Классные часы в рамках недели психологии для 1- 4 классов
классный час

Полякова Анастасия Александровна

Классные часы в рамках недели психологии для 1- 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_1-4_klass.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающиеся по программе начального общего образования (1-4 классы)

Занятие 1 (игровое) «Приумножь добро» для обучающихся 1-4 классов

(авторы-составители Громова А.В., Вершинкина Е.В.,

Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации)

Цель: развитие коммуникативных навыков, укрепление позитивного отношения   к    окружающим,    несмотря    на    различия,    развитие    рефлексии и способности к осознанию своих чувств.

Форма проведения: игровое занятие.

Процедура проведения: 

Вступительная часть

Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о предстоящем занятии. Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить такую важную тему, как добро и доброе отношение к друг другу. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое добро и сделаем это в виде небольших игр, а также узнаем,

как делиться добром с другими людьми».

Далее ведущий предлагает перед началом поздороваться друг с другом в тематике занятия.

Разминка

Упражнение 1 «Ласковый привет» Время: 5 минут.

Цель        упражнения:        создание        дружелюбной        доверительной        атмосферы, повышение настроя на совместную работу.

Ведущий предлагает участникам группы особенным образом поздороваться друг с другом.

Ведущий: «Предлагаю Вам сейчас по кругу называть имя своего соседа и сказать ему что-то ласковое. Давайте я начну с себя и покажу, как это может звучать. Лиза, ты очень добрая и милая девочка, у тебя красивые глаза. Лиза, теперь ты можешь поблагодарить меня и продолжить, обращаясь к Паше, и сказать ему что-то доброе».

После того, как круг завершится и все поздороваются, ведущий предлагает перейти к следующему упражнению.

Основная часть

Упражнение 2 «Что такое доброта?» Время: 30 минут.

Цель упражнения: развитие   рефлексии,   позитивного   отношения   к   себе и окружающим.

Ведущий предлагает участникам занятия на листе бумаги изобразить ассоциацию к слову «Доброта».

Ведущий: «Мы с вами сейчас замечательно поздоровались и уже немного прикоснулись к доброте, но давайте попробуем сейчас подумать и нарисовать на бумаге, что для меня значит «доброта». Если бы она была сказочным героем, то, где бы она жила? Как бы она выглядела? Что бы она делала? С кем бы общалась? Неважно, как вы это нарисуете, главное, нарисовать, как вы видите сказочного героя по имени «Доброта».

Далее   ведущий    предлагает    презентовать    участникам    свои    рисунки и рассказать о сказочном герое «Доброта». После идет общее обсуждение того, что такое доброта для каждого участника, как доброта проявляется в жизни, как выглядят добрые поступки, получалось ли у участников группы проявлять доброту и чувствовать ее от других. Обсуждается, зачем нужна доброта и как можно ее проявлять, в каких ситуациях, что доброго каждый участник сделал сегодня.

Упражнение 3 «Лепесток плыви» Время: 15 минут.

Цель упражнения: укрепление бережного и доброжелательного отношения к окружающим.

Ведущий предлагает участникам встать напротив друг друга таким образом, чтобы между ними свободно мог пройти человек, формируя, таким образом, берега реки.

Ведущий: «Представьте, как сейчас по реке поплывет лепесток, он может плыть быстро   или   медленно,   крутиться   или   разворачиваться   в   обратную   сторону, а потом вновь плыть по течению. Те, чьи ручки образуют берега реки, должны очень бережно и аккуратно погладить листочек, когда он проплывает мимо вас».

Проплыв по реке, листочек становится краем берега и также встречает поглаживанием новый листочек. Данное упражнение можно проводить с закрытыми глазами или в сопровождении словесных пожеланий участнику, который выполняет роль листочка. Далее ведущий спрашивает о впечатлениях участников.

Ведущий: «Как вам было в роли листочков? Какие чувства вы испытывали?

Какие чувства вы испытывали, когда были берегами реки?».

