Эссэ
материал

Гнучая Галина Александровна

Эссэ на тему "Творчество ученика в изучении географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_tvorchestvo_uchenika_v_izuchenii_geografii.docx62.43 КБ

Предварительный просмотр:

Эссэ на тему:

«Творчество ученика в изучении географии»

                                                                                          Учитель географии

                                                                                              МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

                                                                                                                Прибайкальского района

                                                                                                                       Республики Бурятия

                                                                                                      Гнучая Галина Александровна

Современная педагогическая наука базируется на идеях гуманистической психологии, в центре которой находится личность ученика. Признание самоценности личности определяет гуманистический подход к обучению. Достичь результата в педагогической деятельности возможно, если урок строить в соответствии с идеями личностно-ориентированного образования с   использованием активных форм организации деятельности. Для того чтобы создать условия для творческой самореализации личности, по моему мнению, прежде всего, необходимо развивать мышление учащихся.

Мышление, высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

(Определение из энциклопедии Кирилла и Мефодия)

Наука география обладает прекрасными возможностями для развития мышления, для расширения кругозора, для воспитания нравственных качеств подростков. Школьникам необходимо задавать  вопросы, которые развивают мыслительную деятельность, и давать творческие задания. Для педагога и его учеников наступает настоящий праздник географических идей. Каждый ребенок индивидуален и неповторим.  Один склонен к образному мышлению, другой больше предпочитает технику, третий  выбирает общение. Разрабатывая темы творческих работ, учитываю тип интеллекта ребенка. Творчество, на мой взгляд, является ведущим стимулом для развития и самосовершенствования, для приобретения опыта, для формирования неподдельного интереса к своему предмету.  Результаты ученических  работ ошеломляющие!

 В.А. Сухомлинский писал:

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». “Быть всегда творческим – значит быть всесильным.” – говорил Марк Фише.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

    Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого. Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности). Эти все качества характеризуют творческого человека.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.

Часто творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов:

Ученик ставит задачу и собирает необходимую информацию. Ученик изучает задачу с разных сторон. Ученик доводит начатую работу до завершения. Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому учитель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий:

1.Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Например, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта меньше, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

2.Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

3.Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими. Например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?». Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

4.Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Раскрывая эту гипотезу учащихся высказывают свои суждения по ней, обосновывают ее научно-практическое значение.

5.Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»

Мы живем в эпоху глобальной перестройки общества. В педагогике это связано с переходом к новым оптимальным психолого-педагогическим системам – креативным технологиям обучения. Социальный заказ на исследование механизмов развития творческого потенциала личности обусловил особую актуальность проблемы креативности. Перефразируя слова ученого Роберта Калабы, можно сказать, что креативность есть тайна, завернутая в головоломку, спрятанная внутри загадки. Эта тема как никогда актуальна в нынешних условиях в рамках введения ФГОС.

В этих активных общественных преобразований к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в которых совершенно по-новому расставляются акценты.

На первое место выдвигаются качества:

  1. думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания);
  2. обладать творческим мышлением;
  3. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  4. практически мыслить;
  5. генерировать новые идеи;
  6. грамотно работать с полученной информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, обобщать, сопоставлять, устанавливать закономерности).

Перед педагогами стоит задача перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Постоянное развитие креативности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на полную самореализацию в труде, общении, познании; высоким уровнем интеллектуальных способностей, открытостью ко всему новому, гибким критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, физической силой и энергией, уровнем психофизических возможностей. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Термин «креативность» можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях. В школьных учебниках часто отсутствуют задания, требующие поиска новой информации, использования воображения. В целом, делается упор на воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания: 

-дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,

-ищут стимулы и находят для себя проблемы,

-обладают широким восприятием, богатым воображением,

-легко и гибко меняют идеи, способы мышления,

-испытывают интерес и увлечены своими действиями.

У каждого ребенка существует потребность в творческом самовыражении. География как никакой другой предмет способствует этому: ведь пройденный путь при изучении географии подводит к осмыслению того, как люди должны вести себя на планете, чтобы сохранить ее и человечество, к осознанию личной значимости в современном мире.

