программа внеурочной деятельности кружка "Юный журналист"
рабочая программа (5 класс) на тему

Сентябрева Анна Александровна

предназначена для учащихся 5 классов, разработана в соответствии с ФГОС нового поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл new.docx64.53 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Юный журналист»

 для учащихся 5-х классов

(социальное направление)

Пояснительная записка.

В современной жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию. СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания.

Рабочая программа «Юный журналист»  реализует  художественно-эстетическое  направление во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом   основного  общего образования второго поколения и учитывает все компоненты ФГОС (предметные, метапредметные, личностные).

Данная программа рассчитана на учащихся 5 классов увлекающихся литературной, художественно-творческой, телевизионной и радиовещательной деятельностью,  и сможет помочь учащимся реализовать свои потенциальные творческие способности, проявить креативность в области журналистики, не только литературной (печатной) направленности, но также телевизионной и радиовещательной декламации прозы и поэзии с применением элементов актерского мастерства.

Работа по  данной программе  поможет учащимся развивать и повышать культуру речи, что является необходимым компонентом журналистской и театральной деятельности, научит общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.

Программа кружка «Юный журналист» поможет ребятам адаптироваться в журналистском пространстве, проявить креативность при составлении радиопередач и телевизионных декламаций, сформировать личность, способную самостоятельно находить решение проблемы в любых современных реалиях.

 Программа направлена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи (письменный – статьи в школьную газету, рифмование стихотворений, умение писать рассказы разных жанров; устные – обучение декламации прозы, поэзии), постановку звуков и правильное сопровождение устных чтений, а также подразумевает теоретическую и практическую подготовку учащихся в разных видах актерского мастерства с проявлением креативности в решении поставленных задач.

Актуальность программы.

Актуальность данного курса обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Таким продуктом может выступать результат деятельности детей в планировании и составлении сценария радиовещательных передач, которые знакомят учащихся гимназии с великими датами и основными праздниками в России, чтение текста и поэзии в которых, участвуют непосредственно сами участники кружковой деятельности. Данный вид деятельности выявляет талантливых и одаренных детей в области писательской журналистики и декламировании текстов, поэзии, позволяя ребенку совершенствовать свою креативность и развивать творческий потенциал.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса  школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей проявляющих интерес к написанию статей разных жанров и тематических направлений, детей умеющих рифмовать и писать стихотворения и прозу разной направленности и в разных стилях, учащихся способных к декламации прозы и поэзии, школьников проявляющих умение режиссуры.

Новизна программы.

Не в каждой школе, гимназии и лицее есть свои радиовещательные и телевизионные сети, в которых продюсером, режиссёром и артистом выступает сам ученик, проявляя пи этом многогранность талантов и креативность.

Данная программа создаёт условия для продуктивной творческой деятельности   школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению в декламационной, режиссёрской и продюсерской деятельности. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы занятия, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка и литературы, выпуске радиопередач, телепередач, в которых участники данной кружковой деятельности не просто составляют полноценный и познавательный сценарий, но также и реализуют его в декламационной сфере.

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.

Цель программы.

Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело.

Знакомство детей с элементами режиссерской и продюсерской деятельности, с умением составлять и редактировать сценарий радио и телепередач, а также, используя умение декламировать прозу и поэзию разной направленности, донести созданное творение до широкой аудитории, посредством радио и телевещания  не только в гимназическом пространстве, но и в широкой общественности, через участие в различных районных и всероссийских конкурсах с видео или аудиозаписью декламации собственных радио и телепередач.

Задачи программы.

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;
  • формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
  • формировать эстетический вкус
  • формировать умение декламировать прозу и поэзию разных стилей и жанров
  • формировать навыки режиссерской деятельности в составлении общего сценария        

  • активизировать познавательную мыслительную деятельность;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
  • прививать культуру общения;
  • воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
  • воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
  • развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды, выпускать радио и телепередачи в гимназическом социуме и широком пространстве (всероссийские и международные конкурсы)
  • развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
  • формировать творческие способности детей;
  • уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
  • использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
  • уметь применять полученные знания при создании сценариев радио и телепередач и записывать их самостоятельно на видео и аудионосители.

Ожидаемые результаты.

