Сценарий библиотечно-познавательной игры на тему: «Этикет. «Волшебные слова».
материал (6, 7 класс)

В данном материале ведущий- педагог-библиотекарь проводит поучительную беседу посредством игры с обучающимися 6-7 классов коррекционной школы, знакомит детей с  разными видами этикета, манерах поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_volshebnyy_etiket.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий библиотечно-познавательной игры

Разработала: педагог-библиотекарь,

Кликунова Галина Леонидовна

Тема: «Этикет. «Волшебные слова».

Место проведения: школьная библиотека.

Время проведения: 45 мин.

Возраст участников: 6-7 классы.

Ведущий: библиотекарь.

Техническое оснащение: экран, проектор, презентация.

Цель: формирование и закрепление умения вести себя в соответствии с правилами и рекомендациями речевого этикета.

Задачи:

∙ сформировать опыт речевого этикетного поведения и закрепить знания основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения;

∙ развить внимание, мышление, воображение, творческое

∙ способствовать формированию коммуникативных навыков общения, умению вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета.

У древнегреческого писателя Лукиана спросили:

«Где ты учился благовоспитанности?»

- «У невоспитанных - ответил он,

- я избегал делать то, что делают они».

Ход мероприятия:

Игровая зона заранее разделена на 4 команды. Дети по умолчанию выбирают, в какой команде они будут играть. На столах - маркеры и карточки для записи названия команды.

Фанфары: + песня «Волшебные слова» (Радионяня)

Ведущий: Здравствуйте! Будем знакомы! Именно так мы говорим, когда хотим познакомиться. Будем знакомы, говорим мы и улыбаемся. Улыбаемся и протягиваем руку для знакомства.

- А что нужно для того, чтобы общение состоялось и было полноценным? Конечно же, вежливость, хорошее настроение, умение поддерживать беседу. Всѐ это можно назвать красивым словом ЭТИКЕТ.

-Что такое этикет

– Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даѐт ответ

Этот самый этикет. (А. Усачѐв)

- Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения при короле. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет». Этикет бывает разный:

∙ Придворный (государственный);

∙ Дипломатический;

∙ Воинский;

∙ Религиозный;

∙ Общегражданский, который делится на несколько подвидов;

∙ Служебный (деловой) этикет;

∙ Неделовой;

∙ Обрядовый;

∙ Застольный;

∙ Этикет в общественных местах

Неречевой этикет – это система знаков -помахивание, похлопывание, рассаживание за столом, преподнесение подарков и т.д.

Речевой этикет вместе с информацией о приветствии, благодарении, извинении, поздравлении несет в себе сведения о говорящем, о его партнере, об их отношениях или положении в обществе.

Как приятно, что при встрече мы знакомым и родным

«С добрым утром», «добрый вечер», «доброй ночи» говорим!

- А кто из вас знает приветствия, которые бытовали в прошлом? Знаток русского языка В. Даль предлагает нам следующие приветствия:

∙ Хлеб да соль, чай да сахар - говорили едящим;

∙ Гуси-лебеди летели - белящим потолки;

∙ С двумя полями сжатыми, третьим засеянным– жнецам;

∙ Улов на рыбу– рыбакам;

∙ Море под коровой - женщине доящей корову;

- Форм приветствий много.

Я загадаю логическую цепочку приветствий разных народов, а вы продолжите.

∙ «Да не будешь ты утомленным!» — желают афганцы;

∙ «Здоров ли ваш скот?» — говорят монголы;

∙ «Я тебя вижу!» — произносят в Африке;

∙ «Ели вы сегодня?» — можно услышать в Китае;

— А как звучит пожелание здоровья на русском языке? (Здравствуйте!). Кроме словесных приветствий есть еще приветствия жестами. У разных народов формы приветствия разные, порой непривычные для нас.

Предлагаю всем встать и попробовать изобразить приветствия разных народов. Дети по мере рассказа о традициях выполняют все движения, которые предлагает ведущий.

1. У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизится к вам.

2. У японцев для приветствия применяется три вида поклонов: самый низкий – (сайкерей) 45 градусов знак глубокого уважения к собеседнику. Такой поклон делается в отношении незнакомых старших по возрасту или начальству, средний - под углом 30 градусов (простое приветствие), легкий - под углом 15 градусов (для знакомых).

3. В Конго во время приветствия протягивают друг другу обе руки, при этом дуют на них.

4. В Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя друг друга трутся носами. Так же аборигены Новой Зеландии высовывают языки и к тому же выпучивают глаза, но перед этим хлопают ладонями по бедрам, топают ногами и сгибают колени.

5. В Замбези при встрече хлопают в ладоши и делают книксен.

6. Австралийские аборигены, увидев друг друга. В знак приветствия начинают танцевать.

7. Тибетцы здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык. Традиция уходит своими корнями в 9-й век, к временам правления царя-гонителя Ландармы, у которого был черный язык. Тибетцы боялись, что Ландарма обретет реинкарнацию, поэтому, для того чтобы доказать, что они не злые, они начали приветствовать друг друга высовыванием языка. Эта традиция продолжается до сегодняшнего дня. Ее часто дополняют скрещиванием ладоней на груди.

8. Племя масаи, самое известное на территории Кении, здороваясь исполняет «адаму» (танец прыжков). Начинается он с рассказа или истории, после чего танцоры образуют круг и начинают соревноваться между собой в высоте прыжков, что призвано показать гостям силу племени и отвагу его членов. Народ племени акамба даже не утруждаются протягиванием руки: просто плюют друг в дружку в знак приветствия.

Ведущий: Ребята, все выше перечисленное к какому виду этикета относится? Дети: К не речевому этикету, к этикету в общественных местах. Ведущий: Верно. О человеке, который правильно и достойно вести себя в различных ситуациях говорят, что у него правильные манеры.

- А что такое правильные манеры? Ответы детей

Ведущий: Манера – это способ поведения с другими людьми, т.е., что и как вы говорите и делаете. Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, сдержанность, тактичность, умение контролировать себя, говорить приятные слова. Плохими манерами принято считать: привычку очень громко говорить и смеяться, неряшливо одеваться, грубить, говорить плохие слова, курить, опаздывать и др. Сейчас я проверю, как вы различаете хорошие и плохие манеры.

∙ Задание («да»+хлопок, если ведущий называет хорошие манеры, «у-у-у» — плохие).

Мыть руки перед едой, смеяться над ошибками товарищей, читать чужие письма, бегать по школьным коридорам, предложить гостю чай, долго разговаривать по телефону, уступать место в автобусе, жадничать, ябедничать, посадить дерево, говорить обидные слова.

Ведущий: Вывод: вы прекрасно знаете, что хорошо и что плохо.

- А как называют человека, знающего правила этикета и соблюдающего их? Ответы детей

Ведущий: Его называют культурным, воспитанным, вежливым человеком. В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». А «волшебными» они стали называться благодаря произведению Валентины Осеевой «Волшебное слово».

Если дети подготовились (прочитали произведение), то проводится викторина по книге

∙ Викторина по произведению В. Осеевой «Волшебное слово». #1043;лавный герой рассказа «Волшебное слово» - это:

А) Павлик,

Б) Юрик,

В) Бум

2. Старичок мальчику сказал волшебное слово:

А) Спасибо,

Б) Пожалуйста,

В) Доброе утро.

3. Вспоминая старика, Павлик повторял:

А) «Эх ты, путешественник!»,

Б) «Голубчик мой!»,

В) «Волшебник! Волшебник!»

4. Мальчик у сестры попросил одну краску. Какую?

А) Красную,

Б) Зеленую,

В) Синюю

5. «Ну ладно, собирайся!» - громко засмеялся

А) Старичок,

Б) Юрик,

В) Брат

Ведущий: В русском языке до 16 века широко употреблялось многозначное слово «вежа». Вежа – ведать, знать. Вежа – человек, знающий, как вести себя. Отсюда и «вежество», («невежество»). Вежеству учили в школах наряду с арифметикой, грамотой и молитвами. Затем это слово изменилось в «вежливость». (Карточки «вежа», «вежество», «вежливость» на доске).

Игровое задание «Закончите предложение» (хором)

1. Растаять может ледяная глыба, услышав теплое (спасибо).

2. Улыбнется старый пень, если сказать ему (добрый день).

3. Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо).

4. Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

5. И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

6. На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините). Физкультминутка

Игра «Пожалуйста!» (музыкальное сопровождение)

Дети выполняют упражнения не по приказу, а после слова «Пожалуйста» Попрыгайте, руки вверх, присядьте, руки на пояс, поворот назад, руки за голову…

Игровое задание «Дорожка вежливых»

1 вариант: команды поочередно говорят вежливые слова без повторений. 2 вариант: детям раздаются карточки с вежливыми словами, задача – найти ребят с похожими словами.

3 вариант: командам раздаются карточки с вежливыми словами, задача - составить предложение, где будут встречаться приветствие - выражение благодарности, просьба, прощание, пожелание.

Примеры речевых этикетных формул: приветствия:

∙ Доброе утро! (Добрый день! Добрый вечер!)

∙ Здравствуй(те)!

∙ Как дела?

∙ Как живешь?

∙ Как успехи?

