Как прокачать творческие мышцы
тренажёр

Акинина Алена Валерьевна

Нейропсихолог Эстанислао Бахрах много лет изучал человеческий мозг и пришел к выводу: творческие способности присущи абсолютно всем. Просто не все умеют ими пользоваться. Представьте, что мозг — это мышца! Если мышцу не тренировать, она атрофируется. Но даже атрофированные мышцы можно восстановить при помощи упражнений, дисциплины и терпения. В книге «Гибкий ум» Бахрах приводит множество техник для развития креативности. Делайте упражнения каждый день или когда нужно решить сложную задачу. Вы почувствуете, как ваша креативная мышца растет и наливается силой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации909.09 КБ

Предварительный просмотр:

Как прокачать творческие мышцы!!!

1.Готовься, целься… воображай!

Прежде всего — разминка. Давайте разогреем мозг и оживим воображение.

Пофантазируйте на странные темы:

  • Что, если бы с возрастом мы становились красивее и умнее?
  • Что, если бы вы поменяли пол?
  • А если бы мы спали 23 часа в сутки и бодрствовали всего час?
  • Что было бы, если бы люди никогда не умирали?
  • Что, если глаза были бы на затылке?

Вообразите эти ситуации или придумайте собственную. Это поможет разбудить творческую мышцу.

2.Долой рутину

Рутина — враг творчества. Попытайтесь вырваться из неё. Составьте список того, что вы делаете по привычке, всегда одинаково. Попробуйте немного изменить эти дела.

Например, отправьтесь на работу или учебу другим путем, измените часы сна и бодрствования, начните читать другую газету, познакомьтесь с новыми людьми, вместо чая пейте сок.

3.Изменить одно слово

Теперь перейдем к решению конкретной задачи.

Несколько лет назад «Тойота» предложила своим сотрудникам подумать, как увеличить производительность. Руководство получило совсем мало идей. Через некоторое время они сформулировали вопрос по-другому: как сделать вашу работу проще? В этот раз их просто завалили предложениями. Небольшие поправки в формулировке вопроса могут привести к огромным переменам.

Иногда замена одного слова или изменение порядка слов в описании задачи может стимулировать воображение, добавив новые смыслы.

Сформулируйте свою творческую задачу. Определите ключевые слова и поменяйте их по крайней мере пять раз. Обычно проще всего заменять глагол.

Например, задача: как мне меньше работать?

Меняем одно слово: как мне меньше уставать? Как мне меньше нервничать? Как мне меньше сидеть в офисе? Как мне меньше тратить времени? Как мне делать меньше задач?

Придумывайте решения новым задачам, возникшим после замены одного слова. Примените эти идеи к первоначальной задаче.

4.Я задача

Закройте глаза и представьте себя проблемой или ее частью. Посмотрите на ситуацию с этой точки зрения. Ответьте на вопросы:

  • Как бы я почувствовал себя на месте моей задачи?
  • Что бы я сказал себе?
  • Что бы я почувствовал, если бы стал идеей, которую развиваю?
  • Что бы я посоветовал человеку, который меня (задачу) решает?

5.Забавные вопросы

Представляйте свою проблему в виде разных предметов и существ. Задавайте себе странные, нелепые, забавные вопросы и ищите на них ответы. Например:

  • Если бы проблема была живым существом, кем бы она была? Нарисуйте его. Подумайте, какое у него прошлое и какие могут быть будущие реинкарнации.
  • Вообразите, что вы съели проблему. Какой у нее вкус?
  • Есть ли в проблеме что-то красивое? Есть ли в ней что-то интересное?
  • Вы можете себе представить личную жизнь проблемы? Какие у нее взгляды на политику? К какой религии она принадлежит? Что бы ей нравилось? Когда родилась эта проблема? У нее есть братья или сестры? А друзья? Есть ли у нее страхи?
  • Представьте: вы психотерапевт проблемы. Как думаете, в чем бы она призналась?

6.Снимаем блок

Часто увидеть решение задачи мешает внутренний блок: страх, предубеждение, чужое мнение, неуверенность в себе. Попали в такую ловушку?

Представьте, что препятствие обрело физическую форму в одном из надетых на вас предметов: шапке, кольце, платке, свитере или ботинке. Снимите этот предмет, и вы почувствуете себя свободнее и спокойнее.

7.Перемена мест

Когда мы физически находимся рядом с корнем проблемы (например, на работе или дома), наше мышление автоматически ограничивается серией возможных ассоциаций.

Один из наиболее поразительных и приятных способов развивать видение мира с других перспектив — путешествовать, уехать от мест, где мы проводим большую часть нашего времени. В новом месте вы обретете новый взгляд на старые проблемы.

Если уехать прямо сейчас нельзя, закройте глаза и вообразите себя в другом месте.

Представьте, что вы на берегу океана или в горах, в маленьком городке или огромном мегаполисе. Как бы вы решили эту проблему там?

