РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный журналист»
рабочая программа

Петрова Анна Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный журналист»

(общеинтеллектуальное направление)

для 6-8 классов
(основное общее образование)

Количество часов: 35

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_yunyy_zhurnalist.docx57.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № 01 от

 «31» августа   2018   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«31» августа 2018   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«01» сентября 2018    г.   №365

                         

                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный журналист»

(общеинтеллектуальное направление)

для 6-8 классов
(основное общее образование)

Количество часов: 35

                Составитель: Петрова А. И.,
                                                                                        учитель русского языка и литературы
                                                                           МБОУ гимназии г. Советский

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Юный журналист»

 составлена на основе нормативно — правовой базы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013г.;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря  2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373»  

Обоснованием необходимости разработки и внедрения в нашей школе программы творческой самореализации и социализация подростка через участие в творческом объединении «Юный журналист» стала необходимость объединить детей, мало вовлеченных в общественную жизнь школы, вокруг интересного творческого дела. Сбор материала, выпуск газеты дают возможность каждому найти занятие по силам и интересам и в дальнейшем развивать свои творческие, организационные, прикладные навыки, самосовершенствоваться. Обучение основам журналистики является эффективным  и целесообразным педагогическим приемом повышения интереса детей к получению новых знаний.

За последние 20 лет в нашей стране во всех сферах жизни произошли значительные изменения. Изменение жизненных приоритетов поставило перед каждым человеком немало вопросов. Где искать ответы? В средствах массовой информации. А каким из них можно верить? Ведь публикации в разных газетах, различные радио- и телепередачи дают свои, порой прямо противоположные рецепты преодоления трудностей. Взрослому человеку не каждому по силам разобраться. Что делать детям и подросткам, которым особенно важно определить точные приоритеты: с кого брать пример; что такое хорошо, что такое плохо.

На эти и подобные им вопросы средства массовой информации отвечают по-разному. Даже в детских изданиях исходные позиции различны: одни пытаются вести разговор о духовности и нравственности, а другие наоборот  говорят только о материальных ценностях. Не может не беспокоить, что у подростков самые читаемые издания – это издания «жёлтой прессы».

Программа «Юный журналист» является для учащихся желанием ввести подростков в мир информации, сориентировать в нем, дать возможность проявить свои лучшие качества. Журналистика - это прекрасная возможность для педагога познакомить детей с разными профессиями в СМИ и создать ситуацию успешности для каждого.

Отличительной особенностью программы является упор на практическую деятельность (выпуск газеты), где положительный  результат зависит от целенаправленных и  согласованных действий всей команды.

Программа «Юный журналист» имеет широкие интегративные возможности с курсом общеобразовательных дисциплин. Более всего обеспечивается преемственность таких  предметов как русский язык и литература, т.к. дети в первую очередь расширяют свои познания в области устного и печатного слова. А так же за счет расширения кругозора по различным темам: история, краеведение, обществоведение, география, социология, психология взаимоотношений. В ходе освоения программы обучающиеся более углубленно и заинтересованно знакомятся дополнительно с материалами к урокам, что находит свое отражение в тематических выпусках газет. Кроме того, юные журналисты - активные участники и нередко инициаторы общешкольных мероприятий. Участие в программе является для детей мощным мотивирующим фактором  на улучшение отметок по общеобразовательным предметам.

Цель программы: предоставить детям возможность проявления творческих способностей через обучение основам журналистики, развитие социальной адаптации в процессе работы над  выпуском газеты.

В ходе реализации программы обеспечивается решение следующих задач:

  • помочь обучающимся проявить свои творческие способности и активно их использовать;
  • выявить круг интересов детей, дать определенный объем новых знаний в области журналистики и литературы;
  • способствовать стремлению к саморазвитию и социализации детей.
  • создать условия для формирования современного социально-активного нравственного человека, имеющего твердую гражданскую позицию, способного отстаивать и защищать свои взгляды;
  • способствовать формированию у обучающихся нравственных устоев.
  • знакомить обучающихся с азами журналистики;
  • прививать обучающимся  «вкуса» и привычки к получению, осмыслению и анализу различной информации.

Для реализации данной программы имеется постоянно закрепленный оснащенный  кабинет для проведения занятий. Для работы по программе необходимы: литература по теме, материалы, описывающие опыт юнкоровского движения в России, подборка интересных статей для  обсуждения. Выпуски газет, выполненные детьми, собираются в специальную подшивку.

Формы проведения занятий:

Теория: лекции; диспуты,  обсуждение статей и литературных работ; самостоятельное конспектирование и реферирование специальной литературы и документального материала.

Практика: обобщение в игровой форме (мини-КВН, брейн-ринги, блиц опросы, аврал-макеты и др.), игровые формы; практические занятия на закрепление, экскурсии, встречи с интересными людьми; выходы в город; на природу, в библиотеку и др.; написание индивидуальных и коллективных творческих работ; создание личного рукописного журнала, тренинги, участие в мероприятиях школы. Работа над выпуском очередного номера школьной газеты «Школьный перезвон»; проведение школьных мероприятий и участие в  общественно-значимых мероприятиях города; написание и реализация проектов разной тематики.

Общепедагогические принципы, такие как научность, системность, доступность, связь теории с практикой были положены в основу при разработке программы. При построении учебного материала программы разработчик опирался на работы следующих авторов: Я. Корчака «О школьной газете», Васильевой Л. А. «Делаем новости», М. Руденко «Журналистика: первый шаг», О.Кочетковой «Шпаргалка» и других, а также использование опыта г. Челябинска в работе с юными корреспондентами.

Воспитательные аспекты:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Формы деятельности:

-участие в районных и городских конкурсах;

-выполнение творческих работ.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

-первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

-первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации новых номеров школьной газеты;

-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формы деятельности:

-презентация учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда;

-участие в разработке и реализации различных проектов.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

-формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту;

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Формы деятельности

-знакомство с лучшими детскими изданиями.

-посещение фестивалей фотовыставок.

-конкурс фотографий.

Программа предназначена для детей в возрасте 12 – 15 лет. Занятия проводятся один  раз в неделю       по 1 часу. Всего 35 часов.

Ценностные ориентиры содержания образовательной

программы «Юный журналист»

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Изучение журналистики должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:

  • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
  • развитие умения учиться как первого шага к профессиональной ориентации;
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

Весь предлагаемый для изучения материал дети получают в виде доступной беседы, а закрепляют в игровой форме: викторины, конкурсы, даже инсценировки могут быть использованы для выявления их умений и способностей, для закрепления полученных знаний и навыков. Знакомство с журналистикой происходит на уровне терминологии, а основное внимание обращается на развитие таких качеств, как наблюдательность, внимательность, интерес к окружающему, умение вести беседу.

Основой для проведения занятий являются детские печатные издания и соответствующие телевизионные и радиопередачи. Наиболее интересные публикации зачитываются вслух или рекомендуются для чтения дома, вместе с родителями. Очень важным моментом знакомства с печатными материалами должен стать анализ не только содержания публикаций, но и выявление нравственно-этических позиций авторов. Дети должны сразу усвоить, что в число профессиональных качеств журналиста входят не только творческие способности, но и такие человеческие характеристики, как честность, порядочность.

Чтобы пробудить у школьников интерес и вкус к получению информации, каждое занятие начинается с «разминки» - своеобразного «пресс-экспресса» (сначала это делает сам преподаватель, а постепенно к участию в обзорах печати могут быть привлечены и дети).

Постепенно анализируется содержание газет и журналов (все еще детских и молодежных) школьники знакомятся с определениями темы и жанра в журналистике, с классификацией публицистических жанров. Понятие об информации как поток новых сведений приводится в соответствие с новыми знаниями.

Информационные жанры выделяются в особый вид. Школьниками делаются первые попытки написать не просто сочинение, а материал в газету в жанре информационной заметки или репортажа. Учащиеся знакомятся с их жанровыми признаками, учатся по этим признакам определять жанры газетных публикаций.

От умения «смотреть и видеть», «слушать и слышать» происходит переход к новой ступеньке на пути к журналистике - к умению интересно рассказать об увиденном и услышанном. И здесь на первое место выходят практические занятия. На каждом занятии учащиеся либо пишут материалы по заданию учителя, либо анализируют выполнение домашнего задания, либо разбирают  публикации из газет и журналов.

Очень важным моментом в этих занятиях является обязательный подробный разбор всех написанных детьми работ. Каждый юный автор должен знать, что у него получилось хорошо, что неудачно, какие свои способности он должен развивать, от чего избавляться. Успех в работе может обеспечить только индивидуальный подход к каждому слушателю.

При анализе опубликованных материалов учащихся учатся оценивать их не просто с позиции «понравилось» или «не понравилось», а овладевают умением разбираться в содержании, определять его актуальность и злободневность.

Учащиеся  знакомятся с простейшими правилами редактирования, определяют виды текстов по способу их изложения, соотносят эти виды с жанрами публикаций, выбирают для определенного жанра нужный вид. Продолжается знакомство с жанрами. Учащиеся пишут и подробно анализируют зарисовки по предложенным портретам, пейзажным снимкам. Учатся оценивать главные и второстепенные признаки предметов и явлений.

Основное внимание отводится освоению навыков ведения беседы. Изучается интервью как универсальный метод получения информации. Естественно, основой является практическая деятельность учащихся. Они придумывают интересные темы бесед, формулируют вопросы, проводят на занятиях эти беседы, обсуждают их, а дома излагают в письменной форме (учатся писать в жанре интервью).

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Отчетными мероприятиями так же являются выпуски газет. Так же в конце года устраивается родительская конференция, где дети представляют творческий отчет о проделанной за год работе. Все выпуски газет составляют летопись школы, так как школьная газета отражает все события прошедшие за год. В конце года можно устроить открытую пресс-конференцию для учащихся и родителей.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты освоения образовательной программы «Юный журналист»

Регулятивные универсальные учебные действия

У школьника  будут сформированы:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- умение адекватно воспринимать оценку учителя;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

- умение  выполнять практическую работу по предложенному учителем плану.

Школьник  получит возможность научиться:

 - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

- умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

- умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Школьник  получит возможность научиться:

-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение составлять план и последовательность действий;

- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Школьник  получит возможность научиться:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

У школьника  будут сформированы:

- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Школьник  получит возможность научиться:

  -использовать полученные знания для решения поставленных задач;

 - преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- умение использовать  общие приёмы решения задач;

- умение выбирать наиболее эффективные способы для решения поставленных задач.

- умение анализировать информацию;

- умение сравнивать;

- умение проводить аналогии.

Школьник  получит возможность научиться:

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

У школьника  будут сформированы:

        - умение формулировать собственное мнение и позицию;

        - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в письменной и устной речи, доступной для понимания;

- умение задавать вопросы.

Школьник получит возможность:

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Школьник  получит возможность научиться:

        оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

- умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- умение обращаться за помощью к другим участникам образовательного процесса;

- умение формулировать свои затруднения;

       Школьник  получит возможность научиться:

-осуществлять взаимный контроль при работе с партнёром.

Предметные результаты освоения образовательной программы «Юный журналист»

Школьник научится:
- различать основные понятия журналистики;
- классифицировать печатные издания по различным признакам (возраст, пол аудитории и т.д.);
- ориентироваться в рубриках печатных изданий.
Школьник получит возможность научиться:

-  самостоятельно использовать различные жанры журналистики в работе.
- работать с газетными текстами детских печатных изданий;

- составлять план работы по заданной теме;

- работать по плану при создании творческих работ.

- самостоятельно выполнять творческие проекты по заданной тематике.

- находить источники интересной информации, работать с документами;

- корректировать собственный и чужой тексты;

- составлять анкеты для интервью.

Школьник получит возможность научиться:

- самостоятельно создавать тексты в различных жанрах художественной литературы и публицистики

II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

1

Профессия журналиста.

2

Виды газетных и журнальных публикаций

3

Печатные издания и телевидение.

4

Выпуск газеты «Школьный перезвон»

5

Заметка.

6

Экскурсия в редакцию газеты «Первая Советская»

7

Интервью

8

Репортаж

9

Рецензия, отзыв.

10

Выпуск газеты «Школьный перезвон»

11

Проблемная статья.

12

Социологический опрос.

13

Встреча с журналистами телевидения г.Советский

14

Культура речи.

15

Знакомство с термином «газетный язык».

16

Защита данных и изображения

17

Права и обязанности журналиста.

18

Профессия-репортер

19

Источники информации. Как составлять собственный архив.

20

Как находить  нужную информацию

21

Выпуск газеты «Школьный перезвон»

22

Чем является информация. Типы информации.

23

Верстка.

24

Интервью

25

Подготовка к интервью. Составление списка вопросов.

26

Репортаж

27

Тема для репортажа.

28

Выпуск газеты «Школьный перезвон»

29

Техника письма.

30

Публицистическая статья

31

Графическое оформление текста.

32

Заглавие в тексте.

33

Жанры журналистики

34

Фельетон в современной прессе.

35

Выпуск газеты «Школьный перезвон»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

1.Программа  курса "Журналистика: первый шаг", М. Руденко, Российская академия образования, ОЛ "Всероссийская заочная многопредметная школа" при МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 2001г.

2.Положение "Теоретическое и практическое освоение газетных жанров", Москва, ЮНПРЕСС.

3.Васильева Л. А. Делаем новости. Учебное пособие, М.: Аспект Пресс, 2003.

4.Журнал. Практика административной работы в школе. №5 2006 //Элективный курс для учащихся 9-х классов «Основы журналистики». Щербакова М.//

5.Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 1998.

6.Информационное право. Составитель Д.Г. Шишкин, М.,2002
7. Новое информационное законодательство РФ. Под редакцией А.К. Симонова. М., 2004. 8.Международное Информационное право. Автор-составитель Т.М. Смыслова, М., 2002.

9. Авторское право. Автор-составитель С.И. Земскова, М. 2002.
10. Правовое регулирование рекламы в средствах массовой информации. Автор-составитель Т.М. Смыслова, М., 2004.

11.Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов. М., 2004.

12.Профессиональная этика журналиста. Документы и справочные материалы. М., 2004.

Литература для родителей и учащихся:

1.Методическое пособие "Шпаргалка", О. Кочеткова, "Фестиваль юных корреспондентов и радиожурналистов-2000", д/л "Звездный", ВДЦ "Орленок".

2.Васильева Л. А. Делаем новости. Учебное пособие, М.: Аспект Пресс, 2003.

3.Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 1998.

4.Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"

Рабочая программа « Юный журналист  реализует  художественно-эстетическое  направление во внеурочной деятельности в 5 классе...

Программа внеурочной деятельности «Юные журналисты»

Программа внеурочной деятельности «Юные журналисты»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный журналист»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности«Юный журналист»...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Юный журналист» (6-7 классы)

В календарно-тематическом планировании указаны темы занятий по внеурочной деятельности, на которых дети на только будут знакомиться с особенностями журналистской работы, но и сами создадут школьную га...