Программа индивидуальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
рабочая программа

Калинчук Людмила Васильевна

Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_tszh.docx46.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА:

Тренерско-педагогическим советом

Спортивной школы г. Алдан

   «____» сентября  2024 год    Протокол № __

УТВЕРЖДАЮ_______________

Директор

Спортивной школы г. Алдан  

Н.В. Стуканева

«____»_________________2024 г

Программа индивидуальной работы

с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации 

на 2024-2025 уч.г.

                                                                       

                                                                        Разработчики программы:

                                                                        Тренер-преподаватель отделения пауэрлифтинга

                                                                        (Первой квалификационной категории)

                                                                        Калинчук Людмила Васильевна

                                                                        Методист

                                                                        Згонникова Галина Сергеевна  

                                                                        (Первой квалификационной категории)

   

Срок реализации - 1 год

Алдан 2024 г.

Пояснительная записка

 

   Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и коррекции значимого  круга общения, создание условий для физического, психического и социального роста и благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся – фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направленных на коррекцию условий семейного, физического воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Актуальность программы

     На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию – является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для  их успешной социальной адаптации. Это система строится на взаимодействии  тренера-преподавателя, с обучающимся и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в общество.

    Одним из продуктивных методов работы с группой обучающихся оказавшимися в ТСЖ является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства поскольку взаимное сотрудничество с профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать конструктивно решить сложные вопросы жизни.  

Особое внимание в  работе с детьми оказавшимися в трудной жизненной ситуации уделяется   индивидуальному подходу к каждому ребенку и активную работу с их семьями.

Индивидуальная воспитательная работа – направлена на разъяснительную профилактику в условиях семьи, школы, техникума, где осуществляется постоянный контакт со взрослыми. В плане воспитательной работы выделяются разделы работы по предупреждению курения, наркомании, алкоголизма; проведению бесед на различные темы правового воспитания.

  Цель программы

1. Сохранение и укрепление здоровья детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Формирование у них навыков организации здорового образа жизни

  Задачи программы

  1. Организовать информационно-просветительскую работу с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
  2. Разработать план работы с детьми и подростками, их семьями (законными представителями).
  3. Формировать мотивацию на сохранение здоровья через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни. 
  4. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
  5. Обеспечение мотивации родителей (законных представителей) на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы)
  6. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим, 
  7. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения. 
  8.  Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе 
  9.  Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения. 

 

 Приоритетные направления:

1. Профилактическая коррекционно-развивающая работа

- предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состояния ребёнка.

2. Работа с родителями (законными представителями).

- консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов;

 ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- обучающиеся в кризисной ситуации;

- обучающиеся, стоящие на учёте (КДН, ПДН и др.)

   

СОДЕРЖАНИЕ    РАБОТЫ

с  детьми, попавшими в трудное семейное положение

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Сбор информации о статусах семей воспитанников (социальные паспорта)

Сентябрь-октябрь

Тренер-преподаватель, методист

Разработка плана профилактической работы

Сентябрь-октябрь

Тренер-преподаватель, методист

Проведение бесед на правовую тематику

В течение учебного года

Тренер-преподаватель

Предупреждение вредных привычек

(курение, употребление алкоголя, наркомании):

Беседы и лекции с воспитанниками и родителями.

В течение учебного года

Тренер-преподаватель

Работа с родителями.

- Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания «проблемных» детей; - профилактические беседы, консультации, совместные походы, спортивные мероприятия на свежем воздухе;

- дни открытых дверей;

- родительские собрания

В течение учебного года

Тренер-преподаватель

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Сентябрь-октябрь

Тренер-преподаватель, методист

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,

 -турпоходах

В течение учебного года

Тренер-преподаватель

Профилактические беседы нарколога о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов.

В течение учебного года

Тренер-преподаватель

Проведение индивидуальных бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья

В течение учебного года

Тренер-преподаватель

Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»

В течение учебного года

Тренер-преподаватель

Предупреждение вредных привычек

(курение, употребление алкоголя, наркомании):

Беседы и лекции с воспитанниками и родителями.

  • Темы: «Психология ранней наркомании»
  • «Проба наркотика – шаг в пропасть»
  • «Сигарет, не приносящих вреда, – нет»
  • «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма».

В течение учебного года

Тренер-преподаватель

Акция: «Нет вредным привычкам!»

В течение учебного года

Тренер-преподаватель

Проведение родительских собраний и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья

В течение учебного года

Тренер-преподаватель

Турпоходы совместно с родителями

В течение учебного года

Тренер-преподаватель

Ожидаемые  результаты

  • Определение основных причин  сложных жизненных ситуаций появления детей «группы риска», «трудных детей».
  • Умение владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, грамотно разрешать конфликты (не агрессивными способами реагировать на критику,  сопротивления со стороны других людей, умение  противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами).
  • Расширение  социальной компетенции:                             
  • Организация системы дополнительных занятий, помощи и консультирования для устранения проблем в усвоении программы. 

 

Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:

– работа с воспитанниками;

– работа с семьей;

– работа с педагогами, специалистами. 

  1. Работа с семьей

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями или лицами их замещающими, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

-привлечение родителей  их (если есть) для совместной организации досуговой деятельности детей;

-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;

-создание положительной мотивации у родителей в конструктивном сотрудничестве с педагогами;

-расширение  психолого-педагогической компетенции просвещение родителей.

