Методическое пособие по постановке танца для обучающихся детей хореографическому искусству в студии современного танца Метаморфозы
методическая разработка

Татьяна Николаевна Хлыстова

Целью данного пособия является помощь при создании законченного произведения искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка.196.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Киселёвского городского округа «Дом детского творчества»

(«МБУ ДО Дом детского творчества»)

Методическое пособие по постановке танца

для обучающихся детей хореографическому искусству в студии

современного танца «Метаморфозы»

Составитель: Хлыстова Татьяна Николаевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

2024

Пояснительная записка

Данное методическое пособие разработано в помощь обучающимся студии современного танца «Автограф», которые желают освоить принципы постановочной деятельности и принять участие во внутристудийном конкурсе детского творчества «Моя дорога к танцу», приуроченном к празднованию Международного Дня Танца. Возраст участников конкурса от 7 до 18 лет.

Целью данного пособия является помощь при создании законченного произведения искусства.

Задачи:

· формирование у детей устойчивого интереса к искусству хореографии;

· развитие личностных и коммуникативных качеств;

· раскрытие творческих способностей, обучающихся средствами хореографии;

· формирование специфических знаний, умений, навыков, основ творческого развития.

Основные рекомендации по созданию хореографической миниатюры

Хореографическую миниатюру создает балетмейстер – создатель, сочинитель хореографического произведения. Он подобно композитору или поэту воплощает свою мысль и фантазию в пластически выразительных образах. Это может быть сочинение целого балета, отдельного танцевального номера, эпизода в пляске и т.д.

Композиция танца состоит из ряда компонентов:

· драматургия (содержание),

· музыка,

· лексика (движения, позы, жестикуляция, мимика),

· рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке),

· мотив.

Драматургия

Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, отчаяние и т.п.) или его свойства (доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость).

Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоничном соотношении все пять его частей:

1. Экспозиция (это введение в действие (знакомство с действующими лицами, с жанром танца);

2. Завязка (начало действия танца);

3. Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией, основная часть);

4. Кульминация (наивысшая точка);

5. Развязка (логически вытекает из всего хода танцевального действия, завершает мысль, ставит ясную точку).

Музыка

Если первым компонентом композиции танца является драматургия, то вторым, органически с ней связанным, является музыка. Музыка также должна быть по законам драматургии, то есть иметь экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. И не только в целом. Каждая музыкальная сцена, каждый танец не могут не быть подчинены этому языку.

Музыка имеет ряд характеристик:

· Размер (2/4, 3/4, 4/4)

· Темп, ритм

· Характер, эмоции

· Эпоха, национальная окраска

Лексика

Следующим компонентом является придумывание лексики. Основной источник новой лексики – импровизация. Импровизация – это спонтанность творческого самовыражения, прорыв к свободе, выход за рамки придуманных заранее движений.

Рассматривая импровизацию как вид хореографического искусства, можно определить ее признаки:

- уникальность каждого человека в своем движенческом контексте;

- источник движения всегда находится внутри исполнителя, это не просто мышечная реакция на те или иные внешние раздражители, но и выражение внутреннего «Я»;

- основа техники импровизации – нахождение наиболее оптимальных путей затраты физической и психической энергии для движения;

- следование спонтанным движенческим или психологическим импульсам, существование «здесь и сейчас»;

- поиск индивидуального движенческого материала, открытие внутреннего мира и передача этого внутреннего видения через движение;

Импровизация, несмотря на целый ряд технических приемов и определенные школы и методики, все-таки не танцевальная техника, а исследование индивидуальных возможностей тела, зримое выражение состояния и эмоций конкретного исполнителя;

Импровизация изначально более индивидуальна, а хореография основывается на заученности ранее придуманных движений.

Импровизация, которая используется во время поисков движения в работе хореографа, должна быть управляема и контролируема. Особенно серьезные ограничения возникают, когда импровизация происходит под музыку. Музыка диктует определенное настроение, задает темпо-ритмическую структуру, воздействует на движение через свой стиль и характер.

Найденные в процессе импровизации движения еще не оформлены и не зафиксированы. И если вдруг возникает движение, которое соответствует задуманному хореографом, то необходимо его повторить и запомнить. При оценке значимости найденных движений хореограф может руководствоваться следующими критериями отбора:

- движение соответствует идее будущей постановки;

- движение интересно и оригинально в исполнении;

- движение имеет потенциал для развития.

