Как повысить учебную мотивацию обучающихся.
статья

Учебная мотивация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как повысить учебную мотивацию обучающихся.

В школе остро стоит вопрос повышения учебной мотивации учащихся. Современные ученики все чаще говорят, что им скучно учиться, они не осознают, насколько важно получать знания. Складывается ощущение, что ничто им неинтересно.

Правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Формирование учебной мотивации у школьников разных возрастов

Чем старше человек, тем яснее для него цель обучения в школе: получение знаний, поступление в университет, становление личности. Однако детям всего этого ещё не понять. При этом им как никому нужна мотивация учиться.

Предлагаю узнать, как меняется и устанавливается стимул в зависимости от возраста ребёнка.

В начальной школе дети довольно часто учатся хорошо, потому что им важно, чтобы их похвалили учитель и родители. В этот период редко поднимается вопрос о том, как повысить учебную мотивацию учащихся. Для чего нужны все те знания, которые им дают, ученики пока что не особо понимают.

В средней школе интерес к предмету напрямую зависит от взаимоотношений с преподавателем. Со временем на первое место будет выходить желание не отставать от одноклассников. Это вполне естественно, но может случиться так, что из-за неудач ребёнок не захочет больше стараться, потому что не будет видеть в этом смысла. Поэтому задача родителей – объяснить, что не нужно пытаться быть лучше кого-то, а надо постоянно стремиться быть лучшей версией самого себя.

Старшеклассники уже более осознанно воспринимают учёбу и понимают, что в дальнейшем от неё будет польза.

Пять  уровней учебной мотивации

Мотивация является очень значимым элементом учёбы. К тому же наличие внутреннего стимула говорит о том, что личность сформирована правильно, то есть ребёнку нравится предпринимать какие-либо действия и видеть их результат.

  1. Первый уровень. Высокий стимул и учебная активность. Ребёнок хочет учиться и совершенствоваться, он выполняет все задания и прислушивается к учителям, отличается добросовестностью и ответственным отношением к учёбе, очень близко к сердцу воспринимает низкие оценки.
  2. Второй уровень. Хороший стимул: ученик успешно выполняет задания. Данный уровень является среднестатистической нормой.
  3. Третий уровень. Дети с такой мотивацией в школу ходят скорее ради внеурочной деятельности. Им нравится общаться с другими детьми и с преподавателями, быть частью коллектива и иметь красивые школьные принадлежности. Сама учёба им не интересна.
  4. Четвёртый уровень. Стимул низкий. Такие ученики не стремятся ходить в школу, часто прогуливают уроки. Во время занятий отвлекаются на постороннюю деятельность. Им тяжело дается освоение учебного материала. У них сложная адаптация к школе.
  5. Пятый уровень. Учебное заведение в представлении детей с данным уровнем стимула – каторга. Адаптация у них не происходит. Учёба даётся этим ученикам очень тяжело, со сверстниками отношения не складываются, так же с учителями. Им невыносимо находиться в школе. В некоторых случаях дети способны агрессивно реагировать на всё, отказываться следовать указаниям преподавателя и вести себя так, как положено в учебном заведении. Нередко у таких учеников есть нервно-психические расстройства.

Учителя часто задаются вопросом, как повысить учебную мотивацию учащихся на уроках. Каждый ребёнок согласится с тем, что когда материал подается интересно, то усвоение его происходит намного легче. Это значит, что уроки надо делать увлекательными, ведь «интерес» – это та же мотивация. Если представить обучение как цепочку «хочу – могу – делаю с интересом – личностно – значимо для каждого», то в ней интерес стоит в середине.

Что же сделать, чтобы заинтересовать учеников? Давать им возможность проявлять себя, устраивать поисковую деятельность не только на занятиях, но и дома, создавать проблемные ситуации, применять разные методы обучения, рассказывать что-то новое не только из учебников, добавлять эмоциональную окраску.

Что бы человек ни делал, у него для этого есть мотив и цель. Мотив – это причина, по которой мы начинаем что-либо предпринимать. Если не знать, какой у человека мотив, то понять смысл его действий будет невозможно.