8.Творческая визуализация

Попробуйте соединить свои органы чувств с тем, что вы пытаетесь создать. Например, вы хотите улучшить упаковку вашего товара. Представьте, как должна выглядеть идеальная упаковка. Что вы чувствуете, прикасаясь к ней? Как она звучит? Чем пахнет? Какой у нее вкус?

Органы чувств помогают нам подключить эмоции. А чем сильнее мы связаны с проблемой эмоционально, тем больше шансов найти необычное решение.

9.Релаксация

После физической нагрузки мышцу надо расслабить. Закройте глаза, дышите глубоко и начните обратный отсчет от десяти до одного. Представьте, что на горизонте висит синий воздушный шар, и посмотрите на него. Поместите все свои волнения внутрь шара.

Когда вы его заполните, вообразите, что веревка развязалась и он поднимается. Смотрите, как он медленно скользит по воздуху вдаль. Вам не нужно ничего больше делать. Просто наблюдайте, как шар вместе со всеми вашими переживаниями улетает далеко-далеко.

Способы прокачки «ТВОРЧЕСКИХ МЫШЦ» (своих креативных способностей)

Как прокачать творческие мышцы. 50 оттенков креативности: инфографика

Как прокачать творческие мышцы. 50 оттенков креативности: инфографика

Как прокачать творческие мышцы. 50 оттенков креативности: инфографика

Как прокачать творческие мышцы. 50 оттенков креативности: инфографика

Как прокачать творческие мышцы. 50 оттенков креативности: инфографика

           Подход по ТРИЗу (теория решения изобретательских задач) тоже подойдет:

  • Использовать иначе, чем обычно.
  • Поискать аналогии.
  • Видоизменить признаки.
  • Взглянуть сверху.
  • Рассмотреть под микроскопом.
  • Вытащить основание и попробовать его заменить.
  • Исказить и преломить.
  • Пройти историю задом-наперёд.
  • Поменять местами главных и второстепенных персонажей.

https://rb.ru/media/upload_tmp/1_MyXgv4d.jpg

1. Латеральное мышление

Это комплекс креативных методик, предложенных Эдвардом де Боно для развития нешаблонного мышления. Позволяет придумывать все, что угодно!

Как это работает? Нужно сделать 3 шага

https://rb.ru/media/upload_tmp/2_ecp0BIy.jpg

  • Шаг 1. Фокусируемся на задаче. Нужно найти направление или идею, от которой мы будем отталкиваться. Без отправной точки невозможно двигаться дальше.
  • Шаг 2. Придумываем абсурдные идеи с помощью латеральных сдвигов.

Рассмотрим три метода:https://rb.ru/media/upload_tmp/3_Ozv3wPz.jpg

1. Метод провокации. Нарушение логики за счет введения абсурдных новых данных.

В основе метода провокации лежит идея о том, что новые концепции и верные решения возникают после того, как была допущена ошибка.

Провокация — это ошибка, которую мы намеренно создаем, чтобы она открыла для нас новый ход мысли. В момент выдвижения абсурдных идей ты сам не имеешь ни малейшего представления, куда они могут привести, но такой способ помогает выбить тебя из привычного русла и начать мыслить иначе.

https://rb.ru/media/upload_tmp/4_aOX0tOK.jpg

2. Метод от обратного. Он заключается в том, что сначала мы рассматриваем «нормальное» утверждение, состояние, способ действий, а после переходим к прямо противоположному.

https://rb.ru/media/upload_tmp/5_WlpOlC6.jpg

3. Метод преувеличения. Мы рассматриваем «нормальное» действие или состояние (количество, размер, вес), а после специально преувеличиваем значение нормы, утрируем.

https://rb.ru/media/upload_tmp/6_CMR4two.jpg

Шаг 3. Выбираем одну идею, которая может стать реальной.


https://rb.ru/media/upload_tmp/7_2Epsjfr.jpg

2. Выявление противоречий

«Теория решения изобретательских задач» — методология советского инженера Генриха Альтшуллера. Изобретательская задача – сложная задача, которую можно решить с помощью выявления противоречия и устранения его.

Как это работает?

  • Ситуация

Посетители первых небоскребов столкнулись с одним неприятным, но, казалось, совершенно неизбежным физическим эффектом. В небоскребах лифтовые вентиляционные шахты, лестничные колодцы действовали как гигантские вытяжные трубы, создавая мощные воздушные потоки. Мощная тяга не давала открыть двери и окна. Чтобы вихрей не было, двери должны быть всегда закрыты. Чтобы люди могли входить, двери должны быть открыты.

Естественной идеей представлялось сделать шлюз, но им должен был кто-то управлять, дешево решить задачу не получалось. Идеально было бы добиться того, чтобы одни двери сами закрывались, когда открываются другие.

  • Формулируем задачу.

Придумать систему открытия и закрытия дверей.

  • Выявляем противоречие.

Дверь всегда закрыта относительно здания и открыта относительно человека

  • Обращаемся к типовым приемам.

Принцип универсальности (дверь может быть одновременно и закрытая, и открытая).

  • Получаем результат.

Анализируем и улучшаем: вращающаяся дверь.

