Основы философии
учебно-методическое пособие

Ершова Юлия Сергеевна

Основы философии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Основы философии»

  1. Религиозные, философские и естественные теории происхождения человека

Люди с глубокой древности интересуются своим происхождением. Попытки понять и объяснить, как возник человек, мы можем встретить у самых разных народов в их верованиях, легендах и сказаниях.

С развитием самого человека потребность в знании своих истоков и корней постоянно увеличивалась. Расширялось сознание и мировоззрение. Человек стал задумываться над происхождением своего рода, но более осознанно и направленно. На протяжении веков и человеческой эволюции много учёных, литераторов-писателей, различных исследователей высказывали свои точки зрения о происхождении людского рода. Этому посвящены множество сказаний, вымыслов, легенд, и непоколебимых истин, которые были открыты выдающимися учеными разных стран, народов и времён, начиная с библейских героев и мыслителей и заканчивая нашими современниками.

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись?». Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой - проблемой возникновения и развития человека - занимается целый ряд наук. В частности изучается философией. Теории, касающиеся возникновения человека на Земле, разнообразны и далеко не достоверны. Именно поэтому данная тема очень актуальна и по сей день.

С давних времен само существование человека поставило перед философами и мудрецами множество нелегких вопросов. Что отличает человека от других живых созданий? Какова его сущность? Свободен ли он? Что в большей степени определяет его природу - врожденное или общественное? Меняется ли человек в течение жизни и насколько? Что оказывает решающее влияние на его поведение? Где скрыты истинные причины его поступков? Да и познаваем ли человек вообще?.. этим жизненным, основополагающим вопросам нет конца, а дискуссии вокруг них не утихают уже на протяжении многих столетий. И каждый, кого интересуют эти проблемы, дает свой ответ.

Наиболее значимые проблемы всегда интересовали человека: окружающий его мир и он сам. Различные философские школы по-разному распределяли и распределяют приоритеты в анализе этих проблем.

Досократики, в частности, были в основном, сторонниками познания природы.  Сократ и софисты также считали стремление к познанию сущности человека никчемным занятием. И вообще, западная - «фаустовская» - философия, в отличие от восточной, уделявшей большое внимание внутреннему миру человека, в большей степени проявляет интерес к внешнему мир[1].

Значительно различаются взгляды философов на соотношение и на взаимосвязь человека и окружающего его мира: от полной их идентификации до признания их полной автономности. «Человек - часть природы», - говорят одни[2]. «Человек - совершенно особый мир»[3],- возражают им их оппоненты. «Из человека можно лепить все, что угодно»,- утверждают одни. «Нет, существование человека предопределено его наследственным кодом»,- возражают им другие. «Поступки людей предопределяются обстоятельствами»,- говорят бихевиористы.

Главное для человека- исполнение своего долга. Главное для него - это достижение личного счастья. Человека ждет великое будущее- нет. гибель человечества «не за горами». Человечество пребывает в зрелом состоянии- нет, человечество находится еще в младенческом возрасте. Так что же это такое - «Человек», какова его сущность и судьба? На эти и на многие другие вопросы, связанные с человеком и человечеством и пытаются ответить философы различных школ и течений.

Философское знание о человеке носит не только чисто академический характер. Каждый из нас в повседневном общении с другими людьми формирует свое собственное представление о человеке и нередко руководствуется им в своей жизни. Философское (предельно общее) представление о человеке предостерегает нас от поспешных суждений, помогает выработать наиболее верную жизненную позицию в сообществе людей. Философская антропология (учение о человеке) всегда несет в себе частицу мудрости, служит развитию и духовному обогащению личности, а значит и приращению нашего общего духовного богатства.

На мой взгляд, философское знание о человеке отличается тем, что в чем естественным образом соединяются непреходящее, вневременное и неизменно актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.

Первая и самая  главная из них связана с решением вопроса о происхождении человека. Вопрос о том, как и когда произошел человек, издавна интересовал людей. В рамках первобытных форм религии предки человека усматривались в некоторых животных, растениях и даже в отдельных частях ландшафта. Именно в этом состоит смысл одной из древнейших форм религия - тотемизма.

Мифологические предки людей носят в большинстве случаев имена животных, что отражает представление человека того времени о своем происхождении. Позже появляются другие формы религии, объясняющие появление человека на Земле действием или проявлением воли сверхъестественных сил. Человек - творение Бога. Такова позиция и современного религиозного сознания.

