ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
рабочая программа

Глухова Валентина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства  в детских школах искусств. 

               Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции.

               Основной принцип, лежащий в основе комплексной Программы «Декоративно-прикладное искусство», - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся.  Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, уголь, пастель, пластилин, глина и т.д.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не «вжился в материал», то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и творческого развития.

Деятельность ребенка в области декоративно-прикладного творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство, поэтому рекомендуемая продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации данной программы может 4-5 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo-_kompleksnaya.docx72.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств г. Макарова» Сахалинской области

(МБУДО «ДШИ г. Макарова»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО

«ДШИ г. Макарова»

____________ Н.А. Сталевская

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

(КОМПЛЕКСНАЯ)

по учебным предметам

«БУМАГОПЛАСТИКА»

«АППЛИКАЦИЯ»

«РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ»

«ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Срок реализации – 4года (1-4 классы)

г. Макаров

2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

«ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

По учебным предметам

«Бумагопластика», «Аппликация», «Работа с материалом», «Основы композиции и творчества», «Народные промыслы»

СОСТАВЛЕНА на основании примерных программ, рекомендованных федеральным агентством по культуре и кинематографии научно - методическим центром по художественному образованию (Москва 2002-2006г.)

Одобрено школьным

методическим объединением

МБУДО «ДШИ г. Макарова»

«19» сентября 2021г.

Разработчик: Глухова Валентина Владимировна – преподаватель декоративно-прикладного отделения МБУДО «ДШИ г Макарова»

Рецензент: Усова Марина Олеговна - зам. директора МБУДО «ДШИ г Макарова»

Структура комплексной программы учебных предметов

I. Пояснительная записка

- характеристика комплексной образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе;

- срок реализации программ учебных предметов;

-объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебных предметов;

- сведения о затратах учебного времени;

- форма проведения учебных аудиторных занятий;

- цель и задачи программы учебных предметов;

- обоснование структуры программы учебных предметов;

- методы обучения;

- описание материально-технических условий для реализации программы учебных предметов.

II. Учебно-тематический план

III. Содержание предметов по направлениям, разделам, темам, жанрам

III. Требования к уровню подготовки учащихся по направлениям

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- методическая литература;

-учебная литература;

- средства обучения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в детских школах искусств.

Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции.

Основной принцип, лежащий в основе комплексной Программы «Декоративно-прикладное искусство», - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся. Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, уголь, пастель, пластилин, глина и т.д.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не «вжился в материал», то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и творческого развития.

Деятельность ребенка в области декоративно-прикладного творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство, поэтому рекомендуемая продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации данной программы может 4-5 часов.

Комплексная программа включает в себе следующие предметные области:

  1. Предметы художественно-творческой подготовки:

«Бумагопластика» – 1 час в неделю (1 кл.);

«Аппликация» - 1 час в неделю (1-4 кл.);

«Работа с материалом» - 1 час в неделю (2-4 кл.);

  1. Предмет историко-теоретической подготовки:

«Основы композиции и творчества» - 1 час в неделю (1-4 кл.)

  1. Предмет по выбору:

«Народные промыслы» – 1 час в неделю (1-2 кл.)

2 часа в неделю (3-4 кл.)

А также самостоятельные занятия, которые предполагают выполнение индивидуальной творческой работы учащегося при подготовке к выставкам в образовательной организации, а также для участия в городских, региональных, всероссийских и международных выставках. Образовательная организация может создать условия для выполнения самостоятельной работы в мастерских организации.

Рекомендуемая продолжительность урока 40 - 45 минут. Возраст учащихся, приступающих к освоению ДОП «Декоративно-прикладное искусство», - от 6,6 до 12 лет.

Срок реализации программы учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство»

При реализации программы «Декоративно-прикладное искусство» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий: первый год обучения-33 недели (дополнительные каникулы), со второго по четвертые годы обучения составляет 34 недели в год, по 4-5 часов в неделю (в зависимости от года обучения), из них – 4-5 часов – аудиторная нагрузка, 1 час – самостоятельная работа.

Содержание Программы направлено на освоение следующих учебных предметов: «Бумагопластика», «Аппликация», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом», «Основы композиции и творчества» и «Народные промыслы».

