ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
материал

Фадеева Людмила Анатольевна

Семья является первой школой воспитания растущего чел- века и имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи закладываются исходные жизненные позиции ребенка, формируется его характер, происходит овладение им социальными ролями для адаптации в обществе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация: семья является первой школой воспитания растущего чел- века и имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи закладываются исходные жизненные позиции ребенка, формируется его характер, происходит овладение им социальными ролями для адаптации в обществе.

Ключевые слова: воспитательно-образовательный процесс, семья, инклюзивное образование.

Системообразующим фактором, определяющим качество образовательной среды, выступает воспитательно-образовательный процесс, где все составляющие элементы образовательной среды: субъекты – участники процесса; предметы, объекты – составляющие предметно-пространственной среды; коммуникативный стиль.

Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. Именно в ней формируются все специфически человеческие процессы. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к действиям, которые самостоятельно он выполнить ещё не может, что образует зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития – потенциальные возможности ребенка, уровень психического развития, при котором он самостоятельно не способен осуществить определенных заданий, но может их выполнить при помощи взрослого. Эта зона диагностируется по уровню сложности задач, осуществляемых ребенком в сотрудничестве со взрослым.

Зона актуального развития диагностируется задачами такого уровня сложности, которые ребенок может выполнить самостоятельно. Переход от одной зоны актуального развития к другой осуществляется благодаря механизму интериоризации. Согласно этому закону, каждая психическая функция, прежде чем стать внутренним средством сознательной деятельности, проходит внешнюю стадию, осуществляемую в рамках совместных видов деятельности. Этот процесс происходит в зоне ближайшего развития в совместной деятельности взрослого и ребенка по решению конкретных образовательных задач.

 Процесс интериоризации относится к отдельным действиям, психическим функциям и деятельности в целом. Закон интериоризации распространяется на ситуации обучения как интеллектуальным действиям, так и социальным умениям.

Компонентами совместной деятельности являются взаимодействия (интеракции) между её участниками, но не любые, а дерминированные направленностью на общий предмет, т.е. предметно направленные.

Именно в совместной деятельности заключен образовательный потенциал, поскольку в процессе такой деятельности ребенок овладевает разнообразными психологическими орудиями, равно как и культурными средствами по освоению различных видов деятельности. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В статье №18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и школы.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта рассматриваются новые принципы взаимодействия, к которым относятся вариативность содержания, форм и методов образования родителей.

Главный момент в контексте «семья – школа» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Родителям и учителям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником образовательного процесса.

Анализ психолого-педагогической литератур позволяет выделить неэффективность данного взаимодействия, которое иногда проявляется в относительной стихийности, которую условно можно разделить на три направления:

  1. обращение родителей к учителю с вопросами о ребенке;
  2. обращение учителей к родителям по проблемам ребенка и работы школьного учреждения;
  3. общение по другим поводам, не связанным с ребенком

В общении родителей с учителями можно отметить следующие особенности:

1) частота обращений к учителям и их содержание (одни родители могут общаться ежедневно, а другие практически не общаются);

2) большинство интересов родителей связано с беспокойством об аппетите детей и их самочувствии и гораздо реже обращения связаны с содержанием уроков и успехами на них;

3) учителя чаще обращают внимание родителей на негативные проявления в поведении ребенка, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогом;

4) учителя включаются в процесс взаимодействия с родителями, при этом зачастую не могут или не знают, что посоветовать, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата;

5) родители при этом нередко демонстрируют агрессивную – в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;

6) отсутствие навыков психологически грамотно построить беседу, избежать некорректных замечаний в адрес ребенка или родителей, а также оценочных суждений о ребенке, приводит к нежеланию родителей включаться в процесс взаимодействия;

7) не всегда правильно выбирают учителя и стиль общения с родителями.

Таким образом, проблема умственного развития ребенка и включение в этот процесс семьи зависит как от педагогов школы, так и от самой семьи.

В рамках ФГОС взаимодействие учителей и родителей должны опираться на следующие принципы: принцип единства целей образовательного процесса, принцип систематичности, принцип плановости, принцип индивидуальности, принцип своевременности.

ФГОС обуславливает поиск эффективных специальных коррекционных условий осуществления педагогического процесса в школьных учреждениях (новыми социальными условиями, взаимопроникновением общего, дополнительного и коррекционного образования, изменением контингента детей, посещающих школьные учреждения). Новое явление в российской системе образования – инклюзивное обучение детей инвалидов.

Инклюзивное образование гарантирует родителям право обучать ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях, при этом специальные потребности каждого должны удовлетворяться наиболее оптимально.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах: Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Микро- группы для взаимодействия детей через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.

Фронтальные формы организации активности детей рекомендуется проводить в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети обучаются вместе в особой спокойной, доверительной атмосфере.

Таким образом образовательный процесс современного школьного учреждения – это целенаправленная деятельность педагогов – ребенка – руководителя – родителей по организации совместной деятельности взрослого и ребенка, по созданию взрослым социально-развивающей среды для свободной самостоятельной деятельности ребенка.

Список литературы

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 1983.

2. Байбородова Л.В. Классному руководителю: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М.: Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе.

Создание  комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе....

Детско-взрослая квест игра как форма включения родителей в воспитательный процесс

Презентация к мастер-классу "Детско-взрослая квест игра как форма включения родителей в воспитательный процесс"...

Арт-терапия как инновационная психолого – педагогическая технология работы с родителями

Арт-терапия – лечение искусством. Арт – в переводе с английского «искусство».Ценность применения технологии состоит в том, что с её помощью можно на символическом уровне выразить самые разные чувства ...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

Методическое пособие "Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы".

Методическое пособие "Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы". Утвержден: ГБУ ДПО РМ ...