Причины снижения учебной мотивации

Мотивация к учёбе зависит от большого количества факторов:

  • Прежде всего, на неё влияют сама школа и система образования в ней.
  • Организация учебного процесса.
  • Индивидуальные качества ученика (возраст, пол, уровень интеллектуального развития и требовательности, наклонности, самооценка, умение общаться со сверстниками и многое другое).
  • Личные особенности учителя, его взаимоотношения с учениками и метод преподавания.
  • Учебный предмет.

Есть факторы, которые напрямую зависят от учителя:

  • Некорректная организация учебного процесса: большая нагрузка, сложный материал.
  • Незнание новых систем и методов преподавания.
  • Отсутствие навыка выстраивания взаимоотношений с детьми и оказания помощи в организации общения учащихся.
  • Личные качества человека.

одни учителя думают, что если ребёнок ходит на занятия, значит, он обязан делать всё, что ему говорят. Другие, работают по методу отрицательной мотивации: ученикам грозят вызовом родителей, плохой оценкой, походом к директору и т.д.

Такие действия способны развить в ребёнке страх перед школой и конкретным учителем. Ученик не захочет ходить в школу. И неудивительно, ведь даже взрослый человек не сможет долгое время работать под таким давлением.

Уровень мотивации может снизиться и по индивидуальным причинам ученика:

  • непонимание предмета;
  • плохая учебная дисциплина, неумение учиться самостоятельно;
  • сложные взаимоотношения со сверстниками;
  • задержки в интеллектуальном развитии.


К
ак учитель может повысить учебную мотивацию обучающихся в школе?

  • Дать детям частичную свободу выбора.
  • Сделать так, чтобы главными переживаниями школьников во время обучения были заинтересованность и радость.
  • На уроках брать во внимание запросы, увлечения и стремления учащихся.
  • Лучше всего повышает стимул чувство победы. Без него в учёбе нет смысла.

Необходимо помогать ученику разбираться в том, что ему сложно понять, и начинать нужно с чего-то небольшого. Большую задачу желательно поделить на несколько маленьких разделов, чтобы ребёнок мог сам справиться с каждым из них. Когда у школьника получается делать что-то лучше других, у него возрастает мотивация.

  • Повышать у ребёнка уверенность в себе и своих силах.
  • Делать акцент на достижениях. Оценивая победы, вы поспособствуете тому, что ученик захочет и дальше стараться ради достижения хороших результатов.
  • Нельзя наказывать за провалы, потому что они сами по себе как наказание. Неудачи способствуют снижению стимула, а страх и напряжение мешают учебному процессу.
  • Дети часто обращают внимание на личные качества учителя. Предмет может быть нелёгким, но если его объясняет любимый преподаватель, материал усваивается значительно быстрее.
  • Сделать подачу новой информации интересной.
  • Менять методы и средства обучения. Помощь более опытных преподавателей особенно важна в этом вопросе.
  • Стараться уделить внимание каждому ученику, чтобы вовремя объяснить то, что он не понял вовсе или не совсем верно.
  • Оценивать общую активность ребёнка на уроке, а не один ответ, то есть ставить поурочный балл.
  • Не прекращать заниматься развитием качеств, которые влияют на скорость обучения: быстрота реакции, различные виды памяти, внимание, фантазия и многое другое. Цель педагога не ограничивается лишь обучением: он должен к тому же развивать детей, используя свою направленность.
  • По возможности дополнять свой предмет информацией либо из этой же сферы, либо из другой дисциплины. Таким образом вы будете расширять кругозор обучающихся.
  • Прикладывать все свои усилия и знания для того, чтобы повысить учебную мотивацию учащихся как можно лучше. Для этого необходимо работать над собой, не отставать от молодёжи и делать уроки максимально интересными.
  • Игровой процесс – очень эффективный способ заинтересовать ребёнка. Причём работает он не только на маленьких детях, но и на более взрослых. В младшей школе дети управляемы, в старшей ученики подходят ко всему осознаннее, они уже взрослые. Самый лучший период, когда надо использовать игры в учебном процессе – обучение в средних классах. К каждому конкретному возрасту необходимо подбирать разные игровые упражнения, потому что от количества лет зависит уровень интеллектуального и психического развития ребёнка.

В любом возрасте игра оказывает влияние на развитие, помогает формироваться личным качествам, знаниям и умственным способностям.

  • Создать ситуацию успеха: урок надо построить так, чтобы каждый ученик смог справиться с заданиями и понял материал.
  • Делать так, чтобы во время урока царила дружеская и тёплая атмосфера, которая поможет детям раскрыться и расположит их к учителю. Не забывайте, что ваша речь должна быть эмоциональной и яркой.
  • Познание самого себя за счёт оценки своих и чужих действий, их результатов, вопросов, которые имеют большое количество вариантов ответа.
  • Заинтересовать учеников с самого начала, используя музыкальные композиции, игры или соревнования, минутки юмора.
  • Организация групповой деятельности учеников, внедрение игровых и соревновательных упражнений, взаимопроверки, совместного решения задач, приёма «проб и ошибок», взаимопомощи.
  • Использовать неординарный метод обучения.
  • Прикладывать совместные усилия: вместе решать задачи и спорные вопросы, устраивать эвристические беседы, учебные дискуссии, описание наиболее важных качеств предметов, проводить классификацию, обобщение и формирование.
  • Мотивировать учеников с помощью оценок, словесных похвал, делать выставки лучших работ, помогать и немного усложнять задания для тех, кому простые уже не интересны.
  • Узнать, почему у детей нет стимула: причина в отсутствии навыка самостоятельного обучения или пробелах в воспитательной сфере. После чего надо поработать над выявленными проблемами.
  • Уделять внимание взаимоотношениям с учениками, которые должны строиться на доверии.
  • Создавать атмосферу радости и заставить детей поверить в себя.
  • Использовать современные технологии.
  • Внедрять в учебный процесс игры, которые помогут легче усвоить материал и привнесут разнообразие. Особенно ролевые виды игр делают обучение наиболее эффективным.
  • Относиться уважительно к каждому ученику и его личным качествам.

Довольно часто в начальной школе дети достигают хороших успехов в учёбе, а после перехода в средние классы всё меняется в худшую сторону. Влияет на это большое количество факторов. Причиной может быть однообразие, которое надоело, или появление интересных увлечений.

В младших классах практически не приходится думать о том, как повысить учебную мотивацию учащихся на уроке, потому что для них главное, чтобы было интересно на занятиях. С подростками всё сложнее, ведь им хочется доказать, что они уже не дети, иметь авторитет среди сверстников и чувствовать уважительное отношение от взрослых.

Подобные стремления можно использовать для повышения мотивации у детей подросткового возраста. Необходимо объяснить, что у всех взрослых есть обязательства и, чтобы тоже считаться взрослым, надо уметь брать на себя ответственность, а добросовестное отношение к учёбе поможет доказать личную состоятельность.

Подобный способ повышения стимула и правильные методы похвалы с добавлением конструктивной критики помогут подростку научиться относиться к образованию серьёзно, понять, зачем оно необходимо именно ему.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Воспитатели России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Как родителям повысить учебную мотивацию школьника на уроках технологии»

Памятка для родителей «Как родителям повысить учебную мотивацию школьника на уроках технологии»...

Памятка родителям Как повысить учебную мотивацию ребенка

В формировании личности ребенка основное место занимает МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА. Мотив — побуждение к какой-либо деятельности. В роли мотивов выступают потребности и интересы, влечения и эмоции. Уче...

Как повысить учебную мотивацию?

Почти каждый родитель задаётся вопросом - как заинтересовать ребенка в учении? Предлагаю познакомиться с маленькими рекомендациями на эту тему....

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...

Ситуация успеха, или как повысить учебную мотивацию школьника

В своей профессиональной деятельности    я всегда стремлюсь к тому, чтобы сформировать у учащихся положительную мотивацию к учебной деятельности, создать на уроках ситуацию успеха для к...

Памятка для педагогов "Несколько проверенных приемов, позволяющих повысить учебную мотивацию"

Снижение учебной мотивации - типичная проблема для школьников 7-8 класса. Памятка содержит универсальные приемы позволяющие повысить мотивацию к обучению...