Малый мир лучше большой драки
план-конспект занятия (11 класс)

Баляса Юлия Юрьевна

Разработка предназначена для проведения занятия курса "Нравственные основы семейного воспитания" в 11 классе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx164.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Малый мир лучше большой драки

Цель: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение ко всем членам семьи; воспитывать нравственные качества; развивать умение решать конфликтные ситуации; развитие коммуникационных навыков.

Формируемые ценности: развитие личности, самореализация, самовоспитание, терпимость.

Виды деятельности: работа в группах, индивидуальная работа, беседа, решение поставленной задачи.

Комплект материалов: видеоролик, презентация, карточки с ситуациями, листы с зендалами, распечатки отрывка из рассказа С.Кириллова «Женская доля».

Аудитория: учащиеся 11 класса.

Ход занятия

Отрывок из фильма «Экипаж»  

https://www.youtube.com/watch?v=lgSl7D_vtEE

26 мин 40 сек   -    29мин 42 сек

Учитель.  Как вы думаете, чему сегодня будет посвящено наше занятие?  (Правильно, семейным конфликтам).

Тема нашего занятия «Малый мир лучше большой драки» - так гласит русская пословица.

В супружеских взаимоотношениях очень велика роль культуры общения. Вступая в брак, люди сталкиваются с большим числом различий, обусловленных спецификой их половой принадлежности, возрастными особенностями, различиями в воспитании, образовании, жизненном опыте и др. Большинство из этих различий нисколько не мешают супругам общаться. Напротив, они вызывают дополнительный интерес к избраннице или избраннику. Но некоторые из различий в интересах, ценностях, целях и потребностях мужа и жены могут приобретать острый характер и приводить к супружеским конфликтам.

Попробуем разобраться, что же такое конфликт.

 Сл. 1

Слово «конфликт» латинского происхождения (от лат. Conflictus). Оно переводится как «столкновение».

Сл.2.

Различают конфликтные ситуации и конфликты.

Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий в желаниях, мнениях или интересах двух или более участников общения.

Конфликт – это социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.

Упражнение 1.

Итак, у вас на столе лежат маленькие конвертики, возьмите их , откройте и оставьте в руках то, что там лежит. …    __________ А сейчас зафиксируйте чувство, которое каждый из вас испытал (обида, разочарование, радость, чувство победы, удовлетворение и т.д.). Давайте выйдем к доске и напишем это чувство: в правый столбик пишут те, кому конфета досталась, в левый столбик те – кому нет.______________. Мы видим , что эти чувства, эмоции противоположны, они противоборствуют друг с другом. А это уже конфликтная ситуация.

Вот как получилось. Есть сейчас мы их конечно не будем есть. Это ждет нас после мероприятия.

Сейчас мы с вами выявили одну из главных причин возникновения семейных конфликтов. Это когда обе стороны стремятся овладеть одним и тем же объектом.

Конфликт в семье возникает также в том случае, когда, муж или жена хотят занять одно и то же место или исключительное положение, играть несовместимые роли, достичь разнонаправленных целей.

Сл.3

Ученые выделяют три большие категории причин всех супружеских конфликтов:

  1. несправедливое распределение труда (разное понимание супругами своих прав и обязанностей);
  2. неудовлетворение каких-либо потребностей;
  3. недостатки воспитания.

По поводу первой причины следует отметить, что муж и жена могут по-разному представлять свою семейную жизнь. При этом чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья. В подобных случаях можно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте или, более широко, о конфликте представлений.

Упражнение 2. Решение проблемных вопросов.

Итак, представления очень часто высказываются очень категорично. Например: «Каждая женщина обязана готовить в семье». Конечно, мы можем с этим согласиться, но с другой стороны, в наш век технологий у жены всегда есть возможность воспользоваться, например, полуфабрикатами, заказать еду на дом, или  всей семьей сходить в кафе и поужинать. Таким образом можно избежать конфликта. Зато  свободное от приготовления еды время жена может уделить общению с мужем, воспитанию детей, наконец, саморазвитию.

Давайте попробуем найти выход их таких категоричных убеждений.

- Муж должен зарабатывать больше, чем жена. (А если девушка встретила человека и вышла замуж за него, когда он уже имеет любимую профессию, с удовольствием ходит на работу, это его призвание. Кроме того, планирование семейного бюджета должно проходить совместно, и это поможет избегать конфликтов).