Основы современной естественнонаучной теории антропосоциогенеза (происхождения человека) были заложены Ч. Дарвиным (1809 - 1882). Он первым сформулировал гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка. В этой гипотезе и до настоящего времени продолжают оставаться спорными ряд положений. Однако вполне, очевидным представляется то, что около 300 тысяч лет тому назад на Земле появились неандертальцы, которых сегодня относят к тому же биологическому виду, что и современного человека. Неандертальцы уже умели строить жилища и изготовляли простейшие (каменные) орудия труда.

Выделение человека из животного мира было связано с процессом становления существенно новых, специфических человеческих способов деятельности. Важнейшее место среди них занимает труд, как целесообразная и в основе своей коллективная деятельность людей. Именно труд и общение людей в процессе труда способствовали развитию их речи.

Ученые считают также, что важным фактором становления человека явились нравственные требования, устанавливающие человеческие нормы взаимоотношений между индивидуумами в обществе. Простейшие нравственные требования образовали тот фундамент, на котором впоследствии произошла надстройка более низких и более сложных моральных ценностей и норм.

Таким образом, можно говорить о том, что труд, членораздельная речь и нравственность стали ведущими факторами становления человека.

  1. Природа и сущность человека. Человек личность, индивидуальность

Природа человека- это его стойкие, неизменные и общие для всех людей анатомо-физиологические черты, а также общие задатки и свойства, отражающие его особенность как живого существа: разумность, прямохождение, членораздельная речь, специфические анализаторы, темперамент и т. д.

Большинство философов склонны рассматривать человека как главную ценность мироздания. В то же время существуют философские направления природной (натуралистической) ориентации, представители которой исповедуют культ Космоса, природы и тем самым абсолютизируют зависимость человека от природы.

Сторонники еще одной точки зрения — антропологического релятивизма считают, что человек, как природное существо, обладает большой пластичностью и весьма подвержен как биогенетической, так и культурной эволюции. Это может привести, по их мнению, в дальнейшем даже к разрушению «ядра» человека.

Большинство материалистов считают, что человек, и в целом человечество, есть часть природы, ее высшая ступень развития. Однако, человек не есть просто часть природы, идентичная другим ее составляющим. Предметно-материальная и духовная деятельность человека выводят ее за собственно природные рамки. Благодаря орудийной предметной деятельности, человек перестает быть частью природы, а мышление и свободная воля человека делают его творцом второй (очеловеченной) природы, запечатленной в предметах материальной и духовной культуры, и искусственной среде.

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального.

В философии имеются две основные точки зрения: биологизаторская, в которой подчеркивается значение прежде всего природных, врожденных качеств человека, его близость к животному миру, и социологизаторская, которая считает, что качества человека определяются социальной средой. Человек по своей природе - не зверь и не ангел, ибо он обладает природными способностями, позволяющими ему реализовать себя как социальное существо в современном мире.

Биологические и социальные факторы развития человека находятся в тесной, неразрывной связи и не существуют изолированно. Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств, которые становятся действительными только под воздействием социальных факторов. При этом, естественно, могут существовать определенные и довольно значительные индивидуальные различия, которые во многом зависят от характера социальной среды, в которой находится человек.

Человек, с момента его рождения, является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт.

Понятие «индивид» служит для обозначения человека, как не похожего на других заключенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего. Личность — это соучастник исторического процесса, один из семи миллиардов человек, живущих на планете Земля.

Сущность каждого конкретного индивида, как личность составляет совокупность конкретных социальных качеств, которыми он обладает, и социальных отношений, в которые он включен. Эти связи существуют вне и не зависимо от человека, потому они объективны. Вместе с тем, они реализуются людьми, поступающими как личности. Особенностью личности является высоко развитое самосознание: личность контролирует себя и свои поступки.

При рождении человек включается в сферу семейно-бытовых отношений и становится под их влиянием индивидом. По мере взросления, связи его с внешним миром расширяются, он приобщается через систему образования ко многим культурным ценностям. И, наконец, получив соответствующее образование, человек включается в основные сферы жизнедеятельное общества - производственно-экономическую, социальную, политическую и духовную, обретая возможность стать личностью.

Деятельность — основной путь и единственный способ стать личностью. Своей деятельностью человек продолжает себя в других ролях. Произведенный предмет—это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой—средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, так как этот предмет предназначен для других людей.

