Конспект занятия по спортивному туризму "Юные спасатели"
план-конспект

Пшеничникова Оксана Юрьевна

Технологическая карта открытого занятия по спортивному туризму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_itog.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия педагога дополнительного образования на тему:                                                                                 «Юные спасатели»

Автор: Пшеничникова Оксана Юрьевна

Педагог дополнительного образования объединения «Азбука туризма»

ГБОУ школы №106 Приморского района Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

(возраст 9-10 лет)

Ф.И.О. педагога: Пшеничникова Оксана Юрьевна

Место работы: ГБОУ школа №106 Приморского района Санкт-Петербурга

Должность: педагог дополнительного образования

Объединение: «Азбука туризма»

Группа: мальчики, девочки, возраст 9-10  лет

Тема программы: Обучение основам техники пешеходного туризма и навыкам полевого походного быта.

Тема занятия: «Юные спасатели». Организация спасательных работ в условиях природной среды.

УМК:

Информационные источники для педагога:

  1. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. С. 54-55.
  2. Педагогика массовых туристско-краеведческих форм работы с детьми: пособие для педагогов школ и учреждений дополнительного образования / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 1999. 77 с.
  3. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК. 2006.

Информационные источники для обучающихся:

  1. Константинов Ю.С. Ориентирование, как образ жизни, или с улыбкой об ориентировании. – М.: ФЦДЮТиК, 2007. – 296 с., илл.
  2. Словарь юного туриста. М., ЦДЮТ, 2003. - 76с., илл.

Интернет ресурсы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=O1Lf56yBFMw&t=11s  - основы спортивного туризма для начинающих, элементы личного снаряжения
  2. https://www.youtube.com/watch?v=XaKcpzH34Cs - основы спортивного туризма для начинающих, технические приёмы

Цель занятия: Отработка (закрепление) командных навыков организации спасательных работ в условиях природной среды.

Задачи:

Воспитательные:

· Воспитание умения работать в команде, уважительного отношения друг к другу.

· Воспитание уверенности в своих силах, лидерских качеств.

Развивающие:

- Укрепление здоровья учащихся, их физического развития.

· Раскрытие потенциальных способностей каждого учащегося и создание условий для самореализации в максимально комфортной обстановке.

- Развитие стремления и способности преодолевать трудности.

Образовательные:

-Углубление и закрепление знаний по технике пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походе, доврачебной помощи.

  • Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Усвоение правил индивидуального и коллективного поведения в условиях природной среды.

- Умение общаться и сотрудничать с педагогом и сверстниками.

- Способность к эмпатии.

-Формирование установки на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

- Владение навыками действий в малой туристической группе.

- Умение самостоятельно выстраивать план своих действий в определенных условиях, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

- Умение выполнять различные социальные роли во время проведения туристических походов.

Предметные результаты:

- Умение технически правильно выполнять действия из базовых видов туризма.

 - Знание основ техники безопасности при занятиях туризмом.

- Овладение первичными навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

- Умение распределять должности в походе, работать с рацией, проходить технические этапы (маятниковое бревно, маятник, кочки), работать с топографической картой и легендой.

Форма проведения занятия: Занятие комбинированное: теория : беседа-объяснение нового материала, инструктаж по ТБ, практика- выполнение практических заданий, эстафеты, игра .

Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная - при объяснении нового материала, групповая - при выполнении практических заданий.

Методы  обучения:

  • “Погружение”– позволяет обеспечить учащимся символический доступ в иную среду.
  •  Информационный –сообщение готовой информации.
  • Продуктивный – предусматривает постановку проблемы.
  • Репродуктивный – предусматривает использование в работе системы заданий.
  • Исследовательский – побуждает учащихся обращаться к добыванию и обобщению информации своими силами, предполагает  активизацию     деятельности    собственного интеллекта.

Необходимое техническое снаряжение: веревка основная 10 мм – 4 шт, веревка основная 6 мм- 4 шт. жумар - 2 шт, скамейка – 2 шт., рюкзак -2 шт., карабины – 6 шт., «Пострадавший» -2 шт., набор продуктов – 2 комплекта, рации – 4 шт., аптечка – 2 шт.

Наглядно-иллюстрационный материал: карточки, легенда, топографическая карта, условные знаки, медали.