При формировании креативного мышления немаловажное значение имеет выбор таких форм организации работы на уроке, которые способствуют развитию творческих способностей в полной мере. Среди них можно выделить следующие: индивидуальная работа, работа в парах, работа в синектических группах. Синектические группы – это группы людей разных «специальностей». На уроках географии ребята могут быть климатологами, геоморфологами, гляциологами, журналистами и режиссерами. Они встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов. Синектическую группу можно сформировать по психологическим особенностям в зависимости от черт характера. Оптимальная численность группы 5-7 человек. Целью деятельности таких объединений является поиск творческого решения той или иной ситуации или проблемы.

Технология креативного мышления имеет особенности организации учебных занятий.

Приведу пример урока «Вулканы» в 6-м классе в виде блоков. Урок рассчитан на 2 академических часа.

Блок 1. «Мотивация».

Демонстрация опыта «Извержение вулкана».

(Слепить из пластилина гору с отверстием, в отверстие ставится бутылка с окрашенным в красный цвет уксусом. В уксус насыпать соду. Сода реагирует с уксусом и вырывается наружу, о каком грозном явлении пойдёт речь?)

В ходе эксперимента учащиеся догадываются, какую тему будут изучать на уроке.

Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. По каким причинам происходит извержение вулкана?

Блок 2. «Содержательная часть».

В пределах урока ребятам нужно стараться познать особенности внутреннего строения Земли, вспомнить, что в верхней части мантии есть слой астеносферы, вещество которого находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется магма расплавленного вещества мантии, насыщенного газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм.

Что же такое вулканы? (Работа с понятием)

Строение вулкана.

Изобразить схему «Строение вулкана». Анализ схемы. Найти вулканы на физической карте полушарий. Дети выясняют по карте, что вулканы могут быть действующими и потухшими, а ещё и уснувшими. Ребята выполняют схему.

Могут ли вулканы находиться под водой? В каких точках земного шара может распространяться вулканизм? Есть ли вулканы в нашей местности, обосновать ответ.

Блок 3. Разгрузка.

В структуре креативного урока важное место занимает отдых. Психологическая разгрузка необходима для снятия мыслительного напряжения и повышения эмоционального состояния ребенка, что непременно влияет на отношение ребенка к изучению материала. В данном уроке отлично подойдет «Игра-улыбка». Каждый обучающийся дарит свою улыбку соседу по парте. Также эффективно подойдет гимнастика для глаз с целью предотвращения развития патологических состояний, поскольку в школьном возрасте при не соблюдении правил гигиены, очень сильную нагрузку испытывают глаза.
Блок 4. Головоломка.

Главная цель головоломки, по мнению М. М. Зиновкиной, является развитие парадоксального мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения. В качестве простейших головоломок могут быть использованы различные тематические ребусы.

hello_html_m1dc4b988.jpg рис №1. «Магма». hello_html_329b1c99.jpg Рис. №2 «Вулкан».

Блок 5. Интеллектуальная разминка.

Для интеллектуальной разминки характерна целая система творческих заданий. В рамках урока приведены несколько примеров.

Эффективно позволяет развивать любознательность, чувственность к проблемам нашей планеты и умение прогнозировать задание на формулирование целенаправленных вопросов и по ответам на них выявлять предмет, это упражнение «горящий стул». Сущность упражнения заключается в определении объектов, записанных на доске или лежащих на столе. При этом один учащийся не видит эти предметы, тогда как его одноклассники формулируют вопросы характеризующие данные предметы, не используя название самого предмета. Отвечающий ученик пытается назвать данный предмет.

Задуматься об основных причинах и последствиях событий позволяет упражнение на выдвижение гипотез. Так, например можно смоделировать ситуацию проснувшихся вулканов в Европе. На уроке было уместно спрогнозировать последствия активного вулканизма.

Блок 6. Содержательная часть.

В пределах данного блока необходимо разобрать с учащимися, какие сопутствующие природные явления находятся в сейсмических районах. Выяснить причину.

