Формирование познавательной активности на уроках математики путем использования современных информационных технологий в условиях реализации ФГОС
статья

Наурзалиева Малика Олеговна

Средства информационных технологий способствуют развитию интереса к процессу обучения, повышению учебной мотивации и работоспособности, развитию операций мышления (анализ, синтез, сравнение), внимания и памяти

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «Школа-интернат им. С.И. Здоровцева»

отделение «Адаптивная школа»

Формирование познавательной активности на уроках математики путем использования современных информационных технологий в условиях реализации ФГОС

Астрахань, 2020

Процесс познания у детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется общим недоразвитием, мыслительные способности формируются у них с большими задержками.

Для таких учащихся характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они испытывают низкую потребность в познании. Дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.        

Развитие познавательного интереса детей с нарушениями интеллекта  является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в коррекционной школе. 

Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к познанию изучаемых предметов. Для детей с особыми образовательными потребностями характерны быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкий уровень долгосрочной памяти, эмоциональная неустойчивость, снижение мотивации учебной деятельности и, как следствие, снижение познавательного интереса. Применение на уроках современных информационных технологий значительно повышает возможности коррекции развития детей с ОВЗ. 

В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями) к материально-техническому обеспечению образовательного процесса у детей должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических, обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АООП.

Использование информационных технологий в учебном процессе - один из способов повышения познавательного интереса учащихся с интеллектуальными нарушениями. Внедрение таких технологий в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий.

В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видео-средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Итак, информационные технологии предполагают:

  • работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ;
  • использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми и подростками, имеющими ОВЗ;
  • оптимизацию процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски;
  • применение текстового редактора как средство развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ;
  • использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ.

В своей работе я, как и любой современный педагог, использую информационные технологии практически по всем предметам. Приведу примеры такого использования на уроках математических представлений.

1. Внедрение ИТО на уроках формирования элементарных математических представлений я начала с подготовки печатных дидактических материалов. Для изготовления наглядных и обучающих пособий использовала и использую компьютерный текстовый процессор Microsoft Word, а также различные программы редактирования и преобразования изображений и текстов. И, конечно же, любая подготовка к уроку математики не обходится без глобальной сети Интернет, которая позволяет мне из множества предлагаемых материалов выбрать подходящий для уровня подготовки моих учеников и соответствующий поставленным мной учебным целям.

2. Своим родителям в качестве дополнительного метода освоения программного материала по образовательным предметам, в том числе, и по математическим представлениям, я предложила познакомиться с отличным приложением «Общение». Это мобильное, компьютерное приложение, которое позволяет не только формировать у ребенка с ограниченными возможностями здоровья навыки коммуникации, но и одновременно с этим обучает, формирует (закрепляет, проверяет) знания о цифрах, геометрических фигурах, способствует освоению счета прямого и обратного.

3. В условиях дистанционного обучения при подготовке к урокам математики я создавала слайд-шоу с использованием материала, соответствующего теме урока и индивидуальным особенностям детей. Такая мультимедиа-презентация была направлена не только на знакомство с новым материалом, но и на его закрепление, а также активизацию знаний по прошлым темам. Тем более, что сопровождалась она (презентация) моими голосовыми комментариями.

Родители отметили, что данный вид подачи материала очень понравился ребятам; выполнять задания им было интересно и увлекательно. Дети с удовольствием смотрели ролики и повторяли за моим голосом, что говорит о повышении учебной мотивации.

4. Так же во время обучения в дистанционном формате в качестве материалов для закрепления темы или проверки знаний по математическим представлениям я предлагала задания с сайта www.igraemsa.r u  . На данном сайте задания представлены в интересной игровой форме, что тоже очень заинтересовало моих учеников.

 

Формирование познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Средства информационных технологий способствуют развитию интереса к процессу обучения, повышению учебной мотивации и работоспособности, развитию операций мышления (анализ, синтез, сравнение), внимания и памяти. Процесс восприятия новой информации и закрепления имеющихся знаний проходит эффективнее и успешнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Стимулирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных информационных технологий»

Сегодня очень актуальны направления, которые  способствуют повышению активности учеников. Меняются не только содержание образования, но и  технологии их преподавания, методы и приемы. Особую...

Развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий.

Методологической основой Образовательного Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологичес...

Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС

Цель современных образовательных технологий - Научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что ново...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий в условиях реализации ФГОС.

Главная цель моей работы – обучение ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю...