Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
материал

Некрасова Наталья Николаевна

Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки добра, нравственности и красоты. Да и как может быть иначе? Ведь русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира. На уроках используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasova_n.n._duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

В 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения  великого русского педагога – Константина Дмитриевича Ушинского. Привычное словосочетание  – «великий русский педагог», «классик отечественной педагогики».  К.Д. Ушинский часто воспринимается только в прошедшем времени, но, обратившись к его статьям и книгам, каждый читатель найдет в них мысли и положения, созвучные современности.  Одна из них – важность нравственного воспитания. Согласимся с этим и подумаем о том, что сейчас, в начале XXI века, нравственное достоинство нации едва ли не важнее достоинства экономического. Ушинский посвятил этому вопросу отдельную статью «О нравственном элементе в воспитании». И хотя не все положения этой статьи звучат современно, но мысль о том, что обогащение познаниями принесет мало пользы, если человек в процессе воспитания не получил нравственных основ, очень важна для современного общества.

Нравственность Ушинский ставил даже выше, чем развитие ума вообще. «К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ?» [4, 45].

Вопрос о единстве образования и воспитания, безусловно, актуален в наше время. В.В. Путин назвал воспитание школьников «общенациональной задачей».

Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается, прежде всего, в слове. «Через родное слово,- отмечал К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры. И именно Слово в центре внимания на уроках русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки добра, нравственности и красоты. Русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира. На уроках русского языка используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы (сочинения, изложения, сочинения - миниатюры). На уроках используются тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть». Ученики открыто делятся тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое отечество.

На своих уроках я часто провожу «лексические разминки», что способствует лексическому обогащению учащихся. Происходит диалог между учителем и учеником, учеником и одноклассником. Например, подобрать синонимы к слову «милосердие»- это не только назвать слова этого синонимического ряда, но и дать толкование, привести примеры употребления в речевых ситуациях. Используется прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Учитель проделывает эту работу и сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: милосердие, забота, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, жертвенность, чувство вины, порядочность и т.д. В данной работе проявляются ценностные приоритеты школьников, определяются их морально – этические идеалы.

Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. А для этого дети составляют словосочетания, предложения. После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру. Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.

Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.

При изучении темы «Правописание приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 6 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1. Никогда Россия ярма не носила.

2. Велика Россия, а отступать некуда.

3. Нигде не дышится так легко, как на Родине.

4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.

5.Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно.

Предлагаю учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:

  1. Определите тему и идею текста.
  2. Определите стиль речи.
  3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести.

Велика роль уроков литературы в духовно-нравственном развитии школьников, ведь «книга - это открытие мира». К.Д. Ушинский писал: «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Евгения Носова и Белова. Это могучая ограда от зла.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения нравственного понимания. Например, сказки, где добро всегда побеждает зло. Былины воспитывают в детях чувство патриотизма. Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен нравственный потенциал. Пословицы - краткая мудрость народа. Они помогают оценить свои поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде, трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика. И, конечно, при воспитании настоящего человека нельзя обойтись без русской классики. Она бесценна. Это литература на все времена. Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным   чувствам:   радости   и огорчению,   восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время.

Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, - это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, русский язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков. Вопросы психологии, 1985. № 6. С. 38-45
  2. Агибалова С.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей // Молодой ученый, 2015. № 2. С. 468-471.
  3. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. М.: Просвещение, 2012. 318 c.
  4. Днепров Э.Д. Ушинский и современность. – М., 2008
  5. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся в гимназии»....

Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...

"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"

Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы....

«Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность»

В этой презентации представлен обобщённый опыт работы педагога над методической темой «Патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»...