Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный инженер - нейротехнолог»
рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на изучение курса с использованием Цифровой лаборатории в области нейротехнологий в рамках деятельности центра «Точка роста», и является неотъемлемой частью методических указаний «Цифровая лаборатория в области нейротехнологий». Программа предназначена для занятий прикладной электрофизиологией для учащихся с 8-го по 11-й класс (обучающихся в возрасте 13–17 лет) в системе внеурочной деятельности.
Выполняя задания лабораторных работ, учащиеся:
- познакомятся с тонкостями проведения научного эксперимента;
- смогут сформировать межпредметные связи для комплексного изучения современных информационных технологий и биотехнологий;
- изучат принципы работы сложных технических приборов, которые будут задействованы в эксперименте;
- познакомятся с основами создания человеко-машинных интерфейсов.
С каждым проведенным экспериментом школьники смогут оценить результаты своих трудов в виде приобретенных знаний, умений, навыков.
Данная программа помогает решить целый ряд задач образовательного стандарта:
- придание личностного смысла процессу обучения,
- формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в процессе изучения биологии, физики и информационных технологий.
Программа включает в себя 17 практических занятий, которые разработаны с учетом основной образовательной программы и разделены по сложности на три группы: демонстрационные, лабораторные и исследовательские работы. Программа структурирована в соответствие с основными сенсорами набора "Цифровая лаборатория в области нейротехнологий.
Цель программы: формирование у учащихся устойчивых знаний, умений и навыков по современным биологическим, физическим, медицинским и инженерным технологиям в области нейротехнологии, нейрофизиологии и нейроуправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Коменская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании педагогического совета | Согласовано: Зам. директора по УВР | Утверждаю: Директор «МОУ «Коменская СОШ» |
Протокол №___ | ______________ Кузькина О.В. | ____________ Гончарова М.С. |
от «___»_________20__г. | «____»___________20__г | Приказ №____ от «___»______________20__г |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юный инженер - нейротехнолог»
8-11 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Гончарова М.С. учитель информатики, физики, высшей квалификационной категории Козлова О.Е. учитель биологии, высшей квалификационной категории |
2021 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 10.04.2020).
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897) (ред.21.12.2020) — URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.04.2021).
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413) (ред.11.12.2020) — URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.04.2021).
- Методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. N Р-4) —URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695/ (дата обращения: 10.043.2021).
Нейротехнологии — активно развивающаяся область на стыке инженерных наук, биофизики и физиологии человека. Это направление стирает границы между человеческим мозгом и техническими системами, и создает инженерные решения на грани научной фантастики: "чтение мыслей" на расстоянии и управление роботом с помощью сокращений мышц, распознавание состояний головного мозга и эмоций, контроль за ритмом собственного сердца... В то же время нейротехнология начинается с очень простых вещей, которые можно узнать на школьном уроке биологии в 8 классе: как сокращаются мышцы, бьётся сердце, как мозг генерирует электричество и как разные системы организма взаимодействуют друг с другом.
Изучая данный курс, учащиеся на практике, через короткие опыты и лабораторные работы, будут рассматривать разные системы человеческого тела и их биологические сигналы. Данная программа не ограничена рамками школьной программы, и предназначена для всех, кто хотел бы познакомиться с основами нейротехнологий и электрофизиологии.
Одна из основных проблем освоения школьных курсов биологии, физики и пр. заключается в преимущественно теоретическом характере изучения содержания и недостаточном внимании, уделяемом связям изучаемой теории с реальной жизнью вокруг ученика. Применение такого образовательного подхода, в рамках которого можно придать процессу обучения интерактивный характер, объединить изучаемый материал с решением практических задач и в результате мотивировать обучающихся, позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса.
Практические занятия по физической биологии позволят учащимся регистрировать, обрабатывать и анализировать биосигналы человека: мышечную активность, пульс, электрокардиограмму, электроэнцефалограмму, механические колебания грудной клетки, сопротивление кожи, что дает возможность учащимся понять взаимосвязи между биологией, информатикой, математикой и робототехникой.
