"Сгореть" или "не сгореть"?
материал
Предварительный просмотр:
«Сгореть» или «не сгореть»? (как сделать работу интересной)
Светлана Юрьевна Кострова, учитель русского языка и литературы
МКОУ Архиповская СОШ
Воронежская область,Россошанский район, с.Архиповка, ул.Октябрьская ,д.42а.
О проблеме профессионального выгорания педагогов начали активно говорить не так уж и давно (по меркам исторического времени). Подумайте: стоял ли такой вопрос в школе 50-60-х годов? Желание учиться определяло желание работать, высокий статус учителя в обществе, забота государства-всё это исключало появление проблемы.
Понятие выгорания введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения.
Н.Костарнова приводит данные о российских исследованиях: «В России самое крупное исследование, посвященное эмоциональному выгоранию учителей средних образовательных школ, в 2020 году провели эксперты программы по развитию педагогов «Я Учитель» и программы «Образовательная инициатива «Яндекса». Они спросили 38 000 учителей об их психологическом состоянии. Утверждалось, что педагоги сами запросили тестирование на выгорание. Исследователи выяснили, что его симптомы испытывают более 75% российских учителей, у 38% выгорание уже достигло острой фазы, а значит, начинает сказываться на работе. При этом с проблемой сталкиваются все школьные педагоги вне зависимости от стажа: и у молодых, и у опытных учителей уровень выгорания примерно одинаков.» [2]
Называется множество причин: от особенностей профессии (учитель постоянно эмоционально связан с людьми, причём, он не волен выбирать, с кем ему общаться, он постоянно «в рамках») до отсутствия адекватных условий труда (это и зарплата, и ненормированность рабочего дня, и зачастую отсутствие элементарных условий для отдыха на работе..)
Проблема стоит остро. Что же делать? Большинство исследований на эту тему (вебинары, статьи) в принципе предлагают то, что каждый учитель и так знает: найти баланс между рабочим и личным, позаботиться о себе (наладить питание, сон, совершать поездки, распределить домашние обязанности между всеми…). Дальше- медитация, йога, психологические практики, дневники…
В профессии остаются люди сверхответственные, нацеленные на помощь другим. Для большинства из нас подобные советы- утопия. Многое зависит от государства, администрации. А что зависит от нас-зачастую на это нет ни сил, ни времени. Но! Большинство учителей – женщины. Мы по сути своей бойцы: боремся и за себя, и за окружающих. Все ,что от нас зависит в смысле отдыха, релаксации, смены деятельности мы, конечно,делаем.
А как быть с нашей учебной деятельностью? Я для себя нашла такую формулу: делай то и так, как интересно тебе; именно это будет интересно твоим ученикам.
Мне интересно составлять алгоритмы применения правил, сводные таблицы – ученики с благодарностью говорят, что такой способ освоения материала очень помогает при подготовке к экзаменам. Я считаю, что литература как предмет –это ,в первую очередь, разговор о жизни. И когда мы идём от текста, от героя, его мыслей и поступков ,размышлений автора к современной жизни, я вижу глаза, устремлённые на меня, желание говорить и спорить иногда. А главное – интерес. Мне интересно вывести учеников на разговор о нравственных ценностях, чтобы они поняли: есть вечная истина. Она не зависит от времени и людей. Люди должны ей соответствовать.
Всегда охотно иду на эксперименты. Были такие случаи в моей практике, когда я, ни на что особо не надеясь, предлагала детям «альтернативные» сочинения. И вместо шаблонного сочинения на определённую тему получала стихи. На ту же тему. Это удивительно! Или искусная иллюстрация к произведению вместо пересказа или заучивания наизусть (бывают дети, которым совершенно не даётся этот вид работы). И всё это на уроке, то есть помощь исключена. Тогда я понимаю, что перспектива есть.
