«Использование экспозиций «Экологического музея» для формирования представлений о природе родного края»
методическая разработка

У людей, живущих в современном мире, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных. Человечество физически страдает от загрязнения воздуха, воды, почвы. Мы владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда мудро и по-хозяйски заботливо ведем себя по отношению к природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование экспозиций «Экологического музея» для формирования представлений о природе родного края»

Владимирова Алена Павловна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический Центр» МО г. Братска

педагог дополнительного образования

                                                                                              высшая квалификационная категория

Дротенко Алина Игоревна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический Центр» МО г. Братска

                                                                   методист по экологии

У людей, живущих в современном мире, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных. Человечество физически страдает от загрязнения воздуха, воды, почвы. Мы владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда мудро и по-хозяйски заботливо ведем себя по отношению к природе. Иногда возникает ощущение, что и дети рассматривают живые объекты природы как неодушевленные предметы. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и в то же время может бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого малыша столько холодности и безразличия? Не от нас ли взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров, старший брат или сестра бросили обертку от мороженого…

Создание общечеловеческой экологической культуры жизненно необходимо. Она определяет существование современного человечества и основывается на стремлении сохранить жизнь на Земле и среду обитания человека. Выработка экологического мировоззрения и измерение на его основе стиля мышления и ценностной ориентации, сложившейся ранее – одна из важнейших задач современности. Подготовка современных, думающих людей способных принимать самостоятельные решения, невозможна без заинтересованного отношения к таким предметам, как биология, география, химия и экология.

Педагоги Эколого-биологического центра считают, что это следствия глобального кризиса личности, который проявляется в росте агрессивности, жестокости, дефицита ответственности перед будущими поколениями за состояние природной среды в мире. Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных детей культуры взаимодействия с окружающей средой, которая как показывает жизнь, у большинства из них находиться на достаточно низком уровне.

Восприятие природы в целом ограничивается, как правило, представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, а нравственно-эстетическое отношение к ней отсутствует. Но позиция педагога по этому вопросу способна изменить ситуацию. Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту детей, вызывают устойчивый интерес, стимулируют желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к родному краю является актуальным на современном этапе.

 Изменить мнения обучающихся о взаимоотношениях человека и природы помогает «Экологический музей». Музей — это проводник экологической культуры и достижений человечества. Музей - уникальное средство общения, экспонаты музея являются наглядным примером и пособием. В течение 17 лет педагоги «Эколого-биологического Центра» не представляют своей работы без фонда собственного музея, который стал связующим звеном между детьми и природой.

Цель создания музея – пропаганда экологических знаний среди школьников и жителей нашего города, формирование экологического мировоззрения, воспитание любви к своей Малой Родине.

Экспонаты, которые находятся в музее, посвящены экологическим проблемам города Братска и природе Братского района. Создание музея стало коллективным проектом педагогов Эколого-биологического Центра и школьников, членов научного общества учащихся «Багульник». Его торжественное открытие состоялось 5 июня 2004 года и было приурочено ко Дню защиты окружающей среды.

«Экологический музей» относится к комплексным естественнонаучным музеям. Функционально такой тип музея определяется как центр учебно-воспитательной работы по естественно-географическим дисциплинам с помощью комплекса средств натуральной наглядности.

Виды деятельности и формы работы музея это - изучение истории и экологии своего города и района, сбор материала, коллективно-творческие дела, в которых задействованы практически все воспитанники Центра, встречи с интересными людьми, походы по родному краю, дни здоровья, экологические акции и праздники.

Направление работы музея:

  • Просветительское
  • Информационное
  • Организационно-массовое
  • Научно-исследовательское

При размещении экспонатов и формировании зоны коллекций нами учитывались следующие моменты:

  • Доступность – часть материалов для музея собрана самими детьми в результате работы на полевом практикуме и в экспедиционных условиях
  • Разнообразие – представлены не только природные объекты, но и наглядно продемонстрирована роль человека в загрязнении среды обитания и его природоохранная деятельность
  • Краеведение – экспозиции музея имеют региональную направленность
  • Природоохранная деятельность – воспитание экологического мышления, бережного отношения к природе.

За годы работы нами оформлены разделы экспозиций:

