Статья: Система работы по формированию культуры ЗОЖ у детей с ОВЗ
статья

Марунова Ксения Владимировна

Развитие культуры здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет важное значение: улучшение физического состояния, психологическая поддержка, социальная интеграция, профилактика заболеваний, развитие самостоятельности, создание позитивного образа жизни. ЗОЖ помогает детям стать более здоровыми, уверенными и самостоятельными людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Марунова Ксения Владимировна

Воспитатель Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

РФ, г. Санкт-Петербург

SYSTEM OF WORK ON THE FORMATION OF A CULTURE OF HEALTH IN CHILDREN WITH DISABILITIES

Marunova Ksenia Vladimirovna
Educator of  St. Petersburg State Budgetary Institution  "Social and Rehabilitation Center for Minors “Vospitatelny dom”
Russian Federation, Saint Petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается система работы по формированию культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных методов и подходов к обучению и реабилитации детей с ОВЗ, а также формированию у них навыков здорового образа жизни.

В статье анализируются основные принципы и подходы к формированию культуры ЗОЖ у детей с ОВЗ. Также в статье представлены примеры игр, упражнений и других методов, которые можно использовать для формирования культуры ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Статья может быть полезна педагогам, психологам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми с ОВЗ.



ABSTRACТ

The article considers the system of work on the formation of healthy lifestyle culture in children with disabilities. The relevance of the topic is determined by the need to find effective methods and approaches to the education and rehabilitation of children with disabilities, as well as the formation of healthy lifestyle skills in them.

The article analyzes the main principles and approaches to the formation of healthy lifestyle culture in children with disabilities. The article also presents examples of games, exercises and other methods that can be used to form a culture of healthy lifestyle in children with disabilities.

The article can be useful for teachers, psychologists, social workers and other specialists working with children with disabilities.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дети с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация, культура ЗОЖ, формирование навыков, игры и упражнения, индивидуальный подход.

Keywords: healthy lifestyle, children with disabilities, rehabilitation, healthy lifestyle culture, skill building, games and exercises, individual approach.

Введение.

Формирование культуры здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей современного общества. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в обучении, адаптации и социализации. Они также подвержены риску развития различных заболеваний и нарушений здоровья. Поэтому необходимо уделять особое внимание формированию у них культуры ЗОЖ.

Система работы по формированию культуры ЗОЖ у детей с ОВЗ должна быть основана на следующих принципах:

1. Индивидуальный подход. Каждый ребёнок с ОВЗ уникален, и система работы должна быть адаптирована под его индивидуальные потребности, способности и проблемы.

2. Комплексный подход. Система работы должна быть направлена на формирование всех компонентов культуры ЗОЖ: физического, психического, социального и духовного.

3. Сотрудничество с родителями и другими специалистами. Система работы будет более эффективной, если она будет проводиться совместно с родителями, учителями, психологами, социальными работниками и другими специалистами.


Основные составляющие культуры ЗОЖ
.
Система работы по формированию культуры ЗОЖ у детей с ОВЗ включает в себя следующие компоненты:

1. Формирование знаний о здоровом образе жизни. Дети с ОВЗ должны знать, что такое здоровый образ жизни, какие факторы способствуют его формированию и какие последствия могут быть при его отсутствии.

2. Формирование навыков здорового образа жизни. Дети с ОВЗ должны уметь применять знания о здоровом образе жизни на практике. Они должны уметь правильно питаться, заниматься физической культурой, соблюдать режим дня, избегать вредных привычек и т. д.

3. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Дети с ОВЗ должны понимать, почему здоровый образ жизни важен для них. Они должны стремиться к его формированию и поддерживать его на протяжении всей жизни.

Основные методы и приёмы для формирования культуры ЗОЖ.

1. Игры и упражнения. Игры и упражнения помогают детям с ОВЗ лучше усвоить знания о здоровом образе жизни и научиться применять их на практике. Игры могут быть направлены на развитие физических навыков, таких как координация движений, равновесие, гибкость и т. д. Упражнения могут быть направлены на развитие психических функций, таких как внимание, память, мышление и т. д.

2. Беседы и дискуссии. Беседы и дискуссии помогают детям с ОВЗ узнать больше о здоровом образе жизни, задать вопросы и выразить свои мысли и чувства. Беседы могут быть посвящены различным аспектам здорового образа жизни, таким как питание, физическая активность, гигиена и т. д. Дискуссии могут быть посвящены обсуждению различных ситуаций, связанных с выбором здорового образа жизни.

3. Проекты. Проекты помогают детям с ОВЗ применить знания о здоровом образе жизни на практике. Проекты могут быть посвящены различным темам, связанным с здоровым образом жизни, таким как здоровое питание, физическая активность, гигиена и т. д. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми.