  1. Работа с педагогами

Цели и задачи:

– расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;

– дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;

– расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.

  1. Работа с детьми

Цели и задачи: 

-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);

-профилактика правонарушений;

-психокоррекция;

-профориентация;

-пропаганда здорового образа жизни;

– адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа;

– создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;

– сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

– укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Методы:

– переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

– метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы: групповая работа, беседы, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)

Направления организации досуга:

– изучение интересов и потребностей воспитанников  данной категории;

– расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;

– методическое сопровождение мероприятий досуга;

– организация социально-значимой деятельности детей.

Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам – нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)

 

Профилактика правонарушений

  1. Беседы по факту 
  2. Акция «Детям – заботу взрослых» 
  3. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями 
  4. Кинофильмы «Вредные привычки» 
  5. Родительские собрания 
  6. Выступления с информацией о состоянии преступности 
  7. Организация летнего отдыха 

 

Психологическое сопровождение

  1. Специально – коррекционные занятия 
  2. Индивидуальные и групповые  консультации для участников учебно- воспитательного процесса 
  3. Диагностические методики: 

– Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения 

– Карта наблюдений

Организация медицинской помощи

  1. Проведение систематического диспансерного осмотра врачами “трудных” школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера 
  2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение. 

Организация психологической помощи

  1. Изучение психологического своеобразия “трудных” подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, компенсации недостатков эмоционального развития. 
  2. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. 
  3. Индивидуальные беседы с “трудными” обучающимися с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими. 

План

профилактической работы с ребёнком, находящимся в трудной жизненной ситуации

 

Обучающийся: Берестнев Григорий Александрович  (Категория: Дети под опекой)

 

Форма работы

Цель

Содержание

Сроки проведения

Педагогический рейд

Изучение семейно — бытовых условий.

Знакомство с опекуном

Сентябрь

Наблюдение

Профилактика безнадзорности и   беспризорности несовершеннолетних

Ведение учета посещаемости

Ежедневно в течение года

Консультация

Повышение правовой грамотности несовершеннолетних.

О взаимоотношениях со сверстниками «Мой круг общения»

Сентябрь

Профилактическая беседа

Профилактика здорового образа жизни

«О вреде алкоголя, наркомании и табакокурения».

Октябрь

Профилактическая беседа

Выявление фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и преступлений.

«Выбор за тобой».

Ноябрь

Индивидуальные беседы

Профилактика детской беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

 «О здоровом образе жизни»

 «Мои проблемы»

 «Как  я себя чувствую среди людей»

Январь, февраль

Беседа

Работа по профилактике правонарушений  и преступлений. 

«Ученик и закон»

«Не ломай свою судьбу»

Апрель

Мониторинг

Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

Организация оздоровления и отдыха детей

Июнь

План

профилактической работы с ребёнком, находящимся в трудной жизненной ситуации

 

Обучающийся: Куличкин Вячеслав  Раджабалиевич  (Категория: Дети сироты и воспитанники детских домов)

 

Форма работы

Цель

Содержание

Сроки проведения

Педагогический рейд

Изучение семейно — бытовых условий.

Знакомство с воспитателем АДД

сентябрь

Наблюдение

Профилактика безнадзорности и   беспризорности несовершеннолетних

Ведение учета посещаемости

Ежедневно в течение года

Консультация

Повышение правовой грамотности несовершеннолетних.

О взаимоотношениях со сверстниками «Мой круг общения»

Сентябрь

Профилактическая беседа

Профилактика здорового образа жизни

«О вреде алкоголя, наркомании и табакокурения».

Октябрь

Профилактическая беседа

Выявление фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и преступлений.

«Выбор за тобой»

Ноябрь

Индивидуальные беседы

Профилактика детской беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

 «О здоровом образе жизни»

 «Мои проблемы»

 «Как  я себя чувствую среди людей»

Январь, февраль

Беседа

Работа по профилактике правонарушений  и преступлений. 

«Ученик и закон»

«Не ломай свою судьбу»

Апрель

Мониторинг

Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

Организация оздоровления и отдыха детей

Июнь

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный  закон «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»  № 120 – ФЗ от 24.06.1999 г.;

2. Федеральным Законом № ВФ – 1376/06  от 21.09.2005 г. «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»;

3. ФЗ РФ от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ  О внесение изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» в соответствии с правом, предоставленным этим законом.

Используемая литература

  1. Беженцев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст]: учеб. пособие / А. А. Беженцев. – М.: МПСИ: ФЛИНТА, 2012. – 296 c.
  2. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
  4. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика  №5,2009
  5. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
  6. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми , находящимися в трудной жизненной ситуации

Описание опыта работы по решению данной проблемы....

«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

Рекомендации социальному педагогу по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Формы и методы, с помощью которых удается решать проблемы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации/Карта семьи.Посещение неблагополучной семьи (цели и результаты)Акт обследования семьи обуча...

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Презентация представлена для социальных педагогов, классных руководителей, заместителей директоров по ВР...

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Данный материал поможет в работе социальному педагогу и всем специалистам, работающим с подростками...

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.

Программа работы с детьми находящихся в трудной жизненной ситуации....