Игра-викторина «Мои права и обязанности» Для обучающихся 9 класса
классный час (9 класс)

Буркова Оксана Николаевна

Игра-викторина  

«Мои права и обязанности»

Для обучающихся 9 класса

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-_viktorina_moi_prava_i_obyazannosti.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа»

Гагаринского района Смоленской области

Игра-викторина  

«Мои права и обязанности»

Для обучающихся 9 класса

Классный руководитель:

Буркова Оксана Николаевна

                                                         Родоманово 2024 год

Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.

Задачи:

1.закрепление знаний Конвенции о правах ребенка

2.развитие умения отстаивать свои права;

3.воспитание чувства ответственности;

4.умение применять знание прав и обязанностей на практике. 

Ход занятия

Заранее класс делится на 3 или 4 команды.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Ребята! Готовы вы к уроку?

На Вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

И всё получится у нас!

А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.

   

Педагог: Ребята! Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

(Сегодня мы будем говорить о правах.)

- Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах. Наше занятие я предлагаю провести в виде игры-викторины.

Вы уже разделились по командам. Каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. Во время игры я внимательно буду следить как вы будет работать команда, на  за дисциплину и сплоченность  команда может получить дополнительные 2  балла

 И так, начнем. Давайте разберемся в значении слов «право»и «обязанность». Как вы думаете, что эти слова означают? (ответы детей)

ПРАВО – ЭТО то, что ты можешь делать. Это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона.

Педагог: Правильно, ребята. Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом, были защищены от произвола и насилия, чтобы никто не имел право разлучить вас с родителями

ОБЯЗАННОСТЬ -  это действия, которые мы должны обязательно выполнять.

Педагог: Как вы думаете всегда ли дети имели права?

Нет, не всегда. Часто с детьми обращались несправедливо, порой жестоко, раньше детей могли спокойно забрать у родителей, продать, жестоко наказывать. Их заставляли работать на тяжелых работах, зачастую дети не имели возможности учиться, часто болели. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Так появился документ «Конвенция о правах ребенка»,который защищает права детей,  принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. В нашей стране Конвенция вступила в силу с 1990 года

Давайте вспомним основные права, которые есть у каждого ребенка

Это право на жизнь

Право на имя, фамилию,

Право иметь родителей

Право на образование

Право на мед. обслуживание

Право на личную неприкосновенность

Право на всестороннее развитие.

Право свободно выражать свои взгляды

Право на собственное мнение

Право на защиту от всех форм насилия

Право на отдых и досуг, участие в играх, развлекательных мероприятиях

Как вы знаете свои права, мы сейчас и проверим.

1 конкурс  

«Литературно-правовой»

Педагог: В сказках отражена народная мудрость. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Сейчас, попробуем вместе с вами, узнать какие герои сказок нарушают права других героев, обижают их.

1.Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)

2.Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)

3.Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)

4.При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)

5.Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)

6.Героиня сказки «Снежная Королева» маленькая разбойница допустила правонарушение  по отношению к Герде. Какое? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

7.Какое право нарушил купец в сказке «Аленький цветочек»? (Право человека владеть своим имуществом)    

8.Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (Правом на свободный труд)

9. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? / Колобок/

10. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? /Баба-Яга)

11. Как называется русская народная сказка, где птицы украли мальчика? /Гуси лебеди/

12.Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его /Царевна лягушка/

14. В какой сказке во всех отношениях серый осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? Красная шапочка/

15. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности  совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. /Волк и семеро козлят

16. В какой сказке нарушено право трех малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? «Три поросёнка».)

2 конкурс «Ответь сказочному герою»

 Педагог: Внимательно посмотрите на экран и пользуясь Конвенцией о правах ребенка, ответьте сказочному герою , чтобы он не нарушал права  другого героя.

1.Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

   Колобок: Согласно конвенции о правах ребенка, волк ты не имеешь право …( посягать на мою жизнь).

2.Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

Буратино: … (Не имеешь права лишать меня имущества).

3.Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

Козлята: … (Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).

4.Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу).

3 конкурс «Музыкальный»

Педагог: Сейчас прозвучат отрывки из хорошо известных вам детских песен и песен героев мультфильмов.. Определите, о каких правах в них идет речь

1. «Песня бременских музыкантов» – (право на свободу передвижения,право на свободу мирных собраний.

2.«Песенка мамонтенка» (право жить и воспитываться родителями)

3. «В каждом маленьком ребенке» (право на всестороннее развитие)

4.  «Учат в школ» (право на образование)

Молодцы, ребята! Я вижу вы хорошо знаете свои права. Но кроме прав, у нас еще есть обязанности.

4 конкурс «Физкультурный»

Сейчас мы проверим, различаете ли вы права и обязанности. Если я называю право – вы хлопаете, если обязанность – топаете

1. Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы. (Право - дети хлопают)

2. Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь врача. (Право - дети хлопают)

3. Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии. (Обязанность – топают ногами)

4. Дети учатся в школе. (Право и обязанность - хлопают в ладоши и топают)

5. Ежемесячно граждане отчисляют из своей зарплаты налоги. (Обязанность – топают ногами)

6. Родители воспитывают своих детей. (Обязанность – топают ногами)

7. Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу. (Право - дети хлопают)

8. Каждый школьник соблюдает правила поведения в школе. (Обязанность – топают ногами)

  1. конкурс «Право или обязанность»

Педагог: Перед вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.

Иметь фамилию, имя, отчество

Делать уроки

Иметь друзей

Беречь школьное имущество

Ходить на кружок

Заботиться о животных

Жить с родителями

Мыть посуду

Высказывать свои мысли

Посещать школу

Отдыхать на перемене

Помогать родителям

Получать бесплатное образование

Делать зарядку

Лечиться в больнице

Соблюдать Устав школы

6 конкурс «О чем говорят рисунки»

Педагог: Сейчас я дам каждой команде листочек с рисунками (свидетельство о рождении, сердечко, книга, домик, конверт, красный крест, тетрадь, расческа, хозяйственная сумка)

Скажите, о каких правах или обязанностях говорят эти предметы.

Свидетельство о рождении – право на имя, фамилию, право на жизнь.

Сердечко – право на любовь и уважение.

Книга- право на образование.

Домик -право на дом, семью.

Конверт - право на тайну переписки.

Красный крест – право на медицинское обслуживание.

Тетрадь - обязанность хорошо учиться.

Расческа- обязанность быть опрятным.

Педагог: Вот и подошли к концу наши  конкурсы. (Подведение итогов, вручение грамот)

Ребята, мы сегодня  с вами поговорили о правах и обязанностях. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности.  Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав.Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс

Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан»....

Презентация к уроку "Права и обязанности" в 11 классе

Презентация к уроку "Права и обязанности" в 11 классе...

Классный час в рамках ФГОС "Права и обязанности ребенка" 6 класс

Тема : Права и обязанности  ребенка. Цель: 1.Формирование  представление  о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребёнка».2.Обобщить знания детей об основных правах ребё...

Классный час "Мои права и обязанности" (в 6 классе)

Классный час "Мои права и обязанности" (в 6 классе)...

Презентация на тему "Права и обязанности граждан" 7 класс

Материал предназначен для учителей и учащихся...

Игра - викторина Знатоки дорожных правил

Обобщение и систематизация знаний учащихся по правилам дорожного движения и способам оказания первой медицинской помощи....