Специфика работы над проектами по гуманитарным дисциплинам
презентация к уроку

Каждый отдельный проект – это авторское произведение. Поэтому при разработке собственного проекта не пытайтесь воспроизвести чьи-то шаблоны. Главное – следуйте вашему замыслу и собственным интересам, не ограничивайте фантазию и не бойтесь показаться мечтателем, ведь настоящим исследователем движет интерес к миру

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специфика проектами по гуманитарным дисциплинам МАОУ Наро-Фоминская СОШ № 1 Педагог-психолог : Халимон Марина Николаевна.

Слайд 2

При создании собственного проекта крайне важно сформулировали цель проекта. Что это такое и зачем это делать? Цель – это назначение того или иного действия, финальный результат, к которому стремится любая осмысленная деятельность. В некотором смысле цель – это предугадывание результата работы, мечта или идея, которая ведёт создателя проекта.

Слайд 3

Конечно, цели могут быть разные: более и менее глобальные, практические и теоретические – это зависит от направления вашего проекта. Например, проект, в котором участники проводят регулярное наблюдение и собирают данные (измеряя температуру, концентрацию кислоты, определяя время заката, уровень цен и т.д.), может иметь целью изменение ситуации. Проект, в котором примут участие многие люди из разных стран, может повлиять на общество в целом: помочь в решении проблем экологии, здравоохранения, правильного питания, экономики и проч. Как видите, эта цель – «паровоз», который как бы тянет за собой «вагон» задач: сбор данных, их анализ и обработку и – в конце концов – практический результат . А если мы исследуем тексты? Или песни, или, скажем, собираем галерею волшебных помощников из разных сказок? Какую цель можно предположить в таком проекте?

Слайд 4

Гуманитарные исследования отличаются от естественно-научных тем, что исследователя может занимать какой-то предмет – как будто сам по себе. Во-первых, очень многие гуманитарные исследования носят прикладной характер и помогают улучшить жизнь. Это касается проектов- антологий , в которых можно собрать данные, рассеянные по разным регионам, и использовать их в обычной жизни. Так появляются новые словари регионализмов или жаргонизмов, сборники рецептов, считалок и песен, базы фотографий и картин , которые пригодятся не только на уроках культурологии и в курсе искусствоведения, но и в обычной жизни. Во-вторых, многие гуманитарные проекты ставят своей целью общение : вместо того, чтобы потерянно разглядывать полку с книжками и не знать, что выбрать для недельной поездки к бабушке в гости, вы можете зайти в «Дневник читателя» и пообщаться с участниками или просмотреть список книг, которые читают ваши сверстники. Если у вашего проекта есть такая цель, не бойтесь формулировать её как можно чётче. Цель «Дневника читателя» – не просто делиться впечатлениями от любимых книжек, а сделать удобным межчеловеческое общение на эту тему: создать книжный клуб ГлобалЛаб . (группа ВК- Глобальная школьная лаборатория)

Слайд 5

Давайте посмотрим на несколько целей гуманитарных проектов, разработанных редакцией ГлобалЛаб, и придумаем аналогичные типы исследований. Общее в частном: создание типологии . Цель проекта: описание и сравнительный анализ образа возлюбленной в произведениях малых стихотворных жанров. Это типичная формулировка цели работы, которую вы планируете посвятить, отыскивая общее в частном . Для того, чтобы составить типологию вещей, классификацию явлений, сформулировать закон и т.д., нужно собрать множество примеров данного явления. Например, образ возлюбленной в любовной лирике . Образ – это отражение участка реальности в художественном произведении. Возьмём для примера образ стула: у кого-то возникнет ассоциация с жёстким школьным стулом, на котором качался ваш сосед по парте, а кто-то вспомнит барочный стул, кто-то стул-трон из Эрмитажа.

Слайд 6

Так и с образом женщины в поэзии: каждый новый текст, новый фильм, новая картина будут предлагать индивидуальное отражение, свой собственный образ – но вам может стать любопытно: а есть ли какие-то закономерности ? Может быть, возлюбленная в эпоху древних римлян описана иначе, чем женщина в стихах Ренессанса или современная героиня в поэзии? Так рождается цель – сравнить индивидуальные образы и сделать выводы. Что прячется за этой целью? Интерес к сознанию и культуре разных времён и народов. Ведь образ возлюбленной напрямую связан с очень важными для всех нас вещами – с ролью женщины в обществе, супружескими отношениями и браком, смыслом и назначением любви. Художественный образ в данном случае – ключ к этим вопросам. Исследование текстов ведёт нас к пониманию традиций наших предков и к познанию нашей человеческой природы .