Упражнение 4 «Волшебный клубок» Время: 20 минут.

Цель упражнения: развитие способности обучающихся к рефлексии своих эмоций.

Необходимые материалы: клубок толстых ниток.

Ведущий предлагает участникам занятия встать в круг и далее сообщает, что сейчас нужно будет, держась за нить клубка и передавая клубок дальше, рассказать о том, как каждый участник себя чувствует, что хотел бы пожелать для себя и что мог бы пожелать другому и далее передает клубок.

Ведущий: «Ребята, предлагаю сейчас каждому из вас взяться за нить клубка, но перед тем, как передать клубок дальше, вам нужно сказать, как вы себя чувствуете и что бы вы хотели пожелать себе сегодня и соседу справа. Давайте начнем с меня.

Я чувствую радость от нашей встречи и желаю себе чувствовать такое настроение весь день, а тебе, Даша, я желаю весело и увлекательно провести эти выходные».

Если участнику трудно сформулировать ответ, он отправляет клубок ведущему, ведущий помогает участнику и передает ему клубок обратно, при этом держась за нить. Таким образом можно будет увидеть у кого из участников есть сложности в формулировании пожеланий или понимания своих чувств, ощущений. Когда все участники передадут клубок, он возвращается ведущему и далее предлагается натянуть нити. Так образуется большой круг, где все участники связаны нитями добрых пожеланий. Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и почувствовать себя одним целым, где каждый участник важен и значим и окутан нитями добра и заботы.

Ведущий: «Смотрите, какой красивый и большой круг заботы и доброты у нас получился! Давайте сейчас все вместе   закроем   глаза   и   почувствуем, как   эта   забота   друг   о   друге,    наше    доброе   отношение   окутывают    нас. Мы с вами единое целое, где тепло, безопасно и хорошо! Давайте сохраним эту чувство в себе и будем к нему возвращаться каждый раз, когда нам будет не хватать доброты».

Далее ведущий предлагает участникам группы аккуратно по кругу передать нити, которые они держали в руках, соседу. В итоге, все нити должны оказаться у ведущего,   который   говорит:   «Спасибо,   что   бережно   отнеслись к нашим символичным связям заботы и доброты. Эти нити дали нам возможность увидеть добро и заботу по отношению к друг другу и стали наглядным символом доброго отношения».

Заключение

Упражнение 5 «Заряд» Время: 15 минут.

Цель упражнения: рефлексия прошедшего занятия, прощание.

Ведущий: «Ребята, скажите, что нового вы открыли сегодня для себя в доброте? Как вы чувствуете доброту? Как можете поделиться ею с другими? Скажите, а вы благодарите других или себя за добрые дела?».

После того   как   прошло   обсуждение,   ведущий   предлагает   попрощаться в формате темы занятия.

Ведущий: «Возьмитесь за руки, чтобы у вас получился замкнутый круг. Сейчас нужно будет по очереди сжимать руку соседа и, таким образом, передавая заряд внимания по кругу. Сначала вы делаете это медленно, а потом все быстрее и быстрее, и в конце мы все поднимем руки вверх и будем аплодировать».

Занятие 2 (игровое) «Саморегуляторы» для обучающихся 1-4 классов

(авторы-составители Громова А.В., Вершинкина Е.В.,

Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации)

Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья участников на основе овладения ими способов саморегуляции и активизации личностных ресурсов.

Форма проведения: игровое занятие.

Процедура проведения: 

Вступительная часть

Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о предстоящем занятии.

Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами научимся, как можно заботиться о своих эмоциях, а также как поддерживать себя, если тебе становится

плохо».

Далее ведущий предлагает перед началом поздороваться друг с другом в тематике занятия.

Разминка

Упражнение 1 «Поздоровайся, как в джунглях» Время: 7 минут.

Цель упражнения: создание дружелюбной доверительной атмосферы, повышение настроя на совместную работу.