Очень интересна в плане развития познавательной деятельности, коммуникативных способностей, творческого подхода командная работа. Здесь учитель на самом деле становится членом команды, не довлеет над ней. О выгорании и думать некогда: постоянно узнаёшь что-то новое, и многое от детей ,особенно, если это касается виртуального мира; обсуждаешь, споришь, едешь, переживаешь, когда выступают и прыгаешь наравне с ними, когда побеждают.
Таким мне запомнился телекоммуникационный проект «Моё открытие В.М.Пескова». Речь идёт об нашем земляке, выдающемся журналисте, создателе биосферного заповедника, удивительном человеке, посвятившем свою жизнь делу сохранения природы. Из выступления команды моих учеников «Вечный механизм»: «Каждый день мы понимали, что это не просто работа, это глубокое познание жизни человека, который сделал значимый вклад в журналистику. Мы все больше и больше осознавали это, именно данный факт и вдохновил нас. Каждое задание выполнялось с особым интересом и упорством. Ни одно из них не было сделано по принципу "лишь бы отвязаться", каждый шаг был продуман до мелочей….До недавнего времени мы почти и не знали о такой личности, как Василий Михайлович, а теперь мы ничуть не жалеем, что взялись за эту работу. Она сплотила нас и укрепила отношения в коллективе. Мы никогда не забудем опыт, который дал нам этот проект».
Ребята целый год работали над проектом: создали книгу, в которой рассказывается о жизни и творчестве нашего знаменитого земляка, разработали экскурсионный маршрут на Яндекс картах, составили вопросы для викторины, приняли участие в квесте.
На следующий год уже другая, молодая, команда «Кузнечики» продолжила дело выпускников. Потрясающим для меня фактом был приезд двух моих выпускников-участников предыдущей команды, и помощь, которую они предложили маленьким детям. В подобные моменты учитель понимает, что всё не зря. На этом этапе проекта мы выполнили серьёзнейшее исследование «Жанр очерка в творчестве В.М.Пескова» и защитили свой проект, сделали буктрейлер к книге «Окно в природу», участвовали в других мероприятиях сетевого проекта. Осознание хрупкости окружающего мира, необходимости защиты и охраны его пришло к детям. А ко мне –огромная благодарность моим ученикам за их труд титанический, двухгодичный; за победу и одной , и другой команды; за новые возможности, которым они терпеливо меня учили; за то, что появились силы работать и вдохновение.
Я очень люблю проектную и исследовательскую деятельность. Работа с одарёнными детьми, победы на региональном, всероссийском, международном уровне окрыляют. Но и в текущей работе использую разные виды проектов. К краткосрочным проектам можно отнести составление электронных альбомов по творчеству поэтов 19-20 веков, подборка иллюстраций произведений, презентации к тематическим выступлениям («Гуманизм Л.Н.Толстого», «Жилин и Костылин: два характера, две судьбы») и мн др.
К среднесрочным можно отнести обобщающие темы, например: «Поэзия серебряного века», «Творчество В.Высоцкого», «Нравственная проблематика пьес А.Вампилова», «У войны не женское лицо» и др. Налажено сотрудничество с районной библиотекой, ДШИ, проводятся совместные мероприятия.
Долгосрочный проект – создание «Книги Памяти» остаётся в сердцах моих учеников и моём. Это проект, который мы с моими учениками разработали и осуществляли на протяжении трёх лет. Приступая к проекту, мы обратились в военкомат, в комитет ветеранов с тем, чтобы нам помогли с контактами ещё живущих участников Великой Отечественной войны. Это оказалось очень непросто и с организационной, и с практической стороны: сведения не подлежат разглашению, некоторые ветераны поначалу очень недоверчиво к нам отнеслись… Но мы сумели всех убедить в чистоте наших помыслов и необходимости сохранения памяти о людях и событиях тех лет. Дети приходили к ветеранам домой, слушали их воспоминания о войне, сканировали фотографии…Позже эти рассказы мы редактировали. Конечно, мы предлагали свою помощь по организации быта, приносили продукты, поздравляли с Днём Победы…
