Работа над кантиленной пьесой в классе фортепиано на примере произведения Р. Глиэра «Мелодия»Слайд 2Цель:Формирование навыков певучей кантиленной игры.Задачи:Обучающие:- ...