Ведущий: «Ребята, давайте встанем в круг. А теперь нам надо поздороваться друг с другом, но не привычным способом, а без слов, с помощью жестов и звуков, как животные в диких джунглях. Вы будете называть свое имя и изображать животное, которым выбрали сейчас быть».

После   того,   как   все   участники   поздороваются,    ведущий    благодарит их за необычное приветствие и переходит к следующему упражнению.

Основная часть

Упражнение 2 «Росток» Время: 20 минут.

Цель упражнения: обучение навыкам саморегуляции, поиск внутренних ресурсов совладания со стрессом.

Необходимый инструментарий: просторное помещение.

Ведущий: «Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как у вас сегодня начался день? Что вы ожидаете от него? А были ли у вас такие дни, которые начинались иначе, может быть, не так хорошо, как этот? Чего в таких днях вам могло не хватать?

Сейчас   мы   с   вами   отправимся   в   путешествие   по   стране   фантазий, где вы сможете открыть для себя новые возможности обретения приятных ощущений, которые помогут любой непогожий день осветить лучами радости и хорошего настроения!

Чтобы начать наше путешествие, вам необходимо сесть на пол по кругу, взять друг друга за руки и закрыть глаза. А теперь представьте себя в виде какого-нибудь растения. Это может быть цветок, дерево, куст, травинка. Сначала вам необходимо

представить росток выбранного   растения.   Далее   вы   можете   почувствовать, как ростки пробиваются сквозь землю и тянутся навстречу теплым солнечным лучам, постепенно растут, как распускаются листья, раскрываются бутоны у цветов, распускаются почки деревьях, зеленеют травинки».

Ведущий предлагает в процессе представления ростков и их роста глубоко и медленно дышать, чувствуя, как воздух проникает во все уголки тела. В процессе выполнения упражнения ведущий предлагает участникам занятия лечь на пол и развести руки в стороны.

Ведущий: «Наконец, ваше растение выросло, цветок распустился, дерево окрепло и дало плоды, травинка наполнилась жизненной силой. Внимательно рассмотрите его, почувствуйте его аромат, потрогайте, ощутите текстуру, прочувствуйте всю красоту своего растения».

Затем ведущий предлагает представить, какое восхищение чувствуют люди, когда видят это растение. Ведущий может озвучивать подобные реплики: «какое красивое растение, как оно мне нравится!»; «какой приятный аромат у этого цветка!»;

«какая яркая зеленая трава!»; «какие у этого дерева интересные листочки!»;

«как приятно сидеть под раскидистой кроной этого дерева» и т.д.

Ведущий предлагает участникам почувствовать, какое их растение красивое, удивительное, по-своему уникальное, запомнить это переживание и обращаться к этим образам в те моменты, когда становится грустно. Далее ведущий предлагает завершить упражнение: потянуться и открыть глаза.

В конце ведущий   предлагает участникам поделиться образами, которые им представились, эмоциями, впечатлениями, а также тем, какая ресурсная картинка рисуется в их воображении в момент, когда им становится грустно.

Упражнение 3 «Оловянный солдатик и тряпочка на ветру» Время: 10 минут.

Цель упражнения: обучение навыкам саморегуляции.

Ведущий: «Ребята, сейчас вам нужно встать в круг так, чтобы между вами было свободное пространство, например, на расстоянии вытянутой руки. А теперь представьте, что вы как стойкий оловянный солдатик. Он стоит прямо, как натянутая струна. Попробуйте встать так прямо, будто к вашей спине прикрепили палку, и вы не можете согнуться. Попробуйте вытянуться всем телом вверх, при этом не отрывая ног от пола. Напрягитесь и побудьте в этом положении некоторое время».

В процессе упражнения ведущий показывает на своем примере, как выглядит поза оловянного солдатика и совместно с участниками занятия выполняет озвучиваемые действия.   Также   ведущий   может   оценивать,   как   стоят   дети и поправлять их. После ведущий предлагает сменить позу.

