Сценарий интеллектуальной игры, посвященной Международному дню родного языка
материал (11 класс)

Каменских Ольга Сергеевна

Международный день родного язык был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) в ноябре 1999 года и отмечается ежегодно 21 февраля в целях сохранения языкового и культурного разнообразия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy-21-fevralya.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОРДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ

ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»

Сценарий

интеллектуальной игры, посвященной

Международному дню родного языка

https://culture.govvrn.ru/uploads/71cf31fb3866df5d227b50e89d19232e_w600_h400.jpeg

Мероприятие провела:

Каменских О.С.


Сценарий интеллектуальной игры, посвященной Международному дню родного языка

 

Аудитория: 3 курсы.  

Тема урока: «Язык – душа народа»

Цель: развитие представлений обучающихся о богатстве и выразительности произведений устного народного творчества (загадок и пословиц) народов Российской Федерации.  

Планируемые результаты:

 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном обществе;  

 проявление интереса к познанию языков народов Российской

Федерации и устного народного творчества (загадок и пословиц); 

 развитие         способности         к         самостоятельной         познавательной деятельности;

 развитие творческого (креативного) мышления;  

 развитие представлений обучающихся о фольклоре народов России (о загадках и пословицах).  

Продолжительность: 25 минут.  

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении игры:

– мультимедийное оборудование: компьютер без доступа в интернет.

 

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

I. Приветствие преподавателя, вступительное слово

Сегодня мы проведем игру, посвященную Международному дню родного языка. Знаете ли вы, что этот день празднуется во всем мире 21 февраля?  

Давайте посмотрим презентацию, в которой рассказывается, когда был установлен этот праздник (слайды 3, 4).

Слайд 3

Международный день родного язык был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) в ноябре 1999 года и отмечается ежегодно 21 февраля в целях сохранения языкового и культурного разнообразия.

Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту их родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Слайд 4

Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития мирового культурного наследия. Деятельность по распространению родных языков способствует не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире. Введя в международный календарь День родного языка, ЮНЕСКО призвало страны разрабатывать, поддерживать и активизировать мероприятия, нацеленные на уважение и защиту всех языков, особенно языков, находящихся на грани исчезновения.

«Язык – душа народа» – так называется наше сегодняшнее занятие, которое мы проведем в форме игры.  

II. Разговор о поэтических строках народных поэтов России о родных языках

Мы с вами живем в многонациональном государстве, где народы говорят более чем на 180 языках и диалектах. Россия – наша Родина и наш дом. Известный немецкий философ и мыслитель, один из крупнейших философов ХХ века Мартин Хайдеггер именно так – метафорически – сказал о языке:

«Язык – это дом человека».  

Истинная любовь к своей Родине немыслима без любви к родному языку. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Давайте посмотрим, с какой любовью народные поэты из разных уголков нашей необъятной страны говорят о своих родных языках (слайды 5–

9).

Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал на родном аварском языке, на русский язык его произведения переводили такие известнейшие поэты, как Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский. Вы, наверное, слышали песню, написанную на стихи Расула Гамзатова, которая называется «Журавли»? На Кавказе есть поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в журавлей. Вот почему в 1986 году по инициативе Гамзатова на Кавказе был учрежден День поэзии, или Праздник белых журавлей, который ежегодно отмечается 22 октября. А в 2011 году по предложению ЮНЕСКО Гамзатовскому литературному фестивалю «Белые журавли» был присвоен статус Международного фестиваля.  

О своем родном аварском языке Расул Гамзатов писал так:

И если завтра мой язык исчезнет,  То я готов сегодня умереть.

Народный поэт Татарстана Габдулла Тукай прожил очень короткую жизнь – всего 26 лет. В раннем детстве Габдулла остался круглым сиротой и в течение нескольких лет воспитывался в приемных семьях. Подростком он увлекся чтением произведений русских поэтов. Это так повлияло на юного Тукая, что в возрасте 16 лет он начал сам писать стихи и даже занялся переводом басен Крылова с русского языка на татарский. Габдулла Тукай посвятил всю свою жизнь служению татарскому народу и татарской литературе. О своем родном языке он написал такие трогательные строки:

Родной язык – святой язык.

