Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Лаборатория функциональной грамотности" 5 класс
календарно-тематическое планирование (5 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочим программам МКОУ Большеарбайская СОШ.
Предназначена для преподавания внеурочного курса "Лаборатория функциональной грамотности" в 5 классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 72.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
МКУ Управление образования администрации Саянского района
МКОУ Большеарбайская СОШ
«РАССМОТРЕНО» На заседании педагогического совета МКОУ Большеарбайской СОШ Протокол № 1 от «30» ____08______ 2024г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Большеарбайской СОШ
«30» ____08______ 2024 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МКОУ Большеарбайской СОШ Карчушкина Г.В. Приказ № _63-О_ от «30» ____08______ 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности
«ЛАБОРАТОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для 5-9 классов
на 2024-2025 учебный год
с. Большой Арбай, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Лаборатория функциональной грамотности» разработана на основе с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к основной образовательной программе основного общего образования.
Программа «Лаборатория функциональной грамотности» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ООО МКОУ Большеарбайской СОШ. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС ООО во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами, учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего и среднего подростков.
Программа курса внеурочной деятельности «Лаборатория функциональной грамотности» направлена на формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-. научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания.
Согласно федеральной рабочей программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год в каждом классе..
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛАБОРАТОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Введение. О шести составляющих функциональной грамотности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приёмам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приёмам соотнесения графической и текстовой информации, приёмам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надёжность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность.
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приёмы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность.
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулировванным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
• научно объяснять явления;
• демонтрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
• интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность.
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5-7 классы) и «Основы финансового успеха» (8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учётом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создаёт условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции.
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.
Креативное мышление.
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛАБОРАТОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
• осознание ценности самостоятельности и инициативы;
• наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
• проявление интереса к способам познания;
• стремление к самоизменению;
• сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
• активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
• проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
• освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
• готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
• осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
• владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
• владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. с помощью схем и знако-символических средств;
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать все вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
• понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
• овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
• представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
• извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
• анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
• определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
• умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
• овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:
• Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
• Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами),
решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
• Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
• Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
• Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
• Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять
периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, площадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
• Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
• Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
• Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:
• умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;
• умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
• умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
• умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в
зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;
• умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
• сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
• умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
• умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
• освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений
• формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
• формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
• формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств,
при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
• формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг)
• формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
• приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
• освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
• формирование предпосылок научного типа мышления;
• освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
• проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
• демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;
• предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
• ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Читательская грамотность: «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
2 | Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» ( | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» | 5 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» | 4 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | |||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Читательская грамотность: «Читаем, различая факты и мнения» ( | 5 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
2 | Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» | 5 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» | 4 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» ( | 7 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | |||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | |||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Читательская грамотность: «В мире текстов: от этикетки до повести» | 5 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
2 | Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» | 5 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» | 9 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» | 4 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире.» ( | 4 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | |||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | |||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
2 | Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» ( | 5 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» | 4 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире. » | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | |||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | |||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | ||
2 | Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» | 5 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | ||
Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | |||
Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» | 4 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | |||
Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире.» | 6 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | |||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ); | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | |||
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеарбайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Педагогическим советом МКОУ Большеарбайская СОШ Протокол №___1___ от «_30_» августа 2024 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ Большеарбайская СОШ _________ Поддубская Е.П. «_30_» августа 2024 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного курса внеурочной деятельности
«ЛАБОРАТОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для 5 класса
на 2024-2025 учебный год
ФИО учителя:
Л.А. Алексеева
с. Большой Арбай, 2024
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Форма занятия | ЭОР/ЦОР | |
План | Факт | |||||
1 | Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) | 4.09 | Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия | |||
2 | Работаем над проектом (Школьная жизнь) | 11.09 | Беседа, обсуждение | |||
3 | Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) | 18.09 | Беседа, обсуждение. Фотоквест | |||
4 | Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) | 25.09 | Беседа с обсуждением | |||
5 | По страницам биографий (Великие люди нашей страны) | 2.10 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
6 | Мир моего города (Человек и технический прогресс) | 9.10 | Обсуждение, дискуссия, отработка навыков | |||
7 | Мои увлечения | 16.10 | Беседа, обсуждение | |||
8 | Мои увлечения | 23.10 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
9 | Растения и животные в нашей жизни | 6.11 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
10 | Растения и животные в нашей жизни | 13.11 | Беседа, обсуждение, отработка навыков | |||
11 | Загадочные явления | 20.11 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
12 | Загадочные явления | 27.11 | Лекция, беседа, обсуждение | |||
13 | Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями
| 4.12 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
14 | Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые | 11.12 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
15 | Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи | 18.12 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
16 | От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания | 25.12 | Беседа, обсуждение, отработка навыков | |||
17 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы | 15.01 | Беседа, обсуждение | |||
18 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы | 22.01 | Беседа, обсуждение. Фотоквест | |||
19 | Путешествия и отдых | 29.01 | Беседа с обсуждением | |||
20 | Транспорт | 5.02 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
21 | Здоровье | 12.02 | Обсуждение, дискуссия, отработка навыков | |||
22 | Домашнее хозяйство | 19.02 | Беседа, обсуждение | |||
23 | Домашнее хозяйство | 26.02 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
24 | Собираемся за покупками: что важно знать | 5.03 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
25 | Делаем покупки: как правильно выбирать товары | 12.03 | Беседа, обсуждение, отработка навыков | |||
26 | Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем | 19.03 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
27 | Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя | 2.04 | Лекция, беседа, обсуждение | |||
28 | «Деньги – не щепки, счетом крепки» | 9.04 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
29 | «Деньги – не щепки, счетом крепки» | 16..04 | Презентация результатов обсуждения | |||
30 | Мы умеем дружить | 23.04 | ||||
31 | Общаемся с одноклассниками и живем интересно | 30.04 | Работа в парах. | |||
32 | Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным? | 7.05 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | |||
33 | Можем ли мы решать глобальные проблемы. Начинаем действовать | 14.05 | Беседа, обсуждение, практикум, отработка навыков | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru ); | ||
34 | Промежуточная аттестация | 21.05 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...

На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов
программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...

Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа рассчитана на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орфография» 7 - 8 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орфография» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика"
Программа предназначена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 1ч/нед....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся»
Программа нацелена на развитие:способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использовани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

