Программа индивидуальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
рабочая программа
Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА: Тренерско-педагогическим советом Спортивной школы г. Алдан «____» сентября 2024 год Протокол № __ |
|
Программа индивидуальной работы
с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
на 2024-2025 уч.г.
Разработчики программы:
Тренер-преподаватель отделения пауэрлифтинга
(Первой квалификационной категории)
Калинчук Людмила Васильевна
Методист
Згонникова Галина Сергеевна
(Первой квалификационной категории)
Срок реализации - 1 год
Алдан 2024 г.
Пояснительная записка
Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и коррекции значимого круга общения, создание условий для физического, психического и социального роста и благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся – фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направленных на коррекцию условий семейного, физического воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Актуальность программы
На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию – является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для их успешной социальной адаптации. Это система строится на взаимодействии тренера-преподавателя, с обучающимся и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в общество.
Одним из продуктивных методов работы с группой обучающихся оказавшимися в ТСЖ является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства поскольку взаимное сотрудничество с профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать конструктивно решить сложные вопросы жизни.
Особое внимание в работе с детьми оказавшимися в трудной жизненной ситуации уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку и активную работу с их семьями.
Индивидуальная воспитательная работа – направлена на разъяснительную профилактику в условиях семьи, школы, техникума, где осуществляется постоянный контакт со взрослыми. В плане воспитательной работы выделяются разделы работы по предупреждению курения, наркомании, алкоголизма; проведению бесед на различные темы правового воспитания.
Цель программы
1. Сохранение и укрепление здоровья детей находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Формирование у них навыков организации здорового образа жизни
Задачи программы
- Организовать информационно-просветительскую работу с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
- Разработать план работы с детьми и подростками, их семьями (законными представителями).
- Формировать мотивацию на сохранение здоровья через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни.
- Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
- Обеспечение мотивации родителей (законных представителей) на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы)
- Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
- Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
- Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Приоритетные направления:
1. Профилактическая коррекционно-развивающая работа
- предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состояния ребёнка.
2. Работа с родителями (законными представителями).
- консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов;
ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- обучающиеся в кризисной ситуации;
- обучающиеся, стоящие на учёте (КДН, ПДН и др.)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
с детьми, попавшими в трудное семейное положение
Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Сбор информации о статусах семей воспитанников (социальные паспорта) | Сентябрь-октябрь | Тренер-преподаватель, методист |
Разработка плана профилактической работы | Сентябрь-октябрь | Тренер-преподаватель, методист |
Проведение бесед на правовую тематику | В течение учебного года | Тренер-преподаватель |
Предупреждение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомании): Беседы и лекции с воспитанниками и родителями. | В течение учебного года | Тренер-преподаватель |
Работа с родителями. - Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания «проблемных» детей; - профилактические беседы, консультации, совместные походы, спортивные мероприятия на свежем воздухе; - дни открытых дверей; - родительские собрания | В течение учебного года | Тренер-преподаватель |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. | Сентябрь-октябрь | Тренер-преподаватель, методист |
Спортивно-оздоровительные мероприятия: -привлечение к участию в спортивных соревнованиях, -турпоходах | В течение учебного года | Тренер-преподаватель |
Профилактические беседы нарколога о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов. | В течение учебного года | Тренер-преподаватель |
Проведение индивидуальных бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья | В течение учебного года | Тренер-преподаватель |
Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг» | В течение учебного года | Тренер-преподаватель |
Предупреждение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомании): Беседы и лекции с воспитанниками и родителями.
| В течение учебного года | Тренер-преподаватель |
Акция: «Нет вредным привычкам!» | В течение учебного года | Тренер-преподаватель |
Проведение родительских собраний и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья | В течение учебного года | Тренер-преподаватель |
Турпоходы совместно с родителями | В течение учебного года | Тренер-преподаватель |
Ожидаемые результаты
- Определение основных причин сложных жизненных ситуаций появления детей «группы риска», «трудных детей».
- Умение владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, грамотно разрешать конфликты (не агрессивными способами реагировать на критику, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами).
- Расширение социальной компетенции:
- Организация системы дополнительных занятий, помощи и консультирования для устранения проблем в усвоении программы.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
– работа с воспитанниками;
– работа с семьей;
– работа с педагогами, специалистами.
- Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями или лицами их замещающими, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей их (если есть) для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
-создание положительной мотивации у родителей в конструктивном сотрудничестве с педагогами;
-расширение психолого-педагогической компетенции просвещение родителей.