- Воспитанием детей обязана заниматься мать. ( а отец должен зарабатывать деньги.)  (Многие ученые психологи, медики, педагоги категорично утверждают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя. Во-первых, это формирует личные отношения между ребенком и родителем. Во-вторых, доказано, что многие детские комплексы людей связаны с тем, что отсутствовало воспитание со стороны отца).

- Мужчина не имеет права проявлять слабость. (Да, хорошо, когда мужчина – это сильная личность. Но он тоже может попасть в разные ситуации. И мужчина имеет право проявить свои эмоции. Ему тоже нужны нежность, ласка, забота. Иначе будет накопление негативных эмоций, а это точно выльется в конфликтную ситуацию. Кроме того, накопление негативных эмоций может плохо отразиться на здоровье мужчины.).

 Упражнение 3.

А теперь займемся творчеством. Перед каждым из вас лежит так называемая зендала (или мандала) «Задумчивость».  Возьмите цветные карандаши, доверьтесь своему внутреннему голосу и рисуйте те формы и образы, которые просятся к выражению, дайте выход вашим внутренним импульсам. Бывает, что поначалу не совсем нравится то, что получается, но в какой-то момент сам процесс начинает приносить удовольствие – сосредоточьтесь на самовыражении. Оставьте свои эстетические и художественные представления в стороне и просто дайте возможность себе выразиться. Посредством мандалы мы проявляем свое текущее внутреннее состояние, стремления и желания. Человек постигает себя через мандалу, осознает и открывает свою глубинную сущность.  (5-10 мин)

Итак, давайте посмотрим, что у вас получилась. У каждого из вас рисунок был одинаков, но раскрасили вы его по-разному. Это говорит о том, что все мы разные в своих желаниях, возможностях, способностях, и эту индивидуальность надо обязательно учитывать в семейных отношениях, чтобы избежать конфликтов. Кроме того, вы сейчас узнали одно из интересных упражнений, которые помогают преодолеть стресс,  снять напряжения и разрешить внутриличностный конфликт.

Упражнение 4. Дискуссия.

Одна из проблем современной семьи — это отдаленность взрослых детей и их родителей. Когда дети маленькие, родители оберегают их от всех несчастий, когда дети вырастают и сами создают свои семьи, то мало обращаются к опыту своих предков. А ведь передача житейской мудрости от одного поколения к другому тоже помогает решить многие конфликты в семье. Зачастую дети относятся к родителям, а особенно к бабушкам и дедушкам, очень невнимательно, иногда даже потребительски. При этом они не задумываются, какую жизнь прожили их родные, какие тяжелые моменты пришлось им пережить.

Сегодня я познакомлю вас с отрывками из рассказа писателя, который вот уже много лет живет, работает, создает свои замечательные произведения в нашей родной Калининградской области. Это Сергей Яковлевич Кириллов. После окончания школы в Архангельской области в 1966 году Сергей Яковлевич приехал в город Советск постигать профессию киномеханика и так и остался жить в нашей области. С 2014-го года С.Я. Кириллов участник различных литературных конкурсов, лауреат многих из них. Стал победителем трёх международных конкурсов: «Большой финал» (Заполярье), «Север – страна без границ» (Санкт-Петербург), «Мой аленький цветочек» (Самара). Член жюри литературных конкурсов в трёх регионах России. Мы познакомимся с отрывками из его рассказа «Женская доля».

«В очередной приезд я снова встретил эту женщину. Она сильно изменилась: заметно постарела, стала совсем маленькой, и я чуть было не прошел мимо, не узнав ее. Но что-то знакомое мелькнуло то ли в походке, то ли в движениях рук, и я остановился — она тоже; мы вгляделись друг в друга, разговорились — и я услышал удивительный и неожиданный рассказ.

Начала она его не сразу; разговор касался сначала других тем, но как-то нечаянно налетел вдруг, как на подводный камень, на эту, всегда запретную, тему — и пожилая женщина не выдержала. Видимо, силы на исходе восьмого десятка были уже не те, чтоб все в себе прятать.