Рабочая программа рассчитана на изучение курса с использованием Цифровой лаборатории в области нейротехнологий в рамках деятельности центра «Точка роста», и является неотъемлемой частью методических указаний «Цифровая лаборатория в области нейротехнологий». Программа предназначена для занятий прикладной электрофизиологией для учащихся с 8-го по 11-й класс (обучающихся в возрасте 13–17 лет) в системе внеурочной деятельности.
Выполняя задания лабораторных работ, учащиеся:
- познакомятся с тонкостями проведения научного эксперимента;
- смогут сформировать межпредметные связи для комплексного изучения современных информационных технологий и биотехнологий;
- изучат принципы работы сложных технических приборов, которые будут задействованы в эксперименте;
- познакомятся с основами создания человеко-машинных интерфейсов.
С каждым проведенным экспериментом школьники смогут оценить результаты своих трудов в виде приобретенных знаний, умений, навыков.
Данная программа помогает решить целый ряд задач образовательного стандарта:
- придание личностного смысла процессу обучения,
- формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в процессе изучения биологии, физики и информационных технологий.
Программа включает в себя 17 практических занятий, которые разработаны с учетом основной образовательной программы и разделены по сложности на три группы: демонстрационные, лабораторные и исследовательские работы. Программа структурирована в соответствие с основными сенсорами набора "Цифровая лаборатория в области нейротехнологий.
Цель программы: формирование у учащихся устойчивых знаний, умений и навыков по современным биологическим, физическим, медицинским и инженерным технологиям в области нейротехнологии, нейрофизиологии и нейроуправления.
Задачи реализации программы
- Сформировать умение работать с компьютерным интерфейсом программ BiTronics Studio 5.1.10.
- Познакомить с инструментами, алгоритмами и технологиями получения данных о мозговой активности с помощью электрокардиограммы, электромиограммы, электроэнцефалограммы, механических колебаний грудной клетки.
- Содействовать формированию умения визуально представлять информацию и презентовать собственные проекты.
- Способствовать развитию у детей воображения, интереса к естественно-научным технологиям.
- Ознакомить детей с духом научно-технического соревнования, развитие умения планировать свои действия е учетом фактора времени, в обстановке с элементами конкуренции.
- Способствовать развитию творческих способностей обучающегося.
- Способствовать воспитанию трудолюбия, развитии трудовых умений и навыков, расширению естественно-научного и технического кругозора.
- Содействовать формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Сформировать интерес к изучению новых технологий.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные. Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
— определение мотивации изучения учебного материала;
— оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
— формирование целостной научной картины мира;
— понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
— овладение научным подходом в решении задач;
— овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
— овладение экосистемной познавательной моделью и её применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни;
— осознание значимости концепции устойчивого развития;
— формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные. Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
— целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
— планирование пути достижения целей;
— устанавливание целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;
— умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
— умение принимать решения в проблемной ситуации;
— постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий;
— организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
— прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения, коррекция в план и способ действия при необходимости.
Познавательные. Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
поиск и выделение информации;
— анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;
— выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
— выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
— самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
— участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
— проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
— давать определение понятиям;
— осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
— уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
— анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
— выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные. Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
— соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
— формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;
— координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
— уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
— способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты. Обучающийся научится:
— выделять существенных признаков нейрофизических и биологических объектов и процессов;
— определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
— сравнивать биологические и физиологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
— овладеть методами физической и биологической науки: наблюдение и описание объектов и процессов; постановка физических и биологических экспериментов и объяснение их результатов;
— соблюдать правила работы с физическими и биологическими приборами и инструментами; Обучающийся получит возможность научиться:
— овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;
— доказывать взаимосвязь органов, систем органов с выполняемыми функциями;
— развивать познавательные мотивы и интересы в области анатомии и физиологии;
— применять анатомические понятия и термины для выполнения практических заданий.
