Инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС
статья

Цирульникова Валентина Валерьевна

Современные образовательные технологии играют ключевую роль в обеспечении активности учеников в процессе обучения, позволяя улучшить качество образования, оптимизировать использование времени и сократить рутинные задания школьников. В школьной среде доступен широкий выбор педагогических методик, способствующих более эффективному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsionnye_obrazovatelnye_tehnologii_.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии

в условиях реализации ФГОС

       Современные образовательные технологии играют ключевую роль в обеспечении активности учеников в процессе обучения, позволяя улучшить качество образования, оптимизировать использование времени и сократить рутинные задания школьников. В школьной среде доступен широкий выбор педагогических методик, способствующих более эффективному обучению.

      Сначала необходимо понять суть понятия "педагогическая (образовательная) технология", прежде чем обращаться к различным трактовкам из научно-педагогической литературы. Технология, происходящая от греческих слов "techne" и "logos", представляет собой сложный комплекс мероприятий, направленных на производство, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию продукта с высоким качеством и оптимальными издержками. Системный подход к планированию, реализации и оценке процесса обучения и усвоения знаний — это суть "технологии обучения", учитывающий человеческие и технические ресурсы и взаимодействие между ними для достижения более эффективной формы образования.

Инновационные образовательные подходы представлены разнообразными технологиями, такими как использование игровых методов в обучении, здоровьесберегающие методы, инновационная оценка через «портфолио» и дистанционное обучение. Также важными являются технологии проектно-исследовательской деятельности, проблемное обучение, профессионально-ориентированное обучение с использованием кейс-метода, решение изобретательских задач по методике ТРИЗ. Продолжим обсуждение некоторых из этих инновационных педагогических методов.

Дистанционное обучение выделяется как форма самостоятельного обучения, при этом информационные технологии играют основополагающую роль. Технология дистанционного обучения предполагает взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, где все ключевые компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организация, средства обучения) отражаются и реализуются с помощью специфических интернет-технологий или прочих интерактивных средств.

Целью проблемного обучения является развитие мыслительных способностей учащихся путем создания специализированных ситуаций, требующих активной самостоятельной работы для их решения. Важно использовать новые технологии и инструменты обучения, а также устанавливать специализированный контроль за качеством образования. Это позволит преподавателям сыграть новую роль в учебном процессе, обеспечивая гибкость и модульность обучения.

В процессе обучения задачи проблемного обучения включают в себя создание условий для учащихся, чтобы они могли приобрести средства познания и исследования, а также повысить познавательную активность при усвоении знаний. Для достижения этих целей применяется дифференцированный и интегрированный подход в учебном процессе. Инновационная система оценки под названием «ПОРТФОЛИО» представляет собой технологию, которая помогает объективно оценивать результаты учебной деятельности. Цель портфолио заключается в том, чтобы представить отчёт об образовательном процессе ученика, выявить значимые образовательные результаты, отслеживать индивидуальный прогресс ученика в обширном образовательном контексте, а также продемонстрировать его способности к практическому применению усвоенных знаний и навыков.

Оценка портфолио в современном образовании приносит значительную пользу и помогает достичь важных целей педагогического процесса. Школьники поддерживают свою мотивацию к учебе и развивают навыки самостоятельности. Они активно участвуют в обучении, расширяют свои возможности и развивают навыки рефлексии. Учащиеся формируют умение ставить цели, планировать и организовывать свою учебную деятельность. Портфолио также способствует индивидуализации образования и поддерживает процесс персонализации обучения.

Важно создавать дополнительные условия, способствующие успешной адаптации в обществе. Различные виды портфолио могут быть использованы для этой цели:

- портфолио достижений;

- тематическое портфолио;

- презентационное портфолио;

- комплексное портфолио.

Также появились новые формы портфолио:

- Электронное портфолио;

- Паспорт навыков и квалификаций;

- Европейское языковое портфолио (одобренное Советом Европы).

Одним из эффективных методов обучения является использование кейсов в процессе проблемно-ситуативного обучения. Внедрение такой практики в российскую систему образования является сегодня очень важным вопросом.

