сборник игр и упражнений для учителей коррекционного курса "Тропинка к своему Я"
учебно-методическое пособие (6 класс)
Предлагаю сборник игр в помощь учителям ведущим курс "Тропинка к своему Я"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 640.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная коррекционная школа №33 г. Братска»
СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА КОРРЕКЦИОННОМ КУРСЕ «ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я» ПО ТЕМЕ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ»
Подготовила:
Учитель Перегудова В.Н.
6 класс Тема занятия « Кто Я , какой Я»
«Свет мой, зеркальце»
Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки.
Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрацию к сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- К какой сказке относиться данная иллюстрация .
- Вспомнить строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина:
Один из учеников читает строки из сказки
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Кто на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Вопрос к классу.
- С помощью какого предмета царица пыталась узнать информацию о себе?
- Какие качества царицы, называло зеркальце?
- Представьте что у вас в руках, то самое волшебное зеркальце. Назовите 3 положительных качества, которыми вы обладаете.( слабые ученики). 5 положительных качеств (сильные ученики) .
- работа в тетради. Сделайте зарисовку зеркальца и подпишите свои положительные качества.
Добрый отзывчивый
Трудолюбивый веселый
Мягкий Честный
- перечислите героев данной сказки ( царица, царевна, семь богатырей и т.д.)
- С каким героем вы можете сравнить себя.
- С каким героем вы можете сравнить своего соседа по парте и почему?
6 класс. Занятие по теме «Я нужен»
Цель: способствовать осознанию нужности и значимости подростка в обществе.
Учитель предлагает детям прочесть сказку «Некрасивая кошка»
Кошка знала, что она некрасива. Ведь она сравнивала себя со своими сородичами, да и от людей никогда не слышала слов «Какая красавица». Эти слова доставались другим… Но кошку это не особенно волновало. Беспокоило ее другое – она почти всегда была голодна.
Кошка смутно помнила, как оказалась здесь – на ступеньках, ведущих в метро. Ей казалось, что раньше она жила в теплом месте, которое называлось «квартира». Но может быть, это был только сон, и она всегда жила на ступеньках, по которым каждое утро спускаются в метро серьезные люди, не обращающие на нее особого внимания. Почему кошка осталась здесь? Иногда на ступеньки кто-нибудь бросал печеньку или делился с ней бутербродом, припасенным на завтрак. Временами кошка уходила в подвал соседнего дома. Там было чуточку теплее, но совсем не было еды. Кошка привыкла жить без тепла и впроголодь. Но не могла привыкнуть к одиночеству. Мимо нее каждый день проходило столько людей! Но все они оставались для нее чужими. Ничья улыбка не предназначалась ей. Ничья рука не тянулась ее погладить. И только старушки, продающие у метро цветы, иногда бросали на нее сочувствующие взгляды. Сначала у кошки была надежда, что ее кто-нибудь погладит, но со временем эта надежда окончательно растаяла. Однажды днем кошка увидела молодую женщину, поднимающуюся по ступенькам. В одной руке она несла маленькую девочку, другой держала за руку мальчика постарше и при этом пыталась тащить огромную клетчатую сумку. На одной из ступенек мальчик споткнулся о сумку, упал и громко заплакал. Женщина заметалась. Отпустила сумку и попыталась одной рукой утешить ребенка. Но мальчик продолжал рыдать. Видимо, ему было обидно, что он, хоть и маленький, шел своими ногами, да еще и упал. Тогда кошка подошла к нему и несмело потерлась о его ногу своим худым боком. Она где-то слышала, что кошки умеют уменьшать боль. Мальчик с удивлением посмотрел на нее, а потом замолчал. Немного задумался, а потом погладил ее своей маленькой теплой ладошкой. Кошка замерла. А женщина снова подняла сумку и вместе с детьми стала подниматься по ступенькам. Бабулька, которая у метро продавала васильки, улыбнулась кошке и отломила ей половинку жареного пирожка. Вечером женщина вернулась все с той же клетчатой сумкой – теперь пустой.
– Иди ко мне, киска, – сказала она. – Я возьму тебя домой. Прыгай сюда, – показала она на сумку.
Дома мальчик опять погладил кошку своей розовой ручкой и сказал:
– Какая касавица!
«Р» наш мальчик выговаривать еще не научился.
Работа по сказке
- Покажите чувства, которые испытывала кошка, мама, мальчик.
- выберите одного из героев сказки и обыграйте, а класс должен угадать, кого вы изображаете
- Используя жесты и мимику, покажите красивую и некрасивую кошку.
- нарисуйте то, что вам понравилось в сказке.
6 класс Тема занятия «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства»
Цель: способствовать рефлексии эмоциональных состояний, способствовать адекватному самовыражению.
Задание 1 «Отрицательный герой»
Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрации знакомых сказок. «Красная шапочка», « Три толстяка», « Снежная королева» и т.д определить отрицательных героев этих сказок ( Снежная королева, бабушка, Кай, Герда, разбойничиха, ворона, ворон, Лапландка, маленькая разбойница, принц, принцесса, Суок, Тутти, Гаспар, Три толстяка, Тибул, Просперо, Красная шапочка, волк, бабушка, охотники)
