РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный журналист»
рабочая программа на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный журналист»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_zhurnalist.docx53.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Х.Т.Башорова с. Карагач»

Прохладненского муниципального  района КБР.

Рассмотрено                          Согласовано                Утверждено

на заседании МО учителей                  Зам.директора по УВР                Директор   МКОУ

начальных классов                                                                                 «СОШ № 1с.Карагач»                                                                                                                  

Протокол №_____                       ________  /Отарова Ж.К./                   Приказ №______

                                                                                                                 от «___»_________2016г.

 от«__»______2016г.                         от «___»_______2016 г.                        

Руководитель МО

______________/Зихова Л.Н./                                                           _________ /Нафонов З.М/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный журналист»

5-6 класс

 (2016-2017 учебный год)

Программа рассчитана на детей 10-12 лет.                                                                                                 

                                                                                Срок реализации 1 год.

                                                                                                                Составитель:

Шалова М.Х.

учитель русского языка и литературы

                                                                 с. Карагач. 2016 г.                                                   

                                   Содержание программы.

  1.  Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика программы.
  3. Содержание программы.
  4. Материально-техническое обеспечение.
  5. Тематическое планирование.
  6. Календарно-тематическое планирование.
  7. Литература.

Пояснительная записка

Газета – это история мира за сутки.

А. Шопенгауэр

   Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. План внеурочной деятельности «Юный журналист» для обучающихся 5-6 классов МКОУ «СОШ №1 им.Х.Т.Башорова  с. Карагач», разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:

  • приказом МОН России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
  • Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
  • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
    стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
    Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 г. N 373»;
  • концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ. Москва  \\\– Просвещение.2010.;
  • концепции национальной образовательной инициативы «Нашей новой школы» от 04.02.2010;
  • учебным планом МКОУ «СОШ №1 им. Х.Т. Башорова с. Карагач на 2016-2017 учебный год.

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

 Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:

 - социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;

 - перевод учащегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.

Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход,  который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
  • технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
  •  проблемно-диалогическую технологию,
  • технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Актуальность данной внеурочной программы -  в социальной деятельности учащихся, формировании у них в процессе работы способности управления культурным пространством своего существования.

2.    Цели и задачи программы

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами внеурочной деятельности. Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета.

Задачи программы:

 - осознание учащимся новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;

 - развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.

Задачи:

Воспитательный аспект:        

  • умение делать выбор и принимать решения;
  • умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;
  • умение быть автономным.

          Образовательный аспект:

  • Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • Организация умения  выделять и формулировать тему, идею;
  • Формирование умений строить устные и письменные высказывания;
  • Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • Развитие умений  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
  • Формирование  навыков работы  и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

         Развивающий аспект

  • Развитие творческих способностей учащихся
  • Формирование таких качеств и умений 21 века, как:

- ответственность и адаптивность

- межличностное взаимодействие и сотрудничество

- любознательность

- критическое и системное мышление

- информационная и медиаграмотность.

3.   Отличительные особенности программы

Чтобы понять свою внутреннюю сущность,

ребёнку необходимо осознать,

что он существует,

что его творчество так же важно,

как и творчество взрослых.

Жак Гоне

Функции:

  • расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
  • приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
  • расширения коммуникативного опыта;

Виды деятельности:

  1. Познавательные. (Пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, участие в конкурсах).
  2. Игровая. (Социально моделирующие игры, ролевые игры).
  3. Трудовая. (Детско-взрослое образовательное производство).
  4. Досуго-развлекательная.(«Капустники», проведение конкурсов).
  5. Художественное творчество. (Организации выставок творческих работ, посещение музеев, стендовые семинары, конкурс стенгазет, газетных полос).
  6. Социальное творчество. (Социальные пробы, проекты; волонтерство, создание альманаха).
  7. Проблемно-ценностное общение. (Тренинги, коучинги, дебаты, дискуссии)

Результативность:

Формирование разностороннего личностного проявления, обогащения личного опыта социально и личностно-значимым содержанием, продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических мероприятиях.

Этапы реализации

1 этап –   Организационно-подготовительный: определение темы, определение состава групп участников проекта, обсуждение проблемных и основополагающего вопросов, распределение обязанностей.

