Проектирование учебной программы
статья

В раброте рассказывается о принципах и методах создания учебной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_proektirovaniyu_uchebnoy_programmy.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Городской дворец детского (юношеского)

творчества им. Н.К.Крупской»

Проектирование учебной программы

Выполнили: Перагова Н.О., Цимфер Е. В., педагоги дополнительного образования

Новокузнецк, 2024

Введение

Одно из приоритетных направлений — достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. В значительной степени условия эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его образовательной программе.

Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. Программа по учебному предмету — результат большой кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков. В каждой программе аккумулирован опыт изучения той или иной науки, отражены ее достижения. Однако разнообразие образовательных потребностей людей, которое приводит к необходимости обеспечения вариативности содержания образования, нередко требуют модифицирования типовых или разработки рабочих программ. Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них. Не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; недостаточно обосновывается необходимость их разработки; отсутствуют некоторые обязательные разделы, не соблюдается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом.

Таким образом, является актуальным раскрыть основные принципы и положения, которыми следует руководствоваться при проектировании рабочей программы по учебному предмету.


  1. Учебная программа и ее виды

Закон РФ «Об образовании» (статья 9) определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ определяет облик школы и является основой различных образовательных маршрутов для учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения. На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением:

  • базовая (типовая учебная программа) образовательная программа;
  • образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;
  • образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т.д.).

Таким образом, в образовательном учреждении возможно обучение по нескольким вариантам учебной программы.

Учебная программа – это:

  • нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Полнота усвоения программных требований учащимися есть основной критерий успешности и эффективности процесса обучения.
  • документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образования.
  • краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития.

Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ, содержащие обобщенный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы, учителя могут разработать авторские и рабочие программы.

Рабочие программы - это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения».

Рабочая программа - это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, форумы, методы, и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекса.

Виды рабочих программ:

- программы по учебным предметам;

- программы дополнительного образования;

- программы элективных курсов;

- программы факультативных занятий.

Составление рабочих программ является, чаще всего, самой проблемной и трудоемкой частью процесса подготовки всей необходимой для работы документации, особенно для молодых учителей, так как:

  • Оформление, и содержание рабочей программы должно строго соответствовать определенным правилам.
  • Этот процесс ограничен жесткими временными рамками. Специфика работы, перегруженность учителя в начале и конце учебного года, необходимость вовремя сдать рабочие программы на утверждение приводит к тому, что заниматься их составлением приходится летом , во время отпуска.
  • Одному учителю составлять, как правило, приходится несколько программ, по разным дисциплинам, для разных классов, по разным учебникам, которые иногда приходится изучать летом, чтобы к началу года сдать рабочую программу учебную часть
  • Даже если учитель имеет в наличие целый комплект рабочих программ , которые он разрабатывал несколько лет, и все равно приходится ежегодно их изменять, модифицировать, переделывать, подстраиваясь под новые стандарты, новые требования , новые классы.
  • Мало создать , разработать, напечатать, утвердить на заседании методического совета школы, района или в Управлении образования. По новым требованиям она должна пройти еще экспертную оценку и получить одобрение
  1. Нормативная база при проектировании учебной программы

Разработка рабочей программы по учебным предметам проводится на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами. Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; включать материал регионального компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

Из письма Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»: «В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

  • Закон «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

  • особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;
  • статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);
  • образовательных потребностей и запросов обучающихся;
  • особенностей контингента обучающихся;
  • авторского замысла педагога.

  1. Цели и задачи рабочей учебной программы

В рабочей программе отражены, прежде всего, целевые ориентиры конкретного образовательного учреждения. Основной целью рабочей программы является максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине:

  • расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
  • внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
  •  углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);
  • изменения логики освоения содержания материала;
  • уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
  • Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся;
  • Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:

Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

  • Наличие признаков нормативного документа.
  • Учет основных положений образовательной программы школы.
  • Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
  • Системность и целостность содержания образования.
  • Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
  • Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
  • Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

  •  примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
  •  примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;
  •  примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
  •  в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

Итак, рабочая программа разрабатывается на основе примерной или авторской посредством внесения в нее изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения с учетом особенностей обучающихся, которые будут осваивать данную программу.

Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы (с учетом федерального и школьного компонентов), дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.

Рабочая программа принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения ежегодно.

Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.

  1. Структура рабочей учебной программы

Рабочая программа учебного предмета - это нормативная модель деятельности конкретного педагога и обучающихся по достижению планируемых результатов. Стандарт устанавливает четкие требования к структуре данного документа. В соответствии с ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать следующие элементы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса [3].

Титульный лист– «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, на нем должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы: содержит наименование образовательного учреждения, а также название учебного предмета с указанием классов, в которых будет реализована программа, и года ее разработки. Кроме того, на титульном листе под наименованием учреждения располагаются гриф рассмотрения и принятия программы педагогическим (методическим) советом и гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения.

