Зачем читать детям сказки?
материал

Хрипач Мария Геннадьевна

Зачем читать детям сказки?

Наверное, каждый родитель знает, что сказки читать ребенку НАДО, но каждый ли знает ПОЧЕМУ? Именно поэтому, что не все знают ответ на этот вопрос, некоторым родителям не хватает времени на сказки, а др. говорят: «Сейчас время такое, что не до сказок. Нужно научить ребенка выживать в этом жестоком мире.» Другими словами, многие думают, что сказки создают вокруг ребенка «пелену розового тумана», отдаляя его от реальности. Это не совсем так. Так ПОЧЕМУ ребенку НАДО рассказывать сказки?          Начнем с того, что задумаемся, почему в культуре воспитания ПРИНЯТО рассказывать истории. Почему эта традиция оказывается на редкость устойчивой. Более того, с появлением театра, кинематографа, мультипликации и телевидения способы рассказывания сказок приобретают новые возможности, совершенствуются? Что питает эту традицию?

 

           Для того, чтобы традиции сохранялись сотни и тысячи лет, нужны веские основания. Основания, связанные с необходимостью ДЛЯ ЖИЗНИ. Рассказывание сказок НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации. 

            Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок (старых и новых, народных и авторских, кинематографических, мультипликационных) ЗАШИФРОВАНЫ важнейшие общечеловеческие знания. Причем эти знания охватывают все важнейшие сферы человека:

  • Область отношений между людьми;
  • Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
  • Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
  • Типология людей и способы влияния на них;
  • Духовное развитие человека;
  • Мужская и женская психология.

Где же это написано? Да, это все есть в сказках, но открывается только тем, кто

УМЕЕТ ЧИТАТЬ МЕЖДУ СТРОК. Тем, Кто может прочитать этот символический образный ряд сказок, мифов, притч, легенд.

        Давайте вспомним всем известный вариант «Курочки Рябы». Первое, что нам надо понять - принцип, чем «короче текст, тем больше в нем скрытого смысла». Задумывались ли вы, почему эту историю ребенок узнает одну из первых? Видимо, в «Курочке Рябе» зашифрована важнейшая, наиглавнейшая информация. То, что нужно знать сознанию и подсознанию ребенка прежде всего.

         Главный ЗАКОН – САМА ПО СЕБЕ ЖИЗНЬ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИЧАЙШИМ ПОДАРКОМ, К КОТОРОМУ НУЖНО ОТНОСИТСЯ БЕРЕЖНО И ВНИМАТЕЛЬНО.

          Дело в том, что Золотое Яйцо и есть символ Жизни. Дар Жизни был передан человеку, семейной паре. И что было потом? Подарок били-били, не разбили. Человек не может разрушить свою жизнь непосредственно своими руками. Ему требуются помощники – символические «мыши» с длинными хвостами.

          Первое, о чем говорит бессознательному ребенку сказка,- это следующее: «Маленький человек, самый ценный подарок – это жизнь. При рождении ты получил Золотое Яйцо. Пожалуйста, обращайся с ним бережно, цени и люби сам факт собственного существования, тогда ты сохранишь целостность Золотого Яйца. Но. Как только поддашься ты буре страстей и пороков, стремлению разрушать, так войдут в твою жизнь силы разрушения. Тебе будеказаться, что это нелепые, досадные случайности, но это – проявление сил разрушения. Как только ты поддашься им – потеряешь Золотое Яйцо. Но простое Яйцо останется. Простым яйцом можно питать и поддерживать тело, но вот дух и душу – вряд ли».             Согласитесь, уважаемые взрослые, если такую речь услышит 3-4летний ребенок, он ничего не поймет. Да и СОЗНАНИЮ взрослых такой текст будет неясен. Поэтому, образный, символический язык сказки обращен напрямую к подсознанию, миную сознательные барьеры. Сказка за сказкой в подсознании формируется БАНК ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ, БАНК ЖИЗНЕННЫХ

ЦЕННОСТЕЙ. Вот так! А мы живем. Читаем сказки и даже не подозреваем, какую важную работу они делают для нас и наших детей.

           Чем больше сказок впитывает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во взрослой жизни. Но для этого часть информации необходимо все-таки расшифровывать.

           Вернемся к «Курочке Рябее». Кто такая Курочка? Она живет с дедом и бабой много лет, они к ней привыкли, и, конечно, не воспринимают ее как ИСТОЧНИК ЧУДА. А между тем, это именно так. Вот так чудеса входят в нашу жизнь – без голливудских спецэффектов, спокойно, даже обыденно. Человек ждет-ждет чуда, бегает за Синей птицей, а оно рядом. Источником его является хорошо знакомый человек или ситуация. Идея о том, что Чудо, чудесное, божественное, золотое – оно всегда рядом с человеком – также передается подсознанию ребенка через эту сказку.

