Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа « Юный журналист  реализует  художественно-эстетическое  направление во внеурочной деятельности в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_zhurnalist.docx52.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

с углубленным изучением отдельных предметов

городского округа Самара

ПРОГРАММА

КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 « ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

в 5 классе

                                                                                           Составитель:

учитель   русского языка и литературы

 Елисеева Марина Александровна

2015 - 2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа « Юный журналист  реализует  художественно-эстетическое  направление во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом   основного  общего образования второго поколения.

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Возможностей у ребят выражать свои мысли, излагать свои идеи, грамотно научиться выражать чувства явно недостаточно.

А между тем возрастные особенности детей позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативной компетентности.

Программа «Юный журналист» рассчитана на учащихся пятого класса, увлекающихся литературной и художественно-творческой деятельностью, сможет помочь учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.

Работа по  данной программе  поможет учащимся развивать и повышать культуру речи, научит общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.

 Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Актуальность программы.

Актуальность данного курса обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса  школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Новизна программы.

Новизна  программы  «Юный  журналист» состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности   школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы занятия, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка и литературы.

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.

Цель программы.

Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело.

Задачи программы.

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;
  • формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
  • активизировать познавательную мыслительную деятельность;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
  • прививать культуру общения;
  • воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
  • воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
  • развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, оформлять альбомы, стенды.
  • формировать творческие способности детей;
  • уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
  • использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
  • уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.

Содержание и методы деятельности.

        Особенностью методики проведения занятий во внеурочной деятельности  является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. Основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 10- 12 лет .Настоящая программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов—70. Продолжительность одного занятия – 40 минут.

        Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавает что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобретает навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; учится писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.  

         Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих разностороннему личностному развитию школьников.

Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общими  и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать основную программу школы.

Форма проведения занятий.

В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий:

- ролевые  игры;

- свободная творческая дискуссия;

- проблемная ситуация;

- групповая и парная работа;

- практическая деятельность;

- тренировочные упражнения;

- ситуативные тренинги;

- чтение и обсуждение статей из газет;

- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;

- выпуск школьных газет;

- подготовка статей для публикации в школьной газете.

Критерии отслеживания программы:

1. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.

2. Развитие креативного мышления учащихся.

3. Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий.

4. Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.

Предполагаемые результаты

 Учащиеся должны уметь:

  • определять стиль и тип речи;
  • давать характеристику текста публицистического стиля в соответствии с темой и основной мыслью;
  • отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
  • находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
  • соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
  • строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
  • фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
  • проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Содержание программы.

ТЕМА 1.  Вводное занятие.  Профессия журналиста (2 часа).

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.

Формирование представлений о профессии журналиста.

ТЕМА 2.  Функции журналистики (2 часа).

Функции журналистики:

  • информационная;
  • коммуникативная;
  • выражение мнений определенных групп;
  • формирование общественного мнения.

   Журналист как представитель определенного слоя общества.

   Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

ТЕМА 3.  Требования к журналисту (2 часа).

Требования к журналисту:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных и этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

ТЕМА 4.  История российской журналистики (2 часа).

Из истории развития газетного дела.

Журналистика XVIII века.

Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.  

Журналистика  XIX века.

 А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика   XX века.        

 Истоки нравственных основ журналистской этики.  

 Задание. Написать репортаж « Моя школа».    

Каким должен быть журналист?

ТЕМА 5. Жанры журналистики  (2 часа).

Жанры журналистики и их особенности.

Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

ТЕМА 6. Язык журналистики (2 часа).

Слово и понятие. Многозначность слова.  

Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Задание. Подготовить рассказ « Я хочу рассказать о слове ….».  

ТЕМА 7-8.  Стилистические фигуры речи   (3 часа).

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку о любом времени года, используя определенные стилистические фигуры.

ТЕМА 9.  Композиция журналистского материала  (2 часа).

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в рассуждении.

Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите  рассказ на тему «Как я провел лето», используя разные типы построения.

ТЕМА 10.  Публицистический стиль  (2 часа).

Выразительные средства языка публицистических произведений.

Заглавие – важный компонент текста.  Знакомство с различными видами заголовков.

Задание. Рассмотреть заголовки  самарских газет, попробуйте заменить их, что из этого получится?  

ТЕМА 11.  Информационные жанры  (2 часа).

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.

Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность,  доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Задание. Создание  текста  определенного жанра.

ТЕМА 12.  Аналитические жанры (2 часа).

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Задание.  Написать отзыв об осеннем празднике «Золотая осень».

ТЕМА 13.   Художественные жанры (2 часа).

 Художественные  жанры: слово, очерк, эссе, фельетон,   и др.

Задание. Знакомство с письмами Лихачева. Выразительное чтение писем.  

Наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов;  создание   эссе или фельетона.

ТЕМА 14.   Практическая работа «Написание статьи»  (3 часа).

Написание статьи о проблемах нашего класса  Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.

ТЕМА 15.   Знакомство с оформительским делом  (3 часа).

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

Роль фотографий в газете.  «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование объектов,  просмотр работ, их обсуждение, выбор лучших.

Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт.  

Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER , MS POWER POINT.).

 Задание.  Практическая работа «Фоторепортаж»

ТЕМА 16.   Особенности газетного языка (2 часа).

Особенности газетного языка.  

ТЕМА 17.   Речевая культура (2 часа).

 Культура устной и письменной речи.

ТЕМА 18.  Эстетика и дизайн. (3 часа).

Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.

Классический дизайн газеты.  Современный дизайн газет.  Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.

Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.

Дизайн школьной газеты.

   

ТЕМА 19.  Школьная газета  (2 часа).

