«Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
статья по английскому языку на тему

Неробова  Вероника Андреевна

Статья посвященна технологиям используемым на уроках английскоого языка в условиях реслизации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Неробова Вероника Андреевна

Учитель английского языка

ГБОУ лицей 150 Калининского района

 город Санкт-Петербург

В наши дни стремительное развитие техники привело к технизации современного общества, которая, расширяя возможности человека, влечёт за собой изменения в системе жизненных ценностей и норм. Следствием подобного преобразования явилось развитие сети Internet, которое послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией.

Сейчас во многих школах учителя уже не представляют себе современный урок без использования информационных технологий. ИКТ становится неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам и развивает наглядно-образное мышление. Всё это, ведет к новой системе знаний, изменению сознания, переосмыслению всей картины мира: происходит автоматизация самого человека, который в общении с людьми проявляет себя по-разному.

Применение ИКТ в процессе обучения в школе даёт возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную  деятельность учащихся, интенсифицировать учебный процесс. Информационные технологии дают  возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.

Английский язык представляет собой благодатное поле для  формирования и развитие личности ребенка. При обучении английскому языку развивается интеллект, воображение, внимание, наблюдательность, речемыслительные и творческие способности.

Применение компьютерных технологий на уроках английского языка становится высокоэффективным творческим реализующим фактором использования разнообразных форм развития,  воспитания и обучения.

Такой способ организации учебной деятельности позволяет не только в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, но и  осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Сейчас во многих школах достаточное количество компьютерной техники, мультимедийных установок, интерактивных досок, имеется бесплатный выход в Интернет. Поэтому применение информационных технологий в обучении английскому языку стало не только необходимым, но и вполне возможным. Не секрет, что изучение английского языка на начальной ступени обучения у многих учащихся вызывает затруднения, усвоение материала обычно строится на заучивании. Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения языка через реализацию одного из принципов обучения — наглядности. Английский язык на начальной ступени обучения в большей степени, чем другие школьные предметы, требует наглядности, что влечёт за собой использования большого количества пояснительных рисунков.  

Важным аспектом использования ИКТ на уроках английского языка является проектная деятельность в сочетании с мультимедийной презентацией.

 Общеизвестно, что мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения английскому языку. Учащиеся используют Интернет для сбора материала. Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение комбинированных, интегрированных уроков. Создание презентаций предполагает субьектно-объектные отношения: учитель-создатель или ученик-создатель.

 Современные подходы к обучению английскому языку подчеркивают важность использования компьютера на уроках, а проект и презентация - это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для детей творчески продуманной форме.  

Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения английского языка.

В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи.

Такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разных возрастов.  Подобная организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку не только выразиться, показать свои умения, знания и навыки, но и получить положительную оценку.

Более того в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, эту технологию можно использовать в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.        

Учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках английского языка, обязан знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:

- концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

- системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса взаимосвязь всех его частей целостность);

- эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам;

- гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;

- динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;

- воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других.

Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучении на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся.

Проектные технологии.

Проектная технология – выполнение учениками исследовательских, творческих проектов.          

Эта форма работы создает благоприятные условия для развития учащихся как самостоятельной, творческой личности. Для создания презентационной работы учащимся необходимо найти нужный материал, пользуясь различными информационными источниками, включая интернет. Данный вид работы также учит учащихся умению правильно отбирать материал и ориентироваться в потоке информации. Создание проекта в виде презентации дает возможность выбрать и исследовать выбранную тему, проявить и развить  при этом творческие способности  и самостоятельность. Следует отметить, что учащиеся с большим интересом относятся к созданию презентационных проектных работ.

К тому же это эффективное средство от однообразия и  скуки. Оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект как никакая другая  педагогическая технология позволяет педагогу эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении. В основу метода проекта положена идея, проблема. Его прагматическая сторона направлена на результат, который можно увидеть, услышать, осмыслить и применить в будущем. Метод проекта направлен на развитие активного самостоятельного развития мышления ребенка, на то, чтобы научить его не просто запоминать, а уметь применять на практике. Поэтому метод проектов предполагает использование исследовательских, проблемных, поисковых методов.

Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое “я”, рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность. Здесь мы уже видим проявление “ Я-фактора”, волевой саморегуляции, избирательности личности.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.

Также проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

Уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный язык”, совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.