…Это было осенью 1941 года. Седьмого ноября, день в день, их — молодых, семнадцати-восемнадцатилетних девушек — собрали у сельсовета и погонили (она так и сказала — «погонили»!) на ближайшую железнодорожную станцию Котлас, за сто километров. Было холодно, но об этом никто не спрашивал, и никто ничего не говорил. В Котласе всех посадили в товарные вагоны и повезли до Вологды. А оттуда в Грязовец. Там, в девяти километрах от Вологодского райцентра, они приступили к оборонным работам. Двадцать четыре тысячи неокрепших девчонок согнали туда, некоторым и семнадцати не исполнилось. А отрыть им пред - стояло линию обороны по всем инженерным правилам.

Стужа стояла лютая — всем известно, сколь сурова была зима 41—42-го — морозы доходили до пятидесяти градусов, и лом не брал мерзлую землю. Приходилось по крошке, чуть не голыми руками отковыривать окаменевший грунт, чтобы потом взять его лопатой. А надо было и траншеи, и окопы, и ходы сообщения, и блиндажи, и все-все остальное отрыть, без всяких скидок. До жилья далеко; бывало, сил не оставалось, чтоб добраться, — так в окопах и ночевали. Триста граммов хлеба в день — вот и вся еда за всю зиму, вплоть до весны. Только один раз где-то пала лошадь, и давали конину, но досталось не всем, и женщине, о которой речь, недосталось тоже. В тот же день ее подруга, которая безуспешно отстояла в очереди за кониной, услышала от каких-то чужих разъяренных мужиков, что те хотят совершить нападение на дом хозяйки, где подруги ночевали, и украсть у нее овечку. А у хозяйки самой двое детей, с третьим на сносях, муж, конечно, на фронте… Так и не спали всю ночь женщины. Впрочем, какие женщины, в семнадцать-то лет? Девчушки, хоть и много лиха хватившие.

Так всю зиму — с ломом и лопатой, в окопах.

«Мне и сейчас не надо объяснять, что такое „полный профиль“‚ или „тройной накат“. Все это я сама кому хочешь растолкую и сделаю даже теперь без всяких чертежей!» — продолжала рассказчица.

Такое вот инженерное военное образование жизнь дала за четыре военных месяца.

«А с мужиками теми мы потом даже сдружились. Они такие же несчастные, как и мы, оказались. Сами потом сожалели, что такое пакостное дело замышляли. Нам после помогали, чем могли, ну и мы тоже старались на добро добром. Но чтобы до каких-то шашней‚ — нет; до этого ни дело, ни разговоры не доходили. Так, по-человечески, от чистой души помогали».

Работу закончили только в марте, когда стало ясно, что она никому не нужна: немцев-то от Москвы отогнали.

«И тогда нас опять в Котлас повезли. И опять в товарных вагонах. А мороз-то!!! А вагоны не обогревались… Сколько нас погинуло по дороге от мороза — не сосчитать! Да и не считал никто: вывалят на остановках тех, которые мерзлы, будто чурки какие али бревна, — да и дальше. Довезли до Котласа, кто остался, выпихнули, муки дали ишо сколько-то на дорогу — и иди куда хочешь! И опять сто километров до дому. И мороз опять, а ночевать не пускают. Боятся; у всех дети малые в избах, а мы грязные да завшивели! Ведь за все время ни разу в бане не мылись! Думали — уж и дома не бывать, да вот с Кланей (подругой) как-то дошли. И теперь я еще живу; восьмой десяток уж, а все живу. И все помню…» — завершила она свой каменно-тяжелый рассказ, во время которого по щекам ее непрерывно катились беззвучные слезы.

И чуть ли не более самого рассказа потрясли меня именно эти слезы, которые струились и струились из ее печальных глаз и которые она, видимо, от усталости за пережитое почти не вытирала. Столько лет копились в душе, как подземное озеро, и вот…

«Живы-то остались, — добавила она, помедлив, — да месяцы-то те потом все равно сказались. Кланя к сорока годам совсем без зубов осталась. И теперь все сказывается… Мама моя умерла сразу, как мы вернулись, отец на фронте погиб, а нас пятеро осталось. Младший братик с сорокового года, старшая — я. Так вот и прожили свою жизнь».

И все. Никаких расшифровок. Словно и без того понятно — КАК именно прожили. Смекай, дескать, коли голову на плечах носишь.