2 этап -  Обучающий: поиск информации, знакомство с предварительными вариантами работ, их координация.

3 этап - Исследовательский: сбор и анализ информации, отбор материала для публикации в газете, работа с печатными материалами.

4 этап – Рефлексия: создание макета газеты, оформление номера газеты.

5 этап – Итоговый: оформление  результатов своей работы в форме школьной газеты и размещение электронного  экземпляра  на сайте.

Форма и режим занятий

Образовательная программа внеурочной деятельности «Юный журналист» рассчитана на 34 учебных недели, по 1 часу в неделю, итого 34 часа.     

4. Уровень результатов работы по программе.

Данный курс ориентирован на формирование функционально грамотной личности средствами внеурочной деятельности. Функционально-грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач, т.е. человек, способный решать проблемы в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских. Человек, обладающий набором ключевых компетенций.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности

Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача-помочь им раскрыться,

развить собственные идеи.

                                                        И.Г.Песталоцци

Предметные  результаты.

«Надо помогать людям эффективно учиться,

вместо того, чтобы передавать им ненужные знания»

П. Фани, А. Мамфолд

  •  Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников, следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее.
  • Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества.
  •  Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
  • Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания.
  • Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части).
  • Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.
  • Организация умения  выделять и формулировать тему, идею.
  • Формирование умений строить устные и письменные высказывания.
  • Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
  • Развитие умений  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
  • Формирование  навыков работы  и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.

Личностные результаты.

Где это только возможно,

 обучение должно стать переживанием.

А. Эйнштейн

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.
  • Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.
  •  Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
  •  Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.
  •  Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.

Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности, работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация своих материалов), деловая игра «Точка зрения», «Идеальное задание».

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД: 

Сущность интеллектуализма — анализ.

 Георг Зиммель

Искусство анализа состоит в умении играть на

многообразии возможных прочтений партитуры,

которая записывается речью в регистрах языка.

 Жак Лакан

Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Учиться определять и формулировать цель деятельности.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.
  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
  • Формирование  навыков работы  и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием», технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор информации,

 

Познавательные УУД:

Познавать не размышляя –  бесполезно;
размышлять, не познавая, опасно.

Конфуций

Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Ориентироваться в своей системе знаний.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Средства  достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернет-ресурсов, использования метода наблюдения.

Коммуникативные УУД:

Нет больше радости в жизни,

чем радость человеческого общения.

А. Де Сент-Экзюпери

Кто говорит, тот сеет,

кто слушает, тот собирает жатву.

 П.Буаст

Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Развитие умений  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
  • Формирование  навыков работы  и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с представителями общественности, коучинг (к примеру «Человек – центр любой деятельности»), круглый стол, планерка, работа в малых группах, технология проблемного диалога («побуждающий и подводящий диалог»).

Результаты внеурочной деятельности

  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Действия для людей и на людях.

 М.К. Мамардашвили 

  • 1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь
  • 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь
  • 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Содержание и разделы курса

Тема «Заметка».

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевѐрнутая пирамида".

Практическая работа:

- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.

Тема «Эксперимент».

Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.

Практическая работа:

- провести эксперимент и подготовить материал.

Тема «Зарисовка».

Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

Практическая работа:

- подготовить пейзажную зарисовку;

- подготовить портретную зарисовку.

Тема «Интервью».

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

Практическая работа:

- разработать план вопросов и провести интервью.

Тема «Репортаж».

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Практическая работа:

- проанализировать расширенную заметку и репортаж;

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

- подготовить спортивный репортаж;

- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Тема «Рецензия».

Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии.

Практическая работа:

- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм, спектакль;

- подготовить отзыв о книге.

Тема «Обзор».

Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

- подготовить общий обзор местных печатных СМИ;

- подготовить обзор публикаций газеты по итогам года.

Тема «Проблемная статья»

Что такое проблемная статья. Как найти проблему.

Практическая работа:

- провести анализ проблем, с которыми сталкиваются лицеисты.

- написать статью.

Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютерный класс.
  2. Компьютер, принтер, сканер, фото- видеокамера, диктофон (библиотека).
  3. Компьютерныепрограммы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adabe Photoshop.
  4. Учебно-методическое обеспечение.

Календарно-тематическое планирование.

5 класс- 34 часа

№ урока

Тема

Количество часов

По плану.