     С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

     В рамках самостоятельной деятельности дома учащиеся работают над проектами «Seasons», « My Family Tree», составляют анкетные опросы по темам: “Food”, “Daily Life”, проявляют свои креативные способности при написании сочинений « My Mummy», « My Granny is the Best! », «My Toys», «Hello. It’s me». Эти творческие работы выставляются для обозрения, что является отличным стимулом для дальнейшего творчества учащихся. По данным анкетирования более 90 % учащихся нравится этот вид деятельности.

     Конечно же, работа по обучению проектной деятельности и написанию сочинений проходит на уроках. В своей работе я использую минипроекты, которые могут быть использованы в рамках любой темы и при разном уровне владения материалом. Приведу примерные этапы работы при выполнении проектного задания “My Family Tree”:

•        Bring some photos of the family to the class

•        In groups ask and answer about your family photos:

P1: Who is he?                      P2: He is my father

P2 What is his name?           P2 His name is Sasha.

•        Tell what you know about your friend’s relatives

•        Draw your family tree. Tell us about it.

•        Write a description of the people in your family tree

•        Make posters to put on the wall.

      Использование ИКТ является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как это способствует модернизации общего образования, повышает культуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся. Учащиеся в игровой форме через компьютерные технологии отрабатывают грамматические, разговорные навыки, навыки письма и чтения. С помощью мультимедийных элементов урок визуализируется, делается увлекательным и насыщенным, тем самым, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

     Новизна  ИКТ – в совершенствовании оптимизации учебного процесса, в обогащении арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для школьников. Как показывает анализ образовательной практики, интерес к учебной деятельности заметно снижается к третьему-четвертому классу, поэтому у учащихся данного возраста совершенно необходимо сформировать учебно-познавательные мотивы: интерес к новым знаниям и к способам их добывания. Уроки с использованием ИКТ в полной мере способствуют формированию познавательного интереса младших школьников.

     Важной проблемой современной школы является недостаточное количество хорошо спланированных, отвечающих современным требованиям и уровню развития учащихся младшего школьного возраста информационных разработок. Имеющиеся в Интернете разработки недостаточны для работы над целой темой, они либо ориентированы только на игру, либо на отработку некоторых, отдельных слов, не всегда соответствуют уровню развития школьников определенного возраста (требования либо занижены, либо завышены).

     Мною разработаны и используются презентации серии уроков по следующим темам:

-«Семья» 2 класс;

- «Страна игрушек» 3 класс;

- «Мой друг» 4 класс;

- «Еда в нашей жизни» 4 класс;

- «Учимся читать» 2 класс;

- «Работаем с грамматикой: Настоящее простое время» 3 класс;

- «Работаем с грамматикой: Прошедшее простое время» 4 класс;

Во внеурочной  деятельности я использую разработанные презентации по страноведческому и краеведческому  материалу:

- «Санта Клаус приглашает» 2 класс;

- «Рождество в Великобритании и Америке» 4 класс;

- « День св. Валентина» 4 класс;

- «The Beatles» 4 класс;

     

 Для проведения урока требуется только один компьютер и соединенный с ним проектор. Большой экран позволит демонстрировать все подготовленные учителем компьютерные аудио- и видеоматериалы. При этом не страдает и зрение, что обычно бывает, когда учащийся сидит перед экраном монитора. Разнообразные формы работы в ходе урока не вызывают зрительного утомления, а следовательно не приводят к функциональным нарушениям органа зрения.

     Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и Multimedia материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

      Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от уведенного на экране монитора, или, как в нашем случае - на большом экране, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом, в отличие от видеофильмов, внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так, как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся.

      Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.  К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.

     Проведенный контроль знаний, полученных на уроках по предлагаемой технологии, подтвердил возможность хорошего усвоения материала при небольшой степени утомления.

     Уроки с использованием информационных технологий  и компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровьесберегающей технологии и незаменимы  в условиях реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС...

Статья "Образовательное событие как форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную,  интеллектуальную и творческую жизнь учащихся.Например,  учащиеся 6-х  классов приняли участие в одно...

Использование цифровой образовательной платформы МЭО в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Из опыта использования Электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, в частности цифровой образовательной среды МЭО....

Использование цифровой образовательной платформы МЭО в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Презентация к выступлению на заседании форсайт-центра по теме "Использование цифровой образовательной платформы МЭО в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС"...