И подумалось мне, потрясенному рассказом этой очень много пережившей женщины: да как же мы, нынешние, о таких, как она, ничего не говорим?! Более того — не знаем!!! Ведь и я бы не знал, не случись эта неожиданная встреча и этот разговор. И десятки, сотни других, таких же, как я, не знают. Живут рядом — и не знают! Всё герои да герои на слуху. Те, которые были на фронте. На передо - вой. Потому что там стреляли, там убивали, там люди тяжко терпели и мучились. А вдали от фронта как будто ели досыта (триста-то граммов хлеба в день!), как будто не мучились от лютой стужи, не умирали, наконец! Какая все-таки несправедливость — об одних все, а о других ничего! Одним льготы и пенсии, а другим болезни, преждевременная старость и смерть. И хоть одна русская баба принародно заявила об этом?! Нет!!! Ни одна! Несла молча свой тяжкий крест и стыдилась о своей горькой доле скулить. Все несли — и все стыдились. Может, оттого и вынесли, что стыдились? Может, в том и была их невидимая сила? Конечно, Победу ко - вали те, кто держал в руках оружие, и об этом надо помнить всегда. Но нельзя забывать и о тех, кто победу приближал. Кто своим тяжким трудом в тылу обеспечивал и поддерживал фронт. Это как две стороны одной медали — одна без другой не существует. А мы как-то всё об одной да об одной… Как будто другой и нет.

А теперь я хочу, чтоб хоть одно имя прозвучало. Рассказчицей была простая деревенская женщина — Валентина Ташлыкова из деревни Едома (официальное название Фомино) Черевковского (до 1959 года, позднее Красноборского) района Архангельской области, которую уже в наши дни горькая судьба вынудила оста - вить семейное гнездовище в умершей деревне и перебраться доживать свой век в Черевково. Я даже отчества ее точно назвать не могу — не принято было в деревне величать. А ее подруга Кланя, Кириллова Клавдия Васильевна, ушедшая из жизни еще в 1970 году, когда ей было только сорок пять лет, — это... моя родная мать! И за всю свою сознательную жизнь, сколько себя помню, я ни - когда не слышал от нее рассказа о страшных месяцах зимы 1941—1942 годов. Только раз или два на моей памяти с губ мамы срывалось тяжко-горькое восклицание: «Ох, а на оборонных-то…» И она замолкала, не продолжая, словно устыдившись своей слабости. Да только никто не обращал внимания на невзначай оброненное восклицание, и никто ни о чем не расспрашивал. И я в том числе. Лишь теперь, прожив больше, чем прожила моя мать, я совершенно случайно узнал, как была написана одна из самых тяжких ее жизненных страниц. И что скрывается за горьким вздохом «А на оборонных-то…».

Обсуждение прочитанного.

Упражнение 5. Работа в группах.

Буквально через несколько месяцев вы выпуститесь из школы, войдете во взрослую жизнь. И обязательно наступит тот момент, когда вы встретите того единственного или единственную, с которой захотите создать крепкую семью. Давайте попробуем создать памятку «Как в семье избежать конфликтов». Для этого разделимся на три группы. В каждой группе есть маркеры, листы.  Создаем памятку.

Заключение.

Закончить наше занятие мне бы хотелось словами Страстотерпицы нашей царицы Александры Фёдоровны «В любви нужна особая деликатность.   Любовь не даёт права вести себя грубо по отношению к тому, кого любишь. Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны».

 

Раскраска Зендала Задумчивость распечатать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькое дело лучше большого безделья

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 - 6 классов...

Экологическое исследование по изучению и охране малых рек (Река Большая Каменка)

Тема нашей работы "Экологическое исследование по изучению и охране малых рек". Она выбрана в связи с тем, что в нашем районе протекает река, которая нуждается в изучении и охране. На первом эта...

Классный час. 10 класс. "Малая Родина - начало большой Отчизны" (80 лет Ленинскому району)

Классный час разработан для учащихся 10 класса и предполагает самостоятельную поисковую деятельность учеников...

Организация малых групп внутри большого коллектива

Автор статьи предлагает своё решение некоторых проблем существования большого творческого коллектива детей путём организации внутри него малых подгрупп ....

Статья "Малая родина - часть большой страны" с конспектом нетрадиционного урока-путешествия.

Материал по нравственно-патриотическому воспитанию: статья, конспект краеведческого урока-путешествия по чтению в 6 классе индивидуального обучения ребёнка с ОВЗ специальной школы VIII вида. К конспек...