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренных на освоение ДООП «Декоративно-прикладное искусство» («Бумагопластика», «Аппликация», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом», «Основы композиции и творчества» и «Народные промыслы»)

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия в часах

64

68

64

72

80

90

80

90

608

Самостоятельная работа в часах

16

17

17

17

17

18

17

18

137

Максимальная учебная нагрузка в часах

80

85

81

89

97

1088

97

108

745

Учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства

Наименование предметной области/учебного предмета

Количество аудиторных часов в неделю

Аттестация (классы)

1 класс

2 класс

3класс

4класс

1.

Учебные предметы творческой подготовки:

2

2

2

1

Бумагопластика

1

-

-

-

ВЫСТАВКА РАБОТ

1кл.

Аппликация

1

1

1

1

ВЫСТАВКА РАБОТ

Работа с материалом

-

1

1

1

ВЫСТАВКА РАБОТ

2, 3 КЛ.

2.

Учебный предмет историко-теоретической подготовки

1

1

1

1

Основы композиции и творчества

1

1

1

1

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК 2,3 КЛ. ЗАЧЕТ 4КЛ.

3.

Учебный предмет по выбору:

1

1

2

2

Народные промыслы

1

1

2

2

ВЫСТАВКА РАБОТ 1-4 КЛ.

ЭКЗАМЕН 4 КЛ.

Всего:

4

4

5

5

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Педагог может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе. Программа решает теоретические и практические задачи, постепенно усложняя задания.

Цель и задачи программы учебного предмета

Целью занятий по учебному предмету является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащихся, овладение знаниями и представлениями об истории декоративно-прикладного искусства, формирование практических умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
  • воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства; формирование элементов аналитического отношения к художественному и декоративно-прикладному творчеству - по его темам и средствам выразительности;
  • развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований;
  • воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта собственной деятельности в области декоративно-прикладного искусства, овладения практическими умениями и навыками;
  • развить наблюдательность, умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных предметов;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- игровой.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Комплексная программа учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» включает следующие направления: («Бумагопластика», «Аппликация», «Работа с материалом», «Основы композиции и творчества» и «Народные промыслы»)

Учебно-тематический план по направлению «БУМАГОПЛАСТИКА»

1-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1

1.

Вводный урок.

Культура и организация труда. Материалы, инструменты.

1

Раздел 2. Знакомство с историей бумаги.

4

2.

Знакомство с бумагой. Изготовление открытки.

1

3.

Выполнение элементов из мягких сортов бумаги. Скручивание жгутиков.

2

4.

Выполнение узелков, петель. Осенний лист из бумаги.

1

Раздел 3. Композиция

4

5.

Законы композиции

0,5

6.

Составление композиции «Осень» (композиция из листьев)

1

7.

Сборка композиции

0,5

8.

Композиция дерево

1

9.

Подготовка деталей.

0,5

10.

Сборка композиции.

1

Раздел 3. Оригами

8

11.

Складывание простых форм из бумаги: самолетик, кораблик, светофор.

1

12.

Складывание цветов из бумаги: тюльпаны, колоски.

2

13.

Изготовление цветов.

3

Раздел 4. Изготовление открытки

6

14.

Образ и конструкция открытки. Новогодняя открытка: снежинка, фонарики.

1

15.

Ёлочка объемная из салфеток: звёзды из полос, гирлянда без клея, упаковка на основе коробки.

4

16.

Открытка- рубашка.

1

17.

Открытка – шляпа.

1

Раздел 5. Модульное оригами

18.

Объёмное конструирование из модулей оригами.

2

19.

Первые подснежники.

1

20.

Спиральные розы.

2

21.

Цветы.

1

22.

Открытка для мамы.

1

23.

Цветы в вазе.

1

24.

Изготовление рамки.

1

ИТОГО:

33

Учебно-тематический план по направлению «АППЛИКАЦИЯ»

1-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок

1

Раздел 2. Осенняя тематика

2.

Картина из осенних листьев «Осенний зонтик»

1

3.

Аппликация «Гриб мухомор» и «Осенние листья»

1

4.

Аппликация с использованием осенних листьев

1

5.

Открытка «Букет маме»

2

Раздел 3. Зимняя тематика

6.

Открытка к Новому году «Зимний пейзаж из салфеток»

3

7.

Новогодние поделки: Дед Мороз, белый медведь, снеговик и елочка из ватных дисков

4

Раздел 3. Сувениры и подарки

8.

Открытка к 23 февраля

2

9.

Декупаж. Изготовление вазы в технике «декупаж»

3

10.

Оформление предметов в технике «декупаж» (бутылки, банки, вазы)

4

Раздел 4. Коллективные работы

11.