 Просмотр материалов школьной газеты.   Техническое обеспечение.

ТЕМА 20.  Роль школьной газеты (2 часа).

Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия классной газеты.

ТЕМА 21.  Читатель и его интересы  (2 часа).

Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.

Задание. Провести анкетирование.

ТЕМА 22.  Как написать статью в школьную газету? (3 часа).

Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».

Статья в школьную газету «Помни о прошлом».

ТЕМА 23.  Темы газетных публикаций (2 часа).

 Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.  

Задание. Составить эскиз   газеты.

ТЕМА 24. Заметка к Дню народного единства(2 часа).

Правила: 

- честность и достоверность;

- краткость и ясность.

Способы предупреждения фактические ошибок:

  • проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии;

ТЕМА 25.  Требования к информации (2 часа).

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

Практическая работа. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

ТЕМА 26.  Источники информации (2 часа).

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

ТЕМА 27.  Заголовки и иллюстрации (2 часа).

Объем заголовков, их стилистика. Иллюстрации.  

Задание. Придумать 5 заголовков на тему «Школьная страна».

ТЕМА 28.  Интервью (2 часа).

Основные правила ведения интервью.

Задание. Взять интервью у  ветерана Костюниной Р.И.

ТЕМА 29.  Выпуск газеты (3 часа).

Этапы выпуска номера газеты:

  • планирование номера газеты;
  • сбор информации;
  • подготовка материалов, рубрик, полос;
  • подбор иллюстраций;
  • макетирование и верстка номера;
  • редактирование и вычитка, подписание номера;
  • обсуждение номера.

ТЕМА 30.  Школьная редакция   (1 час).

Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

ТЕМА 31. Практическая работа по выпуску школьной газеты   (2 часа).

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

ТЕМА 32.   Путевые заметки (2 часа)

Понятие о путевых заметках, их основных формах. Композиционные особенности путевых заметок. Субъективный взгляд автора. Привлечение наглядного материала. Место путевых заметок в устной и письменной речи.

ТЕМА 33.  Интернет-журналистика (2 часа).

Школьный Интернет – сайт.

Работа на ПК

Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста

Выбор дизайна работы

Редактирование проекта

Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.

ТЕМА 34.  Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений»  (2 часа).

Приглашение на занятие всех желающих.

Выставка наиболее интересных материалов и проектов.

Выпуск газеты с отчётом работы кружка «Юный журналист».

Календарно-тематическое  планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Журналистика как профессия.

2

2.

Функции журналистики.

2

3

Требования к журналисту.

2

4

История российской журналистики.

2

5

 Жанры журналистики.

2

6

Язык журналистики.

2

7

Стилистические фигуры речи.

2

8

Стилистические фигуры  речи

1

9

Композиция журналистского материала.

2

10

Публицистический стиль.

2

11

Информационные жанры.

2

12

Аналитические жанры.

2

13

Художественные жанры.

2

14

Практическая работа «Написание статьи».

3

15

Технические средства журналиста.

3

16

Особенности газетного языка.

2

17

Речевая культура.

2

18

Эстетика и дизайн.

3

19

Школьная газета.

2

20

Роль школьной газеты.  

2

21

Читатель и его интересы.

2

22

Как и о чем писать для школьной газеты?

2

23

Темы газетных публикаций.  

2

24

Заметка ко Дню народного единства

2

25

Требования к информации.

2

26

Источники информации.

2

27

Заголовки и иллюстрации.

2

28

Интервью.

2

29

Выпуск газеты.

3

30

Школьная редакция.

1

31

Практическая работа по выпуску школьной газеты.

2

32

Путевые заметки

2

33

Интернет-журналистика.

2

34

Итоговое занятие.  Презентация «Портфель творческих достижений»

2

Всего часов

 70

Информационно- методическое обеспечение.

Средства, необходимые для реализации данной программы:

  • разработки по темам;
  • тематический материал периодической печати;
  • справочники;
  • словари;
  • наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;
  • различные периодические печатные издания;
  • тексты для редактирования;
  • компьютер.

Интернет-источники:

1. www.proshkolu.ru

2. www.testoch.com

3. www.festival.1september.ru

4. www.nsportal.ru

5. www.uroki.net

Критерии отслеживания программы:

1. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.

2. Развитие креативного мышления учащихся.

3. Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий.

4. Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.

Ожидаемые результаты.

В результате изучения программы учащиеся  должны уметь:

  • определять стиль и тип речи;
  • давать характеристику текста публицистического стиля;
  • в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
  • освоить выразительные возможности языка;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
  • находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
  • соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
  • строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
  • фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
  • проводить литературное редактирование и литературную правку текста;
  • уметь общаться с отдельным человеком и аудиторией;
  • самостоятельно подготовить и опубликовать материал в школьной и районной прессе;
  • оформить портфолио достижений.

Методическая литература для педагога.

1.        Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987

2.        Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы.– М.: Просвещение. 2002

3.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1998

4.        Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996

5.        Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011

6.        Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

7.        Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996

8.        Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

9.        Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

10.        Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М .,1990

Методическая литература для детей.

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный журналист»

Программа кружка «Юный журналист»(Развитие коммуникативной компетенции учащихся через реализацию программы  «Юный журналист»)...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа дополнительного образования "Юный журналист"...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист"

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист" на 2014-2015 учебный год составлена в соответствии с новыми требованиями...

Рабочая программа "Школа юного журналиста"

Программа "Школа юного журналиста"...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа кружка "Юный журналист"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный журналист»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности«Юный журналист»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности "Юный журналист"

Программа для реализации во внеурочной деятельности воспитателями, учителями коррекционных школ....