Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
рабочая программа (7 класс)

Поленок Наталия Николаевна

Методическая разработка внеурочной деятельности «Юный журналист» предназначена для учащихся средней школы и направлена на развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и интереса к русскому языку посредством освоения основ журналистики. Программа включает теоретические занятия, практические упражнения и творческие задания, способствующие формированию у школьников базовых компетенций журналиста – умения собирать материал,  анализировать информацию, писать тексты различных жанров и редактировать собственные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_-_yunyy_zhurnalist_34.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №32 «Гимназия петербургской культуры»

ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

О.В. Соломина

______________

«31» августа 2023 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

Н.В. Карчевская

_______________

«31»августа 2023 г.

«РЕКОМЕНДОВАНО»

к использованию

Педагогическим советом

Протокол №1

«31» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ гимназия №32

«Гимназия петербургской культуры»

О.В. Коршунова

___________________

Приказ № 91

 «31» августа 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный журналист»

7 б класс

34 часов в год

срок реализации: 1 год

Рабочая программа разработана

Поленок Н.Н.

учителемрусского языка

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

Направленность программы – социально-педагогическая.

Новизна программы  заключается в том, что она направлена не только на профессиональную образовательную деятельность, и на приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков, но и на опыт жизни в  коллективе, выбранном ими самостоятельно и сознательно,  опыт совместного духовного переживания  явлений культуры, опыт коллективного и индивидуального творчества, на  сознательное сотрудничество (а не «обучение») членов коллектива, осознание каждым ребенком того, что он не «объект» воздействия, а  самостоятельная творческая единица, усилия которой необходимы для достижения общего успеха.

Актуальность – программа готовит учащихся к осознанному выбору гуманитарного, а именно филологического, профиля обучения.

Педагогическая  целесообразность – формирование духовной культуры, нравственных качеств личности, воспитание художественного вкуса, развитие общей  культуры детей и подростков, расширение кругозора.

Цель программы – знакомство учащихся с публицистическим стилем, его особенностями, языком прессы; теоретическое и практическое освоение публицистических жанров; подготовка учащихся к аналитическому чтению  материалов текущей периодики;  совершенствование связной устной и письменной речи; развитие творческого потенциала;  воспитание уважения к профессии журналиста.

Задачи обучения:

  • знакомство с  основными публицистическими жанрами и особенностями текстов публицистического стиля;
  • формирование умения работать с публицистическими текстами, навыка анализа публицистических текстов;
  • ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков создания публицистических текстов разных жанров, развитие творческого потенциала учащихся;
  • развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;
  • формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии.

Формы занятий: деловые игры, практические занятия, семинары-дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, встречи, пресс-конференции, мастер-классы.

Возраст  обучающихся, на который рассчитана программа10-17 лет, это учащиеся 4-11 классов.

Сроки реализации программы – 1 год

Режим занятий – согласно учебно-тематическим планам предметных программ.


Ожидаемые результаты

По окончании прохождения программы учащиеся:

  • получат предметные знания в области журналистики;
  • получат предметные умения и навыки: поиск информации; интервьюирование; создание заметки, репортажа, интервью, статьи; анализ текста; редактирование; первичные навыки создания печатной продукции.
  • получат понимание важной роли СМИ в современной жизни, грамотное ориентирование в огромной массе периодических изданий, умение отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;
  • будут уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;
  • будут знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения;
  • будут уметь анализировать журналистские тексты;
  • научатся характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения;
  • будут уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом произведении;
  • будут уметь выполнять разного вида исследовательские работы;
  • будут уметь выполнять творческие работы разных жанров.
  • научатся общению с коллегами разного возраста, уважению друг к другу.


Учебно-тематический план

 «Журналистика как вид деятельности»

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1.

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

8

4

4

2.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

10

4

6

3.

РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

10

5

5

4.

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

4

2

2

5.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

2

2

Итого

34

15

19

Календарно-тематическое планирование

блока «Журналистика как вид деятельности»

Тема ( из учебно-тематического плана)

Дата занятия

Количество часов

месяц

число(а)

  1. Средства массовой информации как вторая реальность, способная влиять на окружающий мир и человека
  2. Официальные лица. Права и обязанности журналиста
  3. Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама.
  4. Как находить нужную информацию.
  5. Чем является информация. Типы информации.
  6. Виды газетных и журнальных публикаций.
  7. Знакомство с тремя группами публицистических жанров (информационные, аналитические, художественно-публицистические)
  8. Обзор и функции информационных жанров
  9. Жанр хроники. Организация работы корреспондентов-хроникеров
  10. Практическая работа. Написание хроники для зимнего номера школьной газеты
  11. Жанр заметки
  12. Заметка информационного характера
  13. Сенсация. Актуальность материала
  14. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки.
  15. Заметка типа делового описания
  16. Заметка типа художественного описания с элементами повествования
  17. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков
  18. Заметка на дискуссионную тему
  19. Заметка-благодарность
  20. Заметка-вопрос
  21. Заметка-просьба
  22. Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями.
  23. Жанр интервью.
  24. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов
  25. Определение целей и способов интервьюирования
  26. Понятие разработки пакета проблемных вопросов
  27. Как подготовить себя к интервьюированию (техники «ресурсного состояния: уверенности в своих силах и собственной компетенции)
  28. Алгоритмы успешной беседы
  29. Выбор ньюсмейкера (человека, владеющего наиболее полной информацией по теме)
  30. Сбор информации, организация встречи
  31. Коллективное интервью
  32. Интервью-диалог
  33. Анкетирование. Опрос.
  34. Подведение итогов изученного за год.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Содержание программы.