Факт.

теория

практика

всего

1

Введение. Роль и место периодической печати.

1

1

2

3-4

 Специфика детских и юношеских периодических изданий.

Распределение обязанностей между членами кружка.

1

1

2

5

Виды газетных и журнальных публикаций.

1

1

6

Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров.

1

2

3

9

Журналистский эксперимент.

1

2

3

12

Заметка.

1

1

2

14

Зарисовка.

1

1

2

16

Экскурсия «Кто имеет отношение к газетам?»

1

1

17

Словари, справочники, их использование в газете.

1

1

18

 Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

1

1

19

 Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

1

1

2

21

Ролевая игра «Заседание редколлегии».

1

1

2

23

Интервью

1

2

3

26

Репортаж

1

2

3

29

Рецензия, отзыв.

1

1

2

31

Обзор печати

1

1

2

33

Участие в конкурсах (городских, республиканских, всероссийских)

1

1

34

Итоговое обобщение

1

1

ВСЕГО

14

20

34

Календарно-тематическое планирование.

6 класс 34 часа

№ урока

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

По плану

Факт.

1

Введение. Роль и место периодической печати.

1

1

2

3-4

 Специфика детских и юношеских периодических изданий.

Распределение обязанностей между членами кружка.

1

1

2

5

Виды газетных и журнальных публикаций.

1

1

6

Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров.

1

2

3

9

Журналистский эксперимент.

1

2

3

12

Заметка.

1

1

2

14

Зарисовка.

1

1

2

16

Экскурсия «Кто имеет отношение к газетам?»

1

1

17

Словари, справочники, их использование в газете.

1

1

18

 Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

1

1

19

 Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

1

1

2

21

Ролевая игра «Заседание редколлегии».

1

1

2

23

Интервью

1

2

3

26

Репортаж

1

2

3

29

Рецензия, отзыв.

1

1

2

31

Обзор печати

1

1

2

33

Участие в конкурсах (городских, республиканских, всероссийских)

1

1

34

Итоговое обобщение

1

1

ВСЕГО

14

20

34

Основная литература для учителя:

  • Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
  • Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
  • Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

Литература для ученика:

  • Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в ―БШ‖             №13, 15, 16. 2004 год
  • Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
  • Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации‖.

Ресурсы Интернета:

  1. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей ―Открытый урок‖ на сайте WWW:http://www.1september.ru
  2. Литература для учащихся:
  3. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001.
  4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.

Приложение

Организация деловой игры.

Деловые игры помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины. Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:

1. Журналистское произведение как тип текста.

2. Журналистский текст как результат особого рода творчества.

3. Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.

4. Оперативное отражение действительности в журналистике.

5. Право и этика журналиста.

Ролевая игра «Заседание редколлегии».

Роли сотрудников городской газеты играют:

Корреспондент-учащийся.

Редактор отдела - учащийся.

Ответственный секретарь - учащийся

Главный редактор - учащийся.

Действие первое. Журналист работает над статьей. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.

Задание учащемуся: Докажите, что представленный Вами материал - репортаж. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру репортажа.

2. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.

4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря.

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора.

1. Дайте оценку материала.

2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.

3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание учащимся, играющим роли сотрудников редакции

Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

Развивающие упражнения, тренинги

1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте.

2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой.

3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.

4. "Реплики". Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.

5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.

6. "Вкусные слова..." Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.

7. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.

Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.

8. "Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте.

9. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр.

Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".

10. "Три газеты". Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. "желтое". Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения - определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.

11. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного

предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.

12. "Одно...". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения - поиск социального смысла в частном случае.

13. "Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета.

14. "Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.

15. "Приметы времени". По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: "Бедственное положение образования", "Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет", "В стране царит милицейский произвол" и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель - умение формулировать общественно значимые проблемы.16. "Два взгляда". Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.

17. "Впрок". Учащиеся методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения - овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» для 5 класса расчитана на 1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс

Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке,  во...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист"

Рабочая программа расчитана на 35 часов. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 6-х классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"

Рабочая программа « Юный журналист  реализует  художественно-эстетическое  направление во внеурочной деятельности в 5 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"

Адаптированная программа разработана  для  учащихся 5-10 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики.Цель: познакомить учащихся с  основами журналистского мастерства и созда...