                                                                                            Схема-план занятия

Этап занятия

Задачи этапа

Содержание этапа

Время,мин.

Ожидаемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ  6-11 минут

1.Организа-ционный этап

-Проверить готовность обучающихся к занятию.

-Познакомить обучающихся с основами техники безопасности на занятиях туризмом в спортивном зале.

Проверяет готовность обучающихся к занятию, наличие спортивной формы. Знакомит обучающихся с основами техники безопасности/показ презентации.

Здравствуйте, ребята! Мы с вами занимаемся в туристическом кружке уже не первый год и много успели узнать нового и интересного о туризме. Правда? Но сегодня у нас особенное занятие! Впереди -настоящий 3-х-дневный поход! И сегодня мы должны решить-стали мы настоящей командой, верными друзьями, на которых можно положиться в трудную минуту?

Но прежде, чем мы пойдем в поход-тренировку, давайте с вами вспомним технику безопасности на занятиях в спортивном зале.

Построение в одну шеренгу. Подготовка класса к занятию.

Обучающиеся здороваются, внимательно слушают .

 Смотрят презентацию «Основы техники безопасности».

1-2

Положительный настрой обучающихся на работу.

Проявление заинтересованности, увлеченности

Закрепление знаний по технике безопасности .

2.Определение темы занятия

-Постановка цели и задач занятия.

Озвучивает тему , цель и задачи занятия.

Давайте представим, что мы- отважные туристы и  находимся с вами не в спортивном уютном зале, а отправились далеко- далеко в лес в поход.  Шумит ветер в деревьях, рядом с нами течет речка, вдалеке красивые горы, где-то есть болота. И вдруг, на одном длинном переходе случилась беда и один участник похода заблудился.

Наша задача , как вы думаете, какая? Может идти дальше? Вернуться домой? Остаться на месте и ждать потерявшегося или помощи?

Правильно! Мы должны организовать спасательные работы! Потерявшемуся участнику нужна ваша помощь и нужны ваши знания!

А почему мы не должны бездействовать?

И сегодня мы с вами научимся организовывать

спасательные работы в условиях природной среды. Научимся работать с картой и легендой, рацией, проходить технические этапы.

Вперед, «Юные спасатели»!

Внимательно слушают, воспринимают информацию, задают вопросы.

Проявляют сочувствие и желание найти потерявшегося участника

Называют варианты опасности для человека в лесу

1-2

Формирование образного мышления, способности к эмпатии, командного духа.

Формирование основ безопасного образа жизни.

-Распределение на группы и разделение должностей (социальные роли)

Распределяет учащихся на две группы.

А сейчас нам с вами необходимо распределиться на две походные группы.

Предлагает детям карточки с должностями и обязанностями

А теперь каждой команде необходимо распределить должности, ознакомиться с их обязанностями и прикрепить карточку со своей должностью на руку.

Построение команд в две колонны.

А теперь давайте построимся в две колонны по командам.

Делятся на две команды.

Распределяют обязанности в походе. Крепят выбранную карточку с должностью на руку.

Строятся в две колонны по командам.

1-2

Формирование умения работать в команде.

Закомство с обязанностями должностей (социальными ролями) в походе.

Умение аргументированно отстоять свое желание по выполнению определенной должности в походе (при необходимости).

-Подбор снаряжения и укладка рюкзака

Выдает каждой команде по рюкзаку. На расстоянии от каждой команды находится коврик, с разложенными туристскими нужными  и ненужными вещами.

А теперь, ребята, нам необходимо собраться. Сейчас каждый участник должен принести по одной вещи, которую он считает необходимой в походе.

Помните, какая у вас должность в группе!

Молодцы! Вы справились с этими важными задачами, и теперь мы начнем поиск нашего заблудившегося участника.

Бегают эстафету. Выбирают нужное туристское снаряжение. Собирают рюкзак.

3-5

Достижение нужных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ( эффект последействия)

Умение быстро принимать решения, заявленное в соответствии с выбранной должностью.

Развитие ловкости, скорости.

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ  14-23 минут

3.Практическая работа. Открытие новых знаний

-Радиограмма

Забирает одного участника (разведчика) для передачи радиограммы. «Разведчику» дается легенда о местонахождении заблудившегося участника. Рассказывает принцип работы раций. Раздает командам листочки и ручки для записи радиограммы.

