Статья "Дети с расстройствами аутистического спектра в ДОУ"
статья

Денисенко Ирина Александрована
В статье описаны условия пребывания в ДОУ детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detmi_s_rasstroystvami_autisticheskogo_spektra_v_dou.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ

Современные условия в образовании диктуют новые правила: в современно детском саду должны быть созданы условия для детей всех видов дизоногенеза (нозологии). Среди различной нозологии особое место занимают дети с РАС.

Детский сад предлагает 3 режима сопровождения ребенка с ОВЗ:

− режим пребывания «полный день» (12 часов);

− режим пребывания «неполный день» (4-6 часов);

− режим, предусматривающий посещение только отдельных занятий и других мероприятий, проводимых в ДОУ (фронтальные музыкальные занятия, индивидуальные занятия специалистов).

Организация психолого-педагогической помощи детям, посещающим дошкольное учреждение в сопровождении взрослого, ориентирована на решение трех основных задач:

− расширение социально адаптации;

− активизация познавательной деятельности и реабилитации детей с РАС;

− развитие функциональны навыков: элементарной коммуникации (приветствия, прощания, выражения просьбы и т. д.), гигиены (своевременное посещение туалета, правильное мыте рук), самообслуживания во время одевания, приема пищи и т. д.

Зачастую родители искаженно воспринимают проблемы своего ребенка, подменяя уровень реального его развития вымышленными, заменяют поведенческие проявлении особенностями характера. Излишне опекая ребенка. Неосознанно лишают малыша возможности действовать и развиваться самостоятельно.

Посещение детского сада требует от семьи приспособления к новой социальной среде, выстраивания контактов со взрослыми и сверстниками, а значит развития гибкости поведения и адаптивным механизмов. Вместе со своими детьми у родителей есть возможность проводить адаптационный период. Подготовить воспитанников с РАС к переходу на инклюзивное образование в общеразвивающих группах, среди нормативно развивающихся сверстников.

Полученный практический опыт обучения детей с РАС подтвердил, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели

обучения, позволяющие максимально реализовывать право детей на получение адекватного их возможностям и способностям дошкольного образования.

Выделены этапы психолого-педагогической работы:

Первый этап – индивидуальное обучение, в ходе которого корректируются индивидуальные особенности ребенка, затрудняющие обучение в общеобразовательной среде.

Эффективная подготовка ребенка на этапе индивидуального обучения позволяет специалистам психолого-педагогического консилиума ДОО принять решение о переводе ребенка на инклюзивную форму обучения.

Большая ответственность за результат инклюзивного включения ребенка ложится на педагогов группы.

Во-первых, воспитателям совместно с учителем-дефектологом приходится адаптировать задания к индивидуальным особенностям ребенка и оказывать своевременную помощь.

Во-вторых, воспитатели прививают детям взгляд на различия как нормальное явление в социальной среде.

В-третьих, воспитателям приходится искать баланс между повышенным вниманием к ребенку с особенностями и отношением к нему как к равному среди равных.

Профилактическое информирование родителей необходимо потому, что родители могут испытывать тревогу и разъяснение преимуществ, которые получает ребенком с ОВЗ в общении с дети, способно помочь им с этой тревогой справиться.

Надо понимать, что нормотипичные дети с вопросами: «А почему он так себя ведет?» придут к родителям. А от ответа родителей зависит, будут ли дети относится к особенному ребенку с принятием или насмешкой.

Усилия педагогов в период адаптации поэтапно направляются на адаптацию с помощью визуального расписания. Ребенка готовят к тому, что сейчас он пойдет на занятие к другому педагогу, выполнить задание и вернется в свою группу.

Время пребывания на занятии начинается с пяти минут. За время выполняются легкие задания, и ребенок покидает занятие при первых признаках нежелательного поведения или по истечении времени.

На втором этапе адаптации к выполнению задания педагога ребенка учат

ориентироваться на голос педагога и выполнит задания общеобразовательной группы, в то время, когда учитель-дефектолог работает помощником и оказывает минимальные подсказки ребенку в выполнении заданий. Воспитатель в случаях затруднения должен повторно задать вопрос или дать задание ребенку и обязательно похвалить его.

На третьем этапе ребенок учится отвечать. С одними детьми приходится выходить за руку учителю-дефектологу и лишь постепенно уменьшать поддержку.

Другие дети сами справляться с такими нагрузками самостоятельно, и не требуют дополнительной помощи.

Первоначальная работа с родителями детей с РАС заключается со сбора информации (анкетировании). У каждого ребенка индивидуальные особенности, западения в разных сферах. Чтобы узнать о слабых и сильных сторонах детей подключаются родители. Учителю-дефектологу легче работать через сильные стороны ребенка над слабыми.

Очень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это сложно для родителей, но важно помнить- добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип, и ребёнку с РАС будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться!

Список литературы

https://cloud.mail.ru/public/uodD/7BkFtgQCE

1. Блейлер Е. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1981 – С. 112–125.

2. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. – Донецк, 1999.

3. Богдашина О. Что такое аутизм? – Горловка, 1995.

4. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг,

Т. Питере. – СПб., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расстройства аутистического спектра

В презентации популярно изложена сущность раннего детского аутизма, причины его возникновения, особенности проявления и основные пути коррекции....

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Материал, который поможет вам в написании  психолого- педагогической  характеристики ребёнка с расстройствами аутистического спектра....

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы

Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости  проекта3.4.J                     Ожидаемые   результаты   и  э...

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...