  1. «Экология города Братска» - гдепредставлена информация об основных природоохранных направлениях деятельности градообразующих предприятий города Братска, продукция ОАО «Братсккомплексхолдинг» и ОАО «Братский алюминиевый завод» книги, журналы, характеристика предприятия, основные направления его природоохранной деятельности.
  2. В разделе «Растения Иркутской области», «Лекарственные, сорные и ядовитые растения» - представлены гербарии лекарственных, сорных, ядовитых и охраняемыхрастений, занесенных в Красную книгу Иркутской области (башмачок капельный, Башмачок известняковый, Башмачок крупноцветковый, Лилия карликовая, Лилия саранка, Лилия пенсильванская, Стародубка сибирская). Все экспонаты были собраны воспитанниками МБУДО «ЭБЦ» во время летних экспедиций и полевого практикума.
  3. Общему вниманию представлена коллекция бабочек, насекомых, обитающих на территории Братского района, грибов-паразитов древесных пород, мхов и лишайников.
  4. Есть экспозиция, демонстрирующая разнообразие птичьих гнезд, а также раздел «Грибы» состоит из панно съедобных, ядовитых и условно съедобных грибов Иркутской области, в технике исполнения – тестопластика.
  5. Большую площадь музея занимают модели экосистем водоема, светлохвойной и темнохвойной тайги. Здесь можно узнать о тесных взаимосвязях всех обитателей леса. Данные модели передают суть взаимосвязи живых организмов в конкретных условиях существования: чучела животных и птиц, населяющих водное и околоводное пространство, под пологами на ветвях - располагаются коренные обитателя леса. В витринах-стаканах - наглядно представлено видовое разнообразие птиц и животных, населяющих Иркутскую область.
  6. Раздел «Следы жизнедеятельности животных» демонстрирует разнообразие признаков, по которым можно определить животное: медвежий задир, помет изюбра и зайца, сосновые, кедровые и еловые шишки, обработанные белкой, дятлом и кедровкой.
  7. Здесь же можно ознакомиться с образцами почв и горных пород Братского района, собранных воспитанниками во время летних экологических экспедиций.
  8. В разделе «Мода из бросового материала»- представлены костюмы, разнообразные изделия, изготовленные детьми-победителями и лауреатами городского конкурса «Экология глазами детей», который традиционно проходит уже на протяжении многих лет в Эколого-биологическом Центре.

Деятельность «Экологического музея» обращена, прежде всего, к детской аудитории, направлена на развитие ребёнка и строится на основе использования интерактивных методик. Последнее подразумевает самое непосредственное взаимодействие с предметом, создание фонда материалов, доступных для тактильного восприятия. Таким образом, можно утверждать, что в целом музейная деятельность содействует общему развитию и образованию детей интерактивными методами.

Музей позволяет на конкретных примерах знакомиться с многообразием проявления жизненных форм, с доминированием краеведческого уклона, что позволяет ориентировать учебную деятельность на изучение местных природных объектов.

        Проводя занятия в музее, можно добиться хороших результатов в формировании экологического мышления и поступков, что уже не раз отмечалось педагогами. Кроме того, нестандартные подходы к изучению предмета позволяют педагогу доходчиво и в интересной форме донести информацию до всех групп и социальных слоев детского населения, независимо от возраста.

        Такое наглядное восприятие материала позволяет легче усвоить новый материал, а также получить дополнительную информацию, пробуждая творческие интересы и потенциал ребенка.

        Результатом занятия в такой атмосфере становится не только хорошо усвоенный и изученный материал, но и способность ребенка по-другому взглянуть на окружающую его действительность - творчески воспринимать окружающий его мир. Кроме того, такие занятия вызывают у детей определенные эмоции - интерес, восхищение, желание узнавать все больше и больше. Использование экспонатов во время занятий, когда дети имеют возможность рассмотреть его, подержать его в руках и поработать с ним повышает эффективность работы педагога.

Педагоги Центра постоянно проводят на его базе мастер-классы, тематические занятия, позволяющие привлечь больше внимания, заинтересовать не только взрослых, но и детей. Наглядность, интересная подача призывают обратить внимание на окружающий мир, относиться к нему бережно и заботливо, стремиться сохранить редкие экземпляры флоры и фауны.

В настоящее время нами запущен проект создания на базе музея музейно-педагогической лаборатории «ЭКОлогика для больших и маленьких». В 2022 году планируется открытие демонстрационного познавательного маршрута в природу «Экологическая тропа» на пришкольной территории Эколого-биологического Центра.

Мы не стоим на достигнутом у нас ещё масса идей и проектов, которые в ближайшем будущем найдут своё отражение в нашей музейной работе. Поэтому мы приглашаем всех к нам на экскурсии в наш Центр и «Экологический музей». 

Список используемой литературы:

  1. Бычкунова Е.Б. Методические рекомендации по формированию практических навыков учащихся в курсе эколого-географического краеведения с учетом ФГОС: методическое пособие / Е.Б.Бычкунова - Саратов: Новая книга, 2012.
  2. Копелянская Н. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / - М.: 2012.
  3. Роль школьного музея в формировании экологической культуры школьников http://rudocs.exdat.com/docs/index-232537.html
  4. Столяров, Б.А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб. пособие / Б.А. Столяров. – М.: Высш. шк., 2004.
  5. Экологическое образование музейными средствами. Сборник статей и методических материалов. Саратов. Изд-во Локатор, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Сценарий экологического фестиваля «Сохраним природу родного края!»

Экологический фестиваль.Цель мероприятия: в Год охраны окружающей среды актуализация экологических проблем охраны о...

Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»

Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена  в центре села,  в благоприя...

«Формирование гражданско-патриотических чувств у современных школьников в процессе ознакомления с природой родного края»

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству....

Проект "Экологический фотоконкурс «Сохраним природу родного края»

Проект направлен на формирование представлений у подрастающего поколения о том, что мы имеем огромнейшую ценность - первозданную природу, к которой необходимо относиться ответственно и с уважением, чт...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Экологическое воспитание дошкольников 4-5 лет через ознакомление с природой родного края»

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина это...