Человек выступает как полноценная личность, если его деятельность в достаточной степени соответствует содержанию и целям деятельности, объединяющей его с другими людьми, что в конечном счете отвечает и общественным интересам.

В социальном общении личность складывается под влиянием многообразных отношений, которые возникают между людьми. Это двухсторонний процесс. С одной стороны, происходит усвоение человеком социальных норм и опыта вхождения в социальную среду, в систему общественных отношений, а с другой—идет процесс активного воспроизводства общественных связей за счет его активной деятельности. В «технологии» этого общения заключается существенная роль социализации личности.

Социальная среда формирует личность. В широком смысле социальная среда (макросреда) охватывает общество в целом, как совокупность общественных отношении, общественного сознания, культуры. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное социальное окружение—семью, дом, микрорайон, трудовой коллектив, круг друзей и т. д.

Личность, если она действительно является личностью, в сущности своей активна. Людям не дано выбирать социальную среду обитания, которая является результатом деятельности как современного, так и всех предшествующих поколений. Однако личность всегда стремится быть «выше» обстоятельств.

Во взаимодействии с людьми происходит как обобществление, так и внутреннее обособление человека, противопоставление своего «Я» другим. Субъективные представления человека о себе самом в психологии получили название образа «Я» или «Я — образа». Пробуждаясь в человеке, его «Я-« помогает ему стать личностью во всем ее многообразии.

«Я - образ» включает в себя три составляющие. Во-первых, это познавательный компонент — представление о своих способностях, внешности физической силе, социальной значимости. Во-вторых,—это переживания, самоуважение, себялюбие- и т. д. В-третьих,—это оценочно-волевой компонент-стремление быть понятым, желание завоевать симпатии, уважение, повысить свой социальный статус или желание, остаться незамеченным, держаться в тени. Психологи утверждают, что у человека есть множество сменяющих друг друга «Я - образов», попеременно выступающих на передний план самосознания.

Индивидуальность, как дальнейшее развитие личности, выступает ее существенной характеристикой, поскольку она отражает уникальный способ ее бытия, особенности ее поведения, профессиональной деятельности и т. п.

Важно отметить, что качества личности формируются в первую очередь социально-экономическими условиями и культурными традициями. При этом собственно биологические особенности человека, как бы отступают на второй план.

Индивидуальность—это и самобытность чувств, и особенности характера, и оригинальность мышления. Индивидуальность личности, ее конкретное содержание обусловлено как той или иной эпохой, так и саморазвитием человека.

Индивидуально-психологические и социально-психологические качества личности образуют основу наращивания других социально-значимых качеств—политических и экономических, философских и правовых, этических и эстетических.

Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается, а личностью—становятся. Ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит прежде всего на нем самом.

Индивид проходит в жизни через три хронологические стадии социального созревания личности: от трех до двенадцати, от двенадцати до восемнадцати и от восемнадцати и далее.

Личность проявляет себя также в трех «пространствах» существования: в самом индивиде, в межличностных отношениях, и в других людях. Эти «пространства» существуют не изолированно, а образуют единое «пространство».

Становление личности продолжается на протяжении всей жизни человека. Социализация личности - это процесс ее вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения конкретных социальных ролей и функций, определения собственных идеалов, интересов и потребностей, а также реализации своих жизненных планов и достижения целей. Закономерностью социального развития личности является соразмерность этого процесса с природным развитием человека. Самоутверждение человека заключает в себе два аспекта. Прежде всего, субъект пытается вызвать у себя и других определенное ценностное отношение к себе, и в то же время сделать себя в действительности таковым, каким он считает нужным быть. А нужно быть самостью.

«Самость» - это некая независимость личности от внешнего мира. Не случайно целый ряд соответствующих понятий начинается с «само» (самостоятельность, самоконтроль, самосознание, самовоспитание, самообразование). Самость - это то, что в философии традиционно называется свободой воли и выступает как самая значимая характеристика личности, как ее философская сущность[4].