Коллективная работа- «Пейзаж». «Весна»

3

12.

Коллективная работа – панно «Весенняя капель»

2

Раздел 5. Орнамент

13.

Мотивы орнамента

3

Раздел 6. Выставочная деятельность

14.

Выставка работ

2

29.

Итоговые занятия

1

ИТОГО:

33

2-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок

1

Раздел 2. Составление композиции из бумаги

2.

Корзинка оригами

4

3.

Ваза из бумаги

2

4.

Цветы из фоамирана

2

5.

Мимоза просто и быстро

2

Раздел 3. Составление композиции из бумаги

6.

Тигруша из фоамирана

3

7.

Танцующие балерины

2

8.

Птицы из остатков пряжи

3

Раздел 4. Составление тематических композиций

9.

Поделки с тематикой на 23 февраля

3

10.

Открытка с распускающимися цветами

4

11.

Поделки на тему «Космос». Планета Сатурн

2

Раздел 5. Украшения из бумаги и картона

12.

Весенняя композиция

4

Раздел 8. Выставочная деятельность

13.

Выставка работ

1

14.

Обобщающий урок

1

ИТОГО:

34

3-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок

1

Раздел 2. Осенняя тематика

2.

Составление осенних композиций из фоамирана

4

3.

«Осенний вернисаж» (работа с крупами)

4

Раздел 3. Зимняя тематика

4.

«Зима-чудесная пора» (композиция-техника по выбору)

4

5.

«Зимой в лесу» (гравюра по картону)

4

6.

«Узоры на стекле» (зубная паста, акрил, соль)

4

7.

«Вырезаем трафареты»

3

8.

Зимняя композиция «Домик в лесу» (материал по выбору)

4

Раздел 4. Составление тематических композиций

9.

Скрапбукинг «Открытка к 8 Марта»

3

10.

«Весенняя капель» (по выбору)

2

Раздел 5. Выставочная деятельность

11.

Выставка работ

1

ИТОГО:

34


4-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок

1

Раздел 2.

ИТОГО:

34


Учебно-тематический план по направлению «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

1-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок. Введение в учебный курс ДПТ. Знакомство с народными промыслами народов Мира.

2

Раздел 2. Хохлома

2.

Что такое Хохлома?

1

3.

Прописывание элементов Хохломской росписи

2

4.

Расписывание деревянных изделий Хохломской росписью

4

Раздел 3. Гжельская роспись

5.

Знакомство с Гжельской росписью

1

6.

Прописывание элементов узора Гжельской росписи

2

7.

Изготовление посуды с помощью папье- маше

3

8.

Расписывание посуды изготовленной своими руками Гжельской росписью

2

Раздел 3. Дымковская игрушка

9.

Знакомство с Дымковской игрушкой

1

10.

Прописывание элементов Дымковской росписи

2

11.

Изготовление из глины Дымковской игрушки

2

12.

Расписывание игрушки из глины Дымковской росписью

2

Раздел 4. Этнос

13.

Обычаи и ритуалы в традиционной культуре

2

14.

Уклад, быт и поклонение северян

3

15.

Знакомство с народами Приамурья

2

16.

Народные художественные ремесла, знакомство с материалами

1

17.

Основные характеристики одежды

1

ИТОГО:

33

2-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок. Правила ТБ

1

Раздел 2. Хохлома

2.

Оформление разделочной доски Хохломской росписью.

3

Раздел 3. Этнос

3.

Знакомство с коренным народом севера Сахалинской области. Нивхи.

1

4.

Нивхские узоры (рыбья кожа, вышивка)

7

5.

Узоры из кожи и замши

3

6.

Изделия из бересты

2

Раздел 4. Гжельская роспись

7.

Изделия из глины. Посуда Гжель

1

8.

Лепка из глины тарелки

1

9.

Роспись тарелки

2

Раздел 5. Русская народная вышивка

10.

Знакомство с вышивкой - крестик

1

11.

Украшаем полотенце, салфетку вышивкой «Крестик»

5

Раздел 6. Мережка

12.

Знакомство с русской вышивкой. Мережка

1

13.

Обработка краев ткани мережкой

5

Раздел 7. Выставочная деятельность

14.

Выставка работ. Обобщающий урок

1

ИТОГО:

34

3-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок. Заготовка природных материалов.

3

2.

Листья из горячего клея. Т.Б.