Кто у нас «разведчик»? Пора пойти на разведку. Вот там лежит для вас подсказка. И вы должны передать по рации всю информацию для вашей команды. Команды должны принять всю информацию и записать ее.

Радиограммы получены! Пора искать пропавшего участника дальше.

Разведчик передает информацию по рации остальной команде. Команда записывает радиограмму.

3-5

Умение работать с рацией, передавать радиограммы.

Умение общаться и сотрудничать со сверстниками.

-Работа с картой

Выдает каждой команде по комплекту топографических карт и подсказок условных знаков. Рассказывает принцип работы с топографической картой. Показывает место старта участников.

А вот и наша карта. Теперь необходимо с помощью полученной радиограммы найти местоположение потерявшегося участника.

По полученной радиограмме команды на карте находят местоположение участника.

1-3

Умение работать с топографической картой и легендой.

-Техника пешеходного туризма

Показывает прохождение этапов: кочки, маятниковое бревно и маятник.

Пора в путь! Сейчас вам необходимо пройти сложный путь, пройти через болото, перейти речку и не упасть в овраг. Помните, что вы одна команда! Помогайте друг другу!

Проходят технические этапы: переправа по кочкам, маятниковое бревно, маятник.

5-7

Умение проходить технические этапы спортивного туризма: переправа по кочкам, маятниковое бревно, маятник.

Умение строить план своей работы , корректировать его, взаимодействовать в команде.

-Спасательные работы

Объясняет этап спасательных работ «Спасаем пострадавшего».

Вот и наш отставший участник. Оказывается, у него случилась травма и он застрял на горе. Необходимо организовать спасательную операцию. Для этого один участник по веревке поднимается наверх, прицепляет страховочную веревку пострадавшему, и вся команда спускает его вниз.

Проводят спасательную операцию «Спаси пострадавшего».

3-5

Умение работать с веревкой, карабином.

Умение работать в команде.

Умение принимать решения в сложной ситуации.

-Первая медицинская помощь

Работает с медиком команд. Объясняет основы первой медицинской помощи. Раздает аптечки.

Теперь настала работа медиков наших групп. У нашего пострадавшего травма ноги. Что мы будем делать?

Правильно, накладываем повязку.

Медики групп оказывает первую медицинскую помощь пострадавшему. Остальная команда помогает.

2-3

Начальные навыки оказания первой медицинской помощи, умение работать с аптечкой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  2-4 минуты

4.Закрепле-ние материала, рефлексия

-Закрепление знаний

Задает вопросы.

А теперь давайте вспомним у кого какие должности в походе, и все ли выполнили свои обязанности?

Что нового мы сегодня узнали? Какие были трудности? Что помогло преодолеть их?

Рассказывают о проделанной работе.

Перечисляют свои должности.

Рассказывают о своих впечатлениях.

1-2

Усвоение базовых действий по технике пешеходного туризма.

-Подведение итогов

Сообщает итоги занятия и вручает медали.

И вот наша спасательная операция закончилась. Пострадавший спасен и команда снова в полном составе. Вы работали , как настоящая команда профессионалов!

Вы все получаете медали за лучшую спасательную операцию!

Внимательно слушают. Получают медали.

1-2

Положительный эмоциональный отклик, хорошее физическое самочувствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»

Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам «Медленный вальс. Основы взаимодействия в паре»

Цель:  Сформировать  и  закрепить  в паре  навыки  исполнения единичных действий и  фигур  танца  медленный вальс.Задачи....

Методическая разработка «Конспект занятия по спортивным бальным танцам с использованием ЭОР. Венский вальс»

Тема: Венский вальс. Принципы движения в базовых фигурах. Основы взаимодействия в паре.Цель: Сформировать и закрепить навыки исполнения единичных действий в базовых фигурах танца венский вал...

Конспект занятия по спортивной акробатике "Обучение элементу переворот через локти в шпагат".

Цель  занятия: способствовать обучению элементам кувырка (группировке, перекатам, вперед и назад).Образовательные (предметные) задачи: обучить элементу переворот через локти в шпагат, совершенств...

Методическая разработка «Конспект занятия по спортивным бальным танцам с использованием ЭОР. Квикстеп»

Тема: Квикстеп. Принципы движения в базовых фигурах. Основы взаимодействия в паре....