В результате изучения программы учащиеся  должны уметь:

  • определять стиль и тип речи;
  • давать характеристику текста публицистического стиля;
  • в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;
  • освоить выразительные возможности языка;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление устных и письменных извещений;
  • освоить навыки режиссерского дела
  • освоить навыки написания сценариев разных стилей
  • соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
  • строить связные высказывания, используя различные жанры;
  • самостоятельно подготовить и опубликовать материал в школьной прессе.
  • Самостоятельно писать сценарий радио и телепередач
  • Самостоятельно декламировать с правильной интонацией прозу, поэзию и авторский текст в радио и телепередачах.
  • Владеть навыками актерского мастерства, необходимого в журналистской деятельности в создании радио и телевещаний.

             оформить портфолио достижений.

Критерии отслеживания программы:

1. Повышение мотивации к изучению журналистского, режиссерского и продюсерского дела.

2. Развитие креативного мышления учащихся.

3. Развитие творческого потенциала.

4. Создание и выпуск телепередач и радиопередач.

 

Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Юный журналист»

Внеклассная деятельность кружка «Юный журналист» направлена на освоение учащимися разных знаний и умений в области теоретико – исторического и практического аспекта журналистики и режиссуры в России. А также на формирование у них практических умений актерского мастерства, режиссуры, сценаристики и пиар деятельности, направленных на изобретение своего качественного продукта (проекта), как письменного (статьи, рассказы) и устного (актерское мастерство, сценическая речь), так и проектно-творческого.  

Форма проведения занятий.

В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий:

- ролевые  игры;

- свободная творческая дискуссия;

- проблемная ситуация;

- групповая и парная работа;

- практическая деятельность;

- тренировочные упражнения;

- ситуативные тренинги;

- чтение и обсуждение статей из газет, передач из радио и телевещания;

- обсуждение материалов, написание отзывов, статей и сценариев;

- подготовка статей для публикации в школьной газете и запись собственных радио и телепередач.

 - подготовка сценариев радио и теле передач.

 - подготовка декламации и правильного прочтения созданных статей и сценариев

 - выпуск радио и телепередач в гимназический социум и широкую общественность.

Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:

 1. Формирование активной жизненной позиции.

 2. Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

 3. Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:

1.Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.

2.Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

3.Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).

4.Формирование умение давать самооценку результату своего труда.

 Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:

1.Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.

2.Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к телевизионной прессе.

3.Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме

4.Формирование умения осуществлять сбор информации для проектного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).

5.Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала при составлении сценариев

6.Формирование практических навыков при выпуске радио и телепередач

7. Развитие творческих способностей обучающихся.

8. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.

9. Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.

 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:

1.Создание атмосферы сотрудничества учащихся при решении общих задач.

2.Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4.Формирование уважения к собеседнику.

5. Формирование у учащихся толерантного сознания.

Место в учебном плане

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. При организации кружка основной упор делается на работу учащихся по предметам: история журналистики, литература, правила речи, ораторское искусство, актерское мастерство, история, лингводидактика.

 Одним из наиболее интересных аспектов деятельности кружка является работа с медиа (создание радиопередач, телепередач, видеоматериалов, и др.). Программа рассчитана на 1 учебный год. Общее количество часов—34 (1 час в неделю). Программа кружка «Юный журналист» рассчитана на пятые классы классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

        Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля, а также знакомился с прозой и поэзией известных отечественных авторов, умел выразительно декламировать их произведения, проявлял умение, креативность и одаренность в составлении радио и теле передач.

          Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.

Занятия  в кружке помогут  обучающимся оценить свой творческий потенциал.

Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу основной  школы.

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования.

В программе используется собственный опыт работы. Данная программа имеет глубокие интеграционные связи с литературой, изобразительным искусством, иностранными языками, историей, мировой художественной культурой, всеобщей историей Росси, рекламной и  пиар деятельностью, режиссурой, операторством и продюссированием.

Направление программы: общекультурное

Форма организации: кружок

Программа рассчитана на 1 год, для обучающихся 5 классов в возрасте 11-12 лет. Продолжительность программы 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы

В результате изучения курса «Юный журналист» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты освоения программы предполагают:

  - приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков радио и телепередач»;

 -  получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

 -  понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

Метапредметные результаты освоения программы обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:

  -  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

 - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

 - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

 - расширении круга приёмов составления разных типов плана;

 - расширении круга структурирования материала;

 - умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами

 - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

 - умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

 - способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения программы «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный журналист» школьники:

 - познакомятся с основными терминами журналистики;

 -  приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно - познавательных текстов, инструкций;

 -  получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

 -  приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков радио и телепередач;

 -  приобретут опыт уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

 -  научатся давать самооценку результатам своего труда;

 -  приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;

 -  приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания радио и телепередач;

 -  научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта;

 -  научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;

 -  поймут, на доступном школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

 - приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Ценностные ориентиры программы кружка «Юный журналист» базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • умение структурировать знания;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности

 «Юный журналист»

ТЕМА 1.  Вводное занятие.  Профессия журналиста (1 час).