Ведущий: «А теперь представьте, что   вы   тряпочка, которая развевается на ветру, почувствуйте, как ваши руки, голова, спина расслабляются, и опуститесь верхней частью тела вниз. Согнитесь и почувствуйте расслабление в руках, шее и спине».

Ведущий демонстрирует позу и совместно с группой повторяет озвученное действие.

Ведущий: «Представьте, что на вас дует ветер, от которого вы медленно, плавно и расслабленно покачиваетесь. А теперь согните колени и продолжайте покачиваться».

Участники занятия несколько секунд повторяют действия за ведущим.

Далее ведущий предлагает им сменить позу на позу солдата, сгруппировавшись и вытянувшись, и так простоять 10 секунд, и изменить положение, повиснув в виде тряпочки на ветру, ощущая расслабление и легкость, и так побыть также 10 секунд. И так предлагается еще два раза (смена позы от оловянного солдатика до тряпочки и наоборот).

В конце ведущий предлагает: «А теперь встряхните руками, будто смахиваете с себя воду, и отряхнитесь всем телом, как собака отряхивается от воды».

В завершение ведущий спрашивает: «Как вы чувствуете себя после этого задания? Вы можете повторять его   после   выполнения   тяжелой   умственной или физической работы, где необходимо большое сосредоточение и концентрация, нахождение в одной позе».

Упражнение 4 «Добрый дракон» Время: 10 минут.

Цель упражнения: выстраивание контакта, невербальная коммуникация, сплоченность.

Ведущий: «Ребята, сейчас мы побудем одним большим добрым драконом! Для этого вам нужно взяться за руки и встать в круг. А теперь давайте подышим, как дракон – глубоко вдыхая и шумно выдыхая воздух. Вы знаете, какое у него глубокое дыхание? Давайте изобразим нашим большим кругом, как дракон дышит: когда он делает вдох, мы делаем шаг вперед, а на выдохе – шаг назад».

Ведущий выполняет упражнение вместе с группой, показывая движения и дыхание. Движение в круге повторяется несколько раз, при этом ведущий комментирует, что дыхание дракона спокойное и размеренное.

Ведущий: «А теперь давайте послушаем, как бьется большое сердце дракона. Давайте сделаем громкий шаг вперед, а затем громкий шаг назад, и еще раз… и еще… Слышите, как бьется его могучее сердце?».

Рефлексия

Ведущий предлагает участникам в ситуациях, когда им становится тревожно, вспомнить большого, доброго дракона и подышать вместе с ним.

Упражнение 5 «Доброе прикосновение» Время: 5 минут.

Цель упражнения: выстраивание контакта, невербальная коммуникация.

Ведущий: «Сейчас вы будете хаотично двигаться по кругу, а я буду считать до трех, и когда я скажу «Три», вам нужно положить руки на плечи        ближайшего одноклассника, посмотреть ему в глаза, молча улыбнуться и после далее двигаться, ожидая моей следующей команды».

По завершении ведущий предлагает участникам группы поделиться своими ощущениями.

Заключение

Упражнение 6 «Волшебный карандаш» Время: 5 минут.

Цель упражнения: прощание, рефлексия прошедшего занятия.

Необходимый инструментарий: карандаш.

Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный карандаш. Его волшебство состоит в том, что, когда его держат в руках, нужно непременно рассказать о своих эмоциях и о том, что больше всего запомнилось за время занятия и обязательно в конце про себя загадать желание и никому о нем не рассказывать».

Таким образом участники дают обратную связь по занятию и загадывают желание.

Занятие 3 (игровое) «Дружи как супергерой» для обучающихся 1-4 классов

(авторы-составители Громова А.В., Вершинкина Е.В.,

Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации)

Цель: обучение навыкам выстраивания устойчивых дружеских взаимоотношений, совладания с конфликтными ситуациями, стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций.

Форма проведения: игровое занятие.