Метод конкретных ситуаций, известный также как кейс-метод, представляет собой инновационный подход к анализу проблем, основанный на решении разнообразных задач и ситуаций. Основные черты данного метода включают:

- Существование модели общественно-экономической системы, оцениваемой в определенный момент времени.

- Коллективное принятие решений.

- Множество альтернативных вариантов решений; отсутствие единственного правильного ответа.

- Общая цель при принятии решений.

- Применение системы групповой оценки деятельности.

Обучаемые активно применяют управляемое эмоциональное напряжение во время процесса обучения. Ситуативная методика, известная также как кейс-метод, пользуется все большей популярностью не только среди студентов высших учебных заведений и специалистов на курсах повышения квалификации, но и среди школьников. Этот метод помогает развивать навыки учебной работы, применять теоретические знания на практике и видеть сложности решения реальных проблем.

Исследование механизмов развития технических систем с целью создания методов решения изобретательских задач – основополагающая задача ТРИЗ, которая направлена на формирование креативного мышления и развитие творческой индивидуальности. Отличительной чертой этого подхода является использование накопленного мирового опыта в области решения технических проблем. В рамках педагогики ТРИЗ акцент делается на подготовке специалистов, способных решать сложные задачи в разнообразных сферах деятельности, что является существенным фактором в формировании творческой личности.

Игра, как самый свободный способ погружения в реальность или фантазию, является наиболее захватывающим аспектом учебного процесса. Основное внимание уделяется игровым технологиям, которые представляют собой методы решения изобретательских задач, включая приемы и алгоритмы из ТРИЗ, а также зарубежные методы, такие как мозговой штурм, метод проб и ошибок, метод синектики, морфологический анализ, метод контрольных вопросов. Этот опыт подвергается переработке и приводится в соответствие с целями педагогики, чтобы обеспечить возможность для проявления личности, творчества, активности и самореализации.

Игровые технологии в образовании связаны с инновационным методом взаимодействия между педагогом и учащимися через реализацию разнообразных сценариев (игры, театральные постановки, бизнес-игры). В процессе урочных занятий активно применяются игровые приёмы и ситуации, которые направлены на:

- Подчинение учебной деятельности правилам игры;

- Использование учебного материала как инструмента игры, внедрение элемента соревнования, который трансформирует учебную задачу в игровую ситуацию.

В игровом результате заключается успешное выполнение дидактического задания, при этом содержание игры включает в себя образовательные задачи. В процессе обучения используются различные виды игр – от обучающих до психотехнических. Игры способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию необходимых умений и навыков для практической деятельности, а также развитию общеучебных навыков.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовании — это ключевое направление современного образовательного процесса. Эти технологии позволяют обеспечить более равномерное распределение различных видов заданий во время занятий, включая физические упражнения для разнообразия. Также они позволяют определить оптимальное время для изучения сложного учебного материала и для самостоятельной работы студентов. Применение здоровьесберегающих технологий в образовании дает положительные результаты, улучшая процесс обучения и воспитания. Важно рассматривать их как неотъемлемую часть любой современной образовательной системы, гарантирующую безопасность для здоровья студентов. Эти технологии представляют собой совокупность новаторских методов и принципов, дополняющих традиционные подходы к обучению и развитию, способствуя сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - главное направление здоровьесберегающей технологии. Методы внедрения этой технологии включают создание специальных здоровьесберегающих объектов, организацию образовательных программ по модульной системе, усовершенствование спортивно-оздоровительной деятельности, оптимизацию учебного и внеклассного процесса для учащихся, просветительскую работу с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС».

«Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС»....

Метапредметный подход - инновационная образовательная парадигма в условиях реализации ФГОС

В условиях реализации новых образовательных стандартов в  научной и методической литературе в области образования, в профессиональном словаре современного педагога стали широко использоваться пон...

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО

Методический материал по работе с современными образовательными технологиями в рамках ФГОС....

«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС»

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС в работе учителя-логопеда.В современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов образования...

Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС

Цель современных образовательных технологий - Научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что ново...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.

В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...