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.

Формирование представлений о профессии журналиста.

Формирование представлений о профессии режиссёра и продюсера.

 Формирование представлений о планировании собственных сценариев.

ТЕМА 2.  Функции журналистики (1 час).

Функции журналистики:

  • информационная;
  • коммуникативная;
  • выражение мнений определенных групп;
  • формирование общественного мнения.

   Журналист как представитель определенного слоя общества.

   Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

ТЕМА 3.  Требования к журналисту (1 час).

Требования к журналисту:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных и этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

ТЕМА 4.  История российской журналистики (1 час).

Из истории развития газетного дела.

Журналистика XVIII века.

Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.  

Журналистика  XIX века.

 А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика   XX века.        

 Истоки нравственных основ журналистской этики.  

 Задание. Написать репортаж « Моя школа».    Каким должен быть журналист?

ТЕМА 5. Жанры журналистики. Проект радиопередача «День учителя»  (1 час).

Жанры журналистики и их особенности.

Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

ТЕМА 6. Первая радиопередача в России. Проект радиопередача «120 лет со дня рождения Сергея Есенина» (1 час).

История появления радиовещания в России.

ТЕМА 7-8.  Первая телепередача в России. Проект радиопередача «День гимназиста» (1 час).

История появления телевидения в России.

ТЕМА 9.  Типы радио и телепередач. Проект телепередача «День гимназиста» (1 час).

Основные типы телепередач и радиопередач

Задание: Написать сценарий радиопередачи « День победы»

ТЕМА 10.  Успешный сценарий – успешная передача (1 час)

Креативность в составлении сценария.

Художественные средства выражения мыслей.

Умение привлечь аудиторию.

ТЕМА 11 Актерское мастерство журналиста. (1 час)

ТЕМА 12.  Искусство художественного чтения. Проект радиопередача «День матери» (1 час).

Декламация стихотворений известных поэтов России.

Декламация прозы.

Задание.  Выучить и рассказать стихотворение Дементьева А. «Баллада о матери»

ТЕМА 13 Режиссер и продюсер: Кто это? Проект радиопередача «День героев отечества» ( 1 час)

ТЕМА 14.   Знакомство с режиссерской работой на телевидении. Проект радиопередача «День конституции» ( 1 час)

ТЕМА 15.   Знакомство с режиссёрской работой на радио(1 час).

ТЕМА 16.  Проект Телепередача «Новогодний выпуск». Проект радиопередача «Новогодний выпуск»(1 час).

ТЕМА 17.   Проект «Моя телепередача» (1 час). 

ТЕМА 18.  Эстетика и дизайн – одно из умений журналиста. (1 час).   

ТЕМА 19.  Радиопередачи патриотической направленности (1 час).

ТЕМА 20.  Радиопередачи о природе. (1 час).

ТЕМА 21.  Слушатель, читатель и его интересы. Проект радиопередача «День влюбленных»  (1 час).

ТЕМА 22.  Телепередачи патриотической направленности. Проект радиопередача «День защитников отечества» (1 час).

ТЕМА 23.  Темы школьных теле и радиопередач(1 час). 

ТЕМА 24Проект телепередача «8 марта». Проект радиопередача «8 марта» (1час)

ТЕМА 25.  Требования к информации в газете, журнале, радио и телепередаче. (1 час).

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

ТЕМА 26.  Источники информации (1 час).

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет - источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

ТЕМА 27.  Рифмование  стихотворений. Проект радиопередача «День работников культуры» (1 час).

Знакомство детей с алгоритмом создания небольшого стихотворного текста.

Коллективное составление текста по алгоритму.

Создание стихотворных текстов по подгруппам и малыми группами.

Индивидуальное составление детьми стихотворных текстов.

Задание: написать четверостишье о природе.

ТЕМА 28 Правила написания стихотворений. (1 час)

ТЕМА 29 Проект радиопередача «День космонавтики» (1 час).

ТЕМА 30.  Декламация чтения – успешное будущее теле и радио ведущих. (1 час).

ТЕМА 31. Проект радиопередача «Праздник весны и труда» (1 час).