Слайд 7

Придумайте по аналогии цели проектов (Общее в частном) , которые могут реализовывать изучение следующих предметов: празднование Нового года Солнце и Луна в культуре разных народов космос в мечтах человечества символ бессмертия свадебный обряд маска в истории культуры названия красного цвета и его оттенков в разных языках

Слайд 8

Частное в общем: использование типологии Цель проекта: научиться интерпретации поэзии хокку и создать собственное стихотворение по законам жанра. Эта цель контрастирует с предыдущей: в проекте о хокку нам предлагают воспользоваться существующей классификацией литературных жанров и проанализировать особенности одного из них – представителя японской поэзии. Признаки жанров и их отличия друг от друга описаны учёными много веков назад: казалось бы, зачем исследовать то, что уже давным-давно известно? Но гуманитарное исследование интересуется прежде всего живым человеком – недаром слово «гуманитарный» восходит к латинскому слову humanitas, что означает «человеческая природа». В подобных проектах целью является индивидуальное восприятие общего: известного жанра или рода литературы, известной традиции или правила этикета, даже известного события или личности.

Слайд 9

Как вы относитесь к детективным романам? Почему? А как относятся к ним в Англии, где жила Агата Кристи, придумавшая классические для нас схемы детектива? В этой разнице мнений и кроется особенность гуманитарной культуры, которую можно сравнить с калейдоскопом. Все прочтения одного хокку Басё вертятся вокруг конкретного его текста, но каждое из них отражает портрет индивидуального читателя. А вместе они составляют удивительную мозаику мнений и впечатлений. Как вы заметили, при анализе общих (известных) явлений на примерах конкретных текстов проект часто предлагает участнику попробовать свои силы в этой области – создать собственный текст. Творчество – естественная среда гуманитарного исследования. Целью проекта может быть только оно – однако для зрелого творчества часто нужно усвоить основы, ознакомиться с законами искусства или другой области, в которой вы хотите предложить участникам попробовать свои силы.

Слайд 10

Вечерним вьюнком Я в плен захвачен... Недвижно Стою в забытьи. Бабочки полет Будит тихую поляну В солнечных лучах. Как свищет ветер осенний! Тогда лишь поймете мои стихи, Когда заночуете в поле. Мацуо Басё (1644-1694) "Осень уже пришла!"- Шепнул мне на ухо ветер, Подкравшись к подушке моей. Все волнения, всю печаль Своего смятенного сердца Гибкой иве отдай. Вот причуда знатока! На цветок без аромата Опустился мотылёк.

Слайд 11

А теперь сформулируйте по аналогии с описанным цели проектов, посвящённых следующим предметам: особенности сонета отрицательные персонажи волшебных сказок любимые герои серии романов о Гарри Поттере следы классицизма вокруг нас приметы осени: словарь путешествие вальса по планете настольные игры – стратегии

Слайд 12

Таким образом: Каждый отдельный проект – это авторское произведение. Поэтому при разработке собственного проекта не пытайтесь воспроизвести чьи-то шаблоны. Главное – следуйте вашему замыслу и собственным интересам, не ограничивайте фантазию и не бойтесь показаться мечтателем, ведь настоящим исследователем движет интерес к миру. Удачи в создании новых захватывающих проектах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МО гуманитарных дисциплин

Данная работа представляет анализ работы по русскому языку, литератцре, истории и геграфии. также представлен анализ итоговой аттестации учащихся 9 класса и анализ ЕНТ 11 класса....

Анализ работы методического объединения гуманитарных дисциплин МБОУ СОШ №10. Руководитель МО Черноморченко М.А.

Руководителем методического объединения гуманитарных дисциплин в этой школе являюсь в течение шести лет. Специфика работы с внедрением новых образовательных технологий изменилась. Представляемый анали...

План работы МО учителей гуманитарных дисциплин

Важнейшей задачей современного образования является повышение квалификации и компетентности преподавателей. На уровне школы самой распространенной формой повышения квалификации учителей является деяте...

Специфика работы концертмейстера-пианиста на уроках хореграфических дисциплин

Специфика работы концертмейстера-пианиста на уроках хореграфических дисциплин, его обязанности. Основные методы работы и принципы подхода концертмейстера к подбору музыкальных фрагментов для уроков хо...

План работы кафедры гуманитарных дисциплин на 2018-2019 учебный год

План работы кафедры гуманитарных дисциплинна 2018-2019 учебный год...