            Кстати, вы не задумывались, как бы поступили на месте деда и бабы молодые герои? Может они бы разобрались, какой подарок преподнесла им судьба и не стали бы разбивать яйцо? Тогда, кто такие дед и баба? Может, это люди, у которых уже «замылился» глаз на чудеса, или они уже просто перестали верить в лучшую долю? Похоже, дед и баба символизируют тех, кто не не умеет распознавать подарки судьбы, именуемые ШАНСАМИ. Это те, кто действует по стереотипу: раз яйцо, значит надо разбить! «Трясти надо, разбить, действовать». - вот он стереотип людей активного склада, потерявших ЧУТКОСТЬ к происходящему.

            Да, люди бывают разные и шансы, и ситуации тоже бывают разные. Только чуткий и проницательный человек может РАЗЛИЧАТЬ, отделять привычное от непривычного, известное от неизвестного и действовать творчески, не по стереотипу, нет по привычке. 

             А вот еще одна мысль, которую дает сказка подсознанию ребенку: «Мир изменчив. Встретившись с чем-то новым, приглядись, попробуй понять сердцем. Не спеши с действием. Не постигнув внутреннюю суть ситуации, человека, явления, ты рискуешь совершить привычное действие. Мысль философская, постичь ее может не каждый. Но «упакованная» в сказку, она легко принимается подсознанием ребенка и взрослого.

            Кто же такая мышь? Нарочно ли она разбила Золотое Яйцо? Что она от этого получила? Такой информацией мы не располагаем. Можем лишь догадываться, продолжив читать «между строк». А мы порассуждаем. Всей семьей!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зачем читать детям сказки?16.97 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Зачем читать детям сказки?

 

        Наверное, каждый родитель знает, что сказки читать ребенку НАДО, но каждый ли знает ПОЧЕМУ? Именно поэтому, что не все знают ответ на этот вопрос, некоторым родителям не хватает времени на сказки, а др. говорят: «Сейчас время такое, что не до сказок. Нужно научить ребенка выживать в этом жестоком мире.» Другими словами, многие думают, что сказки создают вокруг ребенка «пелену розового тумана», отдаляя его от реальности. Это не совсем так. Так ПОЧЕМУ ребенку НАДО рассказывать сказки?          Начнем с того, что задумаемся, почему в культуре воспитания ПРИНЯТО рассказывать истории. Почему эта традиция оказывается на редкость устойчивой. Более того, с появлением театра, кинематографа, мультипликации и телевидения способы рассказывания сказок приобретают новые возможности, совершенствуются? Что питает эту традицию?

           Для того, чтобы традиции сохранялись сотни и тысячи лет, нужны веские основания. Основания, связанные с необходимостью ДЛЯ ЖИЗНИ. Рассказывание сказок НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации.  

            Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок (старых и новых, народных и авторских, кинематографических, мультипликационных) ЗАШИФРОВАНЫ важнейшие общечеловеческие знания. Причем эти знания охватывают все важнейшие сферы человека:

  • Область отношений между людьми;
  • Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
  • Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
  • Типология людей и способы влияния на них;
  • Духовное развитие человека;
  • Мужская и женская психология.

Где же это написано? Да, это все есть в сказках, но открывается только тем, кто

УМЕЕТ ЧИТАТЬ МЕЖДУ СТРОК. Тем, Кто может прочитать этот символический образный ряд сказок, мифов, притч, легенд.

        Давайте вспомним всем известный вариант «Курочки Рябы». Первое, что нам надо понять - принцип, чем «короче текст, тем больше в нем скрытого смысла». Задумывались ли вы, почему эту историю ребенок узнает одну из первых? Видимо, в «Курочке Рябе» зашифрована важнейшая, наиглавнейшая информация. То, что нужно знать сознанию и подсознанию ребенка прежде всего.

         Главный ЗАКОН – САМА ПО СЕБЕ ЖИЗНЬ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИЧАЙШИМ ПОДАРКОМ, К КОТОРОМУ НУЖНО ОТНОСИТСЯ БЕРЕЖНО И ВНИМАТЕЛЬНО.

          Дело в том, что Золотое Яйцо и есть символ Жизни. Дар Жизни был передан человеку, семейной паре. И что было потом? Подарок били-били, не разбили. Человек не может разрушить свою жизнь непосредственно своими руками. Ему требуются помощники – символические «мыши» с длинными хвостами.