ТЕМА 32.   Практическая работа по выпуску телепередачи (1 час)

Практикум по выпуску радиопередачи (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана), подбор чтецов.

ТЕМА 33.  Интернет-журналистика. Проект радио и телепередача «День победы» (1 час).

Школьный Интернет – сайт.

Работа на ПК

Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста

Выбор дизайна работы

Редактирование проекта

Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.

ТЕМА 34.  Проект «Мое портфолио за год» (1 час)

Итоговые занятия включают в себя выпуск теле и радиопередач разной направленности по заданной тематике.

Календарно-тематическое  планирование

1 час в неделю. За год – 34 часа.

тема

Кол-во часов

дата

1

Вводное занятие. Профессия журналиста

1

2

Функции журналистики. Требования к журналисту.

1

3

Требования к журналисту.

1

4

История Российской журналистики

1

5

Жанры журналистики. Проект радиопередача «День учителя»

1

6

Первая радиопередача  в России. Проект радиопередача «120 лет со дня рождения Сергея Есенина»

1

7

Первая телепередача в России.

1

8

Первая телепередача в России. Проект радиопередача «День гимназиста»

1

9

Типы радио и телепередач. Проект телепередача «День гимназиста».

1

10

Успешный сценарий – успешная передача

1

11

Актерское мастерство журналиста

1

12

Искусство художественного чтения. Проект радиопередача «День матери»

1

13

Режиссер и продюсер. Кто это? Проект радиопередача «День героев отечества»

1

14

Знакомство с режиссерской работой на телевидении. Проект радиопередача «День конституции»

1

15

Знакомство с режиссерской работой на радио

1

16

Проект Телепередача «Новогодний выпуск». Проект радиопередача «Новогодний выпуск»

1

17

Проект моя телепередача

1

18

Эстетика и дизайн

1

19

Радиопередачи патриотической направленности

1

20

Радиопередачи о природе

1

21

Слушатель, читатель и его интересы. Проект радиопередача «День влюбленных» 

1

22

Телепередачи патриотической направленности. Проект радиопередача «День защитников отечества»

1

23

Темы школьных радио и телепередач

1

24

Проект телепередача «8 марта». Проект радиопередача «8 марта»

1

25

Требования к информации в газете, журнале, радио и телепередаче. 

1

26

Источники информации 

1

27

Рифмование  стихотворений. Проект радиопередача «День работников культуры»

1

28

Правила написания стихотворений.

1

29

Проект радиопередача «День космонавтики»

1

30

Декламация чтения – успешное будущее теле и радио ведущих

1

31

Проект радиопередача «Праздник весны и труда»

1

32

Практическая работа по выпуску телепередачи

1

33

 Интернет-журналистика. Проект радио и телепередача «День победы» 

1

34

Проект «Мое портфолио за год»

1

Описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательной деятельности

Использование информационно – коммуникативных технологий и электронных образовательных ресурсов:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

компьютерные программы:

Средства, необходимые для реализации данной программы:

  • разработки по темам;
  • тематический материал периодической печати;
  • справочники;
  • словари;
  • наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
  • различные периодические печатные издания.
  • тексты для редактирования;
  • компьютер;
  • аудиофайлы радиопередач гимназии предыдущих лет
  • аудиофайлы известных радиопередач
  • видеофайлы детских телепередач
  • видеофайлы известных передач телеканала «Карусель»
  • видеокамера
  • флешнакопитель
  • фотоаппарат
  • микрофоны
  • диски с записью телепередач DVD-RW (по годам)

Интернет - источники:

1. www.proshkolu.ru

2. www.testoch.com

3. www.festival.1september.ru

4. www.nsportal.ru

5. www.uroki.net

Критерии отслеживания программы:

1. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.

2. Развитие креативного мышления учащихся.

3. Проявление креативности и расширение творческого потенциала.

4. Применение упражнений на развитие актерского мастерства

4. Создание и выпуск радио и телепередач на аудиторию гимназии и широкую общественность.

 Список методической  литературы для педагога.