Отца и матери язык!

Как ты прекрасен! Целый мир

В твоем богатстве я постиг!..

Родной язык, родной язык.

С тобою смело шел я вдаль.

Ты радость возвышал мою.

Ты просветлял мою печаль…

Поэзия народного поэта Якутии Семена Данилова посвящена природе родного ему Севера. Вот так трогательно он пишет о своей любви к родному языку:

Щедрое народное наследство –  Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык…

Произведения народного поэта Удмуртии Флора Васильева – это вечная, высокая поэзия о Родине и родной удмуртской земле, о природе, о добре, о любви к матери. Любовь к родному языку он сравнивал с материнской любовью:

Родной язык – как первый в жизни шаг, Без первого – второму не бывать.

Родной язык на всех земных путях

Всегда с тобой,

Как любящая мать.

Реки начало – маленький родник, Начало разума – родной язык.

О родном языке как о народном достоянии в своем стихотворении говорит народный чеченский поэт Канта Ибрагимов:

Родной язык – народа достояние,

Он с детства каждому из нас знаком,

Стихи и проза, сказки и предания,

Всё мило и знакомо на языке родном!

 

Учите, берегите речь родную,

Стихи слагайте, украшая жизнь! Потомкам передайте речь живую,

Чтоб память о народе сохранить!

 

Родной язык всего дороже,

Его прекрасней в мире нет, На нём мы думать только можем,

Он дарит слуху дивный свет!

 

Порою ищем обороты

В других прекрасных языках, Багаж словарный пополняем,

И радость теплится в сердцах!

 

Язык с культурой неделимы, Они как целое одно!

Храните знания свои вы,

Чтобы потомкам повезло!

Мы с вами могли бы продолжать разговор о поэтических строках, в которых поэты разных народов России рассказывают о любви к своей малой Родине, к родному языку.  

 III. Знаете ли вы?

Следующий этап игры – знакомство с некоторыми интересными фактами о языках народов России и о некоторых языках мира. Учитель предлагает прочитать на слайдах презентации об этих фактах.

Слайд 10

  1. На табасаранском языке говорят жители Дагестана. Табасараны – это один из самых уникальных народов, проживающих на территории России. Табасаранский язык внесен в Книгу рекордов Гиннесса, потому что в нем около сорока шести различных падежей.
  2. На Чукотке люди живут не в чумах, а в ярангах. В переводе с чукотского языка слово «яранга» означает «дом». На строительство каждой яранги может уйти до пятидесяти оленьих шкур. Такой чукотский дом выдерживает мороз до – 50 градусов.
  3. В якутский эпос «Олонхо», рассказывающий о том, как на Земле появились люди, входят песни, содержащие тридцать шесть тысяч стихотворных строк, а это почти в два раза больше, чем в знаменитом произведении древнегреческого поэта Гомера «Илиада».
  4. Самым сложным языком в мире, согласно Книге рекордов Гиннесса, считается абазинский язык. На нем разговаривают в Карачаево-Черкессии.

Слайд 11  

В настоящее время на Земле насчитывается более 7 тысяч языков. На некоторых говорят миллионы (английский, китайский, хинди), другими же пользуются несколько сотен человек (негидальский, нганасанский, юкагирский).

Одни языки имеют многотысячелетнюю литературную традицию (греческий, китайский). Для других языков, например, для аранта, никобарского, до сих пор не создана письменность. Для некоторых языков письменность была создана только в ХХ веке (ненецкий, тувинский).

  1. «Фольклор народов России» (слайд 12) 

Следующий этап занятия посвящен собственно игре. Учитель делает небольшое вступление, рассказывает о значении и важности устного народного творчества в жизни того или иного народа.  

Я думаю, что вы согласитесь с моими словами о том, что проявлением души народа, его мудрости, национальной культуры является фольклор. История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества в целом и любого народа в частности и связана прежде всего с древнейшими мифологическими представлениями человека о мире. Обряды и мифы отражают обычаи народа, его жизненный уклад, или, как сейчас говорят, национальную картину мира. В основе сказок, былин, легенд любого народа лежат национальные представления об окружающем мире. Сказки, как известно, это богатейший источник народной мудрости. Не меньшее богатство устного народного творчества представляют собой загадки, пословицы и поговорки. В нашей сегодняшней игре мы познакомимся с некоторыми загадками и пословицами народов России.

