Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС
материал

Петрова Ирина Владимировна

Цель современных образовательных технологий - Научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Статья раскрывает понятие, методы и приемы Технологии развития критического мышления , способствующей развитию личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx487.14 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС

Основными инструментами педагогов в образовательном процессе являются педагогические технологии.

Напомню, что педагогические технологии – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Каждый из нас знаком и использует различные технологии в своей работе. Как вы думаете, какие технологии чаще всего указывают наши учителя при самоанализе своих уроков?

- здоровьесберегающие, ИКТ, игровые технологии, личностно-ориентированные, развивающие.

Круг образовательных технологий довольно широк, существуют разные классификации педагогических технологий (по форме работы, типам, методам)

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-   технологии личностно-ориентированного обучения: (технология разноуровнего обучения,  технология коллективного взаимообучения, технология сотрудничества, технология модульного обучения)

-  Интерактивные технологии (технологии игровые , технологии проблемного обучения,  технология перспективно - опережающего обучения

-      Технологии развивающего обучения;

        -технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

        -исследовательские методы в обучении;

        -проектные методы обучения;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

        -информационно-коммуникационные технологии;

        -здоровьесберегающие технологии и др.

В основе всех современных технологий, исходя из требований ФГОС, должен быть системно-деятельностный подход, который способствует :

-   проектированию и конструированию развивающей образовательной среды;

-   активной учебно-познавательная деятельность обучающихся;

-   построению образовательного процесса с учётом особенностей обучающихся;

- формированию готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Большая роль уделяется формированию и развитию такой метапредметной компетенции как работа с информацией.

Поэтому сегодня я уделю внимание такой актуальной образовательной технологии, как технологии развития критического мышления.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Что не является критическим мышлением?
-  
простое запоминание,  несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс;

- понимание сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать, а критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются.

-   творческое, или интуитивное, мышление.

Признаки критического мышления

  • Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  • Критическое мышление есть мышление социальное.

Технология развития критического мышления – это технология, которая

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

Цель технологии: Научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Технология РКМ была разработана американскими учеными и преподавателями. Её авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, С 1996г. технология распространяется и апробируется в школах многих стран, в том числе и в России. Американцы модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности, деятельностного подхода к обучению, принципы личностно-ориентированного образования, а также идеи эвристического обучения и довели их до уровня технологии.

Значимость ТРКМ заключается в том, что она может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, математика, и другие). Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно чёткая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Базовая модель технологии состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия - вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- усвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления? Элементы новизны, содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.

Я предлагаю Вам сейчас вспомнить, какие вам известны приемы ТРКМ (сначала самостоятельно, затем обсудите в малых группах -1-2 мин.).

Все ваши предложения соберем в корзину

Итак, часто используемые приемы в зависимости от стадии технологии:

Стадия «Вызов»

Стадия «Осмысление»

Стадия «Рефлексия»

«Кластер»,

««Толстые» и «тонкие» вопросы»,

«Корзина идей»,

«Мозговой штурм»,

«Верные-неверные высказывания»,

«Маркировочная таблица ЗУХ»,

«Дерево предсказаний»,

«Перепутанные логические цепочки» и др.

«Инсерт» («Чтение с пометами»),

«Чтение с остановками», ««Толстые» и «тонкие» вопросы»,

«Ромашка Блума»,

«6 шляп мышления», «Кластер»,

«Зигзаг»,

«Двойной дневник»

«Бортовой журнал» и др.

«Кластер»,

«Эссэ»,

«Синквейн», (хокку, диаманта),

««Толстые» и «тонкие» вопросы»,

«Маркировочная таблица ЗУХ»,

«Бортовой журнал» и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Корзина идей (похожие – мозговой штурм)

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.

1 этап. Учащиеся выполняют работу индивидуально.

2  этап. Затем  происходит  обмен  информацией  в  парах  или  группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных  записей  в  парах  (группах).  Учащиеся  выделяют  совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

3  этап.  «Сброс  идей  в  корзину».  Каждая  пара  (группа)  поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие –не повторять то, что уже было сказано другими. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Инсерт (чтение с пометками)

Этот прием является средством, позволяющим   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной   информации. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:

" V " - уже знал

" + " - новое

" - " - думал иначе

" ? " - не понял, есть вопросы

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт»

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» –уже знал; «+» –новое; « –» –думал иначе; «?» –не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?».Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

Маркировочная таблица «ЗУХ»  (на протяжении всего урока)

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).   3 (знаю) -  У (узнал) - Х (хочу узнать)

В каждую из колонок необходимо разнести понятия из текста, только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

«Рыбий скелет» или «Фишбоун»

Данная графическая техника помогает проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятия, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Ромашка вопросов (ромашка Блума)

Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. 6 лепестков – 6 вопросов. Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти. Уточняющие вопросы .  Обычно начинаются со слов: «То есть ты  говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали  о...?».  Целью  этих  вопросов  является  предоставление  обратной  связи человеку относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные  (объясняющие)  вопросы .  Обычно  начинаются  со  слова «Почему?».  В  некоторых  ситуациях  (как  об  этом  говорилось  выше)  могут восприниматься негативно –как принуждение к оправданию. В других случаях –направлены  на  установление  причинно-следственных  связей.  «Почему  листья  на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного  «превращается»  в  простой.  Следовательно,  данный  тип вопроса  «срабатывает»  тогда,  когда  в  ответе  на  него  присутствует  элемент самостоятельности. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Практические  вопросы. Всегда,  когда  вопрос  направлен  на  установление взаимосвязи  между  теорией  и  практикой,  мы  его  будем  называть  практическим. Опыт  использования  этой  стратегии  показывает,  что  учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Стихотворения по алгоритму (развивают поэтические способности учеников)

Синквейн состоит из 5 строк: 1 – существительное (тема), Тайга 2 – два,три прилагательных (описание темы), Хвойная, зелёная, необъятная Х3 – три глагола (описание действия в рамках этой темы), Растёт, завораживает, дарит 4 – фраза из 3,4 слов, показывающая отношение к теме, Щедра сибирская тайга 5 – синоним, который повторяет суть темы. Берегите!


Диаманта состоит из 7 строк: Лист дерева

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы; РОЖДЕНИЕ
  • 2 – два прилагательных к первому существительному; зелёный, яркий
  • 3 – три глагола к первому существительному; светящийся, растущий, цветущий
  • 4 – два словосочетания с существительными; жара, движение, солнце, пища
  • 5 – три глагола ко второму существительному; увядающий, замедленный, туманный
  • 6 – два прилагательных ко второму существительному. коричневый, старый

Кластер

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием. Может быть использован на разных стадиях: «вызов» - для стимулирования мыслительной деятельности, актуализации знаний, «осмысление» - для структурирования материала, «рефлексия» - при подведении итогов.

Технология критического мышления даёт ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Статья посвященна технологиям используемым на уроках английскоого языка в условиях реслизации ФГОС...

Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС...

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО

Методический материал по работе с современными образовательными технологиями в рамках ФГОС....

«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС»

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС в работе учителя-логопеда.В современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов образования...

Формирование познавательной активности на уроках математики путем использования современных информационных технологий в условиях реализации ФГОС

Средства информационных технологий способствуют развитию интереса к процессу обучения, повышению учебной мотивации и работоспособности, развитию операций мышления (анализ, синтез, сравнение), внимания...

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.

В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...