Рисунок танца

Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным. Рисунок танца может строиться балетмейстером в нескольких планах. Нужно, чтобы хореограф умел переносить внимание зрителя на тот план или на тех действующих лиц, которые в данный момент является главными. Нужно уметь управлять вниманием зрителей и для этого так распределять рисунок танца по сценической площадке, чтобы второстепенное не отвлекало, а помогало выделить главное. Следовательно, рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз).

Основные виды хореографического рисунка:

1. Статический рисунок — неподвижный рисунок;

2. Одноплановый рисунок — все исполнители находятся на общей танцевальной площадке, на одном уровне.

3. Многоплановый — исполнители находятся на разных танцевальных площадках, на разных уровнях;

4. Симметричный рисунок — зеркальное отражение, например, два круга;

5. Асимметричные рисунки. В таких рисунках исполнители или группы находятся на неодинаковом расстоянии друг от друга или располагаются асимметрично по отношению к центру сцены. При использовании такого типа рисунка хореограф должен учитывать, что при восприятии зритель может следить только за одним исполнителем или группой и при достаточно большом интервале между исполнителями общий рисунок или хореографический текст может быть не воспринят;

6. Динамические рисунки. Это достаточно распространенный тип рисунков в народном танце. К ним можно отнести «Мельницу», «Цветок», «Волну», «Шен» и тому подобные перестроения;

По характеру используемых линий можно различать следующие рисунки:

– линейные;

– круговые и дугообразные.

7. Геометрические рисунки: круг, квадрат, треугольник;

8. Орнаментальные — витиеватые. Ломанные, зигзагообразные, различные переплетения.

Мотив

Итак, хореограф создал замысел, определил жанр и выбрал форму, исходя из стиля танца, разработал индивидуальный язык движений, нашел те движения, которые, на его взгляд, отражают будущий замысел. Наступает этап структурирования и создания определенной формы будущего произведения. В основе этой формы должен быть некий фундамент. В хореографии таким фундаментом является мотив, т. е. доминирующий элемент композиции.

Мотив может быть не только движенческий, он может быть пространственным и относится к рисунку танца, он может быть временным, т. е. появляющимся в различных ритмических вариациях. Но в своей основе мотив – это определенная движенческая характеристика исполнителя, связанная с образом, который он воплощает.

Повторяя мотив, мы можем его видоизменять, такое изменение называется вариацией. Существуют следующие способы вариаций мотива:

- варьирование лексики (повторение, использование других частей тела, добавление других движений, поочередное и одновременное варьирование движений, симметричное и ассиметричное повторение, изъятие отдельных элементов, перестановка частей);

- изменение энергии движения (изменение силы, введение контрастов, изменение акцентов, увеличение или уменьшение силовой амплитуды);

- изменение временных характеристик (изменение ритма, неожиданные остановки, изменение скорости движения);

- изменение пространственных характеристик (варьирование пространственной амплитуды, уровня, направления, расположения исполнителя в пространстве).

Возможно соединение нескольких мотивов для того, чтобы хореограф смог выразить определенную идею. Мотивы могут быть выражающими определенное состояние исполнителя или определенное событие. Все это должно выражаться в качестве движения.

Временные категории

При постановке танцевального номера для группы можно выделить следующие временные категории:

1. Унисон – когда все танцовщики исполняют танцевальную комбинацию синхронно:

- одновременный унисон, когда вся группа исполняет хореографический текст синхронно и в одинаковом рисунке);

- одновременный дополняющий унисон, при котором одна часть группы исполняет базовую хореографическую фразу, а другая – с дополнительными движениями;

- одновременный контрастный унисон, т. е. две группы исполняют одновременно разный хореографический текст. Обычно этот прием используется для противопоставления одной группы другой;

- одновременный второстепенный и на переднем плане унисон означает, что одна часть группы играет ведущую роль, в то время как другая исполняет роль фона, который поддерживает и оттеняет главную группу.