  1. Этап игры, посвященный загадкам народов России

Учитель предлагает отгадать загадки, которые представлены в презентации (слайды 13–38). 

  1. Посеянное поле два брата боронят (удмуртская загадка). 

Варианты ответов:

 пахота;

 стрижка овец;

 чтение;

 прядение.

Правильный ответ: чтение

  1. Ко льду примерзла челюстная кость лося (алтайская загадка).

Варианты ответов:  

 рыболовная лунка;

 луна;

 пасмурный день;  солнце.

Правильный ответ: луна

  1. Слаще меда, тяжелее свинца; взвалишь на спину – не понесешь; на базар вынесешь – никто не купит (кабардинская загадка).

Варианты ответов:  

 жизнь;

 сон;  любовь;  знания.

Правильный ответ: сон

  1. На вершине золотого дерева золотая кукушка, распустив крылья, сидит (шорская загадка). 

Варианты ответов:

 солнце;

 пшеница;

 луна;

 кедровая шишка.

Правильный ответ: кедровая шишка

  1. Толстая веревка ходит, Амур переплывает; человека встретив, кусает; человек очень сильно болеть начинает (нанайская загадка) Варианты ответов:

 змея;

 лодка;

 медуза;  собака.

Правильный ответ: змея

  1. Я чёрен, но не медведь; рогат, но не пегий бык; шестиногий, но никогда не подковываюсь (бурятская загадка). 

Варианты ответов:

 скамейка;

 муравей;

 глаз;  дуб.

Правильный ответ: муравей

  1. Длинные, длинные дервиши на наш двор пришли, столько танцевали, что в кашу превратились (татарская загадка). 

Варианты ответов:

 дождь;

 солнечные лучи;

 сосульки;  дрова.

Правильный ответ: дождь

  1. Говорят, к черному камню грязь не пристает (якутская загадка). 

Варианты ответов:

 мокрый валенок;

 юрта;

 мох;

 нос оленя.

Правильный ответ: нос оленя

  1. У моей сестрицы сладкие слезы (марийская загадка). 

Варианты ответов:

 гусли;

 река;

 береза;  небо.

Правильный ответ: береза

  1. Жир разлился на полу, не отходит ни топором, ни ножом (карельская загадка).  

Варианты ответов: 

 северное сияние;

 снег;  смола;

 солнце.

Правильный ответ: солнце

  1. Уголек нырнул, на другой год вынырнул (кетская загадка).  

Варианты ответов:

 медведь;

 рожь;  звезда;

 ребенок.

Правильный ответ: медведь

  1. Глиняная гора, на склоне глиняной горы чугунная гора, на склоне чугунной горы зеленый ячмень, на зеленом ячмене валяется медведь (чувашская загадка). 

Варианты ответов:

 просеивание муки;

 выпечка блинов;

 раскатывание теста;  скисание молока.

Правильный ответ: выпечка блинов

VI. Этап игры, посвященной пословицам народов России

Обучающимся предлагается игра на знание пословиц народов России (слайды 39–44).

Задание: соотнести пословицы народов России и русские пословицы. Для этого необходимо установить соответствия между буквами (национальные пословицы того или иного народа) и цифрами (русские пословицы).

  1. Найдите соответствия пословиц народов России и русских пословиц

(слайд 41). 

Пословицы народов России

Русские пословицы

А. Горькая правда лучше сладкой

(чувашская пословица) 

1. Куда нитка, туда и иголка  

Б. Ружье убило одного, а язык – тысячу (чеченская пословица) 

2. Хлеб, соль ешь, а правду режь

В. Куда мышь бежит, туда и песец стремится (ненецкая пословица) 

3. Правда в огне не горит, в воде не тонет

Г. Правда         сильнее         силы

(осетинская пословица) 

4. Острое словечко колет сердечко

 

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

2

4

1

3

 

  1. Найдите соответствия ненецких и русских пословиц (слайд 42). 