В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники.

Почему они расположены именно в этих районах?

Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.

Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами.

Чем же объяснить эту загадку природы?

Гейзеры — это периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.

Схема действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

Как гейзеры могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека? Выяснить отрицательное и положительное значение вулканизма.

Блок 7. Компьютерная игра.

Использование КИМ на уроке неотъемлемая часть познавательного процесса современного школьника. Важно, чтобы работа носила не только репродуктивный характер, но и позволяла углублять идеи заложенные в мотивационных заданиях. В данном задании ребенок может моделировать ситуацию и прогнозировать ее исход.

Например: работа с интерактивной картой «Строение земной коры», предположить, в какой точке планеты могут образоваться вулканы, почему?

Блок 8. Резюме.

На этом наш урок познания и творчества заканчивается. Сегодня мы с вами постарались ответить на многие вопросы, побывать экспериментаторами, заглянуть в тайну тектонических процессов, протекающих внутри Земли. Оценивание ребятами своего эмоционального состояния после урока осуществляется при помощи техники «рожицы». Ребята выбирают разложенные рядом со стендом рожицы и приклеивают их на стенд. Также применяется таблица оценивания, включающая графы:

- Я доволен своей деятельностью на уроке.

- Разобрался, но не во всем.

- Ничего не понял.

На позитивной ноте благодарю всех за внимание и не прощаюсь!

В данном уроке была попытка воплотить основные концепции развития творческого мышления и креативности личности. Пока еще методы творчества на уроках географии применяются не повсеместно, поэтому предстоит огромная методическая работа автора, что является перспективой на будущее.

Такая продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Для успешности реализации креативности целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности. Личностный подход педагога предполагает развитие креативных способностей школьников в процессе деятельности, в ходе которой учитель не ограничивает свободу выбора метода выполнения творческих заданий, поощряет разработку каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает опыт учащихся, индивидуальные психологические особенности школьников, который осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником. Обобщая опыт работы, предпринимается попытка разработать творческие задания, ориентированные на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе. Результатом этих заданий должны стать более высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, применение учащимися методов творчества в процессе выполнения заданий.

Технология проблемного обучения – путь к творческому мышлению.

Для обеспечения условий развития личности ученика и формирования у него нестандартного мышления, навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития, и овладения им опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, содержание образования предполагает широкое использование на уроках географии творческих методов обучения.

Творческий метод – путь к развитию мышления. Развивать мышление – значит, формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификацию, сопоставление, выявление сходства и различий, выявление существенных свойств предметов, делать правильные выводы из фактов и проверять их. Считаю, что наиболее успешно формирование этих умений происходит в процессе проблемного обучения, которое основано на определенном понимании логико-психологических закономерностей развития мышления и творческих способностей в целом. Мышление начинается с проблемного вопроса, удивления или недоумения. Этой проблемой определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, направленный на решения задания, задач, вопросов.

Основным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, где ученик наталкивается на что-то непонятное, неизвестное. Это новое и неизвестное должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия. Мышление невозможно, если у учащихся нет потребности в решении проблемной ситуации, отсутствуют исходные задания, необходимые для поиска.

К методам проблемного познания относятся:

  • частично-поисковый, когда проблема решается по частям с помощью учителя, который ведет учащихся к решению проблем через эвристическую беседу;
  • проблемное изложение материала – учитель ставить перед учащимися проблему и показывает путь решения ее при изложении;
  • исследовательский, творческий, когда перед учащимися ставится проблема, а пути решения учащиеся выбирают сами.

Частично-поисковый метод решает проблему в 4 этапа.

География 7 класс. Тема: «Природа Антарктиды»

Проблемный вопрос учащимся «Почему Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца?»

1этап. Ученики вскрывают противоречия, заложенные в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей.