  1. Бакшин В. «Основы журналистики» учебное пособие, 2009
  2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
  3. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
  4. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.
  5. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.
  6. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.
  7. Паркер П. Как сделать красиво на бумаге. Серия «Библиотека дизайна». «Символ-плюс».Санкт-Петербург.1998г.
  8. Питер Уорд « Композиция кадра в кино и на телевидении». Издательство ГИТР., 2005.
  9. Питер Брук «Пустое Пространство», издательство Прогресс 1976.
  10. Корогодский З «Этюд и школа».М.: издательство «Советская Россия» 1975.
  11. Кемарская И. «Телевизионный редактор» М:. Аспект Пресс, 2004.
  12. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994
  13. Чередниченко В.И. Основы журналистики: курс лекций .Учебное пособие для студентов Высших Учебных Заведений.1998г.
  14. Черникова Е.В. «Основы творческой деятельности журналиста» М:. АНО школа издательского и медиа бизнеса, 2012.
  15. Ярцева Н. «Ради радио. Как стать популярным ведущим» М:, Альпина – нон – фикшн, 2009.
  16. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru

Список литературы для обучающихся

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

 6. О.И. Лепилкина, Е.Ю. Умнова, А.Е. Зимин, И.А. Горюнова. Азбука журналистики. ИЦ «Вентана - Граф», М., 2006.

 7. Т.В. Солнцева, «Вторая древнейшая, или Как стать акулой пера». Издательство «Феникс» Р-н-Д. 2006 год. 8. Самоучитель по Adobe InDesign CS3

Приложение

 

Тренинговое занятие для юных журналистов.

«Научись общаться».

Цель: научить будущих журналистов правильному общению,  умению расположить собеседника к беседе.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Мяч».

Все участники садятся в круг.  Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мяч.  Приветствуют друг друга.

2. Ознакомление с правилами работы в группе.

Конфиденциальность:

Все личное, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы, рассказываться другим людям.

Уважение: На занятии должна царить атмосфера свободного выражения мыслей без боязни вызвать насмешки окружающих. Это также право на внимание: когда высказывается один – все остальные слушают и не перебивают, тем самым, проявляя уважение к говорящему. Говорящего, при необходимости может прервать только ведущий.

Взаимная поддержка:

  Каждый участник может рассчитывать на постоянную поддержку.

3. Упражнение «Комплимент».

Всем хочется стать чуточку лучше. Есть много способов научиться жить бесконфликтно.

Один из них – умение делать комплименты. Если журналист хочет расположить к себе собеседника, ему необходимо научиться говорить комплименты.

Все участники по кругу говорят друг другу комплименты.

4.  Упражнение «Культурная беседа».

Умение выразить  свое  расположение к собеседнику – это еще не все. Журналисту надо уметь вести диалог, поддерживать беседу.

Участники делятся на пары, определяют тему диалога и стараются построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи.

5. Упражнение «Речевой этикет».

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.

Участники по кругу, обращаясь к рядом сидящему, называют:

а) слова приветствия (Здравствуйте!... Доброе утро!....  Привет!....)

б) высказывают просьбу (Скажите, пожалуйста … Разрешите попросить вас…Будьте добры!...)

в) как начать знакомство (Позвольте познакомиться! …Разрешите представить вам!)

г) как извиниться (Приношу вам свои извинения, простите)

д) слова утешения (Не огорчайтесь!.... Нет повода для беспокойства!...).

е) слова благодарности (Благодарю… Признателен вам…)

ж) слова прощания (Надеюсь увидеть вас еще… Доброго пути… Приятно было познакомиться.)

6. Информационный блок

а) самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой.  Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.

б)  ищите, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.

в)  старайтесь не отзываться о людях дурно.

г)  стройте общение на равных.

д) не спорьте по мелочам

е)  не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно

ж) стремитесь не к победе, а к истине и миру.

7. Упражнение «Трудная ситуация».

При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко.

-   Вчера ты мне шел навстречу и не поздоровался. Это невежливо.

Вопрос участникам:

- Что вы ответите?

Участники по очереди высказывают свою точку зрения.

8. Рефлексия.

Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Клуб юных журналистов»

Программа внеурочной деятельности:- название - «Клуб юных журналистов»;- тип программы внеурочной деятельности - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности; - направление вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист"

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист" на 2014-2015 учебный год составлена в соответствии с новыми требованиями...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"

Рабочая программа « Юный журналист  реализует  художественно-эстетическое  направление во внеурочной деятельности в 5 классе...

Программа внеурочной деятельности «Юные журналисты»

Программа внеурочной деятельности «Юные журналисты»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный журналист»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности«Юный журналист»...

Программа внеурочной деятельности " Я журналист"

Введение в качестве коррекционно-развивающего курса «Я - журналист» обусловлено необходимостью корректировать и развивать метапредметные умения, связанные с поиском, получением, анализом, ...