Цифровая трансформация в образовании: из прошлого в будущее
статья

Волкова Виктория Андреевна

посвящена анализу процесса цифровой трансформации образовательной системы в России, начиная от исторических предпосылок до современных тенденций и перспектив развития, затрагиваются проблемы и вызовы, стоящие перед системой образования в условиях цифровизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_proshlogo_v_budushchee_dlya_publikatsii.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровая трансформация в образовании: из прошлого в будущее

Авторы: Волкова Виктория Андреевна

и Рыбак Наталья Михайловна

ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», Санкт-Петербург

Аннотация: посвящена анализу процесса цифровой трансформации образовательной системы в России, начиная от исторических предпосылок до современных тенденций и перспектив развития, затрагиваются проблемы и вызовы, стоящие перед системой образования в условиях цифровизации.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, информатизация в сфере образования, стратегия

О том, что программирование – это вторая грамотность, было сказано одним из пионеров теоретического и системного программирования, создателем Сибирской школы информатики, доктором физико-математических наук, академиком АН СССР А.П. Ершовым в 1988 году. В своем выступлении на 3-ей Всемирной конференции Международной федерации по обработке информации и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении, которая прошла в июле 1981 года в Лозанне (Швейцария), он заявил: «Вычислительная машина станет не только техническим орудием учебного процесса.

Она приведет к формированию нового интеллектуального фона, новой операционной обстановки, органически и естественно используемой ребенком в его развитии в школе и дома. Возможности, предоставляемые машиной, и новые задачи образования неизбежно окажут заметное влияние на основные положения психологии развития, сложившиеся дидактические принципы и формы обучения. Их реализация ускорит интеллектуальное созревание ребенка, повысит его активность, сделает его лучше подготовленным к профессиональной деятельности». Это выступление получило широкий резонанс, его текст неоднократно издавался на разных языках.

Академиком Ершовым А.П. была сформулирована Концепция информатизации образования, где впервые были классифицированы процессы обновления образования в цифровой среде. В ней обозначены четыре этапа процесса информатизации школы, отражающие пятилетний цикл планирования народного хозяйства того времени:

  1. Базовый:                до 1990 г.
  2. Первый:                1991-1995 гг.
  3. Второй:                        1996-2000 гг.
  4. Перспективный:        2001-2010 гг.

Одними из целей базового этапа были обозначены следующие: ознакомить всех педагогов с возможностями, которые предоставляют современные ЭВМ в области обработки данных, управления, информационного обслуживания; развернуть подготовку необходимого научного и методического задела, выработку наиболее эффективных форм и методов использования ЭВМ для совершенствования учебного процесса.

Цели первого этапа предполагали завершение создания научно-методического задела для эффективного использования вычислительной техники в учебном процессе, для подготовки и переподготовки педагогических кадров, подготовку необходимых для этого педагогических программных средств; создание первых систем межмашинной электронной связи для обслуживания учреждений образования.

Основные цели второго этапа - развернуть массовый переход к изучению общеобразовательных дисциплин на новой методической основе; развернуть системы межмашинной электронной связи, доступные всем учреждениям образования, начать ввод в действие общедоступных баз данных для поддержания системы заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; завершить работы по созданию интегрированной автоматизированной информационной системы для решения задач управления учреждениями системы образования на всех уровнях.

Целями перспективного этапа являлось завершение создания механизма динамичной перестройки содержания, методики и организационных форм обучения на основе вновь получаемых результатов в области педагогической теории и практики; создание гибкой разветвленной системы непрерывного образования, обеспечивающей эффективное удовлетворения потребностей духовного развития каждого члена информационного общества.

Академик А.П. Ершов понимал, что информатизация в сфере образования – революционный по своей сути процесс, и поэтому детально прогнозировать его развитие на продолжительный период времени невозможно.

На каждом из выделенных академиком этапов программы работ не были реализованы ввиду разных причин, в том числе - отсутствия технической основы информатизации. Предполагалось, что уже к началу первого этапа образовательные организации будут оснащены комплектами учебной вычислительной техники, что должно было быть поддержано массовым выпуском различного периферийного оборудования.

Через 20 лет президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая на расширенном заседании Государственного совета, заявил: «Переход России на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Это наш абсолютный национальный приоритет… Развитие национальной системы образования становится ключевым элементом создания конкурентоспособных специалистов. Современные стандарты образования должны стать предметом обсуждения в обществе в целом». Первым стратегическим документом, определившим направления развития информационного общества в России, стала Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года. Она положила начало интенсивному использованию органами государственной власти Российской Федерации, бизнесом и гражданами информационных и коммуникационных технологий. Эта Стратегия была одним из следующих шагов на пути к формированию информационного общества в целом и цифровой трансформации образования в частности.

9 мая 2017 года Президент РФ В.В. Путин издал указ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

Настоящая Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования было утверждено распоряжением Правительства РФ 2 декабря 2021 года.

Целью цифровой трансформации, описанной в Стратегии, является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью. Эту же цель определял академик А.П. Ершов в своей Концепции информатизации образования в 1988 году.