Содержание учебной программы
Активность мышц и электромиография. Некоторые общие данные о строении организма. Основы работы с цифровой лабораторией BiTronics Studio 5.1.10. Сокращение мышечных волокон и сигнал ЭМГ. Изучение усталости мышц с помощью электромиографии. Электромиография артикуляционных мышц и устройства безмолвного доступа.
Сердце и электрокардиография. Все о сердце. Сокращения сердца и их отражение в ЭКГ. Влияние дыхания на нерегулярность сердечного ритма. Электрокардиография и физическая нагрузка. Оценка работы вегетативной нервной системы по ЭКГ.
Пульсовые колебания и фотоплетизмография. Все о пульсе. Способы подсчета частоты пульса. Пульсовая волна и сигнал ФПГ. Определение средней скорости распространения пульсовой волны.
Активность мозга и электроэнцефалография. Все о мозге. Ритмы мозга и спектральный анализ ЭЭГ. Артефакты от сокращения мышц в ЭЭГ. Исследование альфа и бета ритмов электроэнцефалограммы.
Кожно-гальванической реакции и эмоциональное напряжение. Динамика кожно-гальванической реакции. Влажность кожных покровов и кожно-гальваническая реакция. Кожно-гальваническая реакция и автономная нервная система.
Дыхание и движение грудной клетки. Все о дыхании. Разные виды дыхания и регистрация дыхательных движений. Определение частоты дыхания и физическая нагрузка.
Учебно-тематический план
Тема | Тема занятия | Количество часов |
Активность мышц и электромиография (3 часа) | Некоторые общие данные о строении организма. Основы работы с цифровой лабораторией BiTronics Studio 5.1.10 | 1 |
Сокращение мышечных волокон и сигнал ЭМГ. Изучение усталости мышц с помощью электромиографии | 1 | |
Электромиография артикуляционных мышц и устройства безмолвного доступа. | 1 | |
Сердце и электрокардиография (4 часа) | Все о сердце. Сокращения сердца и их отражение в ЭКГ | 1 |
Влияние дыхания на нерегулярность сердечного ритма. | 1 | |
Электрокардиография и физическая нагрузка | 1 | |
Оценка работы вегетативной нервной системы по ЭКГ. | 1 | |
Пульсовые колебания и фотоплетизмография (2 часа) | Все о пульсе. Способы подсчета частоты пульса. | 1 |
Пульсовая волна и сигнал ФПГ. Определение средней скорости распространения пульсовой волны. | 1 | |
Активность мозга и электроэнцефалография (3 часа) | Все о мозге. Ритмы мозга и спектральный анализ ЭЭГ. | 1 |
Артефакты от сокращения мышц в ЭЭГ | 1 | |
Исследование альфа и бета ритмов электроэнцефалограммы. | 1 | |
Кожно-гальванической реакции и эмоциональное напряжение.(3 часа) | Динамика кожно-гальванической реакции. Влажность кожных покровов и кожно-гальваническая реакция. | 1 |
Влажность кожных покровов и кожно-гальваническая реакция. | 1 | |
Кожно-гальваническая реакция и автономная нервная система. | 1 | |
Дыхание и движение грудной клетки. (2 часа) | Все о дыхании. Разные виды дыхания и регистрация дыхательных движений. | 1 |
Определение частоты дыхания и физическая нагрузка. | 1 | |
Итого | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-878971-1485846417.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный ботаник"
Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/06/picture-931264-1583470724.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный модельер"
Предсталяю вашему вниманию рабочую программу для ведения в общеобразовательных учреждениях кружка "Юный модельер". Данная программа расчитана на 35 часов в год, для учащихся 5-8 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/27/picture-1072117-1674847444.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный шахматист" для 1-4 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» предназначена для спортивно - оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1-4 клас...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-1214511-1581912462.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный журналист»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Юный журналист»(общеинтеллектуальное направление)для 6-8 классов(основное общее образование)Количество часов: 35...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-1459794-1677300891.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения" для 5 классов
Цель рабочей программы:·обучить учащихся оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения, объяснять своё отношение к поступкам с п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный натуралист»
Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться. Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательско...