сборник игр и упражнений для учителей коррекционного курса "Тропинка к своему Я"
учебно-методическое пособие (6 класс)

Предлагаю сборник игр в помощь учителям ведущим курс "Тропинка к своему Я"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная коррекционная школа №33 г. Братска»

СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА КОРРЕКЦИОННОМ КУРСЕ «ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я» ПО ТЕМЕ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ»

Подготовила:

Учитель Перегудова В.Н.

6 класс Тема занятия « Кто Я , какой Я»

«Свет мой, зеркальце»

Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки.

Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрацию к сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

- К какой сказке относиться данная иллюстрация .

- Вспомнить строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина:

Один из учеников читает строки из сказки

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Кто на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Вопрос к классу.

- С помощью какого предмета царица пыталась узнать информацию о себе?

- Какие качества царицы, называло зеркальце?

- Представьте что у вас в руках, то самое волшебное зеркальце. Назовите 3 положительных качества, которыми вы обладаете.( слабые ученики). 5 положительных качеств (сильные ученики) .

- работа в тетради. Сделайте зарисовку зеркальца и подпишите свои положительные качества.

Добрый отзывчивый

Трудолюбивый веселый

Мягкий Честный

- перечислите героев данной сказки ( царица, царевна, семь богатырей и т.д.)

- С каким героем вы можете сравнить себя.

- С каким героем вы можете сравнить своего соседа по парте и почему?

6 класс. Занятие по теме «Я нужен»

Цель: способствовать осознанию нужности и значимости подростка в обществе.

Учитель предлагает детям прочесть сказку «Некрасивая кошка»

Кошка знала, что она некрасива. Ведь она сравнивала себя со своими сородичами, да и от людей никогда не слышала слов «Какая красавица». Эти слова доставались другим… Но кошку это не особенно волновало. Беспокоило ее другое – она почти всегда была голодна.
Кошка смутно помнила, как оказалась здесь – на ступеньках, ведущих в метро. Ей казалось, что раньше она жила в теплом месте, которое называлось «квартира». Но может быть, это был только сон, и она всегда жила на ступеньках, по которым каждое утро спускаются в метро серьезные люди, не обращающие на нее особого внимания. Почему кошка осталась здесь? Иногда на ступеньки кто-нибудь бросал печеньку или делился с ней бутербродом, припасенным на завтрак. Временами кошка уходила в подвал соседнего дома. Там было чуточку теплее, но совсем не было еды. Кошка привыкла жить без тепла и впроголодь. Но не могла привыкнуть к одиночеству. Мимо нее каждый день проходило столько людей! Но все они оставались для нее чужими. Ничья улыбка не предназначалась ей. Ничья рука не тянулась ее погладить. И только старушки, продающие у метро цветы, иногда бросали на нее сочувствующие взгляды. Сначала у кошки была надежда, что ее кто-нибудь погладит, но со временем эта надежда окончательно растаяла. Однажды днем кошка увидела молодую женщину, поднимающуюся по ступенькам. В одной руке она несла маленькую девочку, другой держала за руку мальчика постарше и при этом пыталась тащить огромную клетчатую сумку. На одной из ступенек мальчик споткнулся о сумку, упал и громко заплакал. Женщина заметалась. Отпустила сумку и попыталась одной рукой утешить ребенка. Но мальчик продолжал рыдать. Видимо, ему было обидно, что он, хоть и маленький, шел своими ногами, да еще и упал. Тогда кошка подошла к нему и несмело потерлась о его ногу своим худым боком. Она где-то слышала, что кошки умеют уменьшать боль. Мальчик с удивлением посмотрел на нее, а потом замолчал. Немного задумался, а потом погладил ее своей маленькой теплой ладошкой. Кошка замерла. А женщина снова подняла сумку и вместе с детьми стала подниматься по ступенькам. Бабулька, которая у метро продавала васильки, улыбнулась кошке и отломила ей половинку жареного пирожка. Вечером женщина вернулась все с той же клетчатой сумкой – теперь пустой.

– Иди ко мне, киска, – сказала она. – Я возьму тебя домой. Прыгай сюда, – показала она на сумку.

Дома мальчик опять погладил кошку своей розовой ручкой и сказал:

– Какая касавица!

«Р» наш мальчик выговаривать еще не научился.

Работа по сказке

- Покажите чувства, которые испытывала кошка, мама, мальчик.

- выберите одного из героев сказки и обыграйте, а класс должен угадать, кого вы изображаете

- Используя жесты и мимику, покажите красивую и некрасивую кошку.

- нарисуйте то, что вам понравилось в сказке.

6 класс Тема занятия «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства»

Цель: способствовать рефлексии эмоциональных состояний, способствовать адекватному самовыражению.