Задачами цифровой трансформации являются повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность; предоставление равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации всем категориям обучающихся; формирование набора сервисов с возможностью получить образовательные сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам, направленным на повышение уровня цифровой культуры; стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Министерства просвещения Российской Федерации, региональных систем и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.

Одной из целей базового этапа Концепции академика А.П. Ершова являлась выработка наиболее эффективных форм и методов использования ЭВМ для совершенствования учебного процесса; эта цель нашла свое отражение в Стратегии цифровой трансформации, где в качестве вызова является организация использования образовательными организациями сервисов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ. Так же в качестве вызова в современной Стратегии названо обеспечение разработки предложений по таргетированному перечню программ повышения квалификации в соответствии с профессиональными дефицитами и интересами педагогических работников. Данная формулировка находит отклик в целях первого этапа Концепции А.П. Ершова: «завершить создание научно-методического задела для эффективного использования вычислительной техники в учебном процессе, для подготовки и переподготовки педагогических кадров, подготовку необходимых для этого педагогических программных средств».

В Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга, одобренной на расширенном заседании президиума Совета по стратегическому развитию и проектной деятельности в Санкт-Петербурге 25.08.2021, одним из вызовов развития образования является «обеспечение единой цифровой коммуникационной сети, обеспечивающей связь между всеми участниками образовательных отношений». Одной из целей второго этапа Концепции А.П. Ершова являлось развертывание систем межмашинной электронной связи, доступной всем учреждениям образования, что по сути является единой цифровой коммуникационной сетью, о которой говорится в современной Стратегии.

Еще одной целью второго этапа Концепции А.П. Ершова являлось «завершение работы по созданию интегрированной автоматизированной информационной системы для решения задач управления учреждениями системы образования на всех уровнях», что коррелирует с проектом «Система управления в образовательной организации» Плана мероприятий по реализации стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга, одобренном на расширенном заседании президиума Совета по стратегическому развитию и проектной деятельности в Санкт-Петербурге 25.08.2021.

А.П. Ершов предполагал, что на перспективном этапе Концепции будет создана гибкая разветвленная система непрерывного образования, обеспечивающая эффективное удовлетворение потребностей духовного развития каждого члена информационного общества. Этот этап Концепции А.П. Ершова нашел свое отражение в рамках реализации Стратегического направления в области цифровой трансформации образования, утвержденном распоряжением Правительства РФ, предусмотрены создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг, в том числе с применением инфраструктуры федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Уже в 1988 году академик А.П. говорил о том, что разработка педагогического обеспечения новых информационных технологий должна входить в работы по созданию соответствующих технических и программных средств. Участие педагогов в этой работе позволит обеспечить появление методически отработанных способов освоения соответствующих средств. Педагогическое обеспечение будет естественно ассимилироваться при изучении общеобразовательных и специальных предметов, использоваться при подготовке и повышении квалификации работающих, в ходе самообразования.

И на современном этапе реализация Стратегии цифровой трансформации образования несомненно должна повлечь за собой и изменение педагогических методик в целом.

Подводя итоги сравнения Концепции академика А.П. Ершова 1988 года и современных документов, сопровождающих процессы цифровой трансформации в образовании, можно сделать вывод о том, что проблемы и вызовы остались прежними. Но современные документы содержат конкретный план действий, который приведет нас к выполнению этих целей.

Изучив Концепцию Академика А.П. Ершова 1988 года, можно сделать вывод, что описанные им проблемы и вызовы актуальны и на сегодняшний день. К сожалению, условия того времени не позволили их решить.

Цифровая трансформация может вести к качественному изменению образовательной работы. Без такого изменения невозможно сформировать у каждого члена общества способности плодотворно жить и трудиться в условиях меняющейся экономики, непрерывно продолжать свое образование на протяжении всей жизни. Суть этого изменения – использование новейших быстроразвивающихся цифровых технологий для последовательного перехода к персонализированной, ориентированной- на результат организации образовательного процесса.

Современные технологии, высокий уровень цифровой грамотности, сформированные условия для развития информационного общества в целом и кадровый потенциал в совокупности позволят успешно реализовать концепцию, начатую еще в XX веке, но не потерявшую своей актуальности и по сей день.


Источники:

  1. Ершов А.П. «Программирование — вторая грамотность» //журнал Проблемы информатики. 2015. №4. С.71-85
  2. Концепция информатизации образования (использование средств вычислительной техники в сфере образования), проект. А.П. Ершов. Государственный комитет СССР по народному образованию. Москва, 1988
  3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина // серия коллективных монографий «Российское образование: достижения, вызовы, перспективы». Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики», Институт образования, 2019

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

КТО ЗАНИМАЕТСЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ?

Исследователи Высшей школы экономики провели мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций в 2020 году, который позволил изучить различные аспекты цифровизации образовательны...

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материал будет полезен административным работникам ОО, учителям - прредметникам,начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах....

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Национальный проект «Образование»: нормативное, организационное и содержательное обеспечение федеральных проектов...

Использование цифровой трансформации в образовании

Статья на тему " Использование цифровой трансформации в образовании"...