Интеллектуальная игра "Путешествие по родному языку"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Лидия Петровна Жаркова

Интеллектуальная игра "Путешествие по родному языку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Интеллектуальная игра – путешествие    

                «По страницам  родного языка».

Цели:   1. Познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

  1. Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка.
  2. Развивать устную связную речь  учащихся, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание.
  3.  Обогащать словарный запас учащихся, расширять их кругозор.
  4. Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборудование: материалы, средства: презентация, словари, сборник пословиц и поговорок, карточки, портреты писателей.

 

I. Вступительная часть

 Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка.  Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка.  Он учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. И это не случайно.

Каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача.

Без языка не существовал бы мир.   На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках.

Россия - многонациональное государство.   Более  чем на 130 языках  говорят в нашей стране.

- Какие языки мы можем услышать в нашем  районе?

Мы можем услышать украинский язык,   армянский,  грузинский,  язык турок - месхитинцев и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

Русский язык – это богатство нашего народа.   В языке   отражается   история народа, его характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах и  возможностях говорили многие.

 Слова Тургенева - Даша             Слова Толстого - Таня

 Учитель: Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. Но нередко встречаются такие ситуации:

Сценка (Рита и Федя)

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Учитель:  Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

    Знать свой   язык обязан каждый. И сегодня мы     проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка».

 Аня: Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

 Юля: В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь
За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.

2. Отправляемся в путешествие по страницам родного языка.  

УЧИТЕЛЬ:  Сегодня мы поиграем и заодно проверим ваши знания по русскому языку. Давайте познакомимся. (Представление команд и приветствие команд друг друга). Желаю удачи в игре!

1. КОНКУРС «РАЗМИНКА»

Вопросы для команды «Знатоки»

  1. Назовите член предложения, который отвечает на вопросы «какой?», «чей?» (определение)
  2. Назовите вопросы дательного падежа? («кому?», «чему?»)
  3. Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «где?, когда?, куда?, откуда? почему, зачем? как?» (наречие)
  4. Как называются предложения, в котором один главный член? (односоставное)
  5. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? (фонетика)
  6. Стиль речи, которым написаны учебники, энциклопедии (научный)
  7. Имена существительные, оканчивающиеся на –мя, их 11, они называются… (разносклоняемые)
  8. Определите род существительного тюль (мужской)
  9. Число имен существительных санки, ножницы, очки (только множественное)
  10. Буквы, расположенные в определенном порядке (Алфавит)

Вопросы для команды «Грамотеи»

  1. Назовите член предложения, который отвечает на вопросы «где?, когда?, куда?, откуда? почему, зачем? как?» (обстоятельство)
  2. Назовите вопросы родительного падежа? («кого?», «чего?»)
  3. Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «сколько? какой?» (числительное)
  4. Как называются предложения, в котором два главных члена? (двусоставное)
  5. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? (морфология)
  6. Стиль речи, который используют для написания заявлений, расписок, справок (официально - деловой)
  7. Имена существительные, которые одинаково относятся как к словам женского так и мужского рода называются.. (общего рода)
  8. Определите род существительного мозоль (женский)
  9. Число имен существительных молодежь, молоко, глажение (только единственное)
  10. Как называется сборник слов в алфавитном порядке (словарь)

                      2. КОНКУРС «СЛОВАРНЫЕ СЛОВА»

Вопросы

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (Хоккей)

2. Пешеходная дорожка с рядами деревьев по сторонам. (Аллея)

3. Место, где продают билеты. (Касса)

4. Человек, который совершает поездку на поезде, автобусе или другом транспорте. (Пассажир)

5. Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе)

6. Спортивная игра на корте, где маленький мячик перебрасывают при помощи ракетки (Теннис)

3. КОНКУРС «ОДНИМ СЛОВОМ»

(задания даются поочередно каждой команде, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл))

  1. Приставочный способ: довольно опасный (преопасный)
  2. Суффиксальный: с большими зубами (зубастый)
  3. Суффиксальный: очень высокий (высочайший)
  4. Сложение: сделанный собственными руками (собственноручно)
  5. Приставочный: не любящий много разговаривать (неразговорчивый)
  6. Сложение: имеющий отношение к железной дороге (железнодорожный)
  7. Суффиксальный: с большими широкими плечами (плечистый)
  8. Сложение: любящий свободу (свободолюбивый)
  9. Приставочный: рядом со школой (пришкольный)
  10. Суффиксальный: цветом и блеском напоминающий серебро (серебристый)

4. КОНКУРС «ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО»

(на доске написано 22 слова для каждой команды по 11 слов по количеству членов команды, учащиеся эстафетно ставят ударение в словах, передавая в качестве палочки мел)

Слова для «Знатоков»                                    Слова для «Грамотеев»

1. алфавит                                                        1.  туфля

2. августовский                                                2. обеспечение

3.  торты                                                           3. инструмент

4. документ                                                       4. красивее

5. ивовый                                                           5. звонит

6.  облегчить                                                      6. сливовый

7. каталог                                                           7. добыча

8.бензопровод                                                    8. газопровод

9.  маляр                                                              9. столяр

10. украинский                                                  10.  банты

11. крапива                                                         11.  свекла

5. КОНКУРС «Богатый словарный запас».

  Сколько имён существительных можно прочитать в этой строчке?  

Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я

 

(Слова: яр, ярмо, мост, стол, толь, кот, тик, котик, кусок, сок, око, кол, сокол, колос, лось, ось, колосья – 17 слов).

 

6. Конкурс «Кто больше»?

Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.

(Например: юг, ёж, ор, як, уж, ум, ил, щи, ем (кушаю), яд, яр, ад, ус, ал -от алый, ел, и т.д.)

 

7. Сказка о Причастии. (Инсценированное представление).

8. Прощальная игра.

Таня: (читает стихотворение, учащиеся вставляют недостающие слова)

А вот прощальная игра…

Нам книгу закрывать пора;

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней,

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин,

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь:…………,

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь:…………,

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь:…………,

Скажу я слово потерял,

 Ответишь ты:…………!

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты : (храбрец)………,

Теперь начало я скажу,-

Ну, отвечай:………………!

Д.Чиарди

3. Подведём итоги.    

1. Подсчитать баллы.

2. Чтение стихотворения «Раненье словом». (Авилова Полина)

Раненье словом, как ни странно,

Бессрочней каторги иной:

Незаживающая рана

На год, на пять, на жизнь длиной.

Она сокрыта сплошь да рядом,

Но и скрываемая есть.

Она сочится желчью, ядом,

А желчь и яд – питают месть.

И можно стать белоголовым,

Былые распри сжечь дотла,

Но жжёт и жжёт раненье словом,

Как раскалённая игла!

                          С. Смирнов.

Учитель: Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

Будем беречь, любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...

Презентация к интеллектуальной игре к Международному дню родных языков " Думай дважды, говори раз"

Презентация интеллектуальной игры по русскому языку для обучающихся 6-7 классов позволяет разнообразить образовательный процесс, вызывает интерес к слову, проверяет знания по русскому языку, развивает...

Сценарий интеллектуальной игры, посвященной Международному дню родного языка

Международный день родного язык был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) в ноябре 1999 года и отмечается ежегодно 21 ...

Интеллектуальная игра по русскому языку "ЭРУДИТ", посвященная Международному Дню родного языка.

Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно, мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хоро­шо ли...