Вводное занятиеПрофессия журналиста

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.

Формирование представлений о профессии журналиста.

Экскурсия в редакцию областной газеты

Функции журналистики:

информационная; 

коммуникативная;

выражение мнений определенных групп; 

формирование общественного мнения. 

Журналист как представитель определенного слоя общества.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Требования к журналисту:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных и этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

История российской журналистики .

Из истории развития газетного дела.

Журналистика XVIII века.

Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.

Журналистика XIX века.

А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

Истоки нравственных основ журналистской этики.

Задание. Написать репортаж « Моя школа». Каким должен быть журналист?

Жанры журналистики

Жанры журналистики и их особенности.

Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения

Язык журналистики

Слово и понятие. Многозначность слова.

Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Задание. Подготовить рассказ « Я хочу рассказать о слове ….».

Стилистические фигуры речи .

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку о любом времени года, используя определенные стилистические фигуры.

Композиция журналистского материала

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в рассуждении.

Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите рассказ на тему «Как я провел лето», используя разные типы построения.

Публицистический стиль

Выразительные средства языка публицистических произведений.

Заглавие – важный компонент текста. Знакомство с различными видами заголовков.

Информационные жанры

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.

Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Задание. Создание текста определенного жанра.

Аналитические жанры

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Задание. Написать отзыв об осеннем празднике «Золотая осень»..

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, и др. 

Задание. Знакомство с письмами Лихачева. Выразительное чтение писем.

Наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; создание эссе или фельетона.

Практическая работа «Написание статьи»

Написание статьи о проблемах нашего класса. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.

Знакомство с оформительским делом

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.

Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. С

Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER , MS POWER POINT.).

Задание. Практическая работа «Фоторепортаж»

Особенности газетного языка

Особенности газетного языка.

Речевая культура.

Культура устной и письменной речи.

Эстетика и дизайн.

Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.

Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.

Выбор шрифта для определѐнного по содержанию текста.

Дизайн школьной газеты.

Школьная газета

Просмотр материалов школьной газеты. Техническое обеспечение.

Роль школьной газеты).

Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия классной газеты.

Читатель и его интересы

Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.

Задание. Провести анкетирование. Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».

Статья в школьную газету «Помни о прошлом».

Темы газетных публикаций

Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.

Задание. Составить эскиз газеты.

 Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта

Правила:

- честность и достоверность;

- краткость и ясность.

Способы предупреждения фактические ошибок:

проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии; 

Требования к информации

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

Практическая работа. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

Источники информации

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

Заголовки и иллюстрации

Объем заголовков, их стилистика. Иллюстрации.

Задание. Придумать 5 заголовков на тему «Школьная страна».

Интервью

Основные правила ведения интервью.

Задание. Взять интервью у участника Великой Отечественной войны Бадьярова Е.И.

Выпуск журнала.

Этапы выпуска журнала:

планирование номера журнала; 

сбор информации;

написание статей.

Результаты изучения курса программы «Юный журналист»

Личностные результаты

Личностными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих умений:

формирование у обучающегося ценностных ориентиров в области журналистики;

воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

овладение различными приёмами и техниками творческого практикума (сочинения разных жанров);

отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться работать по предложенному плану;

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы различных жанрах публицистического стиля;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;

учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, дополнительную литературу (словари, энциклопедии, справочники);

создавать сочинения разных жанров;

соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать работы (статьи) и их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

уметь пользоваться языком литературного искусства:

а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в творческих работах (статья, заметка и т.д.) ;

б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;

уметь слушать и понимать речь других;

уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях «Юный журналист» и следовать им;

учиться согласованно, работать в группе:

а). учиться планировать свою работу в группе;

б). учиться распределять работу между участниками проекта;

в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Предметными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих знаний и умений.

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Клуб юных журналистов»

Программа внеурочной деятельности:- название - «Клуб юных журналистов»;- тип программы внеурочной деятельности - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности; - направление вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист"

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист" на 2014-2015 учебный год составлена в соответствии с новыми требованиями...

программа внеурочной деятельности кружка "Юный журналист"

предназначена для учащихся 5 классов, разработана в соответствии с ФГОС нового поколения[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9226802","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"

Рабочая программа « Юный журналист  реализует  художественно-эстетическое  направление во внеурочной деятельности в 5 классе...

Программа внеурочной деятельности «Юные журналисты»

Программа внеурочной деятельности «Юные журналисты»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный журналист»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности«Юный журналист»...