Психологи рекомендуют учителям использовать различные практики для борьбы со стрессом и выгоранием. Наверное, стоит столкнуться с настоящей болью, проблемой, чтобы перестать ощущать себя некомфортно. Я увидела реакцию детей на то, что они видят и слышат: состояние некоторых ветеранов, к которым даже скорая не едет; бытовые условия, в которых они живут; ощущение горечи и несправедливости происходящего, которое читается в глазах ветеранов и отражается в сознании детей желанием изменить всё к лучшему и измениться самому. Такой опыт не забудется никогда.
В 5 классе есть тема «Устаревшие слова». Параллельно шла тема «Национально окрашенные слова» (спецкурс по русскому языку). Я предложила ребятам объединить темы спецкурса и учебника и поработать над проектом, который мы так и озаглавили «Национально окрашенные слова». Цель его- познакомиться с историей языка через историю народа. Мы определили несколько тематических групп слов (предметы быта, еда, посуда, орудия труда, природа…), разделились на группы, и ребята начали подготовку. Поиск информации, работа с источниками шла дома, на занятиях ребята говорили о полученных результатах и оформляли данные. Кроме того, мы подготовили сценарий «посиделок деревенских» и вместе с руководителем краеведческого музея провели данное мероприятие. Получилась не просто экскурсия в музей, где ребята хоть и заинтересованные, но пассивные слушатели, а действительно посиделки: с частушками, играми, работой. Ребята погрузились в атмосферу быта наших предков, где они могли буквально потрогать «устаревшие» предметы и воссоздать картину жизни в тот период времени. Итогом проекта стал макет русской избы с её внутренним убранством, который ребята делали сами, проявив творческий подход к делу.
Выход за рамки привычного значим не только для учеников, но и для учителя. Нет шаблонов, нет методических материалов, нет никакой «шпаргалки». Только ты и твоя идея. И тогда начинается работа творческой мысли, планируется деятельность, устанавливаются контакты с другими людьми, которые, в свою очередь, могут что-то интересное подсказать. И в какой-то момент понимаешь, что как-то забыл об усталости, выгорании… Тебе просто интересно- и интересно твоим ученикам.
Литература
- А.Миллер Профессиональное выгорание педагогов. https://niidpo.ru/blog/kak-ne-peregoret-profilaktika-i-lechenie-professionalnogo-vyigoraniya-u-pedagogo
- Н.Костарнова Сесть, поплакать, попить чай: могут ли учителя справиться с профессиональным выгоранием? https://eddesignmag.com/kak-uchitelya-preodolevayut-professionalnoe-vygoranie/
3. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ,2003. – 253с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как не сгореть на работе, или Правила, которые помогут остаться живым
Эти правила из: Педагогический университет «Первое сентября» Н.Г. Осухова Профессиональное выгорание,или Как сохранить здоровье и не «сгореть»на работе....

Синдром эмоционального выгорания. Как не сгореть на работе.
Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «Я страдаю эмоциональным выгоранием». Так что же это такое ...

Способы саморегуляции или как жить полной жизнью и не "сгореть" на работе.
Для того, чтобы синдром эмоционального выгорания не преследовал педагогов в школе, необходимо освоить несколько простых техник по саморегуляции своей эмоциональной сферы. Каждый человек индивидуален, ...

Вебинар: «НЕ СГОРЕТЬ КАК СПИЧКА: УЧИТЕЛЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»
Дорогие коллеги, учителя! Я, Елена Надеева, совместно с проектом ОЛИМП УСПЕХ, приглашаю вас принять участие в моем вебинаре «НЕ СГОРЕТЬ КАК СПИЧКА: УЧИТЕЛЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ». Он ...

«СГОРАЯ ПЛАМЕНЕМ ЛЮБВИ»
Цель: Познакомить учащихся с лирикой А.С.Пушкина; Рассмотреть через его лирические произведения образы любимых женщин...

Психологическая поддержка педагогов "Давайте учиться не сгорать".
одной из серьезныхпроблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов. У людей заметно снижается энтузиазм в работе,пропадает блеск в глазах, нарастают нигативизм и усталость. Мы...