Процедура проведения: Вступительная часть

Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о предстоящем занятии. Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча будет посвящена обсуждению того, что такое дружба, за что мы ценим наших друзей, какие бывают непростые ситуации между друзьями, поговорим о том, как можно разрешить конфликтную ситуацию, возникшую с другом, как избежать ссоры или, если она уже произошла, как можно помириться и договориться, как укрепить нашу дружбу».

Разминка

Упражнение 1 «Привет, супергерои» Время: 5 минут.

Цель упражнения: приветствие, создание настроя на совместную работу.

Ведущий предлагает участникам занятия представить себя каким-то любимым супергероем и поздороваться с группой.

Ведущий: «Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся сегодня необычным способом. Представьте себя каким-нибудь супергероем и поздоровайтесь по-супергеройски! А еще скажите, какое настроение сегодня у супергероя?».

Основная часть

Упражнение 2 «Что такое дружба для каждого из нас?» Время: 15 минут.

Цель упражнения: определение основной темы занятия, создание атмосферы сплоченности в группе.

Ведущий спрашивает у участников тренинга, ссорились ли они когда- нибудь, как это происходило и что участники чувствовали в тот момент. Также ведущий спрашивает, удалось ли участникам помириться, сохранить дружеские отношения, и если да, то каким образом, а если нет, то что им мешало. После проходит совместное обсуждение способов решения конфликтных ситуаций.

Ведущий: «Сегодня мы будем обсуждать с вами тему дружбы и возможных ссор. Дружить с кем-то, значит, испытывать друг к другу взаимную привязанность, основанную на уважении, близости интересов, взглядов на мир, бескорыстности и взаимоподдержке; к другу можно обратиться с помощью или советом. Однако несмотря на то, что друзья часто имеют схожую точку зрения, иногда случается так, что мнение твоего друга не совпадает с твоим. Поднимите сейчас руки те, кто хотя бы раз в своей жизни ссорился с другом или был с ним в чем-то не согласен? Вообще ссоры или отстаивание своей позиции – это неотъемлемая часть жизни, и дружбы в том числе, и зачастую ссора или конфликт помогают решить сложную ситуацию, требующую ответа. Расскажите, какие у вас были ситуации в дружбе, где вам необходимо было отстоять свое мнение или где вы ссорились? Это может быть даже какая-то незначительная ссора. А как у вас получалось это решить? Как удавалось помириться? Что мешало прийти к примирению? Давайте обсудим все вместе, как можно разрешать различные конфликтные ситуации и находить общий язык, дружить». Далее проходит обсуждение. Ведущему необходимо следить за временем.

Упражнение 3 «Супергерои и злодеи» Время: 30 минут.

Цель упражнения: изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, выявление конструктивных и неконструктивных стратегий решения конфликтов, обучение навыкам решения конфликтных ситуаций.

Ведущий разделяет участников на подгруппы.

Ведущий: «Ребята, а давайте сейчас рассчитаемся   следующим   образом, мы будем называться фруктами: апельсин, мандарин, арбуз, ананас, яблоко. Первый человек говорит ананас, второй – мандарин и так далее». Так все участники называются по очереди   фруктами   и   далее   ведущий   предлагает   разделиться по названию фруктов на мини-группы.

Ведущий: «А теперь все, у кого выпал апельсин, собирайтесь в группу и вставайте в правый угол, все кто мандаринки, вставайте сюда…», так происходит распределение по мини-группам.

Ведущий: «Теперь ваша задача разыграть сценку, какую именно сценку я скажу каждой группе отдельно. Вам нужно будет подготовить сценку и показать ее в вашей группе, где вы покажите, как в предложенной ситуации поступил бы злодей и как – супергерой. Сейчас вам нужно распределить роли, кто каким персонажем будет, обсудите, как вы будете разыгрывать сценку, и как будете готовы, покажите ее».

Далее   ведущий    дает   каждой    мини-группе   задание   разыграть   сценку из предложенных ситуаций:

-        у тебя отобрали игрушку, что можно сделать в такой ситуации;

-        другие дети не позвали тебя с собой в игру;

-        тебя толкнул сверстник, что можно сделать;

-        одноклассник обидно тебя обзывает;

-        одноклассник отказывается сидеть с тобой за одной партой;

-        и т.д.