∙ Как я рад(а), что вас (тебя) вижу!

∙ Привет!

∙ Приветствую вас!

∙ Рад вас видеть!

∙ Что нового? прощания:

∙ Привет!

∙ Пока!

∙ Бывай? (с друзьями)

∙ Будь! (с друзьями)

∙ Всего доброго! (вежливое)

∙ Всего хорошего! (вежливое)

∙ Всего! ∙ До встречи!

∙ До свидания!

∙ Доброй ночи!

∙ Позвольте откланяться! (устаревшее)

∙ Позвольте попрощаться! (вежливое)

∙ Спокойной ночи!

∙ Счастливо! выражения благодарности:

∙ Спасибо;

∙ Премного благодарен (устаревшее).

∙ Благодарю;

∙ Вы так любезны. просьбы:

∙ Будьте добры;

∙ Если Вам не трудно;

∙ Не могли бы Вы…

∙ Пожалуйста; пожелания:

∙ Желаю

∙ Пусть

∙ Да будет

∙ Сделайте одолжение;

∙ Я прошу Вас (тебя);

∙ Разрешите!

∙ Состязание знатоков этикета

1. Ты с товарищем идешь по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным тебе человеком. Надо ли поздороваться и тебе? (Да).

2. Кто должен поздороваться первым при встрече старший или младший? (Младший).

3. Вы вошли в автобус в заднюю дверь и заметили, что у передней стоят ваши знакомые. Надо ли здороваться с ними? Каким образом это сделать? (Да, можно кивнуть).

4. Как переводится «этикет»? (этикетка).

5. Что означает французское слово слово «вежливость»? (От старославянского веже - знание, т. е. знание о поведении).

6. Можно ли входить в магазин с домашним животным? (Ни в коем случае).

7. Кто первый должен пройти в дверь? (Входящий должен пропустить выходящего, мальчик должен пропустить девочку.)

8. Какой стороны нужно держаться, когда идешь по улице? (Правой).

9. С какой стороны принято обходить прохожих? (Прохожего навстречу – справа, прохожего впереди — слева).

10. Что требуется сделать, если вы случайно с кем нибудь столкнулись? (Извиниться).

11. Если телефон отключился, кто должен перезвонить? (тот, кто звонил).

12. По какую руку от женщины должен идти мужчина? (по левую руку). 13. Вы опоздали к началу представления, ваши места в центре зала, как вы поступите? (Либо продвигаетесь лицом к сидящим, либо присаживаетесь на ближайшие места, а в паузу пересядете на свои места)

14. До которого часа вечером можно шуметь дома? (до 22часов.)

15. Вы хотите есть и на улице купили пирожок. Ваши дальнейшие действия? (остановиться в стороне от движения, чтобы никому не мешать и съесть).

16. Вам нужно покинуть концерт, в какой момент это удобнее сделать? (во время смены актеров, декораций или объявления новых участников).

17. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да).

18. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).

19. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).

Ведущий: Дорогие ребята, наша встреча подошла к концу. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением и радовать окружающих своими хорошими манерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра по теме: «Обращения, вводные слова»

Данный урок рассчитан на проверку знания учащихся по данной теме: "Обращения, вводные слова". В ходе урока совершенствуются знания и  умения учащихся в пунктуационном оформлении предложений собра...

Презентация по теме "Это волшебное слово - мотивация"

Презентация по теме "Это волшебное слово - мотивация"...

Сценарий интеллектуально – познавательной игры по теме "Семья"

ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС». ТЕМА «СОСТАВ СЕМЬИ».Предлагаемая разработка ориентирована на разновозрастную группу. Команды формируются с помощью жеребьёвки.Цель: Организация досуга детей.Задачи:1. В игровой форм...

Сценарий праздника-игры "Это волшебное слово "Здравствуйте!"

Праздник-игра “Это волшебное слово “Здравствуйте” поможет познакомить детей  с историей возникновения праздника, с обычаями и традициями разных стран, расширит их кругозор....

Сценарий мероприятия "Своя игра" по теме «Человек и его здоровье»

Сценарий мероприятия "Своя игра" по теме «Человек и его здоровье»...

Квест-игра «Волшебное слово», посвященная Всемирному Дню «Спасибо».

Квест-игра «Волшебное слово», посвященная Всемирному Дню «Спасибо». Вступительная часть.Ведущий: Здравствуйте, ребята! Именно сегодня мы отмечаем самый «вежливы...

Тема занятия: Волшебные слова.

Цель: развитие культуры общенияЗадачи:Закрепить и углубить знания воспитанников о речевом этикете, о вежливости.Учить употреблять в общении различные формы речевого этикета.Воспитывать у детей ку...