У человека нет какой-то одной, раз и навсегда заданной ему «природы», так же как и неизменной «сущности», и то и другое - исторически изменяющиеся характеристики человека. Определения природы и сущности человека не исходный пункт для педагогической антропологии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком-то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и неустранимое противоречие человеческого бытия. Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно - природе и обществу, телу и духу. Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. Человек в одно и то же время может рассматриваться как объект, и как субъект, как уникальное и неповторимое (и телесно, и духовно) создание.  Преобладает точка зрения, согласно которой понятия природа человека и сущность человека, при всей их близости и взаимосвязанности, не следует отождествлять. Первое понятие отражает как природные, так и социальные качества человека. Второе понятие отражает не всю совокупность его социальных, биологических и психологических качеств, а наиболее существенные, устойчивые связи, отношения, лежащие в основе природы человека. Поэтому понятие  природа человека шире и богаче понятия сущность человека[5]. К понятию человеческой природы можно отнести ряд общих качеств человека: способность к творческой деятельности, проявлению эмоций, формированию нравственных ценностей, стремление к прекрасному (эстетическое восприятие действительности) и т.д. Следует вместе с тем подчеркнуть, что не существует никакой вечной, неизменной человеческой природы, как некой однозначно формулируемой совокупности неизменных качеств. Вся история свидетельствует о происходящих определенных изменениях в природе человека, его открытости миру.

Если человек - существо природное. то соответственно он - общественно - историческое существо. Именно общественно - исторический способ бытия сделал человека существом разумным. Под разумностью педагогическая антропология вслед за К.Д. Ушинским понимает то, что характерно только для человека - способность осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве, способность фиксировать свое осознание мира и себя, стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своей жизнедеятельности, т.е. самосознанию, рефлексии[6].

Список литературы

  1. Г.П.Зиневич. Человек изучает человека. Киев, Наукова думка, 1988
  2. Л.И.Тегако, И.И.Саливон. Основы современной антропологии. Минск, Университетское, 1989;
  3. Я.Я.Рогинский, М.Г.Левин. Антропология. Москва, Высшая школа, 1978;
  4. Малькольм Баудер, Обезъянообразный человек. Факт или  заблуждение. Христианский научно-антропологический центр, 1998;
  5.   А. В.  Антонов. История Земли. Рукопись. 1998;
  6.  Ч. Дарвин . О происхождении видов путем естественного отбора. 1859;
  7. П.В Алексеев, Панин А.В. Философия: Учебник.- Изд. 3-е перераб. и доп.- М.:ПБОЮЛ Грачев С.М. / Проспект, 2003;
  8. М.Г. Левин. История жизни - М.: Мир, 1977;
  9. В. Д. Губин. Основы философии, М.:2008 г.


[1] Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: Учебник.- Изд. 3-е перераб. и доп.- М.:ПБОЮЛ Грачев С.М. / Проспект, 2003.

[2] М.Г. Левин. История жизни - М.: Мир, 1977

[3] См.:Там же

[4] Г. В. Мокронов. Универсальность личности.- Москва: МГУ, 2003// Электронная библиотека России. – pdf.- Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/48506/1/lkrv_1997_033.

[5] В. Д. Губин. Основы философии, М.:2008 г.

[6] Г.П.Зиневич. Человек изучает человека. Киев, Наукова думка, 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по основам философии на тему: Философия XX века. Экзистенциализм

Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

Презентация по основам философии Тема: Философия Китая для студентов всех специальностей техникума

Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

Тесты по основам философии Тема: Немецкая классическая философия

Работа с тестами охватывает разделы учебного курса «Предмет философии» и «История философии» за период от древности до эпохи Возрождения включительно. Предусматривается проверка усвоения базовых...

Методическая разработка серии уроков по курсу "основы философии" - "История русской философии".

Цикл уроков   знакомит обучающихся  с историей русской философской мысли, представленными в ее составе крупнейшими мировоззренческими системами, творчеством выдающихся отечественных мыслител...

Экологическая тематика в ходе изучения античной философии в курсе "Основы философии"

В предлагаемом вниманию читателей материале отражен опыт преподавания античной философии с точки зрения популярного и актуального сейчас экологического дискурса. Подчёркивается, что античная философия...

27.10. Т3. Основы философии. Становление философии в Древней Греции.

Задание.1. В чём ценность метода майовтики?2. Что такое "мир идей" в понимании Платона?3. Каково значение любви по Платону?4. Что такое форма, по Аристотелю, в отличие от идеи?5. Какое значе...

30.10. Т3. Основы философии. Значение древнегреческой философии.

Задание.1. Кто такие скептики?2. В чём причины упадка древнегреческой философии?3. Смысл и назначение материалистических учений Древней Греции....