3. CRAFT

CRAFT – это методология Василия Лебедева, которая помогает переосмыслить привычные социальные формы и создать новые.

Как это работает?

  • Задача: придумать концепцию парка.

Когда мы придумываем идею, мы часто сразу фокусируемся на объекте придумывания: к примеру, перед нами стоит задача обустроить парк.

https://rb.ru/media/upload_tmp/9_flebTr1.jpg

Согласитесь, сразу тянет подумать о том, какие скамейки поставить, какой асфальт положить и какие шарики повесить. Это значит, что мы изначально будем создавать тот же парк с набором обычных предметов.

Для того, чтобы найти особенность, а еще точнее, вызвать интерес к парку, давайте смотреть на отношение человека к нему. Как он воспринимает парк? Каким он должен быть? Что это восприятие изменит? И нужно ли его вообще менять?

  • Вернитесь к абстрактному мышлению

Для ответа на этот вопрос нам необходимо вернуться на шаг назад к абстрактному мышлению и начать рассуждать о мотивах и барьерах человека, связанных с парком. Это позволит выявить так называемый конфликт, на основе которого мы сформулируем нашу идею.

В процессе поиска мотива выяснилось, что парк часто используется как место первого свидания. Ведь у парка есть все возможности для этого: своя страница в Facebook, свой сайт, свои работники и те же «скамейки-пруды-деревья».

Осталось их «заточить» под конкретную драму, чтобы стало ясно, зачем именно этот парк нужен. Так появились большая идея «служба первого свидания» и первый парк, который помогает всеми своими ресурсами организовывать свидания от Facebook до мороженщика.

  • Раскрывайте идею в каждом элементе

Следующий шаг — раскрыть большую идею в каждом отдельном элементе коммуникации: скамейки, на которых можно сидеть, только тесно прижавшись друг к другу, дорожки, где необходимо держать друг друга за руки, чтобы ним пройти, поющего серенады мороженщика и другое. https://rb.ru/media/upload_tmp/10_a8ruAmd.jpg

https://rb.ru/media/upload_tmp/11_BTNJDSO.jpg

4. Дизайн-мышление. Это практика быстрых и полезных действий для создания действительно нужных людям продуктов и сервисов. Метод создания продукта с фокусом человека, благодаря эмпатии — способности смотреть на мир глазами других людей, а на потребностях также понимать их потребности.

  •   Как работает? Алгоритм дизайн-мышления состоит из пяти этапов:

  • Эмпатия. На данном этапе ваша задача разобраться в том, что делают люди, зачем они это делают, каким видят окружающий мир, какие у них ценности, а также узнать об их физических и эмоциональных потребностях.
  • Фокусировка. Нужно четко определить стоящую перед вами задачу и сделать выводы, исходя из информации и находок, которые вы обнаружили на этапе эмпатии.
  • Генерация идей. Во время брейншторма важно количество, а не качество. Можно использовать любые способы генерации, а еще важно фиксировать каждую идею на отдельном стикере, чтобы не упустить интересную находку в процессе придумывания.
  • Прототипирование. Начинаем создавать быстрые и грубые прототипы. Разрабатываем сценарии взаимодействия и применяем ролевое моделирование. Создаем условия для получения первого пользовательского опыта.
  • Тестирование. Даем протестировать прототип фокус-группе и собираем обратную связь. Постоянно спрашивайте, что не нравится пользователю. Фокусируйтесь на том, чего вы еще не знаете.

Постарайтесь тестировать продукт там, где он будет использоваться или максимально точно имитируйте обстановку. Например, команда Steelcase+IDEO думала о том, как можно сделать обучение более удобным и мобильным, и разработали стул-парту.

Какие задачи помогут решить эти методы?

  • Латеральное мышление: как создать интерфейс, которого никогда не существовало.
  • CRAFT: как сделать так, чтобы люди переосмыслили роль сервиса в своей жизни.
  • Дизайн-мышление: как сделать так, чтобы пользователю было удобно обучаться.
  • ТРИЗ: как разрешить противоречие (дверь должна быть открыта и в то же время закрыта).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Эх, прокачу!"

Кроссворд может быть использован для сопровождения классного часа по правилам дорожного движения....

Методическая разработка урока "Строение мышц. Обзор мышц"

Учащиеся узнают строения мышцы и расширяют знания о группах мышц,их функциях. Знакомятся с механизмом их сокращений и факторах влифющих на работы мышц....

Мастер - класс "Shake your english" ("Прокачай свой английский").

Ни  для кого не секрет, что изучение иностранных языков  является одной из важнейших сфер в современном мире. Знание их, даже на базовом уровне, открывает большие возможности. Особенно важно...

Прокачать личную эффективность учителя школ смогут бесплатно с помощью чат-бота

16 сентября Обрсоюз запускает бесплатное обучение учителей школ по дистанционной образовательной программе. На протяжении пяти недель педагоги страны смогут прокачать личную эффективность под руководс...

Конспект урока по теме: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»

Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.Задачи:Образовательные:- раскрыть особенности о микро- и макроскопическо...

Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".

Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...