Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика"
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Программа предназначена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 1ч/нед.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика"(8 класс. 35 ч)

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики;

• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

• Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;

• Формирование познавательной и информационной культуры, навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

• Формирование основ экологического сознания и необходимости ответственного, бережного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

• Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности .

Метапредметные:

• Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

• Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• Умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• Формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

• Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

•  Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные:

В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
  • описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.

В ценностно - ориентационной сфере:

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием химических веществ.

В трудовой сфере:

проводить химический эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

соблюдать правила безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием.

Содержание курса внеурочной деятельности

        Введение. Основы безопасного обращения с веществами (1 ч). Цели и задачи курса. Знакомство с содержанием курса и требованиями к организации и проведению занятий. Правила безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Правила пожарной безопасности.

 

        Раздел 1. В лаборатории удивительных превращений (13 ч). Занимательные опыты с веществами, используемыми в быту ("Химические водоросли", "Химические медузы", "Несгораемый платочек", "Несгораемая нить" и др.).

        Занимательные опыты с лекарственными веществами ("Фараоновы змеи", опыты с использованием йода, зелёнки, марганцовки, спирта, борной кислоты, ацетилсалициловой кислоты, перекиси водорода и др.).

        Занимательные опыты с газами ("Ныряющее яйцо", "Дым без огня", "Взрыв гремучего газа", "Аммиачный фонта" и др.).

        Опыты с растворами ( "Апельсин - лимон - яблоко", "Получение молока, вина, газировки", "Кровь без раны", "Химическая радуга" и др.).

        Занимательные опыты с кислотами ("Химический снег", "Обугливание сахара", "Фейерверк в цилиндре", "Таинственные чернила" и др.).

        Опыты с солями ("Зимний пейзаж в стакане", "Золотой дождь", "Золотая осень", "Серебряный цветок", "Химические деревья", "Оловянный солдатик" и др.).

        Занимательные опыты с присутствием огня ("Самовозгорание свечи, костра", "Волшебная палочка", "Химические светлячки", "Горящий сахар", "Вулканы на столе", "Химический фейерверк", "Гибель эскадры" , "Вода - поджигатель"и др.).

        Практические работы. 1. Получение мыла щелочным омылением жиров. 2. Приготовление растворов определённой концентрации. 3. Выращивание кристаллов солей.

        Раздел 2. В лаборатории юного исследователя (11 ч). Опыты с природными объектами (вода, почва).

        Практические работы. 4. Исследование свойств природной воды. 5. Определение жёсткости природной воды методом титрования. 6. Анализ почвы. 7. Анализ снежного покрова.

        Опыты с пищевыми продуктами.

        Практические работы. 8. Исследование свойств газированных напитков. 9. Исследование качественного состава мороженного. 10. Исследование свойств шоколада. 11. Исследование чипсов. 12. Исследование свойств жевательной резинки. 13. Определение витамина С в фруктовых соках и нектарах. 14. Исследование свойств пакетированного чёрного чая.

        Раздел 3. В творческой лаборатории. Творческий отчёт. Оформление результатов исследования в форме НИР, представление работ на научно - практической конференции. Составление сценария внеклассного мероприятия с использованием занимательных химических опытов.

        Резерв учебного времени - 4 ч

        

Название программы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика". Составитель Черногорова Л.В., учитель химии МБОУ СШ № 31 г. Липецка

Количество часов за год

35

Количество часов в неделю

1

Количество резервных часов

4

Классы

8

Учитель

Черногорова Лариса Викторовна

Четверть,

неделя

урока

в курсе

урока

в теме

Тема курса, тема урока

Коррекция планирования

Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (1 ч)

I четверть

1

1

1

Цели и задачи курса. Знакомство с содержанием курса и требованиями к организации и проведению занятий. Правила безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Правила пожарной безопасности.

Раздел 1. В лаборатории удивительных превращений. (13 ч)

2

2

1

Занимательные опыты с веществами, используемыми в быту ("Химические водоросли", "Химические медузы", "Несгораемый платочек", "Несгораемая нить" и др.).

3

3

2

Практическая работа. 1. Получение мыла щелочным омылением жиров.

4

4

3

Занимательные опыты с лекарственными веществами ("Фараоновы змеи", опыты с использованием йода, зелёнки, марганцовки, спирта, борной кислоты, ацетилсалициловой кислоты, перекиси водорода и др.).

5

5

4

6

6

5

Занимательные опыты с газами ("Ныряющее яйцо", "Дым без огня", "Взрыв гремучего газа", "Аммиачный фонта" и др.).

7

7

6

Опыты с растворами ( "Апельсин - лимон - яблоко", "Получение молока, вина, газировки", "Кровь без раны", "Химическая радуга" и др.).

8

8

7

Практическая работа 2. Приготовление растворов определённой концентрации.

9

9

Резерв

II четверть

1

10

8

Занимательные опыты с кислотами ("Химический снег", "Обугливание сахара", "Фейерверк в цилиндре", "Таинственные чернила" и др.).

2

11

9

Опыты с солями ("Зимний пейзаж в стакане", "Золотой дождь", "Золотая осень", "Серебряный цветок", "Химические деревья", "Оловянный солдатик" и др.).

3

12

10

4

13

11

Практическая работа 3. Выращивание кристаллов солей.

5

14

12

Занимательные опыты с присутствием огня ("Самовозгорание свечи, костра", "Волшебная палочка", "Химические светлячки", "Горящий сахар", "Вулканы на столе", "Химический фейерверк", "Гибель эскадры" , "Вода - поджигатель"и др.).

6

15

13

7

16

Резерв

Раздел 2. В лаборатории юного исследователя. (11 ч)

III четверть

1

17

1

Практическая работа 4. Исследование свойств природной воды.

2

18

2

Практическая работа 5. Определение жёсткости природной воды методом титрования.

3

19

3

Практическая работа 6. Анализ почвы.

4

20

4

Практическая работа 7. Анализ снежного покрова.

5

21

5

Практическая работа 8. Исследование свойств газированных напитков.

6

22

6

Практическая работа 9. Исследование качественного состава мороженного.

7

23

7

Практическая работа 10. Исследование свойств шоколада.

8

24

8

Практическая работа 11. Исследование чипсов.

9

25

9

Практическая работа 12. Исследование свойств жевательной резинки.

10

26

Резерв

11

27

Резерв

IV четверть

1

28

10

Практическая работа 13. Определение витамина С в фруктовых соках и нектарах.

2

29

11

Практическая работа 14. Исследование свойств пакетированного чёрного чая.

Раздел 3. В творческой лаборатории (6 ч).

3

30

1

Творческий отчёт. Оформление результатов исследования в форме НИР, представление работ на научно - практической конференции. Составление сценария внеклассного мероприятия с использованием занимательных химических опытов.

4

31

2

5

32

3

6

33

4

7

34

5

8

35

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный ботаник"

Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный модельер"

Предсталяю вашему вниманию рабочую программу для ведения в общеобразовательных учреждениях кружка "Юный модельер". Данная программа расчитана на 35 часов в год, для учащихся 5-8 классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный шахматист" для 1-4 кл

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» предназначена для спортивно - оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1-4 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный журналист»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Юный журналист»(общеинтеллектуальное направление)для 6-8 классов(основное общее образование)Количество часов: 35...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный инженер - нейротехнолог»

Рабочая программа рассчитана на изучение курса с использованием Цифровой лаборатории в области нейротехнологий в рамках деятельности центра «Точка роста», и является неотъемлемой частью ме...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный химик"

Данная программа внеурочной деятельности расчитана на обучающихся 8 класса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения" для 5 классов

Цель рабочей программы:·обучить учащихся оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения, объяснять своё отношение к поступкам с п...