- Работа с педагогами
Цели и задачи:
– расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
– дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
– расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
- Работа с детьми
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни;
– адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа;
– создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
– сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
– укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
– переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
– метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, беседы, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Направления организации досуга:
– изучение интересов и потребностей воспитанников данной категории;
– расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
– методическое сопровождение мероприятий досуга;
– организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам – нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)
Профилактика правонарушений
- Беседы по факту
- Акция «Детям – заботу взрослых»
- Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
- Кинофильмы «Вредные привычки»
- Родительские собрания
- Выступления с информацией о состоянии преступности
- Организация летнего отдыха
Психологическое сопровождение
- Специально – коррекционные занятия
- Индивидуальные и групповые консультации для участников учебно- воспитательного процесса
- Диагностические методики:
– Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения
– Карта наблюдений
Организация медицинской помощи
- Проведение систематического диспансерного осмотра врачами “трудных” школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
- Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
Организация психологической помощи
- Изучение психологического своеобразия “трудных” подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, компенсации недостатков эмоционального развития.
- Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
- Индивидуальные беседы с “трудными” обучающимися с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
План
профилактической работы с ребёнком, находящимся в трудной жизненной ситуации
Обучающийся: Берестнев Григорий Александрович (Категория: Дети под опекой)
Форма работы | Цель | Содержание | Сроки проведения |
Педагогический рейд | Изучение семейно — бытовых условий. | Знакомство с опекуном | Сентябрь |
Наблюдение | Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних | Ведение учета посещаемости | Ежедневно в течение года |
Консультация | Повышение правовой грамотности несовершеннолетних. | О взаимоотношениях со сверстниками «Мой круг общения» | Сентябрь |
Профилактическая беседа | Профилактика здорового образа жизни | «О вреде алкоголя, наркомании и табакокурения». | Октябрь |
Профилактическая беседа | Выявление фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и преступлений. | «Выбор за тобой». | Ноябрь |
Индивидуальные беседы | Профилактика детской беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. | «О здоровом образе жизни» «Мои проблемы» «Как я себя чувствую среди людей» | Январь, февраль |
Беседа | Работа по профилактике правонарушений и преступлений. | «Ученик и закон» «Не ломай свою судьбу» | Апрель |
Мониторинг | Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних | Организация оздоровления и отдыха детей | Июнь |
План
профилактической работы с ребёнком, находящимся в трудной жизненной ситуации
Обучающийся: Куличкин Вячеслав Раджабалиевич (Категория: Дети сироты и воспитанники детских домов)
Форма работы | Цель | Содержание | Сроки проведения |
Педагогический рейд | Изучение семейно — бытовых условий. | Знакомство с воспитателем АДД | сентябрь |
Наблюдение | Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних | Ведение учета посещаемости | Ежедневно в течение года |
Консультация | Повышение правовой грамотности несовершеннолетних. | О взаимоотношениях со сверстниками «Мой круг общения» | Сентябрь |
Профилактическая беседа | Профилактика здорового образа жизни | «О вреде алкоголя, наркомании и табакокурения». | Октябрь |
Профилактическая беседа | Выявление фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и преступлений. | «Выбор за тобой» | Ноябрь |
Индивидуальные беседы | Профилактика детской беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. | «О здоровом образе жизни» «Мои проблемы» «Как я себя чувствую среди людей» | Январь, февраль |
Беседа | Работа по профилактике правонарушений и преступлений. | «Ученик и закон» «Не ломай свою судьбу» | Апрель |
Мониторинг | Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних | Организация оздоровления и отдыха детей | Июнь |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» № 120 – ФЗ от 24.06.1999 г.;
2. Федеральным Законом № ВФ – 1376/06 от 21.09.2005 г. «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»;
3. ФЗ РФ от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ О внесение изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» в соответствии с правом, предоставленным этим законом.
Используемая литература
- Беженцев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст]: учеб. пособие / А. А. Беженцев. – М.: МПСИ: ФЛИНТА, 2012. – 296 c.
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
- Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009
- Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
- Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми , находящимися в трудной жизненной ситуации
Описание опыта работы по решению данной проблемы....
«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...
«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

Рекомендации социальному педагогу по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Формы и методы, с помощью которых удается решать проблемы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации/Карта семьи.Посещение неблагополучной семьи (цели и результаты)Акт обследования семьи обуча...

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Презентация представлена для социальных педагогов, классных руководителей, заместителей директоров по ВР...

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Данный материал поможет в работе социальному педагогу и всем специалистам, работающим с подростками...
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
Программа работы с детьми находящихся в трудной жизненной ситуации....