В пояснительной записке к программе должны быть отражены:

Нормативные документы: закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ); для начальной школы: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373);  для основной школы: федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);  для 10-х классов: федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413); для 11-х классов: федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 г. № 1089); для начальной школы: основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов»; для основной школы: основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов»; для средней школы: основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов»;

  • Учебный план школы;
  • Годовой учебный календарный график на текущий учебный год;
  • Примерная образовательная программа  по учебному предмету, курсу и (или)  авторская программа (указать автора, выходные данные);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  • Количество часов в неделю
  • Количество часов на учебный год
  • Количество контрольных, практических и лабораторных работ
  • Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника: (указывается автор, название, класс, место и год издания)

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

  • кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
  • дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

  • дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
  • описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
  • возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
  • существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

В разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета» отражаются:

  • описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных);
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы учебного предмета, курса по годам обучения и в целом;
  • основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает ФГОС, основная образовательная программа образовательной организации и примерная программа учебного предмета, на базе которой разрабатывается рабочая программа.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

Предметные результаты должны: писываться через действия обучающихся («научится» и «получит возможность научиться»); обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке;  описываться понятным для обучающихся языком.

В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам с учетом максимальной аудиторной учебной нагрузки учащихся.

Форму тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или, если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.

Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ государственного образовательного стандарта. При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения:

  • название темы
  • количества часов, необходимых на ее изучение;
  • основные вопросы, изучаемые в данном разделе;
  • контрольные, практические, лабораторные работы с названиями (творческие работы, экскурсии, проектная деятельность, региональный компонент и т.п.)

В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования.

На основании приказа Министерства образования и науки РФ No1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. No 373,письмаМинистерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. No08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются [3; 4]:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.


Заключение

Разработка рабочих программ и планирование учебной деятельности является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие, что предполагает наличие у учителей достаточно высокого уровня профессионального мастерства.

Если педагог использует уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужого проекта, который механически репродуцирует готовые положения. В результате этого у обучающихся, и у самого педагога, не формируется целостного представления об изучаемом курсе, теме. Таким образом, проектирование рабочих учебных программ по предмету является обязательным навыком в профессиональной деятельности учителя.

Для того, чтобы учителю самостоятельно разрабатывать учебные программы, необходимо знать основные этапы этого процесса:

- учитывать требования государственных стандартов;

- уметь определять цели и задачи, решение которых предполагается при изучении всего курса;

- уметь прогнозировать результаты, которые должны быть достигнуты учащимисяпо завершении изучения курса;

- правильно распределять содержание учебного материала по годам обучения;

- определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса, при этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы;

- разработать содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности;

- разработать календарно-тематическое планирование.

Сложности, возникающие при создании авторских и рабочих программ и тематического планирования к ним, могут быть преодолены при изменении работы методических объединений. Одним из главных направлений их деятельности может стать разработка содержания таких программ, их методического обеспечения, а также их апробация. При фокусировании работы методического объединения на эти цели достигается значимый для всех педагогов результат, основанный на опыте разработчиков, а вся система методической работы приобретает системный характер, ориентированный на обеспечение качества образования.

Данная технология составления рабочей учебной программы образовательного учреждения применима для любого типа типа образовательного учреждения и для любого преподаваемого предмета, курса или факультатива.


Список литературы

1. Гоник, И. Л. Рабочая программа учебной дисциплины: разработка и оформление: учеб. пособие / А. В. Фетисов, В. Н. Подлеснов, Е. Р. Андросюк, О. Д. Косов, О. А. Мартынова, А. М. Варфоломеева. – Волгоград: ВолгГТУ, 2010. – 128 с.

2. Лихачев, Б. Г. Педагогика: курс лекций [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Б.Г. Лихачев — М. : Прометей, 1992.

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71139306/

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71220598/

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е.С. Савинов. -М.: Просвещение, 2012. - 223 с.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2012.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: https://fgos.ru/.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: https://fgos.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проектированию рабочей учебной программы по технологии на основе стандарта и примерной программы

В данной статье дан алгоритм создания рабочей программы для профессиональной подготовки школьников  по профессии «Портной»...

Проектирование учебных занятий по математике с учетом особенностей детей с ОВЗ.отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету

Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья создается адаптированная образовательная программа, отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету.....

Выступление на секции учителей географии по теме"Проектирование моделей учебных программ, методик изучения тематических блоков с учетом реализации требований ФГОС

В своем выступлении учитель рассказал о проектировании учебных программ, методик изучения тематических блоков в условиях ФГОС...

Требования к проектированию учебной программы

В работе рассказывается о принципах и методах создания рабочей учебной программы....

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету Немецкий язык (второй иностранный)

Представлен план учебного занятия по немецкому языку (второй иностранный) для обучающихся 5 класса. План разработан в свете требований обновленного ФГОС 2021 года....

Практическая работа № 4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету

Практическая работа № 4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету »Предмет, класс,УМК :  Русский язык, 5 класс, УМК Т. А. Ладыженской,...