После того, как все проиграли свои сценки, ведущий в общем кругу собирает обратную связь, предлагая участникам обсудить, что они чувствовали, находясь в роли   хорошего   и   плохого   персонажа,   что   говорили   в   этих   ситуациях, как удавалось разрешить конфликт.

Ведущий: «Апельсинчики, расскажите какая у вас была ситуация? Как вам было в роли злодея и супергероя? Вам удалось разрешить проблему? Что помогало и было ли что-то, что мешало? Какие чувства вы испытывали?».

Также можно модифицировать данное упражнение и предложить проигрывать мини-сценки в общем кругу, где другие участники должны понять, какой герой перед ними и про что эта сценка. После, возможно организовать общее обсуждение различных способов решения конфликтной ситуации. Также можно рассматривать поведение каждого героя и размышлять, как его поведение влияет на разрешение проблемной ситуации.

Упражнение 4 «Помирись без слов» Время: 30 минут.

Цель упражнения: обучение навыкам решения конфликтных ситуаций. Ведущий предлагает участникам объединиться в мини-группы.

Ведущий: «Давайте сейчас рассчитаемся на 5: 1, 2, 3, 4, 5 и снова 1, 2, 3, 4, 5.

Теперь все, кому досталась единичка, объединитесь в команду, также объединитесь в команды у кого выпала 2, 3, 4 и 5».

Далее ведущий дает участникам задание проиграть различные ситуации, а остальные участники должны понять, про что это речь и как разрешилась ситуация.

Ведущий: «Сейчас я каждой группе представлю ситуацию, которую нужно будет разыграть так, чтобы другие участники смогли понять про что речь. Разыгрывать сценку необходимо без слов. В данной сценке вы должны показать предложенную ситуацию и вариант разрешения этой проблемной ситуации».

Примеры ситуаций:

-        друг выпрашивает у тебя какую-то вещь, которую ты не хочешь отдавать;

-        ты хочешь поиграть с другими детьми, но они отказываются принять тебя в свою компанию;

-        одноклассник говорит тебе что-то, что тебя обижает;

-        сосед по парте отвлекает тебя на уроке и не дает слушать учителя;

-        и т.д.

После завершения упражнения участники рассказывают о своих ощущениях и обсуждается, как им удалось прийти к перемирию без слов.

Ведущий: «Скажите, как вам было без слов разыгрывать сценки и решать проблемную ситуацию? Какие чувства вы испытывали? Как вам удалось разрешить конфликт?».

Заключение

Упражнение 5 «Желание-прощание» Время: 10 минут.

Цель упражнения: невербальная коммуникация, прощание.

Ведущий: «Наше занятие подходит к концу, мы сегодня говорили про дружбу, конфликт, ссоры и способы их решения. Скажите, что самое важное вы готовы забрать с собой с нашего занятия? …. Отлично! Давайте тогда попрощаемся сегодня определенным образом.   Я   покажу   как.   Нужно   спросить   у   соседа   справа, как он хотел бы, чтобы с ним попрощались. Рита, скажи, как бы ты хотела, чтобы с тобой попрощались? Отлично! Рита, пока, желаю тебе отлично провести день! Рита, теперь спроси у Саши, как бы он хотел, чтобы с ним попрощались».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в рамках недели психологии.Игра «Битва полов».

Внеклассное  мероприятие в рамках недели психологии Сценарий вечераИгра «Битва полов»Цель: создание условий для развития  творческих способностей, воображения, фантазии в процессе игры...

Материалы для реализации игры "Мир фантазии" в рамках недели психологии.

Развивающая игра   « Мир фантазии» Внеклассное  мероприятие в рамках недели психологии  Возрастная группа:  команды   6-7  классов (по 6 человек от к...

Конспект классного часа в рамках недели профориентации «Труд украшает человека»

Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил, как свой характер, так и св...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...