- - -
- - -
- - -
- какие эмоции ты испытываешь, кода видишь этих героев. Выбери из предложенного
(ученик прикрепляет ту или иную эмоцию к отрицательному герою сказки).
Задание 2 «Изобрази чувства»
Ученикам раздаются карточки с названием того или иного героя сказок, ученик изображает так своего героя, с помощью вербальных и не вербальных средств , что бы класс мог узнать о ком идет речь.
Задание 3 «Кто как злится?»
Учащимся предлагается оживить не живые предметы из сказок. Стол из сказки «Курочка ряба», пенек из сказки «Маша и медведь», окошко из сказки «Колобок». Учащимся нужно придумать и рассказать, как эти предметы злятся и что они при этом делают.
Упражнения для «погружения в сказку».
Упражнение-игра №1 «Серый волк и золотая рыбка»
Это упражнение можно назвать и по-другому: «Встреча героев из разных сказок».
Группа из трёх (не более человек) получает простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, их имена записываются на доске и утверждаются. Можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.
Упражнение-игра №2 «Семь волшебных слов»
В самом простом варианте этой игры фигурируют не семь, а всего три слова. С этого упрощённого варианта лучше всего начинать знакомство с этой техникой сказкотерапии.
Игрокам даётся задание: придумать сообща семь (три) слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках. Эти слова записываются на доску (на большой ватманский лист), а затем каждый придумывает сказку с этими словами.
Если в Вашей семье есть навык рассказывать и придумывать сказки сообща, то сказка придумывается совместными усилиями - это всегда интереснее.
Упражнение-игра №3 «Сказка-шиворот-навыворот»
Это очень старый и уважаемый всеми приём развития воображения.
Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чётким сюжетом, в общем, хрестоматийная сказка. Задание: рассказать эту сказку так, чтобы в ней было всё наоборот. Например, Маленький волчонок живёт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город - навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе - опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаёт у него адрес дедушки и спешит по адресу. ...
Игра «Угадай по движению»
Сначала дети встают в круг и вместе с учителем показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: бабку с дедом, бабка и дед плачут, Буренка спит.
Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стулья. Учитель вызывает ребенка, говорит ему на ухо, кого и в какой ситуации он должен показать. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях. Учитель помогает ребятам в описании героя наводящими вопросами.
Учитель: «Посмотрите внимательно на Галю. Как выдумаете, какого из героев сказки она показывает?»
Дети: «Бабушку».
Учитель: Правильно. Как вы догадались? У Гали глаза веселые или грустные? Дети. Веселые.
Учитель: У Гали руки опущены или вытянуты вперед?
Дети: «Вытянуты вперед».
Учитель: «Галя быстро ходит ил и медленно?»
Дети: «Медленно».
То же самое выполняется и с другими героями.
Игра «Расскажи сказку руками»
Игра способствуют развитию внимания, памяти, воображения.
На первом занятии учитель читает с детьми определенную сказку. Определяют главных героев, дают характеристику героям
На втором занятии учитель предлагает рассказать сказку необычно. Не использовать речь, а использовать руки. В дальнейшем игру можно усложнить. Учитель раздает карточки с названием сказок, ребенок должен рассказать сказку руками, а другие учащиеся угадывают название сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как учителю не ссориться со своим здоровьем
Советы на каникулы Еще несколько дней, и наступит долгожданный отпуск – время, когда можно наконец подумать о себе, а не об учениках, тетрадях, планах… Впереди свободное время и отдых. Помните, к...
Кинезиологические упражнения в логопедической коррекционной работе с детьми
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело мозга, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимани...

Методическая разработка по самоанализу урока (Коррекционная педагогика) - Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету
Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету....

Разработка коррекционного занятия "Найди свою игрушку"
Развитие тактильно - двигательного восприятия.Узнавание предметов на ощупь.Цель занятия - учить узнавать знакомые предметы , не просто держать предметы в руках, ощупывать, передвигая пальцы и ладонь п...
Игры и упражнения, используемые в коррекционной ритмике для детей дошкольного возраста.
Коррекционная ритмика играет большую роль в развитии детей дошкольного возраста.Особенно актуальна эта проблема для детей, находящихся в сиротских учреждениях. Особенности в развитии таких детей...

Картотека дидактических игр и упражнений к планированию коррекционно-развивающихся занятий для учащихся 1-4 классов
В картоте дидактических игр и упражнений собран материал для занятий, направленный на развитие у детей ВПФ, внимания, памяти, мышления и речи. Также в них содержатся задания на развитие математических...