          Первое, о чем говорит бессознательному ребенку сказка,- это следующее: «Маленький человек, самый ценный подарок – это жизнь. При рождении ты получил Золотое Яйцо. Пожалуйста, обращайся с ним бережно, цени и люби сам факт собственного существования, тогда ты сохранишь целостность Золотого Яйца. Но. Как только поддашься ты буре страстей и пороков, стремлению разрушать, так войдут в твою жизнь силы разрушения. Тебе будеказаться, что это нелепые, досадные случайности, но это – проявление сил разрушения. Как только ты поддашься им – потеряешь Золотое Яйцо. Но простое Яйцо останется. Простым яйцом можно питать и поддерживать тело, но вот дух и душу – вряд ли».             Согласитесь, уважаемые взрослые, если такую речь услышит 3-4летний ребенок, он ничего не поймет. Да и СОЗНАНИЮ взрослых такой текст будет неясен. Поэтому, образный, символический язык сказки обращен напрямую к подсознанию, миную сознательные барьеры. Сказка за сказкой в подсознании формируется БАНК ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ, БАНК ЖИЗНЕННЫХ

ЦЕННОСТЕЙ. Вот так! А мы живем. Читаем сказки и даже не подозреваем, какую важную работу они делают для нас и наших детей.

           Чем больше сказок впитывает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во взрослой жизни. Но для этого часть информации необходимо все-таки расшифровывать.

           Вернемся к «Курочке Рябее». Кто такая Курочка? Она живет с дедом и бабой много лет, они к ней привыкли, и, конечно, не воспринимают ее как ИСТОЧНИК ЧУДА. А между тем, это именно так. Вот так чудеса входят в нашу жизнь – без голливудских спецэффектов, спокойно, даже обыденно. Человек ждет-ждет чуда, бегает за Синей птицей, а оно рядом. Источником его является хорошо знакомый человек или ситуация. Идея о том, что Чудо, чудесное, божественное, золотое – оно всегда рядом с человеком – также передается подсознанию ребенка через эту сказку.

            Кстати, вы не задумывались, как бы поступили на месте деда и бабы молодые герои? Может они бы разобрались, какой подарок преподнесла им судьба и не стали бы разбивать яйцо? Тогда, кто такие дед и баба? Может, это люди, у которых уже «замылился» глаз на чудеса, или они уже просто перестали верить в лучшую долю? Похоже, дед и баба символизируют тех, кто не не умеет распознавать подарки судьбы, именуемые ШАНСАМИ. Это те, кто действует по стереотипу: раз яйцо, значит надо разбить! «Трясти надо, разбить, действовать». - вот он стереотип людей активного склада, потерявших ЧУТКОСТЬ к происходящему.

            Да, люди бывают разные и шансы, и ситуации тоже бывают разные. Только чуткий и проницательный человек может РАЗЛИЧАТЬ, отделять привычное от непривычного, известное от неизвестного и действовать творчески, не по стереотипу, нет по привычке.  

             А вот еще одна мысль, которую дает сказка подсознанию ребенку: «Мир изменчив. Встретившись с чем-то новым, приглядись, попробуй понять сердцем. Не спеши с действием. Не постигнув внутреннюю суть ситуации, человека, явления, ты рискуешь совершить привычное действие. Мысль философская, постичь ее может не каждый. Но «упакованная» в сказку, она легко принимается подсознанием ребенка и взрослого.

            Кто же такая мышь? Нарочно ли она разбила Золотое Яйцо? Что она от этого получила? Такой информацией мы не располагаем. Можем лишь догадываться, продолжив читать «между строк». А мы порассуждаем. Всей семьей!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нам дети

Очень много написано и сказано о том, что дети должны быть благодарны  родителям. Но я предлагаю посмотреть на эту проблему с другой стороны....

Статья " Зачем учить детей музыке"

Мои рассуждения и наблюдения на тему "Нужно ли в наше время обучать ребенка музыке?"...

статья Зачем нашим детям музыка?

Материал для выступления на родительских собраниях...

Зачем читать в оригинале

Любое англоязычное дитя подтвердит: доктор Сьюз плохого не посоветует. Если вы любите читать, но боитесь начать с объемного и полновесного английского романа, не стоит волноваться. Специальн...

Статья "Зачем читать на английском языке"

О пользе чтения известно всем. Но почему произведение лучше читать на языке автора?...

Зачем читать сказки на английском языке

Внеурочная деятельность на занятиях по английскому языку представляет широкое, а самое главное увлекательное поле деятельности для достижения метапредметных результатов.Сказка Эрика Карла «Очень...

Читаем детям, читаем вместе с детьми.

Консультация для родителей...