2. Канон – когда танцовщики исполняют танцевальную комбинацию, разбитую на один и тот же счет, но ее начало приходит для каждого участника в разное время:

- последовательный канон: группы или солисты выполняют одинаковую движенческую фразу с некоторой задержкой во времени;

- последовательный дополняющий канон, это построение носит название «вопрос-ответ»;

- последовательный контрастный канон, группы также исполняют движенческую фразу по очереди, но есть одно контрастное движение, которое отличает одну группу от другой;

- последовательный второстепенный или на переднем плане канон. Суть этого приема в том, что хореограф использует движение на заднем плане как фон, т. е. движенческая фраза исполняется с остановками, ритмическими задержками, в то время как на переднем плане основная группа или солист исполняет ту же движенческую фразу как мелодию.

3. Диалог – танцор или группа танцоров двигаются, в то время как другие участники выдерживают паузу, затем первая группа останавливается, тогда, как вторая группа начинает двигаться;

4. Контрапункт – в один и тот же промежуток времени каждый танцовщик группы выполняет свой собственный фрагмент.

Временной аспект является составной частью ритма танца, его общая длительность также очень важна для передачи идеи. Слишком длинный танец теряет силу воздействия на зрителя, слишком короткий может не успеть раскрыть идею автора. Постановщик должен четко выстроить общую временную картину относительно начала, середины и окончания танца. Возможны многочисленные варианты такого построения. Начало может быть длительным и детальным, однако может быть и совсем короткая экспозиция, которая активно заявляет главную идею произведения. Финал может постепенно затихать и сходить на нет, но может быть достаточно сильной кульминацией всего произведения. Все это зависит от опыта и решения постановщика.

Имея некоторое количество танцевальных комбинаций, мы определяем место в композиции для каждого из кусочков. Для того чтобы каждая связка максимально музыкально легла на свое место, можно использовать следующие приемы:

1. Длительность комбинаций движений определяется их протяжностью в музыкальном фрагменте. Меняя длительность движения, можно получить множество движений различного характера.

2. В процессе постановки композиции мы можем изменять темп, ускоряя или замедляя его.

3. Грамотно расставленные паузы в композиции танца помогут подчеркнуть наиболее яркие места в музыке и значительно усилить впечатление зрителя от вашего танца.

4. Определите для каждого кусочка место в пространстве сцены и придумайте способы передвижения от одного места к другому. Помните, что в процессе вашей композиции должно использовано быть все свободное пространство.

Балетмейстер может считать свое произведение успешно решенным в том случае, если слышимый, рожденный музыкой образ будет совпадать с видимым хореографическим образом. Именно музыка диктует хореографическое решение, структуру хореографического языка и таким образом, танцевальный текст находится в прямом взаимодействии с музыкальным материалом. Работая над хореографическим сочинением, балетмейстер имеет в своем распоряжении невероятное множество сочетаний движений, разнообразие приемов. Пользуясь материалом народного, классического, историко-бытового, современного танцев, он своей фантазией создает разнообразные хореографические сочинения различного жанра, стиля, характера.

Приложение№1

Пример статического рисунка танца

Приложение№2

Пример динамического рисунка танца;

Литература

Захаров Р. В. Сочинение танца. - М.: Искусство, 1983.

Никитин В. Ю. Композиция и постановка в современной хореографии. - М.: ГИТИС, 2011.

3. М. Боголюбская. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М.: ВНМЦ народного творчества, 1986 год.

4. В.Уральская. Поиски и решения. - М.: Современная Россия, 1973 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по классическому танцу для учащихся отделения хореографического искусства.

Данное пособие составленно искючительно для учащихся начального профессионального образования. Все что ученики исполняют практически на уроках классического танца, они должны уметь рассказать и показа...

Сценарий творческого концерта Студии современного танца

Авторский сценарий разработан для студии современного танца и посвящён любимому питомцу Кузе....

План организации и проведения отчетных танцевальных соревнований в студии современного танца

Цели мероприятия :1.    Развитие импровизационных навыков2.    Развитие умения работать в команде,  умения быстро ориентироваться в музыкальном материале.3....

Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»

quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...

Талантливые дети в условиях студии современного танца «Коктейль-денс» Нижнедевицкого Дома пионеров и школьников.

                           «Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить свое время так, как это требует уважени...

Презентация «Талантливые дети в условиях студии современного танца «Коктейль-денс» Нижнедевицкого Дома пионеров и школьников.»

Презентация к конкурсу  педагогического мастерства  "Мои инновации в образовании - 2020"....

Методическое пособие "Что развивает танцы у детей"

Зачем и почему надо заниматься танцами , что развивают танцы и воспитывают....