Профессиональные компетенции современного педагога.
статья

Термин "компетентность". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные компетенции современного педагога.

Термин «компетентность» в отечественной профессиональной педагогике в большинстве случаев употребляется для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста и имеет ряд существенных достоинств. Во-первых, этим понятием выражается обобщающее значение звена традиционной триады «знания, умения, навыки». Во – вторых, его целесообразно применять для описания уровня подготовленности педагогического работника: учителя, воспитателя. В – третьих, компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать оптимальное. Современный этап развития российского общества характеризуется быстрой сменой технологий, что обусловливает формирование новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Поэтому одним из перспективных направлений развития образования в России становится повышение профессионального мастерства, распространение передового опыта, создание инновационной образовательной среды В.А. Сластёнин профессиональную компетентность педагога рассматривает как «единство теоритической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» [1,40]. Теоритическую готовность он характеризует через аналитические, прогностические, проективные рефлексивные умения, а практическую готовность – через следующие умения: организаторские, мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные, и коммуникативные. Каждая группа умений рассматривается как специфическая компетенция педагога. Компетентность педагога, в первую очередь, проявляется в быстроте и осмысленности его реакции на всё происходящее в учебно-воспитательном процессе. Сегодня образование в России ориентировано на активного и мобильного педагога, проявляющего инициативу, четко осознающего свои профессиональные цели, открытого для всего нового и оптимистично настроенного по отношению к инновациям. научной литературе, до сих пор нет однозначности как в его операционализации, так и в определении его состава, а, следовательно, и в выделении путей его развития. Особую значимость профессиональная компетентность приобретает в связи с тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями. В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, т.е. быть профессионально компетентным

Реализация компетентного подхода в обучении осуществляется через несколько этапов преобразования умений в деятельности.

Этапы преобразования умений в деятельность:

  1. Освоение умений
  2. Включения умений в действия по алгоритму на основе внешних целей.
  3. Освоение действий в условиях неопределенности
  4. Организация действий в деятельности при переводе внешних целей во внутренние на основе доминирующих потребностей личности обучающихся.

Реализация компетентностного подхода в условиях дополнительного профессионального образования педагогов осуществляется через систему специально разработанных курсов, реализующих этапов становления профессиональной компетентности педагогов на основе преобразования освоенных умений в деятельности. Необходимыми условиями для реализации компетентностного подхода в системе курсов дополнительного профессионального образования педагогов являются:

  • Выбор необходимых компетенций, определяющих становление профессиональной деятельности;
  • Отбор личностно- ориентированных педагогических технологий в соответствии с выбранными компетенциями;
  • Разработка последовательности в развитии выбранных компетенций.

Компетентность реализуются посредством ряда компетенций. Под профессиональными компетенциями понимается способность успешно действовать при решении профессиональных задач на основе практического опыта, умения и знаний. Рассмотрим особенности профессиональных компетенций педагога. Как показывает анализ мета предметных и личностных компетенций, выделенных ФГОС ООО из 23 мета предметных и личностных компетенций не более 6 могут быть сформированы только педагогическими средствами, формирование остальных также требует комплексного подхода, основанного на психологической компетентности. По данным электронной системы «Образование» (ЭСО) [2,8], анализ требований к личностным и метапредметным результатам позволяет выделить две группы:

  • Группа требований, реализуемых, в основном, через педагогическую деятельность (воспитание и обучение);
  • Группа требований, реализуемых через педагогическую (воспитание и обучение), психологическую (различные психологические мероприятия) и совместную психолого-педагогическую (мероприятия, реализуемые совместно учителем и психологом) деятельность.

Метапредметные и личностные компетенции, требующие для их развития у обучающихся, сотрудничества учителя и педагога – психолога:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Владение основами самоконтроля самооценки, принятия решений осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
  3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества
  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
  8. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческойи других видов деятельности
  9. Осознание значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Таким образом, базовым направлением является психолого-педагогическая компетентность. Психологическая компетентность – составная часть профессиональной компетентности педагога. Она представляет собой систему внутренних ресурсов педагога, необходимых для организации эффективного руководства образовательным и воспитательным процессом в соответствии со всеми составляющими его деятельности (целями, принципами, технологиями). Её следует рассматривать как комплексную систему, включающую в себя операционно-технологические, научно-теоретические и социально-психологические аспекты педагогической деятельности.

Современному учителю, согласно профессиональному стандарту, необходимо знать ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесс, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, её развития, в том числе:

  • Гражданская и социальная идентичность;
  • Уважения прав и свобод личности;
  • Система ценностей личности;
  • Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде;
  • Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития;
  • Развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
  • Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся;
  • Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий;
  • Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности;
  • Формирования детско-взрослых сообществ;
  • Становление картины мира.

В своей деятельности педагог должен формировать общекультурные компетенции и понимание места предмета в общей картине мира, определять оптимальные способы обучения и развития, определять совместно с обучающимися, его родителями (законными представителями) зоны ближайшего развития, разрабатывать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальные программы развития.

Базовыми умениями учителя основного и среднего общего образования, по которым работодатель будет оценивать его при приёме на работу, являются:

  • Умение применять современные образовательные технологии, включая информационные, цифровые образовательные ресурсы;
  • Использование данных педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
  • Навыки организации самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской;
  • Умение разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучение по предмету (курсу, программе) с практикой;
  • Умение обсуждать с обучающимися актуальные события современности;
  • Использование современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
  • Использование разнообразных форм, приёмов, методов и средств обучения, индивидуальных учебных планов, ускоренных курсов в рамках федеральных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования;
  • Владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийными оборудованиями, методами убеждения и аргументации своей позиции;
  • Умение устанавливать контакты с обучающимися, родителями (законными представителями) и другими педагогическими работниками;
  • Владение технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Таким образом, изучение структуры профессиональной компетентности современного педагога позволяет сделать вывод о её базовых составляющих: психолого-педагогической и ИКТ-компетенциях. Основной проблемой является создание организационных и методических механизмов развития данных компетенций в рамках сложившейся системы дополнительного профессионального образования. Она должна опираться на концепцию гуманного образования, состоящей в ненавязывании участникам образования догматов, выстраивании отношений сотрудничества с окружающими, самореализации собственных потенциалов для развития.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кривошеев И.А., Рудаков А.М. Использование технологий виртуальных учебно-научных коллективов для привлечения школьников к исследованиям в области авидвигателестрония. // Феринские чтения6 Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти М.А. Ферина. – Уфа: Издательство ОАО «УМПО», 2013. – С.16-18.
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н г. Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru
  3. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учеб. Пособие / В.А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
  4. Электронная система «Образование». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // resource.e-mcfr.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)

Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...

Личность и профессиональная компетентность современного педагога

Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компете...

СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-Петербурга   Тема«Профессиональная ...

Эссе "Профессиональные способности современного педагога"

Эссе было написано мною во время занятий на курсах повышения квалификации по курсу вариативного модуля "Основы профессионально-педагогической компетенции". Содержит размышления о том, какими качествам...

Освоение новых цифровых технологий – необходимая компетенция современного педагога.

В статье приведены примеры электронных цифровых технологий, которые может использовать любой педагогический работник....

Освоение новых цифровых технологий – необходимая компетенция современного педагога.

В статье приведены примеры новых цифровых ресурсов , необходимых для работы современного педагога....

Профессиональные компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС

В современной школе учитель должен постоянно развиваться, осваивать новые педагогические техники и приемы, при этом обладать такими качествами как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, ...