2

Раздел 2. Семёновская матрёшка

3.

Знакомство с Семёновской матрёшкой (прорисовка элементов)

4

4.

Роспись Семеновской матрёшки

4

Раздел 3. Вышивка

5.

Вышивка – крестик (по выбору)

10

Раздел 4. Сувениры и подарки

6.

Подсвечник из скорлупы грецких орехов

3

7.

Ёлочные игрушки из картона и фольги

4

8.

Птички из остатков пряжи

2

9.

Цветок мимоза своими руками

2

10.

Декор пасхального яйца. Фаберже

8

Раздел 5. Джутовая нить

11.

Работа с джутовой нитью. Куклы

8

12.

Куклы на основе традиционных технологий из джута

8

13.

Органайзер из отходов, с использованием джутовой нити.

5

14.

Топиарий. Виноградная лоза из джута.

3

Раздел 6. Мастер-класс

15.

Мастер-класс по ДПТ «Открытка ко Дню народного единства»

1

Раздел 7. Выставочная деятельность

16.

Выставка работ. Обобщающий урок

1

ИТОГО:

68

4-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок.

ИТОГО:

102

Учебно-тематический план по направлению «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ»

1-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок. Что такое композиция.

1

2.

Принципы композиции: равновесие, построение пространства.

1

3.

Особенности построения композиции. Членение плоскости на части.

1

Раздел 2. Цвет в декоративной композиции

4.

Цвет в декоративной композиции: ахроматические, хроматические

1

5.

Цветовой контраст: теплые и холодные цвета.

1

6.

Первые теории гармонических цветовых сочетаний

1

Раздел 3. Стилизация

7.

Стилизация в декоративной композиции. Понятие стилизации и стиля в декоративном пейзаже.

4

8.

Постановка объектов в декоративной композиции

2

9.

Упражнение на членение плоскости на части

1

10.

Упражнение на организацию композиционного центра и на цветовые сочетания

2

Раздел 4. Композиции

11.

Изготовление новогодней композиции «Ледовый каток»

2

12.

Новогодняя композиция из фатина «Дед Мороз»

2

13.

Композиция из шишек

1

14.

Композиция с котиками

2

15.

Декорирование бутылки джутом и композиция из цветов (фопирант, джут)

2

16.

Подарок маме- «Топиарий (дерево счастья)»

2

17.

Композиция пейзажа «Лето. Морской берег»

2

18.

Композиция «Город за окном»

Раздел 5. Выставка

19.

Выставка

1

ИТОГО:

33

2-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок.

1

Раздел 2. Образ художественной культуры

2.

Образ художественной культуры Древней Греции

4

3.

Гравюра по картону. На выбор

4

Раздел 3. Сюжетная композиция

4.

Сюжетная композиция «Зима- прекрасная пора»

4

5.

Сюжетная композиция «Городские постройки» - архитектурный пейзаж

4

6.

Воскография – по выбору.

3

Раздел 4. Декоративная композиция

7.

Декоративная композиция – «Человек и окружающий мир (по представлению)»

4

8.

Анималистический жанр - композиция по воображению. Воскография.

4

Раздел 5. Папье -маше

9.

Твоя посуда. Композиция по посуде, папье- маше (по выбору)

2

10.

«Мамин платок» - композиция в заданной форме.

2

11.

Театральная маска

2

ИТОГО:

34

3-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок.

1

Раздел #1055;рирода в декоративной композиции

2.

«Фантастические деревья» (графические материалы)

3

3.

«Краски родной природы» (материалы по выбору)

3

4.

«Красота зимы» - беседа

1

Раздел 3. Картонография

5.

Знакомство с картонографией

2

Раздел 4. Композиции

6.

Составление композиции на стекле

3

7.

Составление композиция «Новый год» (на стекле)

2

8.

Украшаем окна к Новому году (снежинки)

2

9.

«Цветы». Декоративное составление композиции» (цветные карандаши, фоамиран)

6

Раздел 5. Декоративная композиция

10.

Декоративная композиция – «Деревья проснулись» (гуашь)

4

11.

«Веточка вербы» (воскография)

6

Раздел 6. Выставка

12.

Итоговый, обобщающий урок-выставка

1

ИТОГО:

68

4-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок.

ИТОГО:

102

Учебно-тематический план по направлению

«РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ»

2-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок

1

Раздел 2. Цветы из подручных материалов

2.

Знакомство с природным материалом

1

3.