Ненецкие пословицы  

Русские пословицы

А. Если среди смелых растешь, сам смелым будешь

1. Кто к нам с мечом придет – от меча погибнет

Б. Уходи на охоту рано – всегда с охотой будешь

2. Воды в решете не унесешь

В. Со         злом         придешь         –         сам

испытаешь

3. На миру и смерть красна

Г. Сеткой воды не зачерпнешь

4. Кто рано встает, тому Бог подает

 

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

3

4

1

2

 

  1. Найдите соответствия чувашских и русских пословиц (слайд 42).

Чувашские пословицы  

Русские пословицы 

А. Родная земля дороже головы

1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Б. Заранее не обдумав, не делай незнакомого дела

2. Старый друг лучше новых двух

В. Без трудностей дела не бывает

3. Родина краше солнца, дороже золота

Г. Надежный друг – опора в жизни

4. Семь раз отмерь, один отрежь

   

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

3

4

1

2

 

 

  1. Найдите соответствия татарских и русских пословиц (слайд 43). 

Татарские пословицы  

Русские пословицы

А. Человек без Родины – соловей без песни

1. Кто не работает, тот не ест

Б. Кто работает – тот и сыт

2. Где родился, там и пригодился

В. Лучше делать одно ремесло хорошо, чем десять плохо

3. Если вздохнуть всем народом, ветер будет

Г. Возьмется         народ         –         озеро

перельет  

4. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

 

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

2

1

4

3

 

  1. Этап игры, посвященный русским пословицам
  1. Учитель рассказывает о сборнике В. И. Даля «Пословицы русского нарда» (слайд 45).  

«Признавая пословицу и поговорку за ходячую монету, очевидно, что надо идти по них туда, где они ходят; и этого убеждения я держался в течение десятков лет, записывая всё, что удавалось перехватить на лету в устной беседе», – говорил В. И. Даль. Он собрал 30 130 пословиц. В сборнике Даля они расположены по темам – всего 180 тем. Среди них: «Жизнь – смерть», «Радость – горе», «Ум – глупость», «Правда – кривда», «Воля – неволя», «Вселенная», «Стихии», «Народ – мир» и др.

  1. Задание «Собери пословицы». Соотнесите начало пословицы и ее конец (слайд 46). 

Начало пословицы

Конец пословицы

А. Ешь пироги с грибами, …

1. … придет и Великий пост

Б. Кто доброе сердце имеет, …

2. … а давши – держись

В. Коли взялся за гуж, …

3. …а язык держи за зубами

Г. Не все коту масленица, …

4. … не говори, что не дюж

Д. Не давши слова – крепись, …

5. … тот все одолеет

 

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

Д

3

5

4

1

2

 

  1. Подведение итогов игры, рефлексия
  1. Сегодня мы с вами узнали загадки и пословицы народов России. Я предлагаю вспомнить загадки и пословицы нашего народа. Какие загадки и пословицы вы знаете (о Родине, труде, семье и т. д.)? 
  2. Давайте прочитаем слова известных людей о богатстве родного языка (слайд 47):
  • «Язык – душа нации. Язык – это есть живая плоть, идеи, чувства, мысли» (Л. Н. Толстой);
  • «Язык есть исповедь народа, / В нем слышится его природа, / Его душа и быт родной» (П. Я. Вяземский);
  • «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»

(В. И. Даль).

  1. На заключительном этапе учитель предлагает обучающимся сделать вывод по результатам игры.  

Я попрошу вас продолжить фразу:

  • Я сегодня узнал…
  • Мне понравилось...  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к лингвистической игре, посвященной Дню родного языка

День родного языка отмечается накануне Масленицы, поэтому игра и посвящена этому всеми любимому празднику....

Дидактические игры на уроках родного языка

    Применение дидактических игр на уроках родного языка способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знан...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Урок-игра ко дню родного языка

игра ко дню родного языка 21 февраля. проводится на 1-2 курсах СПО...

Интеллектуальная игра "Путешествие по родному языку"

Интеллектуальная игра "Путешествие по родному языку"...

Интелектуальная игра, посвященная Дню Родного Языка

Методическая разработка мероприятия, посвященного дню Родного языка....