Задание 1 «Отрицательный герой»

Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрации знакомых сказок. «Красная шапочка», « Три толстяка», « Снежная королева» и т.д определить отрицательных героев этих сказок ( Снежная королева, бабушка, Кай, Герда, разбойничиха, ворона, ворон, Лапландка, маленькая разбойница, принц, принцесса, Суок, Тутти, Гаспар, Три толстяка, Тибул, Просперо, Красная шапочка, волк, бабушка, охотники)

;n=13

- - -

- - -

- - -

- какие эмоции ты испытываешь, кода видишь этих героев. Выбери из предложенного

(ученик прикрепляет ту или иную эмоцию к отрицательному герою сказки).

;n=13

;n=13

Задание 2 «Изобрази чувства»

Ученикам раздаются карточки с названием того или иного героя сказок, ученик изображает так своего героя, с помощью вербальных и не вербальных средств , что бы класс мог узнать о ком идет речь.

Задание 3 «Кто как злится?»

Учащимся предлагается оживить не живые предметы из сказок. Стол из сказки «Курочка ряба», пенек из сказки «Маша и медведь», окошко из сказки «Колобок». Учащимся нужно придумать и рассказать, как эти предметы злятся и что они при этом делают.

Упражнения для «погружения в сказку».

Упражнение-игра №1 «Серый волк и золотая рыбка»

Это упражнение можно назвать и по-другому: «Встреча героев из разных сказок».

Группа из трёх (не более человек) получает простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, их имена записываются на доске и утверждаются. Можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.

Упражнение-игра №2 «Семь волшебных слов»

В самом простом варианте этой игры фигурируют не семь, а всего три слова. С этого упрощённого варианта лучше всего начинать знакомство с этой техникой сказкотерапии.

Игрокам даётся задание: придумать сообща семь (три) слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках. Эти слова записываются на доску (на большой ватманский лист), а затем каждый придумывает сказку с этими словами.

Если в Вашей семье есть навык рассказывать и придумывать сказки сообща, то сказка придумывается совместными усилиями - это всегда интереснее.

Упражнение-игра №3 «Сказка-шиворот-навыворот»

Это очень старый и уважаемый всеми приём развития воображения.

Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чётким сюжетом, в общем, хрестоматийная сказка. Задание: рассказать эту сказку так, чтобы в ней было всё наоборот. Например, Маленький волчонок живёт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город - навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе - опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаёт у него адрес дедушки и спешит по адресу. ...

Игра «Угадай по движению»
Сначала дети встают в круг и вместе с учителем показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: бабку с дедом, бабка и дед плачут, Буренка спит.
Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стулья. Учитель вызывает ребенка, говорит ему на ухо, кого и в какой ситуации он должен показать. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях. Учитель помогает ребятам в описании героя наводящими вопросами.
Учитель: «Посмотрите внимательно на Галю. Как выдумаете, какого из героев сказки она показывает?»
Дети: «Бабушку».
Учитель: Правильно. Как вы догадались?
У Гали глаза веселые или грустные? Дети. Веселые.
Учитель: У
Гали руки опущены или вытянуты вперед?

Дети: «Вытянуты вперед».
Учитель: «Галя быстро ходит ил и медленно?»

Дети: «Медленно».

То же самое выполняется и с другими героями.

Игра «Расскажи сказку руками»

Игра способствуют развитию внимания, памяти, воображения.

На первом занятии учитель читает с детьми определенную сказку. Определяют главных героев, дают характеристику героям

На втором занятии учитель предлагает рассказать сказку необычно. Не использовать речь, а использовать руки. В дальнейшем игру можно усложнить. Учитель раздает карточки с названием сказок, ребенок должен рассказать сказку руками, а другие учащиеся угадывают название сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учителю не ссориться со своим здоровьем

Советы на каникулы Еще несколько дней, и наступит долгожданный отпуск – время, когда можно наконец подумать о себе, а не об учениках, тетрадях, планах… Впереди свободное время и отдых. Помните, к...

Кинезиологические упражнения в логопедической коррекционной работе с детьми

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело мозга, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимани...

Разработка коррекционного занятия "Найди свою игрушку"

Развитие тактильно - двигательного восприятия.Узнавание предметов на ощупь.Цель занятия - учить узнавать знакомые предметы , не просто держать предметы в руках, ощупывать, передвигая пальцы и ладонь п...

Игры и упражнения, используемые в коррекционной ритмике для детей дошкольного возраста.

Коррекционная ритмика  играет большую роль в развитии детей дошкольного возраста.Особенно актуальна эта проблема для детей, находящихся в сиротских учреждениях. Особенности в развитии таких детей...

Игры и упражнения для 1 коррекционного класса

Игры и упражнения для 1 коррекционного класса...

Картотека дидактических игр и упражнений к планированию коррекционно-развивающихся занятий для учащихся 1-4 классов

В картоте дидактических игр и упражнений собран материал для занятий, направленный на развитие у детей ВПФ, внимания, памяти, мышления и речи. Также в них содержатся задания на развитие математических...