Кленовые листья. Осенний букет

2

4.

Цветы из пластиковых бутылок

3

5.

Цветы из чешуек сосновых шишек

2

Раздел 3. Панно из природного материала

6.

Составление панно из природного материала (косточки фруктов, тыквенные семечки, каштан, кофе и т.д.)

4

7.

Создание панно на стену из сухоцветов (рожь, злаки, цветы, тычинки)

5

Раздел 4. Работа с древесиной

8.

Велосипед из обрезков древесины с использованием джутовой нити

3

Раздел 5. Цветы

9.

Пион из зефирного материала

2

10.

Сахарные ягодки

2

Раздел 6. Поделки из шишек

11.

Поделки из шишек – «Гномик»

1

12.

Поделки из шишек - «Ангелок»

1

Раздел 7. Поделки из джутовой нити

13.

Ёлочка из джута

1

14.

Украшение баночек джутом

3

15.

Органайзер из пустых коробок

2

Раздел 8. Выставочная деятельность

16.

Обобщающий урок. Выставка

1

ИТОГО:

34

3-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Введение. Экскурсия по сбору материалов)

1

Раздел 2. Осенняя тематика

2.

Составление осенних композиций из подручных материалов (мешковина, шарики, фетр, нитки и т.д.)

4

3.

Работа с пластилином- «Барышня», «Осенний гномик» и «Ёжики».

5

4.

«Осенняя шляпка» (фетр, цветы, кленовые листья)

4

Раздел 3. Зимняя тематика

5.

Работа с картоном «Венок», «Птица в зимнем лесу»

3

6.

Работа с шишками, фоамирантом, пластилином – «Животные», «Птицы»

4

Раздел 4. Поделки и сувениры из джута, кофе

7.

Украшение баночки из мешковины, джута и подручных средств)

3

8.

Подсвечник из шишек, джута и кофе

4

Раздел 5. Работа с природным материалом

9.

Роспись по камням

2

10.

Составление картин из гальки (по выбору)

3

Раздел 6. Выставочная деятельность

11.

Обобщающий урок. Выставка

1

ИТОГО:

34


4-й год обучения

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Введение

1.

Вводный урок

1

Раздел 2.

ИТОГО:

34


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ, ЖАНРАМ

В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, изучения произведений искусства и композиции до самостоятельного творчества.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки учащихся на различных этапах обучения

В конце первого года обучения дети должны знать и уметь

В области композиционной организации пространствак:

  • гармонично заполнять всю поверхность листа элементами;
  • выбирать положение листа в зависимости от содержания, изображаемого;
  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;

В области формы, пропорции, конструкции:

  • уметь составлять композицию разного направления и характера;
  • уметь располагать предметы симметричной формы.

В области цвета:

  • знать способы получения составных цветов, оттенков одного и того же цвета, светлых и темных оттенков;
  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах;
  • чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета.

В области передачи пространства:

  • уметь передавать плановость пространства (ближе - ниже, дальше – выше), загораживание дальних предметов ближними.

В конце второго года обучения дети должны знать и уметь

В области композиционной организации:

  • уметь вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски;
  • уметь передавать композиционное равновесие.

В области формы, пропорции, конструкции:

  • уметь находить контрастные формы;
  • уметь передавать основную, функциональную конструкцию предметов.

В области цвета и освещения:

– объяснять и учитывать в работе роль цвета в создании настроения.

В области передачи пространства:

  • уметь передавать зрительное уменьшение удаленных предметов;
  • уметь передавать глубину пространства.

В конце третьего года обучения дети должны знать и уметь

В области композиционной организации:

  • знать законы изображения (доминанта, контрапункт, пропорциональность в композиции);
  • владеть понятиями композиционного смыслового равновесия;
  • уметь находить композиционно - смысловой центр для создания единого целого через выразительную роль деталей.

В области формы, пропорции, конструкции:

  • уметь пользоваться выразительными свойствами материала;
  • уметь применять на практике основные правила.

В области цвета и освещения:

  • уметь передавать возможности цветовых нюансов.

В области передачи пространства:

  • знать простейшие закономерности и правила работы с тем или иным материалом;

В конце четвертого года обучения дети должны знать и уметь:

В области композиционной организации:

  • уметь вариативно решать тематические композиции, выбирая из предложенного - лучшее;
  • знать последовательность работы над композицией;
  • уметь тщательно прорабатывать индивидуальный характер персонажей и объектов.