4. Экскурсии и прогулки. Экскурсии и прогулки помогают детям с ОВЗ познакомиться с окружающим миром и узнать больше о здоровом образе жизни. Экскурсии могут быть посвящены различным местам, связанным с здоровым образом жизни, таким как спортивные сооружения, парки, музеи и т. д. Прогулки могут быть посвящены различным видам физической активности, таким как ходьба, бег, прыжки и т. д.

5. Чтение и обсуждение. Чтение и обсуждение помогают детям с ОВЗ узнать больше о здоровом образе жизни из книг, статей и других источников. Чтение может быть посвящено различным темам, связанным с здоровым образом жизни, таким как история, культура, наука и т. д. Обсуждение может быть посвящено обсуждению прочитанного материала.

6. Конкурсы и соревнования. Конкурсы и соревнования помогают детям с ОВЗ проявить свои знания и навыки в области здорового образа жизни. Конкурсы могут быть посвящены различным темам, связанным с здоровым образом жизни, таким как здоровое питание, физическая активность, гигиена и т. д. Соревнования могут быть посвящены различным видам физической активности, таким как бег, прыжки, плавание и т. д.

7. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Просмотр и обсуждение видеоматериалов помогают детям с ОВЗ узнать больше о здоровом образе жизни из фильмов, мультфильмов и других видеоматериалов. Просмотр может быть посвящён различным

Примеры игр.
Ниже приведены несколько примеров игр, которые проверены на опыте работы в Воспитательном доме.

1. Игра «Мой день»

Цель: формирование навыков здорового образа жизни и самоорганизации.

Правила: дети по очереди рассказывают о своём обычном дне, уделяя особое внимание здоровому образу жизни. Они могут рассказать о том, как они просыпаются, что едят на завтрак, как проводят время в школе или дома, какие физические упражнения делают и т. д.

2. Игра «Полезные и вредные продукты»

Цель: формирование знаний о здоровом питании.

Правила: детям предлагаются карточки с изображениями различных продуктов. Они должны разделить их на две группы: полезные и вредные. Затем они объясняют свой выбор.

3. Игра «Режим дня»

Цель: формирование навыков соблюдения режима дня.

Правила: дети получают карточки с различными видами деятельности (сон, учёба, отдых, физическая активность и т. д.). Они должны расположить их в правильном порядке, чтобы получился режим дня. Затем они обсуждают, почему важно соблюдать режим дня.

4. Игра «Гигиена»

Цель: формирование навыков гигиены.

Правила: детям предлагается ответить на вопросы о гигиене. Например, «Как часто нужно мыть руки?», «Что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми?» и т. д. Затем они обсуждают свои ответы.

5. Игра «Физическая активность»

Цель: формирование навыков физической активности.

Правила: детям предлагается выполнить различные физические упражнения. Например, ходьба, бег, прыжки и т. д. Затем они обсуждают, какие упражнения им нравятся больше всего и почему.

6. Игра «Здоровый образ жизни»

Цель: обобщение знаний о здоровом образе жизни.

Правила: детям предлагается составить коллаж или плакат о здоровом образе жизни. Они могут использовать различные материалы, такие как картинки, вырезки из журналов, наклейки и т. д. Затем они представляют свои работы и обсуждают их.

Эти игры помогут детям с ОВЗ сформировать навыки здорового образа жизни, такие как правильное питание, физическая активность, гигиена и самоорганизация. Они также помогут детям развить интерес к здоровому образу жизни и мотивацию к его соблюдению.

Вывод.
Развитие культуры здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет важное значение по нескольким причинам: улучшение физического состояния, психологическая поддержка, социальная интеграция, профилактика заболеваний, развитие самостоятельности, создание позитивного образа жизни. ЗОЖ помогает детям стать более здоровыми, уверенными и самостоятельными людьми. Использование различных методов, в особенности игр, позволяет сделать этот процесс более эффективным, интересным и полезным для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию словаря у детей с ограниченными возможностями здоровья

Предлагаемая мною схема  проведения словарной работы будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подбор...

Статья "Система работы по обучению детей связной монологической речи

Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета...

Календарно-тематическое планирование по логопедии по теме: "Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...

Статья "Система работы классного руководителя по формированию социального опыта обучающихся в образовательном учреждении"

Данная статья представляет работу классного руководителя на формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах деятельности, успешной с...

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями.

В статье представлен материал по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями....

Система работы учителя физической культуры по формированию здорового образа жизни

Считаю, что вовлечение в различные формы занятий физической культуры основной массы учащихся и педагогов окажет самое плодотворное влияние на их здоровье....