Они знают, что морозы на материке существуют круглый год, что здесь находится полюс холода Земли (-89), знают почему. А почему же Солнце жестоко? Рассуждают:

Причина

Следствие

Долгая полярная ночь

Сильное выхолаживание материка

Поднятие материка из-за льда на 2км

Чем выше, тем холоднее

Льды и снег, покрывающие материк

Отражение лучей от поверхности

Если Солнце высоко над горизонтом

Жарко

Над Антарктидой солнце низко

Солнце жестокое (в чем это проявляется? Случаи ожогов)

Так ученики выявляют противоречия между сложившимися противоречиями и новыми фактами. Это противоречие может быть решено с помощью гипотезы. Итак, первый этап решения проблемы – формирование гипотезы.

Звучит примерно так: низкое солнце над горизонтом в Антарктиде не должно обжигать кожу лица. Видимо, Антарктида получает много тепла.

2 этап – формулировка проблемы

3 этап – решение проблемы

Доказательство гипотезы. Учащиеся используют знания, полученные ранее. Они знают, что полярный день длится долго, значит тепла материк должен получить много, воздух здесь чистый, прозрачный, высота материка 2км, а кое-где выше 4 км, значит, солнечные лучи проходят меньший слой воздуха, материк лежит как бы «ближе к Солнцу». Вывод из сказанного во время дискуссии.

4 этап. Вывод: «Да, Солнце может обжигать кожу лица и других частей тела»

Исследовательские работы: «Как заработать миллион на свалке», «Виды движения земной коры »,  «Народный календарь погоды», «Роль ландшафта  в раскрытии образов» требуют обоснования актуальности предмета исследования, четких целей, хорошо продуманной структуры работы, обозначения источников информации и получения результатов

Исследовательский метод в развитии творческого мышления (наглядно-действенного, причинного и эвристического) чаще применяю в старших классах, где предлагается учащимся самостоятельно решить проблему. Через ролевую игру, работая в группах ученики ищут решение проблемы «Где бы вы построили алюминиевый завод? Почему?» при изучении «Западно-Сибирского экономического района». Геологи определяют и рассчитывают ресурсообеспеченность, на сколько лет хватит запасов месторождений. Экологи составляют прогноз на возможное загрязнение окружающей среды. Проектировщики выбирают место строительства завода с учетом факторов размещения. В процессе дискуссии

определили место строительства завода около Сургута:

  • есть тепловая электростанция, работающая на газе;
  • есть железная дорога, по которой можно завозить сырье из Восточной Сибири, летом можно использовать речной транспорт;
  • экологическая обстановка относительно благоприятная, хорошо проветривается воздушная оболочка.

Алюминий должен получится недорогим.

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии: анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать), попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки, проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме. Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.

Ребенок, который обучается по репродуктивно-информационному типу,

получает много информации, которую не в силах не только усвоить, но и применить. И перед самыми простыми задачками дети пасуют.

Поэтому моя цель - вооружить ученика знанием методов, подходов, алгоритмов для решения задач разного уровня сложности и находящихся на стыке разных наук. Используя подобный подход, обучение становится процессом, который приносит удовольствие, ориентирует ученика на успех.

Сама возможность генерировать идеи, преодолеть инерцию мышления позволяет настроить учеников на творчество.

Например:

8 класс. Тема «Внутренние воды»

Почему в Якутии дома строят на сваях?

11 класс. Тема «Китай»

В Китае остро стоит проблема защиты земельных и водных

угодий от губительных пустынных бурь. С ноября по апрель

тучи песка, на 90 % состоящие из мелкозернистых частиц

извести, обрушиваются

на южные районы страны, нанося огромный ущерб хозяйству.

Ураганы здесь случаются 80 раз в год.

Как защитить пашню от бурь?

Учащиеся учатся составлять конкретные вопросы, выявлять причины и последствия, отбирают наиболее важные признаки, обобщают и делают вывод. Иногда приходится помогать и подсказывать детям. Принимаются все предложенные варианты, что приводит к фантазии, творческому подходу в решении проблем.

Школьный курс географии требует опоры на большое количество разнообразных средств обучения. Изучая географию, школьники знакомятся с природой, населением и народным хозяйством России и других стран, изучают строение земной коры и атмосферы, постигают тайны далекого прошлого нашей планеты, выполняют различные виды практических работ в классе и на местности и т. д. Все это требует систематического привлечения разнообразных средств обучения – карт, таблиц, картин, коллекционных материалов, приборов, инструментов с использованием ИКТ-технологий.

«Путешествие капельки Капитошки», «Сказку о снежинке»,  «Один день  дождинки» можно оформить в виде книжки с рисунками, создать фильм, разыграть в кукольном театре.  Составить  схему  состава гидросферы, используя рисунки и фотографии, поставить опыт,  демонстрирующий  природные процессы и явления (движение воды в круговороте, образование атмосферных осадков, формирование ураганов). Создать Атлас Представлений  о планете Земля,  изобразить Калейдоскоп погоды.

 На уроках учащиеся моделируют различные ситуации, решают географические задачи: Что произойдет с природой, если изменится рельеф или произойдет смещение  планеты?  Какое  положение примут материки и океаны через несколько миллионов лет с учетом движения литосферных плит? Ученики занимаются социологическими исследованиями, устанавливая занятость, национальный состав населения своего села, определяют, как повлияла на уровень рождаемости проводимая правительством демографическая политика, сопоставляют возможности и условия развития экономики разных стран. Живой интерес проявляют к  составлению каталогов животных и растений, к изготовлению  макетов жилищ разных народов,  к подготовке урока-игры, урока - КВН, урока-конференции. Школьники сочиняю стихи, составляют кроссворды и занимательные вопросы. Репортажи, сказки-путешествия, карты несуществующих островов и материков. Изучая  крупные географические объекты ПТК, проводят ассоциации этих объектов с  характеристиками  людей: три равнины -  три сестры. Создание визитных карточек господина Климата и госпожи Воды развивают память и мышление. Особый интерес вызывает работа по составлению маршрутов героев произведения, (художественного,   публицистического или научно-популярного) или  маршрута собственного путешествия (как воображаемого, так и реального).

В своей педагогической деятельности я широко использую проектно-исследовательский метод, так как он ориентирован на творческую самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие возможности, они становятся «колумбами» своего времени. Пусть их работы не такие значимые для истории, но они имеют возможность высказать своё мнение, суждение по любой теме.

Изучая климат и природные зоны материков в 7 классе, сочиняем рассказы несостоявшихся путешествий. Задание звучит так: используя знания, полученные на уроках, с помощью дополнительной литературы, средств массовой информации  написать сочинение на тему: «Три дня в Африке» или «Дневник несостоявшегося путешествия», «Памятка тому, кто окажется в Австралии (на Амазонке и т. д.)». При этом текст должен содержать не только описание природы и климата, но и карту материка с маршрутом путешествия. Эти задания развивают воображение, творческую активность, любознательность. А именно любознательный ребенок способен к саморазвитию.

При изучении географии России упор делаю на практические работы.  Некоторые задания даю на дом, усложняя их. Например: «Провести исследование реки по плану» (Рек в стране много, поэтому река даётся каждому своя). За основу беру типовой план, но дополняю его пунктом о заповедниках и обязательным условием: все пункты исследования отобразить на контурной карте. Рассказ о заповедниках обучающиеся оформляют в виде презентации.

Проектно-исследовательский метод может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, я начинаю эту работу в младших классах: с 5 класса постепенно ввожу занятия, посвященные проблемным вопросам (проблеме взаимодействия общества и природы, исторического развития животных и человека и т.д.). В 6 классе исследовательская работа начинается с изучения глазомерной и полярной видов съемки местности. При изучении данной темы обучающиеся строят план местности в районе школы, составляют его описание, экологическое состояние, перспективу  развития этого участка. Актуален и новый предмет «Краеведение» для проектно-исследовательской работы в 6 классе, где  почти каждая практическая работа - новое открытие для ученика. После изучения природных зон России провожу такую исследовательскую  работу, как построение гипсометрического профиля по территории России с севера на юг. Эта работа итоговая. 80% обучающихся  справляются с ней на «4» и «5». В четвертой четверти при изучении темы «Население России» класс делю на группы и даю задания с использованием статистического материала. Этот материал каждая группа должна собрать самостоятельно. Выводы представляют в виде исследовательской работы.

Проектная деятельность может  быть эффективной, если тема проектов заинтересует учащегося, если осуществляется руководство, организация и координация учебным проектированием. В своей  работе я применяю метод проекта, который позволяет учащимся проявить свои индивидуальные способности. При изучении материков предлагаю составить туристический маршрут с учетом природных условий; рассчитать расстояние между пунктами сообщения с выбором средства передвижения; оформить  «Правила поведения на материке»; создать  эмблему  континента. В курсе изучения географии России осуществляются проекты, которые создают базу для создания электронных пособий по предмету.

   Творческая самореализация  повышает мотивацию к  овладению  компетенциями  у школьников, способных быстро реагировать на происходящие изменения,  коммуникабельных,  творческих, успешных в жизни.

Нельзя отрицать, что каждый урок географии – это новое открытие, новый поиск, новое путешествие. Повысить интерес к поиску, путешествию, которое обязательно должно заканчиваться успешно, можно через создание и использование на уроках компьютерных презентаций.

Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, реализовать свое «Я», создает ситуацию успеха, развивает творческое мышление. Использование компьютера на уроке географии делает урок наглядным и выразительным.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, задействуй меня и я пойму»

География — предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта (в 5 классе «Карта-памятник культуры», «Освоение земельного участка», «Открытка другу», «Разработка туристического маршрута», «Скульптурный портрет планеты», в 6 классе « Круизный маршрут путешественника», « Погода и человек», «Мой любимый природный комплекс», «Я и природа», «Ландшафт, который хочется сохранить»), экологический мониторинг.

Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования, чем раньше осознает, тем больше компетенций освоит.
Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии: работа с учебником, географической научно-популярной литературой, работа с картами со статистическим материалами картосхемами, работа на местности, наблюдение за окружающей средой, работа с ресурсами СМИ, Интернет и учебные научные проекты.


Свою педагогическую мастерскую по созданию творческой среды на уроках и во внеурочное время  я могу представить следующей схемой:


1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.
2. Во-вторых, это создание развивающей творческой среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей.

Это:
создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; включение обучающихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование; развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; организация групповой работы;
3. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.


При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации), защита проекта.
Создание творческой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка.

Конечно, нужно отметить, что в процессе формирования компетенций обучающихся возникает ряд трудностей. Поэтому нельзя говорить о том, что все вопросы решены и все используемые современные методы способствуют развитию творческой личности обучающихся. Ключевой замысел модернизации образования — идея развития, где человеческая личность — главное богатство, которым обладает мир. Задача учителя географии всячески способствовать развитию этой творческой личности. Пусть наш мир будет богаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЭ " Я - учитель, а это значит...

Каждый человек размышляет о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, а учитель вдвойне, так как эта профессия одна из самых ответственных. Размышляя над тем, что значит для меня быть учителем, я ...

Эссэ

Мой взгляд, размышления о профессии учителя...

педагогическое ЭССЭ

Предназначен для сборника "Сердце отдаю детям"...

эссэ "Курение в масштабе всей страны"

Размышления о проблеме курения в нашей стране, причинах, побуждающих детей взяться за сигарету, ответственности взрослых и о том, что же делать?...

Эссэ на тему: "Перспективы развития сельского туризма в Республике Мордовия"

В эссе рассматриваются факторы, способствующие развитию туризма в Республике Мордовия. Акцентируются  внимание на том, что эта сфера обслуживания не только слабо развита в Мордовии, но и в Р...

Эссэ на тему: "Перспективы развития сельского туризма в Республике Мордовия"

В эссе рассматриваются факторы, способствующие развитию туризма в Республике Мордовия. Акцентируются  внимание на том, что эта сфера обслуживания не только слабо развита в Мордовии, но и в Р...

Эссэ по теме по документу «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В эссе я  высказала свои мысли по поводу новой концепции воспитания личности гражданина России...