В области формы, пропорции, конструкции:

  • знать возможности новых материалов;
  • владеть навыками работы с различными матераиалами;
  • выявлять и передавать характер изображаемого через правильно взятые пропорции.

В области цвета:

  • знать закономерности цветового решения;
  • возможности цвета в передаче формы и пространства;
  • возможности в передаче состояния и настроения человека.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика.

Промежуточный контроль – осуществляется по окончании каждого полугодия в форме контрольного урока.

Контроль знаний, умений, навыков, учащихся может проводится в форме педагогического анализа по результатам просмотра работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Просмотры работ проводятся в конце каждого урока. Просмотр-выставка учебных работ – в конце каждого года. В каждой работе отмечаются положительные стороны, лучшие работы принимают участие в окружных, всероссийских, международных выставках.

Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, представление творческой композиции).

Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.

Критерии оценок

  1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).

«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.

2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;

«4» (хорошо) - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;

«3» (удовлетворительно) – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.

3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.

«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;

«4» (хорошо) - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;

«3» (удовлетворительно) – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, выработку и закрепление у них потребности в творчестве, представлений о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии.

Содержанием занятий является творческая деятельность детей под руководством педагога. Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала.

Учащиеся должны почувствовать органическую связь различных видов искусств, их единую природу как видов художественного творчества, а также научиться понимать различия выразительных средств каждого вида искусства. Это поможет выявить склонность учащегося к какому-либо виду художественного творчества, увидеть взаимодействие разных способов художественного выражения мысли – через слово, жест, звук, движение, линию и цвет.

Таким образом, на занятиях дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности. Работая в области прикладного искусства, на стадии разработки эскиза, можно применять гуашь, акварель, мелки, тушь, перо; а для аппликации, например, цветную бумагу, кусочки ткани, фольгу.

В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий. При этом основной формой общения педагога с учеником должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замысла, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.

Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной группы учащихся.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выставки, когда работа детей по конкретной теме развешивается на стенах или, раскладываются на полу. Основными критериями оценки детских работ являются личностное отношение, точность и совершенство выражения.

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнения различных художественных решений. В конце учебного года готовится большая выставка творческих работ, на которую приглашаются родители и друзья.

Рабочее место ребенка должно быть просторным – гораздо больше, чем традиционная половина парты, так как многие технологии предполагают использование большого количества материалов, требующих большого пространства для размещения. Желательно, чтобы в классе были DVD проигрыватель, проектор.

Для более плодотворной работы учащихся используются методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний учениками. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать учитель посредством инструктажа-показа.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.

VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М., 2011
  2. Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 2015
  3. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 2020
  4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 2015
  5. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М., 2016
  6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 2007
  7. Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном искусстве // Искусство в школе. – 2003: №3
  8. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. - М., 2014
  9. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. –М., 2012
  10. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.,2013
  11. Прете М.-К., Копальдо А. Творчество и выражение. В 2 ч.- М., 2011

19. Стародуб К., Ткаченко Т. Лепим из пластилина.- «Феникс» Ростов-на-Дону, 2003.

20. Фрейн Ш. Научись лепить забавных животных.- Минск, «Попурри», 2003

21. Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей /Под ред. Н.Н. Фоминой. – М., 2011

Список учебной литературы

  1. Еременко Т. Вышивка. Техника. Приемы. - Изделия. М., АСТ-пресс, 2000
  2. Клиентов А. Народные промыслы. М., Белый город, 2010
  3. Наниашвили Ирина. Вышивка бисером. Шаг за шагом. Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного Досуга», 2007
  4. Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. М., 2016
  5. Сокольникова Н.М. «Основы композиции», «Основы рисунка», «Основы живописи». Обнинск, «Титул», 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству "Калейдоскоп увлечений"

Программа разработана в соответствии с новыми требованиями к общеразвивающим программам дополнительного образования. Хотелось бы получить ваши отзывы....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изодеятельность с элементами декоративно-прикладного искусства»

Данная программа разработана для дополнительного образования детей. Она расчитана для детей  7-14 лет. Срок реализации 2 года. Цель программы: создание условий для обучения детей основам изобрази...

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.

Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа курса «Декоративно-прикладное творчество» для 5-7 классов

Важнейшая особенность развития творческого потенциала детей состоит в том, что трудовая и культурно-досуговая деятельность полезна, так как она обеспечивает общее развитие личности, способствует получ...

АДАПТИРОВАННАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству «Фантазия»

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко...