Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный модельер"
календарно-тематическое планирование по технологии на тему

Жандетова Диана Набибулловна

Предсталяю вашему вниманию рабочую программу для ведения в общеобразовательных учреждениях кружка "Юный модельер". Данная программа расчитана на 35 часов в год, для учащихся 5-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kr.jun_.modeler_zhandetova.doc670 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Направленность программы кружка «Юный модельер»:

• развитие творческих способностей детей;

• развитие креативного мышления;

• формирование разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Новизна учебной программы состоит в том, чтобы не дублировать программный материал по технологии, а с помощью внеклассных занятий расширять и углублять сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования в том, что она имеет широкие возможности в решении задач общеобразовательного характера.

Цель программы: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи:

• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

 • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

  • Привитие познавательного интереса к созданию одежды.
  • Формирование умений и навыков в пошиве одежды.
  • Воспитание художественного вкуса, трудолюбия, целеустремлённости.
  • Создание условий для более полной и всесторонней реализации творческой активности, индивидуальных способностей.
  • Формирование навыков и умений в вязании одежды крючком.
  • Обучение основным видам дизайна готового изделия.

Отличительные особенности данной программы кружка «Юный модельер» от уже существующих в том, что содержательное направление усилено на развитие творческих способностей ребенка.

Срок реализациипрограммы: 1 год.

Возраст детей, участвующих  в реализации данной программы составляет 10 – 13 лет, это обучающиеся 5 – 8-х классов.

Психолого-педагогические особенности возрастной категории обучающихся: так как программа рассчитана на освоение детьми определенного возраста, следует учитывать возрастные и гендерные характеристики, личностные и образовательные возможности и потребности контингента обучающихся. При реализации данной программы возможно выявление одаренных детей.

Формы занятий:

1.Демонстрация изделий.

2.Занятия с элементами лекций.

3.Практические занятия.

4.Самостоятельная работа с литературой.

5.Проектная деятельность.

При работе применяются индивидуальные и коллективные формы деятельности, групповая и командная организация труда. Предпочтение отдается практической работе.

Режим и продолжительность занятийв объединении зависят от возраста детей и направленности программы.

Количество занятий и учебных часов в неделю составляет один раз в неделю по 1 часу. Всего в год 35 часов в год.

Количество обучающихся в объединении составляет 15 человек, в возрастной категории от 10 до 13 лет.

Особенностей при осуществлении набора детей в кружок «Юный модельер» не выявлено. Проводится общедоступный набор.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

 учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителяобъяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно – прикладного искусства.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

— слушать и понимать речь других.

       Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. Составление альбома лучших работ.
  2. Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе,
  3. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
  4. Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.

В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с темами:

  • основы художественного проектирования одежды;
  • основы конструирования и моделирования одежды;
  • технология изготовления швейных изделий;
  • дизайн готового изделия и его обработка;
  • технология изготовления вязанного изделия.

Оценка  результатов  образовательной деятельности

Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов обученияявляются выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, изделия, различные  направления  творчества. Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Тема

Количество часов

1. Индивидуальный пошив одежды( 8 часов )

1

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Понятие «мода». Составление плана работы.

1

1

2

Выбор эскиза изделия. Работа с журналами мод.

1

1

3

Снятие выкроек с журналов мод. Раскрой ткани.

1

1

4

Подготовка и проведение примерки.  Снятие мерок.

1

1

5

Пошив изделия. Проектная деятельность. Представление готового изделия.

1

1

2

6

Обработка деталей кроя. Окончательная обработка ткани. Примерка.

2

1

2.  Моделирование женской одежды (6 часов )

7

Понятие моделирования. Построение конструкции прямой юбки

30 (мин.)

30 (мин.)

1

8

Построение базовой конструкции.

1

1

9

Создание юбки по эскизу с использованием готового лекала прямой юбки.

1

1

10

Построение конструкции классической юбки

1

1

11

Способы создания юбки – «колокол» на базе конструкции прямой юбки. Защита проекта

« Юбка-колокол».

1

1

12

Подготовка к Новому Году. Изготовление новогодней игрушки.

1

1

3. Виды декоративно-художественного оформления изделий( 6 часов )

13

Виды декоративно-художественного оформления изделий.

1

1

14

Вышивание бисером и плетение различных фигур для оформления изделия. Проект «Брошь - бисерная стрекоза».

1

1

15

Вышивание гладью  для дизайна изделия.

1

1

16

Вышивка тамбурным швом.

1

1

17

 Создание объемных фигур из ткани (цветок). Работа над проектом «Весенние цветы».

1

1

18

Дизайн атласными лентами плечевых изделий.

1

1

4. Технология вязания( 15 часов )

19

Основные приемы вязания. Техника воздушных петель. Изделие «Карандашница».

1

1

2

20

Полустолбик и столбик с накидом. Изделие «Роза». Изделие «Кухонная прихватка».

2

2

21

Вывязывание полотен различной формы. Вязание по схемам. Проект «Ажурный шарфик». Защита проекта.

2

2

22

Технология изготовления вязанной одежды и обуви. Снятие мерок. Изделие «Вязанные тапочки». Защита проекта.

2

2

23

Изготовление ажурной шали или косынки  из отдельных деталей по схеме.

3

3

24

Технология вязания варежек. Проект «Ручки в тепле».

1

1

25

Изготовление детской шапочки. Дизайн изделия.

2

2

26

Окончательная обработка изделий. Дизайн вязанной одежды. Отчет по кружковой работе.

1

1

Итого:

35 часов

Содержание изучаемого курса.

Раздел I. Индивидуальный пошив одежды (8 часов):

Техника безопасности при выполнении швейных изделий. Понятие «мода». Выкройки – что это и как их изготавливают? Применение готовых выкроек из журналов. Понятие раскроя ткани. Мерки. Виды мерок. Снятие мерок. Пошив изделия. Виды машинных швов. Техника безопасности при работе со швейными машинами. Крой изделия и его детали. Виды первичной обработки деталей кроя. Обработка изделия. Оверлок. Зигзагообразная строчка. Подгиб. Влажно-тепловая обработка готового изделия.

Раздел II. Моделирование женской одежды (6 часов) :

Моделирование. Конструкция одежды. Виды юбок. Конструкция прямой юбки. Конструкция классической юбки. Юбка-колокол на основе прямой юбки. Построение конструкции юбки-колокол. Обработка деталей кроя юбки.

Раздел III. Виды декоративно-художественного оформления изделий (6 часов) :

Оформление готовых изделий. Виды оформления. Виды декоративного оформления. Бисер. Плетение бисером различных фигур. Вышивание бисером. Технология. Виды вышивки для художественного оформления изделия. Вышивание гладью. Технология. Тамбурный шов. Техника выполнения. Объемные фигуры. Понятие. Виды. Технология выполнение объемной фигуры – цветок. Дизайн атласными лентами. Этапы выполнения.

Раздел IV. Технология вязания (15 часов) :

Вводное занятие. Какие бывают нити. О пряже и волокнах. Виды крючков. Соответствие толщины ниток и крючка. Как оборудовать рабочее место. Воздушная петля. Столбик без накида. Полустолбик. Технология выполнения различных изделий с применением различной техники вязания крючком. Понятие вязанного полотна. Расчет материала для вывязывания полотна. Виды полотен. Снятие мерок для вязанных изделий. Размер обуви. Размер вязанной обуви. Сшивание отдельных деталей. Обхват головы для изготовления вязанных шапочек. Окончательная обработка крючком. Столбик без накида. Плотность вязания.Дизайн вязанных изделий. Отчет о кружковой работе.

Список литературы

  1. Журналы мод «Бурда моден»
  2. «Аксессуары из ткани» «Ниола-пресс» 1998г.
  3. Волчек Н.М. Лоскутное шитье. Минск, 2000.
  4. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. / Под ред. А.Ф. Ахабадзе, А.Л. Грекуловой, К.В. Жукова и др. М.: Советская энциклопедия, 1979.
  5. Поливалина, Л.А. Большая энциклопедия домоводства. М.: РИПОЛ классик, 2000.
  6. Техника шитья лоскутных аппликаций / Авт.-сост. Сидоренко В.И. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  7. Журналы «Школа и производство».
  8. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/rabochaya-programma-po-predmetu-shveinoe-delo-5-klass-spet